Цель урока: расширить понятия: «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать характеристику поступка уметь делить текст на части и их озаглавливать; взять из сказки что-то нужное, важное для себя. Не только учитель, но и ученики принимали активное участие на протяжении всего урока, а именно: отвечали на вопросы, выполняли задание, работали с текстом. В качестве рефлексии была использована танцевальная физминутка,соответствующая тематике открытого урока. Во время урока была розыграна интресеная сценка с одной из главныз гороинь - Ленивицей и Морозом Ивановичем. Домашним заданием было: нарисовать иллюстрацию понравившегося отрывка. Все цели - достигнуты,задачи - выполнены,ученики - довольны!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович"»
Муниципальнаяобщеобразовательнаяорганизация
ОШ№ 22 г. Енакиево
Подготовила:
учитель 3 -Акласса
СвиридоноваО.Ю.
Дата: 18.12.2020г.
Енакиево
2020
Цель: расширить понятия: «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать характеристику поступка уметь делить текст на части и их озаглавливать; взять из сказки что-то нужное, важное для себя.
Задачи:
обобщить знания и умения работы над сказкой, уметь сравнивать и анализировать (чем литературное произведение отличается от народного), учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нём событий, воспроизведения содержания сказки по вопросам учителя.
воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности.
следить за произношением; закреплять правильное произношение звука ц на материале слов и слогов.
Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала.
Оборудование: учебник, рабочие тетради, портрет писателя, рукавичка Деда Мороза, снежинки, шкатулка со словами, иллюстрации к сказке, мелодия, «Словарик настроения», презентация, видеопроектор.
Ход урока.
1.Организационный момент. (2 мин)
I. Психологический настрой к уроку (1 мин)
- Здравствуйте ребята! У нас сегодня необычный урок: присутствуют гости. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
-Итак, начнем наш урок.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко, говорим
И тихонечко сидим.
У:
Мы умные
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы хорошо учимся!
Все у нас получится!
II. Актуализация знаний ( 5 мин)
Урок, ребята, продолжаем и загадку отгадаем.
Повела она над нами
Снеговыми рукавами,
И посыпались снежинки
На деревья и дома.
Мы в снежки сражаться будем,
Мы с горы кататься будем.
И поэтому нам очень,
Очень нравится…(зима)!
А теперь настал черёд речевой разминки
Повторяем дружно, чётко ……
Чтобы не было запинки………
За-за-за наступила зима
Оз-оз-оз на улице мороз.
Ца-ца-ца - весь день метет метелица.
Ец-ец-ец - вот и сказочке конец.
А вот и нет, ребята, наша сказка только начинается!!!!!!
III. Проверка домашнего задания.
(001 Метель + музыка, снежинки)
У. - Ой, что-то ёлка замигала, как будто что-то говорит, (достаёт рукавичку)
Так вот в чём дело, посмотрите……..рукавичка, чья она?
Д. – Деда Мороза.
У. – Ой, сколько снега набилось! (Снежинки высыпаются из рукавички). – Не простые снежинки, а волшебные, снежинки-задания.
1 снежинка. За окном уже зима
2 снежинка. Волшебная пора она
3 снежинка. Мы облетели землю, здания,
4 снежинка. Чтобы проверить домашнее задание.
С 1. – Ребята, а какие сказки о Морозе вы читали?
Д. – «Два Мороза», «Мороз Иванович», «Морозко», Некрасов «Мороз, Красный нос», Маршак «Двенадцать месяцев».
2 снежинка.
С 2.- Чем отличается: «литературная сказка» и «русская народная сказка»?
Д.: Русскую сочинил народ, а литературную написал автор.
С.2 – Каким изображает Мороза в своих сказках народ?
Д. – Мудрым, умным, богатым, добрым, доброжелательным, благородным, большим, в красном кафтане, с посохом в руке, в санях, запряженных тройкой лошадей.
3 снежинка.
