I и II спряжение глаголов.
Задачи:
· образовательная: формировать умение распознавать спряжения глаголов настоящего и будущего времени,
· развивающая: развивать внимание, устную и связную письменную речь на казахском, русском языках.
· воспитательная: воспитывать внимательное отношение к животному миру
Оборудование и средства обучения: текстовые карточки, наглядный материал: кластер «Домашние животные», рисунок лошади, игрушки — домашние животные, раздаточный материал, кластер «Личные окончания глаголов I и II спряжения»
I. Организация класса
Приветствие на государственном языке.
II. Мотивация:
2.1. Постановка проблемы:
На земном шаре, по подсчетам ученых-языковедов свыше 2500 различных языков. У каждого народа свой язык. А какой язык является языком международного общения? Из 2500 языков русский язык — один из наиболее распространенных в мире.
Государственным признан в республике Казахстан — ….
Для чего необходимы знания языков?
III. Реализация
— Насколько вы владеете разговорной речью, мы и узнаем на уроке.
3.1 Устно-речевая разминка на казахском языке.
?азір кім ?з туралы айтады?
В случае затруднения учителем задаются вопросы:
Сені? аты? кім? — Сен неше жастасы??
?айда турась?? — Сен ?ай мектепте окисы??
Сендер кай Республикада т?расы?дар?
Са?ан ?ай саба? ?найды?
3.2. Реализация ЗУН на казахском, русском языках.
На плакате: Мен ?аза?стан Республикасында т?рамын.
Біз Рузаев орта мектебінде окимыз.
Ма?ан орыс тілі саба?ы унайды.
3.3. Актуализация знаний о спряжении глагола.
Найдите в предложениях глаголы, переведите их и определите спряжение глагола.
Запись в тетради.
Выдели окончания глаголов.
Живу — живешь (I спр.), учимся (спр.), нравится (спр.).
Знания какого правила о глаголе вам помогли найти их в предложении?
(Глаголы в казахском языке пишутся в конце предложения).
Знания какого правила способствовали правильному написанию личных окончаний глаголов?
Для чего необходимы умения определения спряжений глаголов?
4. Сообщение темы урока.
Сегодня мы на уроке поговорим о домашних животных. Какую пользу приносят животные людям? Казахи издревле занимались разведением домашних животных (скотоводством), что помогало им иметь, кроме пищи, одежду и транспорт.
4.1. Словарная работа.
Работа в группах.
1 группа: Выписать глаголы, выделить окончания.
2 ученика работают у доски.
Баю — баюшки-баю к нам пришел медведь — аю.
За собачкою идет полосатый мысык, — кот.
2 группа: Выписать существительные на русском, казахском языках.
А за мишкою бежит рыжая собака — ит.
За котом прискачет к нам заяц беленький — коян.
И примчится налегке Козлик с рожками – теке.
Ну-ка —, глазки закрывай Крикнет воробей — торгай.
Поскорее засыпай Скажет жеребенок тай.
Залетит в окно с вершин Сизый голубь — кегерппн.
Засыпай и крепко спи Пропоет нам еж — юрт.
Все ребята ночью спят Говорит лошадка — ат.
На доске:
Пришел, бежит, идет, прискачет, примчится, залетит, закрывай — закрыть, засыпай — засыпает, скажет — сказать, спят.
Медведь — аю, собака — ит, мысык — кот, заяц — коян, козлик — теке, голубь — кегершін, воробей — торгай, еж — кірпі, жеребенок — тай, лошадка — ат.
1 группе — определить спряжение глаголов.
2 группе — выделить орфограммы.
Проверка: 1 группе: — Верно ли выполнил задание Саша?
2 группе: — Какие орфограммы встретились в упражнении?
4.2. Задание на внимание
На какие группы можно разделить слова, обозначающие животных?
Балалар, ?й жануарларды ата?дар.
Демонстрация наглядного материала.
?й жануарлары
5. Физминутка: игра «?шты, ?шты»
6. Закрепление изученного
Люди зазывали домашних животных с помощью разных звуковых сигналов. Например, верблюд подходит к хозяину, когда произносишь «кос-кос», корова — «аухау — аухау».
Интересно ли вам знать, как подманивают лошадей?
Об этом вы узнаете из упражнения 483 на страницах 144–145 учебника.
МЕТОД ИНСЕРТ (помет) Если узнаете что-то новое, отмечаем карандашом на полях.
Работа в парах. Взаимопроверка.
Как определить спряжение глагола?
Историческая справка:
Догадайся, о ком идет речь?
Верный друг и помощник человека; вся жизнь кочевника была связана с этим животным; в народе о нем говоря: крылья джигита; в древности существовал обычай хоронить его вместе с воином.
Лошадь — до монголо-татарского нашествия этого слова не было в русском языке. Оно пришло к нам из татарского языка алаша — лошадь. Заимствованное слово вначале употреблялось только применительно к рабочей лошади, а ратных, военных называли по-прежнему, конями.
7. Развитие речи
Составление предложений о лошади. Упражнение 487, стр. 146.
ут, ют
Самостоятельная работа. Двум группам необходимо составить кластер «Личные окончания глаголов».
-ешь, -ишь, -ат, -ят, -им, -ит, -ет, -ите, -ете, -ем,
I спряжение II спряжение
IV. Рефлексия
Почему животные неотделимы от природы?
Может ли равнодушный человек понимать язык природы, животных?
О каких приметах погоды вы знаете, судя по повадкам домашних животных?
(Кошка свернулась клубком — к морозу. Собака кувыркается в снегу — к метели. Гусь прячет голову под крыло — к морозу. Гусь стоит на одной лапке — к морозу).
Мне хочется вас призвать быть внимательными, добрыми, чуткими ко всему живому, к окружающим. Подарим свои улыбки друг другу, пожелаем что-либо хорошее, доброе окружающим.
Біз Сіздерге жаксылы? тілейміз!
А? мол болсын! Денсаулы? зор болсын!
Ашы? аспан тілейміз! Ж?мыс жемісті болсын!