Конспект урока литературы в 6 классе "Плохой хороший поступок" (по рассказу В.Распутина "Уроки французского")
Конспект урока литературы в 6 классе "Плохой хороший поступок" (по рассказу В.Распутина "Уроки французского")
Открытый урок в 6 классе
Плохой хороший поступок
(По рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Г.Распутина
(обзорно);
2. Определить и обсудить проблему плохого хорошего поступка;
3. Проанализировать с точки зрения проблемы рассказ
В.Г.Распутина «Уроки французского».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Чтение стихотворения А Яшина и дневниковой записи Алексея.
стр. 106-107 учебника хрестоматии по литературе.
III. Беседа по прочитанному.
Какая тема объединяет стихотворение Яшина и дневниковую запись Алексея?
- речь идёт о доброте, о добрых поступках.
Чем отличается дневниковая запись Алексея от стихотворения Яшина?
Выделим основные мысли из размышления Алексея:
- Алексей задаёт себе вопрос, может ли человек совершить «плохой хороший» поступок.
Что значит плохой хороший поступок?
- делаешь плохо, но ради хорошей цели.
Встречались ли вы в жизни с подобными поступками? Приведите примеры.
- Алексею кажется, что «общество развивается во многом потому, что кто-то совершает поступки, необычные с точки зрения общепринятого поведения». Согласны ли вы с подобным суждением?
- Алексею кажется необходимым понять, что лежит в основе человеческого поступка: эгоизм или человеколюбие, корысть или сострадание и доброта.
Как вы думаете, для чего нужно (нужно ли) разбираться в мотивах того или иного поступка?
- Отец Алексея говорил, что добротой можно унизить человека. Согласны ли вы с этим утверждением? Что такое, по-вашему, настоящая доброта?
- «Алексей часто думает: почему легче совершить одно большое доброе дело, чем неустанно, изо дня в день творить добро?» Как бы вы ответили на этот вопрос?
!- оценивание.
IV. Введение в тему.
Так о чём же мы с вами сегодня будем говорить?
Как вы думаете, какие цели можно поставить к уроку по данной теме?
Что, по-вашему мнению, вы узнаете и постараетесь понять на сегодняшнем уроке?
Ответ на какой вопрос вы хотели бы получить на сегодняшнем уроке?
- плохой хороший поступок: как его расценивать, как к нему относиться?
Сущность человеческого характера, тех или иных поступков особенно отчётливо проявляется в сложных, критических жизненных ситуациях. Сегодня на уроке мы постараемся понять поступки героев рассказа В.Распутина «Уроки французского».
V. Слово о писателе.
Валентин Григорьевич Распутин – наш современник.
Родился он в 1937 году на Ангаре, так что Валентин Распутин – сибиряк.
Детство его пришлось на годы войны. Начальную школу Валентин Распутин окончил в 1948году и мать отправила его учиться в районный центр. 11-летний мальчик жил вдали от дома, у чужих людей – жил трудно, учился, пересиливая голод.
«Книга жизни человека начинается со страниц детства, - напишет потом В.Распутин. – Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что и даёт ему затем право взяться за перо».
Вы уже прочитали рассказ В.Распутина «Уроки французского», как вы поняли, о чём говорят эти слова писателя?
- рассказ автобиографический, т.е. с элементами описания своей собственной жизни; Распутин писал о своём детстве, о себе.
Но сначала будущий писатель закончит школу, Иркутский университет, некоторое время будет работать журналистом в сибирских газетах. О людях Сибири, удивительной природе родного края он расскажет позднее в повестях «Последний срок» (1970), «Прощание с Матёрой» (1976).
А в 1973 году в иркутской газете «Советская молодёжь» был впервые опубликован рассказ «Уроки французского». Рассказ посвящён учительнице, чьё имя вы увидите в начале текста, Анастасии Прокопьевне Копыловой.
В вашем учебнике помещена статья Валентина Распутина, в которой он рассказывает о том, что заставило его в своё время написать этот рассказ. Вы, наверняка прочли её. Скажите, как вы поняли, что же побудило В.Г.Распутина написать рассказ «Уроки французского»?
VI. Заглавие, жанр, композиция произведения.
Работа по группам.
1) Посмотрите на заглавие рассказа. Сколько, по-вашему, значений имеет слово «урок»? В каком значении оно употреблено в названии рассказа?
Урок –
Работа, заданная для выполнения в определённый срок (устар.) Н: выполнить дневной урок.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 6 классе "Плохой хороший поступок" (по рассказу В.Распутина "Уроки французского") »
Открытый урок в 6 классе
Плохой хороший поступок
(По рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Г.Распутина
(обзорно);
2. Определить и обсудить проблему плохого хорошего поступка;
3. Проанализировать с точки зрения проблемы рассказ
В.Г.Распутина «Уроки французского».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Чтение стихотворения А Яшина и дневниковой записи Алексея. стр. 106-107 учебника хрестоматии по литературе.
