kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: расширить понятия: «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать характеристику поступка уметь делить текст на части и их озаглавливать; взять из сказки что-то нужное, важное для себя. Не только учитель, но и ученики принимали активное участие на протяжении всего урока, а именно: отвечали на вопросы, выполняли задание, работали с текстом. В качестве рефлексии была использована танцевальная физминутка,соответствующая тематике открытого урока. Во время урока была розыграна интресеная сценка с одной из главныз гороинь - Ленивицей и Морозом Ивановичем. Домашним заданием было: нарисовать иллюстрацию понравившегося отрывка. Все цели - достигнуты,задачи - выполнены,ученики - довольны! 

Просмотр содержимого документа
«В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович"»

Муниципальная общеобразовательная организация

ОШ 22 г. Енакиево















Подготовила:

учитель 3 -А класса

Свиридонова О.Ю.


Дата: 18.12.2020г.






Енакиево

2020






Цель: расширить понятия: «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать характеристику поступка уметь делить текст на части и их озаглавливать; взять из сказки что-то нужное, важное для себя.


Задачи:

  • обобщить знания и умения работы над сказкой, уметь сравнивать и анализировать (чем литературное произведение отличается от народного), учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нём событий, воспроизведения содержания сказки по вопросам учителя.

  • развивать устную речь учащихся; развивать образное мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать; развивать речь, память, воображение

  • воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности.

  • следить за произношением; закреплять правильное произношение звука ц на материале слов и слогов.


Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала.


Оборудование: учебник, рабочие тетради, портрет писателя, рукавичка Деда Мороза, снежинки, шкатулка со словами, иллюстрации к сказке, мелодия, «Словарик настроения», презентация, видеопроектор.
























Ход урока.

1.Организационный момент. (2 мин)

I. Психологический настрой к уроку (1 мин)

- Здравствуйте ребята! У нас сегодня необычный урок: присутствуют гости. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

-Итак, начнем наш урок.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко, говорим

И тихонечко сидим.

У:

Мы умные

Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы хорошо учимся!

Все у нас получится!


II. Актуализация знаний ( 5 мин)

Урок, ребята, продолжаем и загадку отгадаем.

Повела она над нами

Снеговыми рукавами,

И посыпались снежинки

На деревья и дома.

Мы в снежки сражаться будем,

Мы с горы кататься будем.

И поэтому нам очень,

Очень нравится…(зима)!


А теперь настал черёд речевой разминки

Повторяем дружно, чётко ……

Чтобы не было запинки………

За-за-за наступила зима

Оз-оз-оз на улице мороз.

Ца-ца-ца - весь день метет метелица.

Ец-ец-ец - вот и сказочке конец.


А вот и нет, ребята, наша сказка только начинается!!!!!!

III. Проверка домашнего задания.

(001 Метель + музыка, снежинки)

У. - Ой, что-то ёлка замигала, как будто что-то говорит, (достаёт рукавичку)

Так вот в чём дело, посмотрите……..рукавичка, чья она?

Д. – Деда Мороза.


У. – Ой, сколько снега набилось! (Снежинки высыпаются из рукавички). – Не простые снежинки, а волшебные, снежинки-задания.

1 снежинка. За окном уже зима

2 снежинка. Волшебная пора она

3 снежинка. Мы облетели землю, здания,

4 снежинка. Чтобы проверить домашнее задание.

С 1. – Ребята, а какие сказки о Морозе вы читали?

Д. – «Два Мороза», «Мороз Иванович», «Морозко», Некрасов «Мороз, Красный нос», Маршак «Двенадцать месяцев».

2 снежинка.

С 2.- Чем отличается: «литературная сказка» и «русская народная сказка»?

Д.: Русскую сочинил народ, а литературную написал автор.

С.2 – Каким изображает Мороза в своих сказках народ?

Д. – Мудрым, умным, богатым, добрым, доброжелательным, благородным, большим, в красном кафтане, с посохом в руке, в санях, запряженных тройкой лошадей.

3 снежинка.

С.3.- Кто написал сказку «Мороз Иванович»?

Д. – Владимир Федорович Одоевский.

4 снежинка.

С.4. – Сюжет какой русской народной сказки явился основой литературной сказки «Мороз Иванович»?

Д. – «Морозко».


Учитель: Автор « Морозко», мы знаем народ

А кто же такой Одоевский?

Поведает нам ученица одна,

Что нам неизвестно, расскажет она……..

(002 Презентация).

