В сказке, загадке да пословице родное слово молвится
В сказке, загадке да пословице родное слово молвится
Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы. Без них теперь трудно представить уроки литературы в школе. Яркость и даже праздничность, проявляющаяся в выборе места проведения и оформления, широкое использование форм внеклассной работы, свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиям классики — эти особенности уроков внеклассного чтения привлекли к ним внимание учителей и учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В сказке, загадке да пословице родное слово молвится »
Вн. чт. В сказке, загадке да пословице родное слово молвится. 5 кл.
Цели: повышение интереса к урокам литературы; развитие у учащихся коммуникативных навыков, логического мышления, воображения, фантазии; развитие чувства коллективизма, сплоченности, ответственности за каждого игрока команды.
Оборудование: Портреты В.И.Даля, Г.Х.Андерсена, иллюстрации к сказкам, эпиграф на доске. Все устные задания проецируются на экране. Умрики- жетоны, которые команды получают за правильные ответы.
Ход урока
Сегодня у нас необычный урок. Мы поговорим о пословицах, которые сопровождают нас на протяжении всей жизни, делают нашу речь яркой, эмоциональной, образной, они часто помогают нам одной фразой выразить много мыслей.
«Собрание пословиц—это свод народной, опытной премудрости, цвет здорового ума, житейская правда народа»,--говорил создатель Словаря толкового Живого великорусского языка В.И.Даль, который внес огромный вклад в развитие нашего русского языка, он жил в 19 веке, собирал сказки, пословицы и поговорки русского народа.
Мы обратимся сегодня и к сказкам. «Что за прелесть эти сказки!»--восклицал наш великий поэт А.С.Пушкин. Сказки—это первые произведения, с которыми мы знакомимся в своей жизни, а потом возвращаемся к ним снова и снова, потому что «Сказка—ложь, да в ней намек, (продолжите)…добрым молодцам урок».
--Как вы понимаете эти слова? (Не только добрым молодцам, но и красным девицам)
--Чему учат нас сказки? (добру, справедливости, мудрости, находчивости…).
Итак, начнем наш необычный урок. А эпиграфом к нему возьмем слова: (на доске)
Мы будем помнить каждый миг:
Наш лучший друг—родной язык!
Невозможно стать культурным
Без родной литературы!
Начать я предлагаю с пословиц. Класс у нас поделен на 3 группы, поэтому мы будем зарабатывать умрики своей команде, ну и себе, конечно, оценку.
Задание:
1. Продолжите пословицу: (по командам)
Чтобы напиться, надо______________ (наклониться)
С умным знаться—ума_____________ (набраться)
Грамоте учиться—всегда _____________ (пригодится)
С умом жить—тешиться, а без ума_________(мучиться)
Любишь кататься, люби и _____________(саночки возить)
Что посеешь, то и ____________________(пожнешь)
Ребята, а какая общая тема объединяет все эти пословицы? (Труд—основа жизни, Ученье—свет, а неученье—тьма). Ученье—это для вас самый важный труд сейчас.
2. «Соберите» пословицы и поговорки из двух частей (одна из которых – в левом столбике, другая – в правом). Вставьте пропущенную букву.
У кого желчь во рту
Под гору вскачь,
Взялся за гуж —
Обожжешься на молоке —
Чем бы дитя не тешилось—
День и ночь—
Матушка-рожь
Повинную голову
Днем раньше посеешь
Не говори, что не дюж
дуешь на воду
и меч не сечет
лишь бы не плакало
а на гору хоть плач
неделей раньше пожнешь
и сутки прочь
кормит всех сплошь
тому все горько
Объясните значение одной из пословиц. Первая команда—из первых трех, вторая команда—из вторых трех (4-6), третья команда—из последних трех.
3. Восстановите русские пословицы. Слова нужно изменить, поставить их в нужном порядке, чтоб получилась пословица, подчеркнуть личное окончание глагола, учитывается грамотность.
Глаза, колоть, правда.
Бездонный, вода, кадка, наполнить, не.
Выспаться, и, как, постелить, так.
Ветер, лаять, носить, собака.
Счастье, несчастье, в, ездить, одни, сани, с.
4. А теперь перейдем к загадкам, которые много лет собирал В.И.Даль и нам в завещание оставил. (Всем командам, кто отгадает первым)
Два быка бодаются, вместе не сойдутся. (День и ночь).
Не князь по породе, а ходит в короне. (Петух)
В воде родилась, а воды боится. ( Соль)
Бурко бежит, а оглобли стоят. (Река и берега)
Белая кошка лезет в окошко. (Свет)
Чего в избе не видно? (Тепла)
Черная корова весь мир поборола. (Ночь)
5. Загадки да пословицы мы одолели, убедились, что в загадках да пословицах родное слово молвится. Настала пора и к сказкам перейти. Кто помнит слова А.С.Пушкина, которые я приводила в начале урока? Тот получает жетон.
Ребята, вы знаете много сказок литературных, но самыми первыми, как правило, были для нас сказки русские народные. Какие русские народные сказки вы знаете? (Колобок, Теремок, Снегурочка, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Петушок-золотой гребешок, Маша и медведь, Лиса и журавль, Волк и семеро козлят, По щучьему веленью).
6. Поэтому следующее задание будет такое:
Сказки просят:
А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас! ( По очереди каждой команде)
1) Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке.
(Колобок)
2) Нет ни речки, ни пруда -
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(Сестрица Аленушка
и братец Иванушка)
3) Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
(Теремок)
4) Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка!
(Снегурочка)
5) Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(Петушок-золотой гребешок)
6) А дорога далека,
А корзина нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
(Маша и Медведь)
7) Колотил да колотил
По тарелке носом-
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Лиса и Журавль)
8) Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то.
(Волк и семеро козлят)
9) По тропе шагая бодро,
Сами ведра тащат воду.
(По щучьему веленью)
Ну что ж, с этим заданием вы справились неплохо, а следующее задание будет посложнее.
Русские народные сказки вы знаете, знакомы и с достижениями нашей науки и техники.
Попробуйте сопоставить сказочные чудеса с нашими современными приборами, изобретениями, без которых наша жизнь кажется невозможной, а люди в старые времена могли о них только мечтать в сказках.
7. Найдите соответствия сказочных чудес современным приборам, изобретениям, запишите их парами:
Сказочные чудеса
Современные приборы, изобретения
Конек-горбунок
ковер-самолет
сани-самокаты чудо-зеркальце
перо жар-птицы
клубок ниток, указывающий путь
Садко с гуслями на дне морском
телевизор
аэросани
компас
прожектор
космическая ракета
водолаз в скафандре
воздушный лайнер (самолет)
8. А сейчас нужно отгадать сказку, русскую народную, по ее началу:
1) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был мужик. Пришло время — записали его в солдаты; оставляет он жену беременную, стал с нею прощаться и говорит…
Что говорит? (дополнительный балл) («Два Ивана—солдатских сына»).
2) Пахал мужик ниву, пришел к нему медведь и говорит ему:
Что говорит? (Мужик, я тебя сломаю) («Мужик, медведь и лиса»)
3) Жил старик со старухою; сбили они на реке заезочек и заложили по мордочке. Пошли домой; на дороге увидала старуха клад и давай всем рассказывать. («Жена—доказчица»)
Мы достаточно сегодня поговорили о пословицах, загадках, русских народных сказках, убедились, что язык устного народного творчества яркий, меткий, самобытный, и чуть не забыли про литературные сказки. Я уверена, вы знаете много писателей-сказочников, и по нашей программе мы еще не раз к ним обратимся, а сейчас я бы хотела с вами вспомнить замечательного датского сказочника Ганса Христиана Андерсена
( в2005 году отмечалось 200-летие со дня его рождения) и его не менее замечательные сказки. Вспомните, какие его сказки вам знакомы? ( Гадкий утенок, Дюймовочка, Новое платье короля (или Голый король), Свинопас, Дикие лебеди, Русалочка, Оле-Лукойе, Снежная королева, Стойкий оловянный солдатик и многие другие)
9. Отгадайте название сказки Андерсена по ее началу, за штрафной жетон—еще по концовке. (всем командам, кто первый поднимет руку)
1) Хорошо было за городом! Стояло лето, рожь уже пожелтела, овсы зеленели, сено было сметано в стога; по зеленому лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски—он выучился этому языку от матери.
Концовка: Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был еще гадким утенком! (Гадкий утенок)
2) Жил-был бедный принц. Королевство у него было маленькое-премаленькое, но жениться все-таки было можно, а жениться-то принцу хотелось.
Концовка: И он ушел к себе в королевство, крепко захлопнув за собой дверь. А ей оставалось стоять да петь: Ах, мой милый Августин, Все прошло, прошло, прошло! (Свинопас)
3) Жила-была женщина; очень ей хотелось иметь ребенка, да где его взять?
Концовка: Ему-то она и спела свое «кви-вить, кви-вить», а потом и мы узнали эту историю. (Дюймовочка)
4) Много лет назад жил-был на свете король; он так любил наряжаться, что тратил на новые платья все свои деньги.
Концовка: И он выступал под своим балдахином еще величавее, а камергеры шли за ним, поддерживая мантию, которой не было. (Новое платье короля, или Голый король)
Ну вот и урок наш заканчивается. Но мы не прощаемся со сказками, пословицами и загадками, мы будем обращаться к ним снова и снова, потому что они—наши верные спутники в жизни.
А домашнее задание у вас будет творческим: Придумать и записать на листе сказку «В царстве школьного портфеля» (Портфель и его жители: Учебники, Пенал, Ручка, Карандаш, Линейка и другие). Домашнее задание к этому уроку остается за вами. Сказки нужно будет сдать на листе, вы за них получите оценки.
Подведение итогов. Выставление оценок. (Команда решает, кто и какую оценку заслужил)