III. Беседа по прочитанному.
Какая тема объединяет стихотворение Яшина и дневниковую запись Алексея?
- речь идёт о доброте, о добрых поступках.
Чем отличается дневниковая запись Алексея от стихотворения Яшина?
Выделим основные мысли из размышления Алексея:
-Алексей задаёт себе вопрос, может ли человек совершить «плохой хороший» поступок.
Что значит плохой хороший поступок?
- делаешь плохо, но ради хорошей цели.
Встречались ли вы в жизни с подобными поступками? Приведите примеры.
- Алексею кажется, что «общество развивается во многом потому, что кто-то совершает поступки, необычные с точки зрения общепринятого поведения». Согласны ли вы с подобным суждением?
- Алексею кажется необходимым понять, что лежит в основе человеческого поступка: эгоизм или человеколюбие, корысть или сострадание и доброта.
Как вы думаете, для чего нужно (нужно ли) разбираться в мотивах того или иного поступка?
- Отец Алексея говорил, что добротой можно унизить человека. Согласны ли вы с этим утверждением? Что такое, по-вашему, настоящая доброта?
- «Алексей часто думает: почему легче совершить одно большое доброе дело, чем неустанно, изо дня в день творить добро?» Как бы вы ответили на этот вопрос?
!!!- оценивание.
IV. Введение в тему. Так о чём же мы с вами сегодня будем говорить?
Как вы думаете, какие цели можно поставить к уроку по данной теме?
Что, по-вашему мнению, вы узнаете и постараетесь понять на сегодняшнем уроке?
Ответ на какой вопрос вы хотели бы получить на сегодняшнем уроке?
- плохой хороший поступок: как его расценивать, как к нему относиться?
Сущность человеческого характера, тех или иных поступков особенно отчётливо проявляется в сложных, критических жизненных ситуациях. Сегодня на уроке мы постараемся понять поступки героев рассказа В.Распутина «Уроки французского».
V. Слово о писателе.
Валентин Григорьевич Распутин – наш современник.
Родился он в 1937 году на Ангаре, так что Валентин Распутин – сибиряк.
Детство его пришлось на годы войны. Начальную школу Валентин Распутин окончил в 1948году и мать отправила его учиться в районный центр. 11-летний мальчик жил вдали от дома, у чужих людей – жил трудно, учился, пересиливая голод.
«Книга жизни человека начинается со страниц детства, - напишет потом В.Распутин. – Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что и даёт ему затем право взяться за перо».
Вы уже прочитали рассказ В.Распутина «Уроки французского», как вы поняли, о чём говорят эти слова писателя?
- рассказ автобиографический, т.е. с элементами описания своей собственной жизни; Распутин писал о своём детстве, о себе.
Но сначала будущий писатель закончит школу, Иркутский университет, некоторое время будет работать журналистом в сибирских газетах. О людях Сибири, удивительной природе родного края он расскажет позднее в повестях «Последний срок» (1970), «Прощание с Матёрой» (1976).
А в 1973 году в иркутской газете «Советская молодёжь» был впервые опубликован рассказ «Уроки французского». Рассказ посвящён учительнице, чьё имя вы увидите в начале текста, Анастасии Прокопьевне Копыловой.
В вашем учебнике помещена статья Валентина Распутина, в которой он рассказывает о том, что заставило его в своё время написать этот рассказ. Вы, наверняка прочли её. Скажите, как вы поняли, что же побудило В.Г.Распутина написать рассказ «Уроки французского»?
VI. Заглавие, жанр, композиция произведения.
Работа по группам. 1) Посмотрите на заглавие рассказа. Сколько, по-вашему, значений имеет слово «урок»? В каком значении оно употреблено в названии рассказа?
Урок –
Работа, заданная для выполнения в определённый срок (устар.) Н: выполнить дневной урок.
Учебный час, посвящённый отдельному предмету Н: урок литературы.
Нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего Н: получить хороший урок.
(Толковый словарь русского языка под ред. С.И.Ожегова)
2) Жанр данного произведения – рассказ. Вспомните, что такое рассказ?
Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или
нескольких событиях в жизни человека.
(Краткий словарь литературоведческих терминов).
3) Как построено произведение?
- нет деления на главы, но текст разделён на 6 частей, есть вступление.
Какие ассоциации у вас появляются с цифрой 6?
!!! – оценивание.
VII. Анализ рассказа В.Распутина «Уроки французского». Какое время изображено в повести? Назовите признаки этого времени.
- послевоенное время. «Голод в то время ещё не отпустил».
Расскажите о главном герое повести:
- ему 11 лет, (т.е. он ваш ровесник), он пошёл в 5-ый класс, жили без отца, жили плохо – голодно, но учился хорошо, в деревне признавался за грамотея.
Что такое, по вашему мнению, личность?
Личность -
Докажите, опираясь на текст, что мальчик – личность.
Была ли у него цель в жизни?
Как он шёл к своей цели?
Как вы думаете, оказало ли влияние на формирование его характера то время, в которое он жил?
