Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | -Здравствуйте, ребята, меня зовут Дарья Сергеевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. -Подарите друг другу свою улыбку. Ведь от улыбки всем становится радостно и тепло. Не ленитесь, улыбайтесь, Всем законам подчиняйтесь! А закон у нас такой – Все в учёбу с головой! | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Дарят друг другу улыбку. Внимательно слушают учителя. | Личностные: развитие эстетических чувств, доброжелательности, осознание социальной роли обучающегося. |
Этап актуализации пробного действия | - На предыдущих уроках литературы вы начали знакомиться с зарубежной литературой. - Что значит зарубежная литература? - С каким произведением вы познакомились? - Кто является автором этого произведения? - Что вас привлекло в этом произведении? - Мне тоже было интересно, как путешествовал Гулливер. -Если мы продолжим знакомство с зарубежными писателями, то мы непременно попадем в мир сказок. Какой герой сказок знает столько сказок, сколько не знает никто? Вначале было ячменное зёрнышко, затем чудесный цветок тюльпана, а затем… В какой сказке сердце мальчика превратилось в кусочек льда? Назовите героиню, превратившуюся в морскую пену? Кто был сыном оловянной ложки? Какая сказка начинается словами: Жил был принц, и хотелось ему взять за себя тоже принцессу, только настоящую» -Скажите, кто автор этих произведений, кто создатель этих героев? -Сегодня мы с вами познакомимся с датским зарубежным писателем Г. Х. Андерсеном. -Кто же он? Что вы знаете о нем? -Обратите внимание на его портрет. Он вовсе не был красавцев, но он открыт читателю, это человек, с которым приятно было общаться, или даже просто помолчать. (Показ презентации Г.Х. Андерсен) | - Это та литература, которая написана зарубежными авторами (не русскоязычными авторами). - Путешествие Гулливера - Джонатан Свифт Дают свои ответы Отвечают на вопросы викторины. «Оле-Лукойе»
«Дюймовочка»
«Снежная королева».
«Русалочка»
«Стойкий оловянный солдатик « «Принцесса на горошине» Г. Х. Андерсен -Учащиеся внимательно слушают учителя и смотрят презентацию. Отвечают на вопрос учителя. | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. |
Работа над произведением | -Сегодня мы познакомимся с одной из сказок Г.Х. Андерсена. А как же мы познакомимся? -Думаю, что вам знакомо будет это произведение. -Можно ли по названию произведения узнать, о чем оно будет? -Кто она «русалка?» (-Это мифологический герой. Были ли они в реальной жизни мы не знаем, но Г.Х. Андерсен назвал сказку «Русалочка»). -Что он хотел этим сказать? -Пришло время и нам познакомиться с «русалочкой». -Есть одно замечание, у вас в тексте выделены, возможно, незнакомые вам слова. Попробуем их разобрать. КОРАЛЛЫ - 1) морской полип, живущий обычно большими колониями на возвышениях морского дна; 2) ярко-красный, розовый или белый камень, известковое отложение этих животных. ЯНТАРЬ - окаменевшая живица древнейших хвойных деревьев (обычно прозрачная, цвета от бледно-воскового до темно-красного), обрабатываемая для украшений, а также используемая в медицине, приборостроении и других производствах. ФЕЙЕРВЕРК - во время торжеств, праздневств –высоко взлетающие из ракеты декоративные огни. -Ну а теперь в гости к русалочке! начнем читать сказку «Русалочка» (стр. 167-172) | Будем читать. Слушают учителя. Отвечают на вопрос учителя. -Это мифологический герой. Были ли они в реальной жизни мы не знаем, но Г.Х. Андерсен назвал сказку «Русалочка» Вместе с учителем разбирают слова. Начинаем читать сказку «Русалочка» | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Личностные: принятие позиции партнера, установление связи между тем, что уже усвоено и тем, что еще нужно усвоить. |
Беседа по произведению | -Вам нравиться начало сказки? -Что вас тронуло, что показалось самым интересным? -Мы подробнее поговорим после физминутки! ФИЗМИНУТКА -А теперь вернемся в нашу сказку. В чем необычайность данной сказки? -Как вы думаете, сказочникам, которые пишут об иных мирах, им легче писать или сложней? -А как вы думаете, у Андерсена это получилось? -Найдите в тексте строки, которые описывают этот иной мир. -Что помогло Андерсену так красиво описать этот мир? -Кто же они наши герои? -Найдите строки, которые на ваш взгляд характеризуют героев. -Как вы думаете, что осталось у русалочки после первой встречи с людьми? РАБОТА В ПАРАХ -Прошу вас повернутся друг к другу. Подумайте, какой бы мог получиться разговор после первой попытки знакомства русалочки с наземным миром? -Как вы думаете, какое событие в первом знакомстве русалочки с иным миром дало ей большее впечатление? -А как вы думаете, море бы согласилось с ответом русалочки, верь море это тоже сказочный герой!? -Найдите описание моря. -Грозное море и маленькая русалочка, неужели можно выстоять перед силой моря? -Итак, нам придется расстаться с русалочкой, но ненадолго. Попробуем составить план по прочитанной части: Описание моря Жизнь семьи русалочки Законы этой семьи Первое появление русалочки на поверхности воды День рождение принца Буря Спасение принца | -Да -Отвечают на вопрос учителя. Действия сказки происходят в воде, а не на суше. -Трудней, потому что нужно все так описать, чтоб те которые ни разу этого не видели, смогли это все представить. -Высказывают свое мнение. -Средства художественной выразительности. Отвечают на вопросы учителя Один из вас - бабушка, другой- русалочка. Продумывают диалог. -Фейерверк- сотворено руками человека. -Отвечают -Работают с текстом учебника -Она не только выстояла, но и спасла принца. По плану учащиеся пересказывают прочитанный отрывок текста. | Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Итог | Произведение какого автора мы начали читать? -Что нового вы узнали о его жизни? -Какие произведения Г.Х. Андерсена вам известны? -Как называется сказка, которую мы только что читали? | -Произведение Ганса Христиана Андерсена -Отвечают на вопрос учителя. -Отвечают на вопрос учителя. -Русалочка | Регулятивные: внесение необходимых дополнений в систему усвоенных знаний; выделение и осознание качества усвоения материала. |