I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. | Организует эмоциональный настрой на урок. Уточняет рамки оценивания. | Прозвенел уже звонок Начинается урок Будем мы сейчас трудиться Новым знаниям учиться. - Ребята, у нас урок литературного чтения. И мне нужны сегодня ваши умные головы и добрые сердца. - Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока? (Чтобы на уроке у них все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение.) - Ребята, сегодня вы будете работать группами и постоянно оценивать работу своей группы. Для оценки работы вы будете использовать следующие цвета: (Слайд 2) Красный – справились Зеленый – требуется помощь Синий – не справились | | Познавательные УУД формулирование познавательной цели Личностные УУД Жизненное самоопределение
|
II. Формулирование темы урока, постановка цели (4 мин) Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. | Работают с шифровками. Составляют из слов пословицу и поговорку. С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. . | Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. | У каждой группы листок с шифровкой. 1 группа: беде, в, друг, познается. 2 группа: считают, осени, по, цыплят. Учащимся нужно расшифровать свою запись. (Слайд 3) 1 группа: Друг познается в беде. 2 группа: Цыплят по осени считают. - Как вы думаете, а что это такое? (Это пословицы и поговорки) - Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Самооценка работы группы) | Уметь работать в группе, находить определение понятиям. | Познавательные УУД Составлять предложение из слов Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей; Личностные УУД профессиональное самоопределение |
III. Работа по теме. Актуализация знаний. (20 мин) Цели: - организовать работу по поиску информации в словарях, умению определять, что такое пословица и поговорка, сравнивать и объяснять смысл. | Работа со словарем. Учатся в группе работать с толковым словарями. Учатся находить главные и существенные признаки в определении. Знакомятся с творчеством писателя В.И.Даля Учатся понимать смысл пословиц и поговорок. Работают по учебнику. Учатся разделять пословицы на темы. Объяснять смысл пословиц. Выполняют физминутку для глаз. Учатся соотносить и анализировать пословицы народов мира. | Организует работу группы со словарем. Организует выбор главных и существенных признаков. Сообщает о деятельности В.И.Даля. Организует работу по осмыслению пословиц и поговорок и дальнейшем использовании их в речи. Организует работу с учебником. Организует физминутку для глаз. Организует работу по соотнесению пословиц народов мира. | - Пословицы и поговорки это мудрость кого? (народная) - Они относятся к устному народному творчеству. - Ребята, а вы сможете объяснить, что такое пословица и поговорка? - Давайте обратимся за помощью к литературоведческому словарю. (Слайд 4) Каждая группа должна найти объяснение, что такое пословица и поговорка. 1 группа находит объяснение понятия – пословица. 2 группа – объяснение понятия – поговорка. (Слайд 5) Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном. Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни. Часто имеет юмористический характер. - Давайте оформим наши знания в виде схемы: (Слайд 6) Пословица | Поговорка | Краткость, меткость, мудрость | Образное крылатое выражение | Поучительность, содержит вывод | Отношение к чему-либо без вывода | Ритм, рифма | - | Рассказа о В.И.Дале. (Слайд 7) Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они дошли до нас в произведениях древней русской литературы. Уже с XVI в. началось собирание пословиц и поговорок. Самым известным собирателем русской народной мудрости является Владимир Иванович Даль, живший в 19веке. Уроженец Луганской губернии, сейчас город Луганск. Кстати, отец В.И. – датчанин, а мать – немка. Сам же Даль всю жизнь посвятил собиранию и систематизации русских пословиц. Изъездил всю Россию. Записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. Результатом этой кропотливой работы стал сборник «Пословицы русского народа», кроме него В. И. Даль подготовил и издал капитальный труд — четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок в качестве примеров слов. - Итак, ребята, вы выполняли работу, теперь оцените вашу группу. Все ли у вас получилось, быстро ли нашли определение. Слаженно ли работали. (Самооценка работы группы) Работа с пословицами. Трудно сказать, с каких пор в народе начали употреблять пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Пословицы украшают речь, делают ее яркой, образной. - Не всегда мы можем объяснить их происхождение. Вот две истории о происхождении пословиц и поговорок:
(Слайд 8) 1) Видит око, да зуб неймет - так говорят про ситуацию, когда кто-либо что-то видит (наблюдает), но не может с этим ничего поделать. Дословно - видит, но попробовать на вкус не может. (Слайд 9) 2) Про ленивого человека мы говорим: работает спустя рукава, а про трудолюбивого - работает, засучив рукава. Какое отношение к работе имеют рукава? Оказывается, в старину одежду носили с очень длинными рукавами - так люди защищались от холода. Для работы рукава приходилось поднимать, подгибать - засучивать. Работа по учебнику - Что сказано о пословице и поговорке в учебнике? -Объясните, как вы это понимаете. Пословица - мудрость народная. Поговорка – цветочки, пословица – ягодки. - Сейчас мы будем собирать пословицы-ягодки. Попробуем найти мудрость в пословицах и объяснить их смысл. Работаем на странице учебника (стр.26-27.) - Ребята, о чем могут быть пословицы и поговорки? (О дружбе, о Родине, о родителях, о друзьях и дт.) - Задача каждой группы найти пословицу для каждой темы, которую я назову. 1 тема: найдите и объясните смысл пословиц о дружбе. 2 тема: найдите и объясните смысл пословиц о трудолюбии. 3 тема: найдите и объясните смысл пословиц о временах года (Самооценка работы группы) Электронная физминутка (Слайд 10- 14) - Как вы думаете, ребята, пословицы и поговорки есть только у русского народа? (Слайд 15) За все берется, но не все удается. (русс). - В любом деле нужно умение.(удм) Кто рано встает, тому бог подает (русс) – Ранняя пташка ловит червяка. (англ) Терпенье и труд, все перетрут.(русс) – Терпеливый нашел и вбил гвоздь в камень.(татар) | Умение работать со словарем, давать четкие определения понятиям. | Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. Познавательные УУД осознанное построение речевого высказывания в письменной форме Регулятивные УУД Проговаривание последовательности своих действий Познавательные УУД (общеучебные) определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов; Познавательные УУД (логические) анализ с целью выделения существенных признаков Познавательные УУД (логические) анализ объектов с целью выделения общих признаков Коммуникативные УУД учиться работать в группе Познавательные УУД делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи; Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке |
IV. Контролирующее задание (8 мин) Цель: - проверить умение работать самостоятельно, умение соотносить пословицы и поговорки народов мира. - организовать работу на компьютере, с целью проверки изученного материала. | Работа на компьютере и ноутбуках | Организует работу на компьютерах. | Работа с ноутбуками. (Слайд 16) Соотнесение пословиц русского народа и ненецкого: Русские: 1. Волков бояться – в лес не ходить. 2. Любишь кататься, люби и саночки возить. 3. Лодырь сам ляжет и коня положит. Ненецкие: 1. Волка бояться – и от белки бежать. 2. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. 3. Коли пастуху дремать, так и оленей не видать. (Самооценка работы группы) Игра «Пословица или поговорка» - Ребята, я буду читать предложения, а вы должны определить, что это – пословица или поговорка. 1. Глаза бояться, а руки делают. (пос) 2. Семь пятниц на неделе. (пог) 3. Хлеб всему голова. (пог) 4. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи. (пос) 5. У Федорки всегда отговорки. (пог) 6. Сам пропадай, а товарища выручай. (пос). - Оцените свою работу. Самооценка работы группы. | Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять самопроверку и самооценку. | Регулятивные УУД Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую: Коммуникативные УУД Уметь работать в группе. |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают работу группы. | Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | - Итак, о чем мы сегодня говорили? - Какую цель ставили? Достигли цели? - Для чего нужны пословицы и поговорки? - А кто из вас работал «спустя рукава»? (Слайд 17) - Оцените свою деятельность на уроке: Красный – справились Зеленый – требуется помощь Синий – не справились Спасибо за урок! (Слайд 18) | | Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи; Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке. |