С.3.- Кто написал сказку «Мороз Иванович»?
Д. – Владимир Федорович Одоевский.
4 снежинка.
С.4. – Сюжет какой русской народной сказки явился основой литературной сказки «Мороз Иванович»?
Д. – «Морозко».
Учитель: Автор « Морозко», мы знаем народ
А кто же такой Одоевский?
Поведает нам ученица одна,
Что нам неизвестно, расскажет она……..
(002 Презентация).
Владимир Фёдорович Одоевский родился в (1804-1869)
Писатель, философ, педагог, музыкальный критик. Родился в Москве, в семье древнего княжеского рода. Учился в Московском университетском благородном пансионе. Переехал в Петербург, был директором Публичной библиотеки и Румянцевского музея. Был сенатором. Он участвовал в создании Петербургской и Московской консерваторий. Написал несколько учебников.«Городок в табакерке» и «Мороз Иванович» — самые популярные его произведения для детей.
3. Постановка цели урока
Сегодня на уроке мы продолжим работать со сказкой Владимира Фёдоровича Одоевского «Мороз Иванович». Мы подробно поработаем с текстом, что поможет нам дать характеристику главным героям, составим и запишем сравнительную характеристику. ( 003 заставка к сказке )
4. Работа с текстом.
Ответы на вопросы……
Давайте вспомним краткое содержание сказки.
- Назовите главных героев сказки. (Мороз Иванович, Ленивица, Рукодельница)
- Где жил Мороз Иванович? (В колодце)
- Почему он жил в колодце? (Потому что Мороз Иванович любит холод, мороз, а в колодце даже летом холодно)
- Почему автор назвал девочек так: Рукодельница, Ленивица? (В слове «Рукодельница» два корня –рук- и –дел-, т.е. все умеет делать руками. А «Ленивица» от слова лень).
Выборочное чтение. А теперь поработаем с книгой. Найдите в книге и зачитайте ответ на вопрос…….
- Как проходил день у Рукодельницы? Прочитайте.(с. 196, 2 абз., 5 абз.)
- Как проходил день у Ленивицы? Прочитайте.(с.196, 3 абз., 4 абз.)
- Какая беда случилась с Рукодельницей? Прочитайте. (с.197-198)
Ребята, а теперь давайте восстановим события и вспомним что происходило дальше?
- Кто встретился ей в колодце? (Пирожок и яблочки)
- О чем они ее попросили? (Пирожок попросил достать его из печки. Яблочки на яблоне попросили потрясти.)
- Как Рукодельница могла вернуть ведерко? (За него она должна была три дня прослужить у Мороза Ивановича)
- Какую работу выполняла Рукодельница у Мороза Ивановича? (взбивала перину, убиралась в доме, кушанье готовила, починила платье у старика и белье выштопала).
- Ребята, найдите в тексте и прочитайте, как Мороз Иванович наградил Рукодельницу (с.202)
- Скажите, ребята, Ленивица хотела идти к старику работать? (Нет, а заработать горсть пятачков и брильянтовую булавочку хотела).
003. Физкульминутка. «К нам на новоселье жалует Зима» (ВИДЕО)
Что-то засиделись мы ребята с вами.
Пора физкультминутку провести.
Позовем-ка мы снежок к нам в гости,
Чтоб не было ни грусти, ни тоски!!!!!!
Рукодельница и Ленивица (сравнение двух главных героинь сказки).
В этой сказке две главных героини. Автор противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя приём контраста используя АНТОНИМЫ!!!!! Так, что же такое АНОНИМЫ? (слова противоположные по смыслу).
Итак, мы вспомнили описание девочек, их отношение к работе, к просьбам других и теперь сможем заполнить таблицу!!!!
Заполним таблицу.
Рукодельница (какая?)
Ленивица (какая?)
трудолюбивая
ленивая
умная
глупая
воспитанная
вредная
ласковая
грубая
скромная
капризная
Вывод: в этой борьбе побеждает трудолюбие, скромность, добро. А зло и лень наказаны.
Каким показан в сказке Мороз Иванович? Объяснить. (Мудрым, справедливым)
Стук в дверь и вход Мороза Ивановича
М.И. - Здравствуйте, а вот и я
В гости к вам пришел, друзья.
Сказку обо мне читали?
Много нового узнали?
- Здравствуй, Мороз Иванович!
Мы тут сказку прочитали,
На вопросы отвечали.
А теперь тебя попросим
В сценке нашей быть героем.
С Рукодельницей встречался?
А с Ленивицею? Нет?
Тогда встречай, спешит девчонка
Взять у тебя ведро монет.
004 Музыкальная заставка для сказки
Малаша:
Пришла я, дед, у тебя пожить
Да награду за то получить.
Мороз Иванович:
Оставайся, коль пришла,
В доме ждут тебя дела.
На работу посмотрю,
По заслугам одарю. (уходит по делам)
Малаша: (берет метелку, рассматривает)
По полу я ходила,
А как его метут – забыла.
Что же делать? Как тут быть?
Пойду лучше рубашку шить. (садится зашивать рубашку)
Рубашку я нашивала,
А как ее зашивают – не спрашивала. (уколола палец)
Ой, как больно! Ой-ой-ой!
Укололась я иглой! (плачет)
Ладно, не буду сидеть напрасно.
Взобью перину – это хоть не опасно. (взбивает перину)
Как бы рук не застудить… (дует на пальцы)
Лучше уж обед варить. (идет к столу)
Каждый день я обедаю,
А как что готовят – не ведаю. (в растерянности)
1-я Сказочница: Побросала Малаша все овощи в кастрюльку целиком, даже не помыла. Думает: «И так сойдет! Может дед и не заметит».
Мороз Иванович: (входит)
Ну что, Малаша, готов обед?
Малаша:
Ой, устала! Сил прямо нет.
Садись, наливай.
Да награду за работу давай.
Мороз Иванович: (кладет в тарелку кушанье, рассматривает)
Я хоть добр, но справедлив
И во всем люблю порядок.
Я скажу, а ты запомни:
По работе и награда. (дает Малаше ожерелье)
2-я Сказочница: Вернулась Малаша домой и хвастается подарком. А ожерелье то – и растаяло.
Сказочница:
Что ж, Малаша, не печалься,
Поскорее исправляйся.
И тогда на Новый год
Мороз подарки принесёт.
А вы запомните, ребята:
По работе и награда! (хором)
VII.Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели
М. И. А теперь давайте поиграем
И пословицы пособираем.
Я начну, вы продолжайте,
Хором дружно отвечайте!
005 Работа над пословицами.
Собери пословицу:
Что посеешь… …такова и награда.
Какова работа… …то и пожнёшь.
Мало хотеть… … не жди добра.
Сделав худо… … надо уметь.
Учитель: Молодцы, ребята! А теперь скажите, что объединяет эти пословицы и сказку «Мороз Иванович».
(чтобы получить хороший результат, нужно потрудиться, а ленивый человек ничего не получит…)
Правильно! И в подтверждение этих слов давайте вспомним, чем начинается сказка
«МОРОЗ ИВАНОВИЧ»…….. (читают в учебнике: Нам даром, без труда ничего не даётся, - недаром исстари пословица даётся.)
- У вас на парте лежат снежинки.
- Те, кому понравился урок и те, кто узнал что-то новое, напишите своё имя и прикрепите на нашу ёлочку белую снежинку. А те, кому занятие не понравилось, и ему было скучно, напишите на синей снежинке своё имя и тоже прикрепите на ёлочку.
( 1,2,3- руки верх подними…….)
-И мне очень понравилось, как вы сегодня работали? Спасибо!
Но отметки 5 за урок получают самые активные ребята:
Это ………….
VIII. Домашнее задание . Нарисовать иллюстрацию понравившегося отрывка.