Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Спряжение глагола"»
Спряжение глагола
Цели:
Обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию.
Развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач.
Воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда.
Оборудование.
Таблица с алгоритмом “Как определить спряжение глаголов”.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
Колокольчик наш звенит И урок начать велит. Слышишь звонкий голосок - Нам пора начать урок.
Учитель: Урок у нас необычный, со мной пришёл ещё один ученик – Вася Ошибкин. Он получилSMS-сообщение от своего друга Незнайки, который отправился в кругосветное путешествие. Но Вася не всё понял, поэтому у него есть к вам несколько вопросов. Давайте прочитаем сообщение и ответим на его вопросы..
Тучи висят низко. Весь день идёт дождь. Свищ(и,е)т ветер. На палубу не выход(и,е)м, целый день сидим в каюте, скуча(и,е)м. Меркн(и,е)т день, а море злей и злей бурлит. Волны стонут и плачут.
II. Проблемная ситуация.
Какая часть речи подчёркнута?
Глагол.
Почему в одних глаголах Незнайка указал окончание, а в других даёт два варианта окончания?
Незнайка не знает, какие окончания надо писать.
От чего зависит правописание гласных в окончаниях глаголов?
От спряжения.
А какую тему не знает Незнайка?
Спряжение глаголов.
Поможем Незнайке?
Да.
III. Переход к новой теме.
Слово учителя:
Запишите число, тему урока “Спряжение глаголов”.
Поскольку урок необычный, то и ваши ответы будут оцениваться необычно. У вас на столах лежат изображения мобильных телефонов, за каждый правильный ответ вы будете получать SMS-сообщения.Кто больше наберёт, тот получит хорошие оценки за урок.
- Что такое спряжение?Изменение по лицам и числам.
- Сколько спряжений в русском языке?Два.
Слово учителя:
Незнайка совершает кругосветное путешествие.Мы тоже совершим путешествие по двум островам: 1 и2 спряжение.
- Какой остров самый сложный?
II cпряжение.
Слово учителя:
- Маяк в море указывает путь кораблям, а нам сегодня он поможет осветить путь к новой теме.
IV. Изложение нового материала
Обратите внимание на таблицу.
пишу
пишешь
пишет
пишем
пишете
пишут
несу
несёшь
несёт
несём
несёте
несут
ворчу
ворчишь
ворчит
ворчим
ворчите
ворчат
свечу
светишь
светит
светим
светите
светят
- К какому спряжению относятся глаголы в рамочке слева?
К I спряжению.
- Как вы это определили?
По окончаниям.
- Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?
Личные окончания этих глаголов имеют гласную е,а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ут-(-ют).
Сверим наши выводы. Открывается остров “Iспряжение”, ученики знакомятся с правилом.
Продолжаем работать по таблице.
- К какому спряжению относятся глаголы в правом столбике?
Ко II спряжению.
- Как вы это определили?
По окончаниям.
- Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?
Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят.
- К какому спряжению относятся эти глаголы?
Ко II спряжению.
Сверим наши выводы. Открывается остров “IIспряжение”, ученики читают правило.
- А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются?
Они ударные и безударные.
По каким окончаниям легче определить спряжение глаголов?
По ударным.
- А как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями?
Слово учителя:
Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание.
Рядом с каждым глаголом напишите неопределенную форму.
Пишем –
рисуем -
полем –
пляшем –
Чертим –
чиним –
маним –
просим
Слово учителя:
Проверим.
- Сделайте вывод, какие глаголы относятся ко 2спряжению?
Все глаголы с безударными личными окончаниями,оканчивающиеся на ИТЬ в неопределенной форме,относятся ко 2-му спряжению.
- Что мы сделали, чтобы определить глаголы IIспряжения?
Поставили в неопределённую форму.
Слово учителя:
Это действие является самым первым при определении спряжения глаголов. Всегда надо начинать с неопределённой формы глаголов. А что делать дальше, прочитаем по учебнику с. 255.
Чтение алгоритма по учебнику.
Слово учителя:
Предлагаю вам запомнить это правило в виде стихотворения:
Учащиеся хором проговаривают.
Ко второму же спряжению Отнесем мы, без сомненья, Все глаголы, что на –ить, Исключая брить, стелить И еще: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, держать, дышать, вертеть И зависеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на –е- спрягать нельзя.
V. Тренировочные упражнения.
Физминутка.
Слово учителя:
А сейчас посмотрим, как вы можете по неопределённой форме определять спряжение глаголов. Встали, вышли из-за парт, поставили руки на плечи. Если увидите глагол 1 спряжения,поднимаете руки вверх, 2 спряжения — вперёд.
В данном тексте вставьте пропущенные буквы,укажите спряжение глаголов.
Шторм.
Сегодня с рассвета Бесну..тся море, Вороча..т камни, Встаёт на дыбы. И пен..тся волны В широком просторе, С разбега дробясь О гранитные лбы. Как будто бы вызов Природою брошен, И листья шуршат На крутом берегу.
И ветер мохнатое Небо ерош..т И гнёт кипарис На бульваре в дугу. Крикливые чайки Пугливо притихли. Баркасы укрылись За каменный мол. По улицам города Нос..тся вихри, И тополь стоит Весь до веточки гол.
Слово учителя: Проверим.
Слово учителя: Поиграем в игру “Четвёртое лишнее” (глаголы в 3 л. ед. ч.)
1. Смотр..т, дыш..т, тревож..тся, та..т
2. Ла..т, се..т, чита..т, клее..т
3. Вид..т, пиш..т, завис..т, держ..т
Слово учителя:
Проверим.
Слово учителя:
А теперь выполним творческое задание.
- Из данных глаголов выбрать: 1 вариант –глаголы I спряжения, 2 вариант – глаголы IIспряжения, поставить их в 3 лице и составить с ними предложения на тему “Шторм на море”.