kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения в 4 классе по теме В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: В.Ф.Одоевский.Мороз Иванович.

Цели урока: знакомство со сказкой, развитие умения работы с текстом, формирование умения анализа литературного произведения с точки зрения характеров и поступков героев-антиподов, прививать любовь к родному языку, воспитание у ребенка потребности в труде.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сегодня мы  продолжаем работу с литературной сказкой «Мороз Иванович», написанной Владимиром Федоровичем Одоевским в XIX веке.

Слово об авторе, работа с выставкой книг.
            Владимир Федорович Одоевский (1804-1869) — известный литератор и общественный деятель. Он знал многих декабристов, его дом посещали Пушкин, Крылов, Жуковский, Лермонтов, Гоголь. Одним из первых он стал писать сказки специально для детей. В свое время это было большой новостью; даже сказки А.С.Пушкина и «Конек Горбунок» Петра Ершова не были написаны для детей — просто с течением времени они завладели этими сказками. «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович» — самые популярные его произведения для детей. Советую вам прочитать эти книги.

  • Что хотел сказать Владимир Федорович Одоевский в сказке «Мороз Иванович»?
  • Какие люди ценятся?
  • Вывод: главная тема сказок — борьба добра со злом, и эта сказка еще одно доказательство.
  • Домашнее задание: сравнить две сказки, нарисовать иллюстрации, подготовить рассказ о герое, читать произведения В.Ф.Одоевского.

Оценки за урок.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе по теме В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович"»

Учитель:Ежова В.Н.

Тема: В.Ф.Одоевский .Мороз Иванович.

Цели урока: знакомство со сказкой, развитие умения работы с текстом, формирование умения анализа литературного произведения с точки зрения характеров и поступков героев-антиподов, прививать любовь к родному языку, воспитание у ребенка потребности в труде.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  • Сегодня мы продолжаем работу с литературной сказкой «Мороз Иванович», написанной Владимиром Федоровичем Одоевским в XIX веке.

  • Слово об авторе, работа с выставкой книг.
    Владимир Федорович Одоевский (1804-1869) — известный литератор и общественный деятель. Он знал многих декабристов, его дом посещали Пушкин, Крылов, Жуковский, Лермонтов, Гоголь. Одним из первых он стал писать сказки специально для детей. В свое время это было большой новостью; даже сказки А.С.Пушкина и «Конек Горбунок» Петра Ершова не были написаны для детей — просто с течением времени они завладели этими сказками. «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович» — самые популярные его произведения для детей. Советую вам прочитать эти книги.

  1. Проверка домашнего задания.

  • Хочется ли кому-то перечитать отрывки сказки?

  • Прочитайте понравившийся отрывок.

  • Какие мысли у вас возникли?

  • Что было непонятно?
    Стрепня — готовая еда;

затейница — выдумщица;

студенец — колодец;

перина — пуховик;
брильянты — драгоценные камни, отшлифованные и ограненные алмазы;
горемычная — жалкая, несчастная, несчастливая.

  • В каком словосочетании дано это слово, как вы его понимаете?

  1. Сообщение темы урока.

  • Кто герои сказки В.Ф.Одоевского?

  • Не увидели ли вы интересную закономерность в описании героев?

  • Можем ли мы, не читая сказки, дать характеристику героев?

  • Сегодня на уроке мы проведем сравнительный анализ главных персонажей сказки.

  • Сравнительный анализ главных персонажей сказки.

  • Найдем и прочитаем отрывки из сказки, рассказывающие о девочках по следующему плану:

  • имя;

  • внешний вид;

  • характер;

  • поступки;

  • встреча с Морозом Ивановичем.

Рукодельница
умная девочка;
рано вставала;
печку топила;
хлебы месила;
избу мела;
петуха кормила;
… за водой ходила;
скучать ей было некогда;
вставши с постели, за дело принималась.

  • Какая девочка? (деятельная)

  • Какой портрет нарисуем?

  • Какие поступки совершает Рукодельница?
    «Схватила лопатку, вынула пирожок, положила его за пазуху, подошла к дереву, потрясла его, золотые яблочки так и посыпались.»

  • Какой это оборот «золотые яблочки»? (сказочный оборот) «Принималась взбивать снег, все прибрала, кушанье изготовила, платье починила и белье выштопала, руки окостенели, и пальчики побелели.»

  • Как понимаете «окостенели»? Как кости гремят?

  • Как понимаете побелели? Посмотрите, какие у вас?

Ленивица

в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась, сядет к окошку мух считать: сколько прилетело, да сколько улетело; сидит горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно.

  • Какая это девочка? (ленивая)

  • Какой портрет нарисуем?

  • Какие поступки совершает Ленивица?
    «Мне себя утомлять, захочешь, сам выскочишь, успею набрать, как сами нападают, стану я себя утомлять да пальцы знобить, чтоб большого труда себе не давать, зачем себя трудить, каждую вещь особо варить, взяла было иголку, а с непривычки укололась; так ее и бросила.»

  • Какие это герои?
    (противоположные по характеру и поступкам — антиподы)

  • Какими себе вы их представляете?

  • Кто вам симпатичен?

  • Каким вам представился Мороз Иванович?

  • А какой автор? Кем он мог быть в сказке?
    (Морозом Ивановичем)


  1. Работа с пословицами, сравнение русской народной сказки с литературной.

  • Вы знаете, что в пословицах заложена народная мудрость. Соотнесите пословицы со сказкой:

  • Труд человека кормит, а лень — портит.

  • Под лежачий камень вода не течет.

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

  • Всякий человек у дела познается.

  • Сказки мы любим и много читаем. Попробуем сравнить литературную сказку «Мороз Иванович» с русской народной сказкой «Морозко».

  • Что в них общего?

  • Чем они отличаются?


  1. Подведение итогов урока.

  • Какую сказку мы сегодня разбирали?

  • Что хотел сказать Владимир Федорович Одоевский в сказке «Мороз Иванович»?

  • Какие люди ценятся?

  • Вывод: главная тема сказок — борьба добра со злом, и эта сказка еще одно доказательство.

  • Домашнее задание: сравнить две сказки, нарисовать иллюстрации, подготовить рассказ о герое, читать произведения В.Ф.Одоевского.

  • Оценки за урок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок литературного чтения в 4 классе по теме В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович"

Автор: Ежова Валентина Николаевна

Дата: 02.05.2017

Номер свидетельства: 412699

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока литературного чтения во 2 классе "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "123459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414502947"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "в.ф.одоевский мороз иванович "
    ["seo_title"] => string(30) "v-f-odoievskii-moroz-ivanovich"
    ["file_id"] => string(6) "147557"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419426538"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Авторская сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»" "
    ["seo_title"] => string(104) "urok-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-po-tiemie-avtorskaia-skazka-v-f-odoievskogho-moroz-ivanovich"
    ["file_id"] => string(6) "246652"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446425001"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Разработка урока по литературному чтению. Тема: В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович""
    ["seo_title"] => string(77) "razrabotka_uroka_po_literaturnomu_chteniiu_tema_v_f_odoevskii_moroz_ivanovich"
    ["file_id"] => string(6) "551986"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1590822555"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: Авторская сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»"
    ["seo_title"] => string(117) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-vo-2-klassie-po-tiemie-avtorskaia-skazka-v-f-odoievskogho-moroz-ivanovich"
    ["file_id"] => string(6) "251646"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447260623"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства