Цели:
- познакомить с наследием Крылова, показать актуальность басен;
а) образовательные:
- учить осознанному выразительному чтению;
- находить главную мысль басни, мораль,
- сопоставить басни И.А.Крылова, найти сходство и различие, уметь разгадывать
смысловую нагрузку слова, выражения, предложения;
- умение создавать монологическое высказывание;
- мотивировать предстоящую деятельность;
б) развивающие:
- развивать логическое мышление, артистические способности, память, внимание, речь
- учить анализировать произведение, исследовать, делать вывод, выделять главное;
- развивать коммуникативные навыки, речевую культуру поведения, творческое воображение;
в) воспитательные:
- прививать нравственные ценности поведения, благородство помыслов и поступков,
уважение, терпимость друг к другу.
Методы: творческое чтение, эвристическая беседа, исследовательский метод.
Оборудование, наглядность:
1. Портреты Эзопа, Лафонтена, И.А. Крылова
2. Репродукция монускрипта 15 в.
3. Выставка рисунков по произведениям И.А.Крылова. «Люблю, где случай есть пороки пощипать»
4. «Облако желаний»
5. Высказывания о баснях Крылова И.А.
6. Мультимедия
Ход урока:
Эпиграф
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
М. Исаковский
1. Оргмомент.
2. Тему урока должны открыть дети. ( Какое задание было на дом? Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня?)
Презентация. Слайд №.1,2. (Тема урока и эпиграф)
Целевая установка:
3.Слайд №3. Многие ли знают басни Крылова? Почему интересны всем? В чем секрет? Какова же цель урока? (Искать особенность, почему?)
внимательно читать, вдумчиво читать, делать выводы, высказывать свою точку зрения)
4. «Облако желаний» Посмотрите: цели поставлены, тема названа, эпиграф прочитан. Что вы хотели бы сегодня для себя на уроке? С какими мыслями вы пришли на урок?
5. Повторение материала, который нужен при работе с басней.
Кто является родоначальником басни? Кого еще знаете?
Что такое басня? Что лежит в основе басни? Кто является героями басен? Как называется прием? Дайте ему определение? Из каких частей состоит басня? Что такое мораль? Какой прием лежит в основе? (Все вышесказанное относится к любой басне.) Что же еще особенного есть в крыловской басне?) Можно ли творчество отделить от человека? Что это был за человек? (Портрет.)
6. Использование ИКТ. Мультфильм. Прослушивание басни. Эвристическая беседа. На кого похожи герои мультфильма? Почему?
Составление эйдос-конспекта.
7. Чтение басни «Свинья под дубом» по ролям.
Составление эйдос-конспекта.
8. Инсценирование басни «Квартет» Словарь. Слайд №4,5,6.
Квартет
1. Музыкальное произведение для четырёх исполнителей с партиями для каждого.
2. Ансамбль из четырёх исполнителей. Альт - музыкальный смычковый инструмент несколько больше скрипки.
Бас - медный духовой музыкальный инструмент низкого регистра и тембра.
Дети, инсценировавшие сценку, говорят о своих героях. Ребята заполняют эйдос-конспект.
РАЗМИНКА ДЛЯ ГЛАЗ.
9. Эвристическая беседа. Чему учат? Где мораль? Какие жизненные примеры вы можете привести? Часто ли встречаются в жизни подобные случаи? Хочется ли быть похожими на героев? Почему?
10. В чем же секрет басен Крылова И.А.? ( Написаны простым языком. Поучительно. Интересно и доступно. Легко запоминаются. Не обидно. Воздействуют – не хочется быть похожими на героев. БАСНИ АКТУАЛЬНЫ) Памятник Крылову И.А.(О создании, и что изображено)
Слайд №7,8
Словарь: Актуальность – современный, важный для настоящего времени.
11. Рефлексия. Довольны ли вы своей работой на уроке?
Что важного было для вас на уроке?
Вспомните слова Индийского поэта Калидоса.
Слайд №9.
Взгляни на этот день!
Ведь в нем заключена жизнь.
В его коротком отрезке
Мы найдем все:
И блаженство роста,
И великолепие действия,
И великие достижения.
Получилось ли? Надеюсь, вы открыли для себя еще одну страничку о Крылове, а его произведения останутся для вас умной и нужной книгой. Мы убедились, что Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном мире. Его любят, читают, цитируют, говорят.
А.С. Пушкин : «…весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражения»
«В.Г.Белинский: « Кто может изучить русский язык вполне, тот должен познакомиться с Крыловым» (Оценки)
12. Домашнее задание. Создать образы по эйдос-конспекту. Объяснить свои ассоциации. Прочитать басни, выбрать крылатые выражения, подготовиться к тесту.