Этап урока Цель | Методы и приемы работы Форма организации учебной деятельности (Ф., И., П., Г.) | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование универсальных учебных действий |
I.Организационный момент: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки. | Словесный метод. | -Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я, меня зовут Анастасия Александровна. - Скажите, нам всем приятно, когда рядом человек с хорошим настроением. Всем становится радостно и тепло. Давайте и мы будем поддерживать хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день. В класс пришёл – не хмурь лица, Будь весёлым до конца! Ты не зритель и не гость. А программы нашей гвоздь! Не ленитесь, улыбайтесь, Всем законам подчиняйтесь! А закон у нас такой – Все в учёбу с головой! - Итак, принимаемся за работу. | Приветствует и настраивает учащихся на работу. Проверяет готовность к уроку учащихся. | Слушают и обсуждают тему урока, проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на работу. | Умение осознавать и определять (называть) свои эмоции, осознавать и определять эмоции других людей. |
II.Проверка домашнего задания: -установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з большинством учащихся; -выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; -устранить пробелы, обнаруженные в ходе проверки д/з. | Словесный метод, наглядный метод. Фронтальная и самостоятельная форма работы. | -А, вы готовы начать нашу нелегкую, но очень интересную работу? - Хорошо. Но сейчас проверим, насколько добросовестно вы подошли к выполнению домашнего задания. - И так, дома вы читали первую и вторую часть сказки Г.Х. Андерсона «Русалочка» - Какие чувства вызвало у вас начало сказки? - Где происходит действие в первой части сказки? (Морское дно) - Как автор описывает морское царство? - Какая атмосфера царила в семье морского царя? - Сколько сестер было у русалочки? - О чем она мечтала? - Когда русалочке разрешили всплыть на поверхность? (Ко-гда ей исполнилось 15 лет.) -Как вы думаете, какие чувства она испытывала при этом? (Радость, восторг, она всегда мечтала об этом.) - Что увидела русалочка на поверхности моря? - Какие чувства у нее возникли к принцу? (Любовь с первого взгляда.) - Что же произошло дальше? (Началась буря, корабль разва-лился на части.) - Почему русалочка, не думая о том, что сама может погибнуть, бросилась спасать принца? (Он ей очень понравился, она не хотела, чтобы он погиб.) - Как вы думаете, правильно ли она поступила? Как бы вы поступили на ее месте? - Почему русалочке пришлось оставить принца одного на бе-регу? (Зазвонили колокола и в сад пришли девушки.) - Найдите в тексте и прочитайте, какой стала русалочка после этого случая? (Стала еще тише, задумчивее, чем прежде. Каждый раз все печальнее...) - Как вы думаете, почему она рассказала обо всем сестрам? - Чем они помогли ей? (Показали, где живет прекрасный принц) - Как вы считаете, обрадовало ли ее это известие? - Как теперь она проводила вечера? (Приплывала каждый вечер, подолгу наблюдала за принцем.) | Выявляет степень усвоения учащимися заданного учебного материала, причины невыполнения д/з отдельными учениками; ликвидирует обнаруженные недостатков. | Отвечают на вопросы, демонстрируют знания фактического материала по изученной ранее теме. | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. |
III. Постановка цели урока: - установить тематические рамки; -обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; | Словесный метод, наглядный метод. Фронтальная форма работы. | -Сегодня у нас необычный урок, потому что мы продолжаем своё путешествие по маленькой северной стране, с трех сторон окруженной морем, в Дании, с великим сказочником, известным во всем мире, Гансом Христианом Андерсеном. | Сообщает учащимся не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности. | Слушают, включаются в учебный процесс. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации. |
IV. Работа по теме урока: -познакомить с биографией и творчеством Ганса Христиана Андерсена; - учить строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, понимать знаки, символы; - формировать умения принимать и сохранять учебную задачу. | Словесный метод, наглядный метод. Фронтальная форма работы. 1.Первичное восприятие текста. 2.Словарная работа. 3. Проверка первичного восприятия текста. | - Сегодня на уроке, мы продолжаем знакомится со сказкой Г.Х. Андерсена. - Откройте учебники на странице 84. - Начнем читать сказку и узнаем, какая история приключилась с русалочкой. Учащиеся читают текст вслух по цепочке. По ходу чтения идет словарная работа: Вельможа — знатный и богатый чиновник. Трюм - внутреннее помещение корабля между нижней палубой и днищем. Вуаль— тонкая прозрачная материя, закрывающая лицо. Коралл – морское неподвижное животное, а также камень, являющийся известковым отложением морских животных. Янтарь – окаменевшая смола желтого цвета. Утес – отвесная скала. -Что особенно вас тронуло при чтении? - Почему русалочка решила проститься со своей подводной жизнь и стать человеком? («Все больше и больше начинала русалочка лбить людей. Их земной мир казался ей куда больше, чем её подводный».) - Добилась ли русалочка своей цели и какой ценой? (Она обрела пару стройных ножек, но навеки стала немой. А неразделенная любовь стала причиной гибели русалочки.) -Почему русалочка отправилась к ведьме?