урок литературного чтения по В.Ф.Одоевскому «Мороз Иванович»
Цели урока: продолжить работу над сказкой, развитие умения работы с текстом, формирование умения анализа литературного произведения с точки зрения характеров и поступков героев-антиподов, прививать любовь к родному языку, воспитание у ребенка потребности в труде.
УУД:
Предметные
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития
Метапредметные
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные
Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний. Наличие мотивации к работе на результат. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса. Высказывать собственное суждение и давать им обоснование.
-
Организационный момент.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня
Словно пухом устилает
Все дороги и дома
Сыплет, сыплет снег, снежок
Начинаем наш урок!
Учитель: По дороге в школу я нашла рукавичку. Как вы думаете, чья она?
Дети. – Деда Мороза.
– Ой, сколько снега набилось! (Снежинки высыпаются из рукавички). – Не простые снежинки, а снежинки-задания.
1 задание
Прочитайте скороговорку
У елки иголки колки.
Произносим по-разному, делая ударение каждый раз на новое слово.
2 задание
- Какие сказки о Морозе вы читали?
-
«Два Мороза», «Мороз Иванович», Некрасов «Мороз, Красный нос», Маршак «Двенадцать месяцев».
- < >< >
Сегодня на уроке мы продолжим работу над литературной сказкой «Мороз Иванович», написанной Владимиром Федоровичем Одоевским в XIX веке. (Презентация «Мороз Иванович)Слайд № 1
Владимир Федорович Одоевский (1803-1869) — известный русский писатель, педагог, музыковед, литератор и общественный деятель. Одним из первых он стал писать сказки специально для детей. Владимир Федорович Одоевский работал под псевдонимом «Дедушка Ириней» Когда ему исполнилось 30 лет в свет вышел сборник для детей «Детские сказки дедушки Иринея». Сюда вошли такие сказки как «Червячок», «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович» — самые популярные его произведения для детей. Владимир Федорович Одоевский считал, что из сказок народ должен получать научные знания, чему-то учиться, что-то узнавать нового. Сегодня на уроке мы узнаем, какие знания должны мы получить из сказки Мороз Иванович.
У нас осталось еще одно задание-снежинка
5. Задание
- Прочитайте понравившийся отрывок из сказки.
- Кто герои сказки В.Ф.Одоевского Мороз Иванович?
- Сегодня на уроке мы проведем сравнительный анализ главных персонажей сказки.
Давайте разделимся на две группы – 1 группа будет рассказывать все о Ленивице, 2 группа – все о Рукодельнице.
- Сравнительный анализ главных персонажей сказки.
- Будем описывать девочек по картинкам, какими вы их представляете, найдем и прочитаем отрывки из сказки, рассказывающие о девочках по следующему плану:
- < >
внешний вид;
- < >< >
встреча с Морозом Ивановичем.
Слайд № 2
Рукодельница
умная девочка;
рано вставала;
печку топила;
хлебы месила;
избу мела;
петуха кормила;
… за водой ходила;
скучать ей было некогда;
вставши с постели, за дело принималась.
- Какие поступки совершает Рукодельница?
«Схватила лопатку, вынула пирожок, положила его за пазуху, подошла к дереву, потрясла его, золотые яблочки так и посыпались.» - Какой это оборот «золотые яблочки»? (сказочный оборот) «Принималась взбивать снег, все прибрала, кушанье изготовила, платье починила и белье выштопала, руки окостенели, и пальчики побелели.»
- Как понимаете «окостенели»? Как кости гремят?
- Как понимаете побелели? Посмотрите, какие у вас?
Физминутка
Слайд 3
Ленивица
в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась, сядет к окошку мух считать: сколько прилетело, да сколько улетело; сидит горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно.
- Какая это девочка? (ленивая)
- Какой портрет нарисуем?
- Какие поступки совершает Ленивица?
«Мне себя утомлять, захочешь, сам выскочишь, успею набрать, как сами нападают, стану я себя утомлять да пальцы знобить, чтоб большого труда себе не давать, зачем себя трудить, каждую вещь особо варить, взяла было иголку, а с непривычки укололась; так ее и бросила.»
- Какие это герои?
(противоположные по характеру и поступкам — антиподы) - Какими себе вы их представляете?
- Кто вам симпатичен?
- Каким вам представился Мороз Иванович?
- А какой автор? Кем он мог быть в сказке?
(Морозом Ивановичем)
Работа с пословицами.
Вы знаете, что в пословицах заложена народная мудрость. Расскажите мне пословицы, которые больше подходят к этой сказке:
Труд человека кормит, а лень — портит.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Подведение итогов урока.
Какую сказку мы сегодня разбирали?
Что хотел сказать Владимир Федорович Одоевский в сказке «Мороз Иванович»?
Какие люди ценятся?
Вывод: главная тема сказок — борьба добра со злом, и эта сказка еще одно доказательство.
- Рефлексия
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Мне захотелось…