-
Внеклассное мероприятие “Своя игра”
По русскому языку и литературе для 7-8 классов.
[Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа. Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа.]
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе
“Своя игра”
Цели: обобщить знания учащихся по русскому языку и литературе, выявить их грамотность; стимулировать интерес к изучению предметов; развить навыки логического мышления; воспитывать уважение к русскому языку и литературе.
Нет слова, которое было бы так замашисто,
бойко, так вырывалось бы из-под самого сер-
дца, так бы кипело и животрепетало, как мет-
ко сказанное русское слово.
Н. В. Гоголь.
Ход мероприятия:
Вступительное слово:
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно – певучий.
В нем есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Наша сегодняшняя викторина посвящена русскому языку и литературе. Правильно говорили в древности: “Сперва аз да буки, а потом другие науки”, “Грамоте учиться, всегда пригодится”.
Здесь сегодня собрались самые смелые и они смогут заработать деньги своим собственным умом. Только деньги у нас особенные. Это “умы”. Помните, как говорится: “один ум хорошо, а два лучше”. В течение игры вы сможете увеличить свое умственное состояние.
Итак начинаем. У нас две команды, это 7 и 8 классы.
1 тур
Вам нужно ответить на вопросы. Вам нужно поднимать руку, какая из команд быстрее подняла, та и отвечает. Выигрывает та команда, которая ответит на большее количество вопросов. Отвечать нужно быстро, времени на раздумье нет.
- В каком слове сорок гласных? (Сорока)
-В каком глаголе сто отрицаний? (Стонет)
- Кто написал стихотворение “Бородино”? (М.Ю.Лермонтов)
- Что стоит в слове перед корнем? (Приставка)
- Какой писатель родился 31 февраля 1940 г. ? (Никакой)
- Какие местоимения мешают автотранспорту? (Ямы)
- Что принадлежит только тебе, но употребляется чаще другими, чем тобой самим? (Имя)
- Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (Дед Мазай)
- Сколько падежей в русском языке? (6)
- На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (Кого? Чего?)
- Назовите главного героя сказки “По щучьему веленью”? (Емеля)
- Сколько спряжений у глагола? (2)
- Чем заканчивается день и ночь?(ь)
- Кто изобрел русский алфавит? (Кирилл и Мефодий)
- Назовите автора произведения “Муму”. (И.С.Тургенев)
- Как называются в русском языке такие слова, как: большой, огромный, гигантский? (Синонимы)
- Назовите местоимения 2 лица. (Ты, вы)
- Назовите три рода литературы. (Эпос, лирика, драма)
- Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли)
- Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич)
- Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (Местоимение)
- Как называют слова, противоположные по смыслу? (Антонимы)
- Печь – это глагол или существительное? (И то и другое)
- Кто из героев народных сказок похож на мяч? (Колобок)
- Сколько согласных звуков в русском языке? (36)
- Определите способ образования слова подоконник? (Приставочно-суффиксальный)
- Сколько частей речи в русском языке? (10)
2 тур
1.Сейчас мы проверим как вы знаете пословицы и загадки. Я буду загадывать загадки, а вы их разгадываете.
- Как не петляет, где ни бродит –
Все ж к морю синему приходит.
Пускай дорога далека,
Но не заблудится она. (Река)
- Бредут вразвалку по тропинке
К воде подушки и перинки,
Они пловцы прекрасные,
На лапках – ласты красные. (Гуси)
- Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь во сто раз умней. (Книга)
- Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову станет
Ровно на три меньше станет. (Девять)
- Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А по всюду славятся! (Буквы)
- Что за птица пролетает?
По семерке в каждой стае
Вереницею летят,
Не воротятся назад. (Дни недели)
- Кто носит шляпу на ноге? (Гриб)
- В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься скажу. (Дневник)
2.Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и горе – не беда.
И наша речь красна пословицей!
Ну что ж приступим господа?
Вам даны карточки со словами. Ваша задача – составить из этих слов пословицы и расшифровать их значение.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Одежда лучше новая, а друзья старые.
- Когда друг просит, не существует завтра.
- Под лежачий камень вода не течет.
3 тур
Поймал как-то тигр лису, она хитрая, повертела пушистым хвостом, морду кверху подняла:
- Не посмеешь меня съесть! Я послана сюда быть властелином леса.
Тигр поглядел на лису и не поверил.
- Не веришь мне? Так пойдем со мною в лес. Посмотришь, как звери меня боятся.
Согласился тигр. Лиса важно шагала впереди, а тигр следом. Что тут поднялось! Все звери и птицы, увидев тигра, бросились в чащу, поглубже забрались в нору.
- Ну, теперь ты убедился? Кто меня не боится?
- Да, ты действительно могущественна, - ответил тигр.
1.Эта сказка была сложена две с лишним тысячи лет назад. Но и сейчас существует фразеологизм “хитер как лиса”. Фразеологизмы, а ими очень богат русский язык, делают нашу речь более яркой, образной и выразительной. Слышим мы их всюду: и дома, и на улице, и в школе на уроках…А знаете ли вы фразеологизмы? Сейчас проверим. Я раздам вам листочки с фразеологизмами, вам нужно пантомимой показать их.
- Как кошка с собакой.
- Набрать в рот воды.
- Водить за нос.
- В час по чайной ложке.
2.Угадайте крылатые слова из произведений Крылова. Я говорю начало, а вы заканчиваете.
- А вы, друзья, как не садитесь…(все в музыканты не годитесь).
- Ты все пела? Это дело… (так поди же попляши).
- Кукушка хвалит петуха…(за то, что хвалит он кукушку).
- Кто виноват, кто прав судить не нам, а только воз…(и ныне там).
- А ларчик…(просто открывался).
4 тур
Самую длинную фамилию в мире носит житель Стамбула. В ней 43 буквы, а в конце прошлого столетия в американском штате Висконсин умер вождь одного из индейских племен. Ни один мастер не смог уместить его имени на надгробном камне. Оно было длиной в 122 буквы. А самая короткая фамилия на земле, если верить ученым, состоит из 1 буквы – это французская фамилия О. Там же, во Франции, самое короткое географическое название – там есть село, которое называется И. Все это я к чему? Не бойтесь, я не заставлю вас вспоминать эти слова. Мы просто поиграем в игры со словами.
1.На доске написано слово “республика”. Вам нужно составить наибольшее количество слов из этих букв. Каждую букву можно использовать только один раз.
2.Вам всем на дом было дано задание придумать сказку, начинающуюся такими словами: “В некотором царстве, в некотором государстве жили-были дед со старухой и была у них внучка-ученица…”
Подводятся итоги. Объявляется команда победитель. Заключительное слово.
Слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи государственных свершений.
Сказки:
- В некотором царстве, в некотором государстве жили-были дед со старухой и была у них внучка-ученица. Была Любочка умницей, красавицей, хорошо училась, помогала бабушке и дедушке.
-
Вот однажды, когда пошла Любочка в школу встретился ей по дороге мальчик. Он сидел и плакал.
- Что случилось? – спросила Любочка.
- Я сегодня двойку получил, - ответил ей мальчик.
- Почему? Ты не сделал домашнее задание?
- Домашнее задание я сделал! Меня вызвали к доске, я не смог ответить…
- Не переживай! Если хочешь, я могу тебе помочь!
- Конечно хочу! – улыбнулся мальчик.
Пришла Любочка со школы и пошла до Кости (так звали мальчика), она ему все объяснила, помогла сделать домашнее задание.
Идет Любочка на другой день, видит Костю радостного. Подходит Любочка и спрашивает:
- Помог ли тебе мой урок?
- Да, очень! Спасибо тебе, Люба!
- Пожалуйста, если что обращайся! – ответила она.
Пришла Любочка домой, помогла дедушке воды принести, бабушке – подмести, посуду помыть, а потом села делать уроки. Дедушка с бабушкой ее хвалят:
- Какая умница у нас Любочка!
- Спасибо тебе, внученька, за помощь!
Прошло время, выросла Любочка, выучилась. Приехала в деревню, начала работать в школе, учительницей. И жили они долго и счастливо!