Занятие познакомит детей с буквой Ф и звуками [ф][фь], научит выполнять звукобуквенный анализ слов.
Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить с буквой Ф и звуками [ф][фь];
- учить выполнять звукобуквенный анализ слов;
- учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.
Развивающая:
- развивать фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое, наглядно-образное мышление;
- развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
- развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к чтению;
- привитие навыков культурного общения;
- воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Методы обучения
Словесный, наглядный, проблемный, частично – поисковый
Формы обучения:
- фронтальная работа;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная
- проектор, компьютер, презентация, предметные картинки, «лента букв», образцы печатных букв, карточки с заданиями.
1. Психологический настрой.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
Но сегодня на уроке у нас не только гости - педагоги, пожаловала к нам и :
Я антоним к слову лето,
В шубу зимнюю одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я … (зима)
- Какое время года? Назовите зимние месяцы.
- За что вы любите зиму?
- А какая бывает зима?
- Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А все это потому, что природа зимой особенная, она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью, зима – это не только очень красивое время года, а ещё и волшебное.
Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Да еще если завыла метель, запорошила стежки-дорожки. Нам холодно. Мороз щиплет за щечки, ушки и носик. Потрите их. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я вам желаю сохранить это тепло на протяжении всего урока.
2. Ситуация успеха.
- При помощи улыбок вы передали друг другу радость и тепло, а Волшебница-Зима решила подарить лесу пушистые снежинки, чтобы и животным, и растениям был не страшен мороз. Но снежинки непростые, а буквенные.
3. Актуализация знаний.
1) Повторение изученного о буквах и звуках.
- Назовите буквы, записанные на снежинках:
р л а м н б п в к д з с
- Найдите лишнюю букву.
- По какому признаку объединены оставшиеся буквы?
- Работая в парах, скажите, чем отличаются согласные звуки от гласных?
- На какие группы можно разделить эти согласные?
(звонкие, глухие, парные, непарные, сонорные)
- Молодцы! В лесу потеплело. И кто-то хочет поблагодарить вас. Кто это?
4. Введение в тему урока.
а) Отгадайте загадку:
Днем он молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает. (филин)
- Кто такой филин?
б) Сообщение о птице филине. (материал из детской энциклопедии)
в) Выделение нового звука из слова филин.
- Произнесите слово «филин», «фазан» поставьте ударение.
- Сколько слогов?
- Назовите 1-й слог, 2-й.
- Какой первый звук в слове?
г) Характеристика звука
- Дайте характеристику звуку.
- Опираясь на слова – помощники, сформулируйте цели нашего урока:
Познакомиться …….
Учиться отличать ……
Учиться читать ……
(Познакомиться со звуками [ф], [фь], буквой, которая их обозначает.
Будем учиться отличать звуки и букву, которая их обозначает.
Будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой)
д) Работа со схемами с. 50
4. Обобщение.
- С какими новыми звуками познакомились?
5. Введение буквы Ф.
- А теперь пора познакомиться с буквой, которая их обозначает.
а) Показ буквы Ф
б) На что похожа буква Ф?
С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу