Урок литературного чтения 2 класс в форме деятельностного метода обучения.
Учитель: Черкасова В.Г. школа №8 «Экос» г.Долгопрудный.
Тема «Устное народное творчество»- вводный урок.
Цели:
- познакомить учащихся с устным народным творчеством;
- учить прогнозировать содержание раздела;
-развивать память, внимание;
-обогащать словарный запас;
-прививать интерес к чтению;
-умение находить в тексте нужный материал для получения нового знания. материал;
- формировать умения формулировать учебную задачу урока;
-формировать умение сотрудничать в ходе работы .
Инвентарь:1) карточки алгоритма.
Устное народное творчество .
1.Устное(словарь)-
2.Народное(словарь)-
3.Творчество(словарь)-
4.Для чего служит в нашей речи? (Своё мнение)-
5.Вывод: (объединить все ответы в одно определение).-
2) компьютер, как средство поиска определений ,если нет , можно пользоваться словарями С.И.Ожегова.
3)Рисунки - сказок нарисованные учениками.
Ход урока:
1.Организационный момент.
День сегодня расчудесный
И урок наш интересный.
Потому -что на уроке собрались ученики.
Эти дети не простые
А учёные большие.
Им открыть большую дверцу на уроке предстоит.
В мир чудеснейших познаний
В мир открытий , испытаний
Всех нас манит , как магнит.
Я желаю вам успеха и удачи на пути,
Знания новые найти!
-Готовы ,отправиться в страну поиска
знаний?(Да).
-Я вам желаю успеха.
2.Актуализация опорных знаний.
-В первом классе мы уже с вами знакомились с устным народным творчеством.
-Как выдумаете , какие произведения мы во 2 классе будем проходить в разделе «Устное народное творчество»?(Песни,потешки,прибаутки,считалки,небылицы,загадки,пословицы,поговорки,сказки).
-Почему все эти произведения назвали устным народным творчеством ?
(Потому, что это нам рассказывали наши бабушки).
-Предлагаю вам решить две задачи:
Учитель дал ученикам первого класса задание на лето, чтобы они прочитали русские народные сказки и нарисовали к ним картинки:
1.Миша нарисовал: Сказку «Репка» .
2.Дима нарисовал : Сказку «Три медведя» (сказка Л.Н. Толстого).
Вопрос: Кто из ребят справился с задание и почему?
(Ответы учеников могут быть разные).
Кто согласен и с Мишей и с Димой?
-Почему?
3.Постановка учебной проблемы.
-Посмотрите на доске для вас подготовлен алгоритм поиска ответа на наш вопрос.(Детям на проектной доске показывают заготовленную таблицу).
- На какой вопрос мы сегодня будем отвечать?
(Что такое устное народное творчество).
- Чтобы ответить надо, узнать значения
Каких трёх слов?
(Дети называют:устное,народное,творчество ).
- После того ,как вы ответите на эти 3 вопроса, самостоятельно своими слова скажите для чего нам нужно русское народное творчество?
-И после этого все определения попробуйте объединить ,так чтобы у вас получилось полное определение устного народного творчества.
(Все ответы дети фиксируют в таблице).
-Работать вы будете в группах по 4 человека. При поиске определений у вас на столах есть компьютеры и разные толковые словари.
-Давайте вспомним правила групповой работы.
-Перед выполнением сложной работы предлагаю вам выполнить физкультминутку ,чтобы набраться новых сил.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Хомка, Хомка, хомячок,
Хомка серенький бочок.
Хомка солнышко встаёт,
Моет лапки, чистит рот.
И, всё сделав по порядку он идёт на физзарядку.
Раз, два- выше голова,
Три, четыре руки шире.
Пять, шесть- тихо сесть,
Семь, восемь- лень отбросим.
4.Введение нового знания.
Дети вместе с учителем начинают заполнять таблицу на проектной доске.
- Какое определение вам дается на слово «устное»?
(Устное- это то, что произносится ,а не пишется).
-Какое определение слова «народное»?
(народное- это то, что относится к народу или принадлежит народу;
-создал народ).
-Какое значение слова «творчество»?
(Творчество-это создание новых по замыслу культурных материальных ценностей или от слова «творить»создавать).
-Как вы своими словами ответили на вопрос для чего, служит устное народное творчество? (Нужно, чтобы сохранить обычаи русского народа).
-Давите сейчас , откроем учебники на стр.14 и прочитаем статью о русском народном творчестве.
-Найдите в тексте ответ на 4 вопрос.
(Народное творчество украшает нашу речь, делает её выразительной и поэтичной ).
-Давайте сейчас объединим все определения ,которые мы с вами нашли и ответим на главный вопрос нашего урока.(вспомнить ещё раз тему).
По ходу ответов заполняется таблица алгоритма ответа.
5.Первичное закрепление .
Давайте ёще раз вернемся к задачам ,которые я вам задала.
-Кто прав?(Миша- потому, что сказка репка русская народная ,а сказку «Три медведя написал один человек Л.Н.Толстой).
6.Самостоятельная работа с самопроверкой (можно соседом по парте).
У детей дифференцированные карточки с подобными задачами.
7.Включение в систему знаний.
-Давайте запишем наше определение в литературный словарь.
8.Итог урока.
-Всем сегодня было интересно на уроке?
Поднимите карточки и оцените свою работу, (это карточки с грустными, весёлыми и безразличными выражениями).
-Какие трудности вы испытали?
-Что вам особенно понравилось?
Спасибо вам за урок.
-Нарисуйте дома свою любимую русскую народную сказку, а мы в классе обязательно отгадаем название сказки.