(Она окончательно решила попасть в земной мир.) -Найдите и прочитайте описание жилища ведьмы. Что чувствовала русалочка, когда была там? Что испытывала русалочка, когда покидала свой родной дом? -Расскажи о жизни русалочки во дворце у принца?(Принц принял русалочку в свой мир. Она жила рядом с ним, во дворце, разодетая в шелках- прекрасная девушка с дивной походкой, которой все восхищались. Все были в восхищении особенно принц. Но она оставалась несчастной, ведь принц любил её лишь по-дружески). -Любил ли принц русалочку? Мог ли он на ней жениться? ( Несмотря на все её достоинства и преданность, он был влюблён в другую, которую видел лишь однажды. Возможно, ему ценно то, что его спасли, и любовь во многом обусловлена благодарностью. Если бы у русалочки сохранился голос, она могла бы завоевать настоящую любовь принца.) - Можно ли назвать жизнь русалочки во дворце у принца счастливой? - Почему принц не смог полюбить русалочку на столько, что бы на ней жениться? - А если бы ведьма не лишила русалочку голоса, всё могло бы быть иначе? - Расскажи, как к русалочке относиться её семья: её бабушка, отец и сестры. - Почему то, что кажется возможным её сёстрам- убить принца, что бы сохранить себе жизнь,- невозможно для русалочки? - Что же это а волшебная сила, благодаря которой русалочка могла бы остаться в мире людей? | Знакомит с биографией автора, организует первичное восприятие текста с последующим анализом. Организует работу по отгадыванию Кроссворда, организовывает работу по словарной работе. | Разгадывают кроссворда, читают сказку по цепочке в учебнике. Отвечают на вопросы. | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; извлекать информацию, представленную в виде сплошного текста; строить рассуждения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации. |
Физкультминутка: -предупреждать утомляемость учащихся. | Наглядный метод. Фронтальная форма работы. | -После того как, хорошо поработали нужно отдохнуть. Наверху созрела слива, А внизу растет крапива. Мучается бедный ослик, Что сначала съесть, что после? Впереди крыжовник зреет, Позади малина спеет. Голоден до полусмерти. Ослик головою вертит. Слева - свекла, Справа - брюква, Слева - тыква, Справа - клюква. Снизу свежая трава Закружилась голова. | Проводит физкультминутку. | Выполняют упражнения. | |
V.Повторное чтение и анализ (по заданию учителя): - выполнять учебные действия в устной форме; -развивать умение осуществлять поиск необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из учебника); -продолжать развивать умения выстраивать речевое высказывание. | Словесный метод, наглядный метод. Фронтальная форма работы. 1.Составление плана. 2.Пересказ текста по плану. | -На сколько микрогрупп можно разделить вторую часть сказки «Русалочка»? -Как вы думаете, о чем первая микрогруппу и как мы ее можем озаглавить? -О чем мы можем узнать в содержании сказки после описания первой микрогруппы? Как озаглавим? Такой же алгоритм работы по 3-5 микрогруппам. Прочитанная часть сказки делится на микрочасти. Озаглавливается каждый эпизод и на слайде появляется план, по мере того как дети называют и озаглавливают микрочасти: Учитель вместе с детьми обсуждает, какие иллюстрации можно нарисовать к каждому эпизоду. Один два ученика пересказывают текст сказки первой части по составленному плану. -Ну что тяжелее вам было в последовательности воспроизводить действия? -Чтобы вам было на следующий урок легче, дома вы перечитывая еще раз вторую часть попробуете нарисовать иллюстрацию к каждому пункту плана. | Формулирует задание, организует беседу по вопросам, контролирует выполнение задания на отработку технике чтения, работы с иллюстрациями учебника. | Слушают и отвечают на вопросы учителя. Составляют план. Выразительно читают. Выполняют задания по содержанию текста. | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; устанавливать причинно - следственные связи; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
VI.Закрепление прочитанного: - обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания; | Словесный метод. Фронтальная и парная форма работы. 1. Работа в парах. Экспресс-опрос. 2. Проверка по ключу в парах. | | Проводит беседу по вопросам. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. | Выполняют задание, анализируют выполненную работу. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации. |
VII.Итог урока. Рефлексия. -оценить учащихся за работу на уроке; -оценить эмоциональное состояние учащихся после урока. | Словесный метод. Фронтальная форма работы. | -На этом наш урок подходит к концу. - Как называются сказки, у которых есть автор? (Авторская сказка.) - По каким признакам можно определить, что это сказка? (сказка сказывается; действие имеет приключенческий характер; развитие действий динамическое; сказка поучает нас в чем - либо) -Мне понравилось, как вы работали на уроке, вы были активны, внимательны, добросовестно отнеслись к сегодняшнему уроку. -Спасибо вам за урок, за активную работу, за радость общения. До новых встреч. | Оценивает эмоциональный настрой учащихся. Проводит беседу по вопросам. | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу в конце урока. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы других в соответствии с этими критериями; высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
VIII. Домашнее задание | Словесный метод. Фронтальная форма работы. | | Объясняет домашнее задание, комментирует. | Слушают, записывают. | Осуществлять анализ – понимание поставленной учебной цели по выполнению домашнего задания. |