- в 11 лет началась его самостоятельная жизнь;
- учился везде хорошо – относиться спустя рукава к тому, что на него возлагалось, он не умел;
- несмотря на тоску по дому, остался учиться;
- не мог вернуться в деревню, не окончив школы – стыдно было;
- настойчив в своей цели – раздобыть деньги на молоко;
- отказался принять от учительницы посылку с макаронами, не садился с ней обедать и ужинать, несмотря на то, что был голоден. «Я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых».
Вывод:
Герой рассказа в свои 11 лет (ваш ровесник!!!) чувствует ответственность перед матерью, перед деревней: его послали учиться в райцентр первого, он не имеет права не оправдать доверия - сбежать, бросить учёбу или плохо учиться. Он любит мать и сестру с братом, старается уберечь их от излишних огорчений. Есть у него и чувство собственного достоинства. Трудное время, выпавшее ему на долю, способствовало развитию его самостоятельности, ответственности, взрослого взгляда на жизнь.
Есть ли в поступках главного героя «плохой хороший» поступок?
- играл в «чику» для того, чтобы выручить деньги на молоко, так необходимого ему для здоровья.
Какая цель была у Лидии Михайловны, учительницы французского языка?
- Лидия Михайловна узнала, что её ученик играет на деньги, чтобы покупать себе молоко, что он голодает, что его бьют, и пожалела его. Ей захотелось помочь ему.
Как она шла к этой цели?
- сначала она стала заниматься с ним отдельно. Затем, сославшись на нехватку времени для занятий в школе, стала приглашать его к себе домой. Желая подкормить мальчика, стала приглашать его ужинать. Наконец, увидев, что ничего у неё не получается, Лидия Михайловна прислала ему на адрес школы посылку с макаронами.
Почему ей оказалось так трудно помочь герою рассказа?
- нельзя забывать, что мальчик вырос в крестьянской семье, и все деяния Лидии Михайловны представлялись ему подачкой. Ему даже казалось, что учительница подсмеивается над ним: над его одеждой, обувью, его диковатостью.
Можно ли сказать, что её доброта его унижала?
- герой злился, и эта злость придавала ему силы держаться более уверенно. Он не привык получать что бы то ни было даром от чужих людей.
Вывод:
Человеку, привыкшему отвечать за свои поступки, самостоятельному, пусть ещё маленькому, но уже ощущающему себя личностью, помочь всегда нелегко. Здесь требуется доброта особого характера, деликатная, которая не унизит ни дающего, ни берущего.
Обратимся к эпизоду, в котором Лидия Михайловна играет с мальчиком в «замеряшки».
Оцените поступок Лидии Михайловны.
Как, по-вашему, правильно ли она поступила, могла ли учительница играть с учеником на деньги?
Можно то, что произошло, назвать «плохим хорошим» поступком?
С одной стороны Лидия Михайловна нарушила все этические нормы, но она не бросила в беде своего ученика и воспитанника.
VIII. Обобщение.
Вернёмся к началу рассказа.
Прочтите, о чём говорит Распутин, начиная свой рассказ.
«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после».
В середине рассказа автор пишет: «Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня к ужину».
В конце писатель горит об уехавшей учительнице: «И больше я её никогда не видел».
Как вы думаете, что вызывает у писателя чувство вины и стыда?
- добро начинаешь ценить не сразу, а по прошествии времени. Не сразу начинаешь понимать тех, кто заботился о тебе, пытался наставить на верный путь, кто превращал свои уроки в уроки добра, может быть, при этом ошибался, заблуждался, совершал плохие хорошие поступки, но хотел помочь от чистого сердца.
IX. Подведение итогов урока.
X. Домашнее задание.
Обязательное:
Письменная работа «Плохой хороший поступок в моей жизни»;
Вариативное:
Многие писатели и поэты посвятили свои произведения нелёгкому, но в тоже время благородному труду – профессии учителя. Я советую вам прочитать рассказы:Ю.Яковлева “ Учитель”, В.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”, Ф.Искандер “ 13 подвиг Геракла”;повестьЧ.Айтматова “Первый учитель” А.Алексина «Безумная Евдокия»
Заключительное слово-пожелание.
Я желаю вам, чтобы вы никогда не охладели душой и не забывали тех, кого забывать нельзя.
К.Д.Ушинского “ Дело учителя - скромное по наружности - одно из величайших дел в истории”. Именно они воспитывают людей, будущих созидателей, учёных, путешественников.
А.Дементьев
Не смейте забывать учителей. Они о нас тревожатся и помнят. И в тишине задумавшихся комнат Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых, И, сколько бы ни миновало лет, Слагается учительское счастье Из наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним: Под Новый год не шлём им поздравлений. И в суете иль попросту из лени Не пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за нами. И радуются всякий раз за тех, Кто снова где-то выдержит экзамен На мужество, на честность, на успех.
Не смейте забывать учителей. Пусть будет жизнь достойна их усилий - Учителями славится Россия, Ученики приносят славу ей. Не смейте забывать учителей!