Владимир Фёдорович Одоевский родился в (1804-1869)

Писатель, философ, педагог, музыкальный критик.
Родился в Москве, в семье древнего княжеского рода. Учился в Московском университетском благородном пансионе.
Переехал в Петербург, был директором Публичной библиотеки и Румянцевского музея. Был сенатором. Он участвовал в создании Петербургской и Московской консерваторий. Написал несколько учебников.
«Городок в табакерке» и «Мороз Иванович» — самые популярные его произведения для детей.


3. Постановка цели урока

Сегодня на уроке мы продолжим работать со сказкой Владимира Фёдоровича Одоевского «Мороз Иванович». Мы подробно поработаем с текстом, что поможет нам дать характеристику главным героям, составим и запишем сравнительную характеристику. ( 003 заставка к сказке )


4. Работа с текстом.

  • Ответы на вопросы……

  • Давайте вспомним краткое содержание сказки.

  • - Назовите главных героев сказки. (Мороз Иванович, Ленивица, Рукодельница)

  • - Где жил Мороз Иванович? (В колодце)

  • - Почему он жил в колодце? (Потому что Мороз Иванович любит холод, мороз, а в колодце даже летом холодно)

  • - Почему автор назвал девочек так: Рукодельница, Ленивица? (В слове «Рукодельница» два корня –рук- и –дел-, т.е. все умеет делать руками. А «Ленивица» от слова лень).

  • Выборочное чтение. А теперь поработаем с книгой. Найдите в книге и зачитайте ответ на вопрос…….

  • - Как проходил день у Рукодельницы? Прочитайте.(с. 196, 2 абз., 5 абз.)

  • - Как проходил день у Ленивицы? Прочитайте.(с.196, 3 абз., 4 абз.)

  • - Какая беда случилась с Рукодельницей? Прочитайте. (с.197-198)

  • Ребята, а теперь давайте восстановим события и вспомним что происходило дальше?

  • - Кто встретился ей в колодце? (Пирожок и яблочки)

  • - О чем они ее попросили? (Пирожок попросил достать его из печки. Яблочки на яблоне попросили потрясти.)

  • - Как Рукодельница могла вернуть ведерко? (За него она должна была три дня прослужить у Мороза Ивановича)

  • - Какую работу выполняла Рукодельница у Мороза Ивановича? (взбивала перину, убиралась в доме, кушанье готовила, починила платье у старика и белье выштопала).



  • - Ребята, найдите в тексте и прочитайте, как Мороз Иванович наградил Рукодельницу (с.202)

  • - Скажите, ребята, Ленивица хотела идти к старику работать? (Нет, а заработать горсть пятачков и брильянтовую булавочку хотела).

003. Физкульминутка. «К нам на новоселье жалует Зима» (ВИДЕО)


Что-то засиделись мы ребята с вами.

Пора физкультминутку провести.

Позовем-ка мы снежок к нам в гости,

Чтоб не было ни грусти, ни тоски!!!!!!


    1. Рукодельница и Ленивица (сравнение двух главных героинь сказки).

В этой сказке две главных героини. Автор противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя приём контраста используя АНТОНИМЫ!!!!! Так, что же такое АНОНИМЫ? (слова противоположные по смыслу).

Итак, мы вспомнили описание девочек, их отношение к работе, к просьбам других и теперь сможем заполнить таблицу!!!!

Заполним таблицу.

Рукодельница (какая?)

Ленивица (какая?)

трудолюбивая

ленивая

умная

глупая

воспитанная

вредная

ласковая

грубая

скромная

капризная

Вывод: в этой борьбе побеждает трудолюбие, скромность, добро. А зло и лень наказаны.

Каким показан в сказке Мороз Иванович? Объяснить. (Мудрым, справедливым)


Стук в дверь и вход Мороза Ивановича

М.И. - Здравствуйте, а вот и я

В гости к вам пришел, друзья.

Сказку обо мне читали?

Много нового узнали?


- Здравствуй, Мороз Иванович!

Мы тут сказку прочитали,

На вопросы отвечали.

А теперь тебя попросим

В сценке нашей быть героем.


С Рукодельницей встречался?

А с Ленивицею? Нет?

Тогда встречай, спешит девчонка

Взять у тебя ведро монет.



004 Музыкальная заставка для сказки

Малаша:

Пришла я, дед, у тебя пожить

Да награду за то получить.

Мороз Иванович:

Оставайся, коль пришла,

В доме ждут тебя дела.

На работу посмотрю,

По заслугам одарю. (уходит по делам)


Малаша: (берет метелку, рассматривает)

По полу я ходила,

А как его метут – забыла.

Что же делать? Как тут быть?

Пойду лучше рубашку шить. (садится зашивать рубашку)

Рубашку я нашивала,

А как ее зашивают – не спрашивала. (уколола палец)

Ой, как больно! Ой-ой-ой!

Укололась я иглой! (плачет)

Ладно, не буду сидеть напрасно.

Взобью перину – это хоть не опасно. (взбивает перину)

Как бы рук не застудить… (дует на пальцы)

Лучше уж обед варить. (идет к столу)

Каждый день я обедаю,

А как что готовят – не ведаю. (в растерянности)

1-я Сказочница: Побросала Малаша все овощи в кастрюльку целиком, даже не помыла. Думает: «И так сойдет! Может дед и не заметит».

Мороз Иванович: (входит)

Ну что, Малаша, готов обед?

Малаша:

Ой, устала! Сил прямо нет.

Садись, наливай.

Да награду за работу давай.

Мороз Иванович: (кладет в тарелку кушанье, рассматривает)

Я хоть добр, но справедлив

И во всем люблю порядок.

Я скажу, а ты запомни:

По работе и награда. (дает Малаше ожерелье)

2-я Сказочница: Вернулась Малаша домой и хвастается подарком. А ожерелье то – и растаяло.

Сказочница:

Что ж, Малаша, не печалься,

Поскорее исправляйся.

И тогда на Новый год

Мороз подарки принесёт.

А вы запомните, ребята:

По работе и награда! (хором)


VII.Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели

М. И. А теперь давайте поиграем

И пословицы пособираем.

Я начну, вы продолжайте,

Хором дружно отвечайте!

005 Работа над пословицами.

Собери пословицу:

Что посеешь… …такова и награда.

Какова работа… …то и пожнёшь.

Мало хотеть… … не жди добра.

Сделав худо… … надо уметь.

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь скажите, что объединяет эти пословицы и сказку «Мороз Иванович».

(чтобы получить хороший результат, нужно потрудиться, а ленивый человек ничего не получит…)

Правильно! И в подтверждение этих слов давайте вспомним, чем начинается сказка

«МОРОЗ ИВАНОВИЧ»…….. (читают в учебнике: Нам даром, без труда ничего не даётся, - недаром исстари пословица даётся.)


- У вас на парте лежат снежинки.

- Те, кому понравился урок и те, кто узнал что-то новое, напишите своё имя и прикрепите на нашу ёлочку белую снежинку. А те, кому занятие не понравилось, и ему было скучно, напишите на синей снежинке своё имя и тоже прикрепите на ёлочку.

( 1,2,3- руки верх подними…….)

-И мне очень понравилось, как вы сегодня работали? Спасибо!


Но отметки 5 за урок получают самые активные ребята:

Это ………….


VIII. Домашнее задание . Нарисовать иллюстрацию понравившегося отрывка.


М. И. Мне понравилось у вас, детвора,

Я хочу вам пожелать добра

И успехов в вашем школьном ученье,

Чтобы не было оно для вас мученьем.

Завтра день Святого Николая.

От его имени вас поздравляю.

Передал он вам подарочки

Для девочек и мальчиков!

И для взрослых есть сюрпризы,

Чтобы не было обиды!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович"

Автор: Свиридонова Оксана Юрьевна

Дата: 23.02.2021

Номер свидетельства: 573936

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "в.ф.одоевский мороз иванович "
    ["seo_title"] => string(30) "v-f-odoievskii-moroz-ivanovich"
    ["file_id"] => string(6) "147557"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419426538"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока на тему "В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович""
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt_uroka_na_tiemu_v_f_odoievskii_moroz_ivanovich"
    ["file_id"] => string(6) "393556"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487518172"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Урок литературного чтения в 4 классе по теме В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_litieraturnogho_chtieniia_v_4_klassie_po_tiemie_v_f_odoievskii_moroz_ivanov"
    ["file_id"] => string(6) "412699"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493720096"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Авторская сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»" "
    ["seo_title"] => string(104) "urok-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-po-tiemie-avtorskaia-skazka-v-f-odoievskogho-moroz-ivanovich"
    ["file_id"] => string(6) "246652"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446425001"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Разработка урока по литературному чтению. Тема: В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович""
    ["seo_title"] => string(77) "razrabotka_uroka_po_literaturnomu_chteniiu_tema_v_f_odoevskii_moroz_ivanovich"
    ["file_id"] => string(6) "551986"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1590822555"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства