kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Устное народное творчество

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок соответствует требованиям ФГОС, материал доступен для детей 2 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Устное народное творчество»

Технологическая карта урока

Тема

Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа.

Цели


Образовательные:

Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык;

Планируемый результат

Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи в нужном контексте;
Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;
Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Предметные:

Различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, уметь анализировать пословицы и поговорки, распределять пословицы по тематическим группам.

Основные понятия

Пословица, поговорка

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, литературное краеведение

Ресурсы:

- основные


- дополнительные

Литературное чтение. 2 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. (1 часть)

Рабочая тетрадь. 2 класс. М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская


Толковый словарь Ушакова, Литературоведческий словарь.

- электронные физкультминутки

- лист самооценки

- презентация к уроку

Организация пространства

Групповая работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.


Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.




Организует эмоциональный настрой на урок.


Уточняет рамки оценивания.



Прозвенел уже звонок

Начинается урок

Будем мы сейчас трудиться

Новым знаниям учиться.

- Ребята, у нас урок литературного чтения. И мне нужны сегодня ваши умные головы и добрые сердца.


- Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?

(Чтобы на уроке у них все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение.)


- Ребята, сегодня вы будете работать группами и постоянно оценивать работу своей группы. Для оценки работы вы будете использовать следующие цвета:


(Слайд 2)

Красный – справились

Зеленый – требуется помощь

Синий – не справились


Познавательные УУД 

формулирование познавательной цели
Личностные УУД 

Жизненное самоопределение

II. Формулирование темы урока, постановка цели

(4 мин)

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

Работают с шифровками. Составляют из слов пословицу и поговорку.



С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.



.

Организует формулирование темы урока учащимися.






Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

У каждой группы листок с шифровкой.

1 группа: беде, в, друг, познается.

2 группа: считают, осени, по, цыплят.

Учащимся нужно расшифровать свою запись.

(Слайд 3)

1 группа: Друг познается в беде.

2 группа: Цыплят по осени считают.


- Как вы думаете, а что это такое?

(Это пословицы и поговорки)

- Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(Самооценка работы группы)

Уметь работать в группе, находить определение понятиям.



Познавательные УУД 

Составлять предложение из слов

Коммуникативные УУД 

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;
Личностные УУД

 профессиональное самоопределение

III. Работа по теме. Актуализация знаний.

(20 мин)

Цели:

- организовать работу по поиску информации в словарях, умению определять, что такое пословица и поговорка, сравнивать и объяснять смысл.



Работа со словарем.

Учатся в группе работать с толковым словарями.














Учатся находить главные и существенные признаки в определении.























Знакомятся с творчеством писателя В.И.Даля



































Учатся понимать смысл пословиц и поговорок.











































Работают по учебнику. Учатся разделять пословицы на темы. Объяснять смысл пословиц.













Выполняют физминутку для глаз.






Учатся соотносить и анализировать пословицы народов мира.










Организует работу группы со словарем.

















Организует выбор главных и существенных признаков.























Сообщает о деятельности В.И.Даля.




































Организует работу по осмыслению пословиц и поговорок и дальнейшем использовании их в речи.







































Организует работу с учебником.



















Организует физминутку для глаз.






Организует работу по соотнесению пословиц народов мира.

- Пословицы и поговорки это мудрость кого? (народная)

- Они относятся к устному народному творчеству.

- Ребята, а вы сможете объяснить, что такое пословица и поговорка?

- Давайте обратимся за помощью к литературоведческому словарю.

(Слайд 4)

Каждая группа должна найти объяснение, что такое пословица и поговорка.

1 группа находит объяснение понятия – пословица.

2 группа – объяснение понятия – поговорка.

(Слайд 5)

Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни. Часто имеет юмористический характер.


- Давайте оформим наши знания в виде схемы:

(Слайд 6)


Пословица

Поговорка

Краткость, меткость, мудрость

Образное крылатое выражение

Поучительность,

содержит вывод

Отношение к чему-либо без вывода

Ритм, рифма

-

Рассказа о В.И.Дале. (Слайд 7)

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они дошли до нас в произведениях древней русской литературы. Уже с XVI в. началось собирание пословиц и поговорок. Самым известным собирателем русской народной мудрости является Владимир Иванович Даль, живший в 19веке. Уроженец Луганской губернии, сейчас город Луганск. Кстати, отец В.И. – датчанин, а мать – немка. Сам же Даль всю жизнь посвятил собиранию и систематизации русских пословиц. Изъездил всю Россию. Записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. Результатом этой кропотливой работы стал сборник «Пословицы русского народа», кроме него В. И. Даль подготовил и издал капитальный труд — четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок в качестве примеров слов.


- Итак, ребята, вы выполняли работу, теперь оцените вашу группу. Все ли у вас получилось, быстро ли нашли определение. Слаженно ли работали.

(Самооценка работы группы)


Работа с пословицами.

Трудно сказать, с каких пор в народе начали употреблять пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Пословицы украшают речь, делают ее яркой, образной.


- Не всегда мы можем объяснить их происхождение. Вот две истории о происхождении пословиц и поговорок:

(Слайд 8)

1) Видит око, да зуб неймет - так говорят про ситуацию, когда кто-либо что-то видит (наблюдает), но не может с этим ничего поделать. Дословно - видит, но попробовать на вкус не может.

(Слайд 9)

2) Про ленивого человека мы говорим: работает спустя рукава, а про трудолюбивого - работает, засучив рукава. Какое отношение к работе имеют рукава? Оказывается, в старину одежду носили с очень длинными рукавами - так люди защищались от холода. Для работы рукава приходилось поднимать, подгибать - засучивать.


Работа по учебнику

- Что сказано о пословице и поговорке в учебнике?

-Объясните, как вы это понимаете.

Пословица - мудрость народная. Поговорка – цветочки, пословица – ягодки.


- Сейчас мы будем собирать пословицы-ягодки. Попробуем найти мудрость в пословицах и объяснить их смысл.

Работаем на странице учебника (стр.26-27.)

- Ребята, о чем могут быть пословицы и поговорки? (О дружбе, о Родине, о родителях, о друзьях и дт.)

- Задача каждой группы найти пословицу для каждой темы, которую я назову.

1 тема: найдите и объясните смысл пословиц о дружбе.

2 тема: найдите и объясните смысл пословиц о трудолюбии.

3 тема: найдите и объясните смысл пословиц о временах года


(Самооценка работы группы)

Электронная физминутка

(Слайд 10- 14)

- Как вы думаете, ребята, пословицы и поговорки есть только у русского народа?


(Слайд 15)

За все берется, но не все удается. (русс). - В любом деле нужно умение.(удм)


Кто рано встает, тому бог подает (русс) – Ранняя пташка ловит червяка. (англ)


Терпенье и труд, все перетрут.(русс) –

Терпеливый нашел и вбил гвоздь в камень.(татар)

Умение работать со словарем, давать четкие определения понятиям.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.









Познавательные УУД осознанное построение речевого высказывания в письменной форме


Регулятивные УУД

Проговаривание последовательности своих действий



Познавательные УУД (общеучебные) определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов;

























































Познавательные УУД (логические) анализ с целью выделения существенных признаков












Познавательные УУД (логические) анализ объектов с целью выделения общих признаков




Коммуникативные УУД учиться работать в группе












Познавательные УУД делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи;

Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке

IV. Контролирующее задание (8 мин)

Цель:

- проверить умение работать самостоятельно, умение соотносить пословицы и поговорки народов мира.

- организовать работу на компьютере, с целью проверки изученного материала.


Работа на компьютере и ноутбуках

Организует работу на компьютерах.

Работа с ноутбуками.

(Слайд 16)

Соотнесение пословиц русского народа и ненецкого:

Русские:

1. Волков бояться – в лес не ходить.

2. Любишь кататься, люби и саночки возить.

3. Лодырь сам ляжет и коня положит.

Ненецкие:

1. Волка бояться – и от белки бежать.

2. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

3. Коли пастуху дремать, так и оленей не видать.

(Самооценка работы группы)


Игра «Пословица или поговорка»

- Ребята, я буду читать предложения, а вы должны определить, что это – пословица или поговорка.

1. Глаза бояться, а руки делают. (пос)

2. Семь пятниц на неделе. (пог)

3. Хлеб всему голова. (пог)

4. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи. (пос)

5. У Федорки всегда отговорки. (пог)

6. Сам пропадай, а товарища выручай. (пос).

- Оцените свою работу.

Самооценка работы группы.

Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять самопроверку и самооценку.

Регулятивные УУД

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Коммуникативные УУД

Уметь работать в группе.


V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.








Оценивают работу группы.

Организует фиксирование содержания.


Организует рефлексию.





Организует самооценку учебной деятельности.

- Итак, о чем мы сегодня говорили?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Для чего нужны пословицы и поговорки?

- А кто из вас работал «спустя рукава»?

(Слайд 17)

- Оцените свою деятельность на уроке:

Красный – справились

Зеленый – требуется помощь

Синий – не справились

Спасибо за урок!

(Слайд 18)





Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи;

Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

VI. Домашнее задание (2 мин)

Записывают домашнее задание.

Организует запись д/з.

Рабочая тетрадь, стр. 20-21, выполнить по заданию.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Устное народное творчество

Автор: Каверза Инна Юрьевна

Дата: 10.01.2019

Номер свидетельства: 494605

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) ""Устное народное творчество на уроках литературного чтения как средство воспитания нравственных чувств у школьников". "
    ["seo_title"] => string(130) "ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-kak-sriedstvo-vospitaniia-nravstviennykh-chuvstv-u-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "135172"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416858450"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Открытый урок: " Устное народное творчество " "
    ["seo_title"] => string(44) "otkrytyi-urok-ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "140498"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417962068"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Проект "Образ кошки в устном народном творчестве" "
    ["seo_title"] => string(52) "proiekt-obraz-koshki-v-ustnom-narodnom-tvorchiestvie"
    ["file_id"] => string(6) "105665"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402901953"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Устное народное творчество. пословицы и поговорки"
    ["seo_title"] => string(52) "ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_poslovitsy_i_pogovorki_1"
    ["file_id"] => string(6) "630883"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1683272806"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Развитие художественных способностей детей младшего дошкольного возраста путем приобщения к устному народному творчеству"
    ["seo_title"] => string(129) "razvitiiekhudozhiestviennykhsposobnostieidietieimladshieghodoshkolnoghovozrastaputiempriobshchieniiakustnomunarodnomutvorchiestvu"
    ["file_id"] => string(6) "327516"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1463458115"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства