1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | - Кто с работой дружен, нам сегодня нужен? НУЖЕН - Кто с учёбой дружен, нам сегодня нужен? НУЖЕН - С чтением кто дружен, нам сегодня нужен? НУЖЕН Таким ребятам хвала и честь! - Такие ребята в классе есть? ЕСТЬ - Я уверена, что вы хотите учиться. Желаю вам на этом уроке много нового узнать. - Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. Сядьте ровненько и красиво. | Дети слушают. Настраиваться на предстоящую работу. Садятся на места. |
2.Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3.Выявления места и причины затруднения. Создание проблемной ситуации. 4.Построение выхода из затруднения | 1.Речевая разминка. Расстановка логического ударения. Нужно для счастья порою немного. - О чем – то скрипит половица, И спице опять не спится. Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки. И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски. Тихонько скрипит половица По комнате ходит сказка… - Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? 2.Работа с выставкой книг. - Ребята, сегодня для вас я организовала выставку книг. Посмотрите, какие книги перед вами. - Прочитайте названия произведений. - Знакомы ли вам эти книги? - Что общего может быть у этих произведений? - На какие группы вы бы распределили эти сказки? - Чем авторская сказка отличается от народной? – А почему они волшебные? - С какими произведениями мы познакомились на прошлых уроках? - Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением. Но прежде помогите мне составить слова. ЗОРОМ ЧИВОНАВИ - Итак, как называется произведение? - Ребята, сегодня мы познакомимся не только с содержанием этой сказки, но и с автором. –А также увидим, как рождается авторская сказка из народной. Постараемся увидеть, чем они похожи и чем отличаются. - Сформулируйте тему и задачи урока. | О сказке Русская народная сказка «Морозко», сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица» Это сказки. Наверное, у них похож сюжет. На авторские и народные Авторская более эмоциональна, позволяет узнать что-то о самом авторе – Да потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои. Ответы детей. Дети составляют слова. МОРОЗ ИВАНОВИЧ - В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» – Мы познакомимся с содержанием сказки будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы |
Сейчас мы посмотрим видео и познакомимся с его биографией. Просмотр видеоролика. Владимир Федорович Одоевский — известный литератор и общественный деятель. Он необыкновенный человек: знал философию и математику, физику и химию. Был музыкальным критиком и сам писал музыку. Собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А ещё очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей. Свои сказки он всегда заканчивает словами: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление». | |
5.Реализация построенного проекта 6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | 1.Работа с эпиграфом. - У этой сказки есть эпиграф. Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл. Прочитайте на доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся». – Что нам помогают понять эти слова? Физминутка (удержать пушинку на руке) 2.Словарная работа. - В тексте встретятся слова, значение которых может вызвать у вас затруднения. Попробуйте в парах обсудить значения этих слов (соединить стрелками) рубить платки – парадная половина крестьянской избы студенец – спать горница – подшивать платки почивать – колодец (от слова «студёный»- холодный) - Вот теперь значения всех слов понятны и мы начинаем знакомство со сказкой. – Будьте внимательными, чуткими слушателями, умеющими слышать волшебное слово сказки. Давайте прочитаем текст. | Человек ничего не получает, если не работает. Еще в старину люди так думали, так думают и сейчас. Чтения текста по цепочке. |
7.Выявление первичного восприятия текста. | – С кем произошла сказочная история? - Какими чертами характера они обладали? (Дети распределяют слова: ленивая, добрый, грубая, мудрый, состариться, справедливая, трудолюбивая, руки золотые, добрая) – Было ли что-то в сказке, что вас обрадовало? Огорчило? | С двумя девочками – Рукодельницей и Ленивицей №3 стр. 149 Ответы детей |
8.Включение в систему знаний и повторений | ТЕСТ. В. Ф. ОДОЕВСКИЙ «МОРОЗ ИВАНОВИЧ» 1. Почему Рукодельница никогда не скучала? а) Она много читала; б) у неё было много друзей; в) она всё время была занята делом. 2. Какая беда приключилась с Рукодельницей? а) Она уронила ведро в колодец; б) она уронила рукавицы в колодец; в) она потеряла кошелёк с деньгами. 3. Куда спустилась Рукодельница? а) В пещеру; б) подвал; в) колодец. 4. Что предложил Мороз Иванович девочке в обмен на ведёрко? а) Принести ему блюдо пирожков; б) остаться у него жить на месяц; в) три дня послужить ему. 5. Какое первое задание Мороз Иванович дал Рукодельнице? а) Приготовить обед; б) приготовить постель; в) прополоть грядки. 6. Как Мороз Иванович наградил Рукодельницу? а) Подарил горсть золотых монет; б) подарил медных монет; в) подарил горсть серебряных пятачков и брильянтик. 7. Почему Ленивица не выполнила просьбу пирожка и яблок? а) Побоялась; б) поленилась; в) из вредности. 8. Взбила ли Ленивица Морозу Ивановичу перину? а) Взбила, но плохо; б) взбила; в) совсем не взбила. 9. Как обращался Мороз Иванович с Ленивицей? а) Ругал её; б) наказывал её; в) хорошо обращался. 10. Какую награду получила Ленивица? а) Горсть медных монет; б) слиток серебра и брильянт, которые растаяли; в) ведёрко золотых монет, которые превратились в золу. Ответы: 1в; 2а; 3в; 4в; 5б; 6в; 7б; 8в; 9в; 10б. | Дети выполняют тест |
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Как называется произведение, с которым мы познакомились? Кто автор? - Кто из этого произведения вам понравился? -Выставление оценок за урок с комментированием. - Ребята, на партах у вас лежат смайлики, но они без улыбок. Возьмите в руки карандаш или ручку, и дорисуйте такую улыбочку, как считаете, хорошо и плохо прошел урок. - Покажите, поднимите смайлики. - Спасибо за урок. Молодцы! | Ребята отвечают на вопросы, выставляют оценки, работают со смайликами, записывают домашнее задание. |