Просмотр содержимого документа
«Конспект "Басни Крылова И.А."»
Конспект урока по ЛИТЕРАТУРЕ В 5 классе по УМК
М.Б. Ладыгина. ФГОС
Тема УРОКА: Объекты крыловской сатиры в басне «Волк и Ягненок» Класс: 5
Предмет: литература
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование урока: презентация, толковые словари, иллюстративный материал, учебники.
Цели урока: работа над образом литературного героя.
Задачи:
Обучающие: закрепить знания обучающихся о художественном образе, научить различать понятия «юмор» и «сатира». Развивающие: формировать навыки работы с художественным текстом и навыки устного высказывания о литературном персонаже;
Воспитательные:воспитание чувства доброты и внимания к окружающему миру; воспитаниечуткого отношения к художественному слову.
Авторы: Павлей О.Г.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Научится пятиклассник
воспринимать басню в единстве формы и содержания;
интерпретировать ее содержание;
давать характеристику героям;
определять актуальность басни
Получит возможность научиться:
выбирать путь анализа басни;
создавать собственное произведение; вести проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее в виде презентаций
Метапредметные
Регулятивные:
Научится пятиклассник
преобразовывать практические задачи в познавательные;
самостоятельно контролировать время и управлять им;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
Получит возможность научиться
основам саморегуляции эмоционального состояния;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей.
Познавательные:
Научится
проводить наблюдения под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета;
давать определения понятиям;
строить логические рассуждения.
Получит возможность научиться
Ставить проблему и аргументировать ее актуальность.
Коммуникативные:
Научится
формулировать собственное мнение и позицию аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
аргументировать свою точку зрения,
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
Получит возможность научиться
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Личностные
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам:
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Ход Урока
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II. МОТИВАЦИЯ
Учитель. Посмотрите на это одеяльце, выполненное в лоскутной технике. Такой старинной техникой выполняют и маленькие прихватки, и большие одеяла. Эти вещи, хранящие тепло родных рук, придают дому особый уют.
Одеяльце из лоскутков… Зачем оно на уроке?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель. Давайте обратимся к интересному по форме произведению.
На доске слово «центон»
Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Проказница Мартышка,
Осел, Козел
Да косолапый Мишка
Везти с поклажей воз взялись.
Достали нот, альта, две скрипки-
И сели на лужок под липки,-
Пленять своим искусством свет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
Запели молодцы, то в лес, то по дрова,
И у кого что силы стало,
В ушах у гостя затрещало-
И закружилась голова.
Вот пуще прежнего пошли у них раздоры
И споры,
Кому и как сидеть.случилось Соловью на шум
Их прилететь.
“Изрядно,-говорит,-
Сказать неложно
Тебя без скуки слушать можно”.
Учитель Такое стихотворение называется «центон». Сначала так древние римляне называли лоскутные одеяла. Желая выразить свое уважение к какому-нибудь знаменитому поэту, они создавали из строк его произведений подобные стихотворения, которые тоже назвали центонами. Позже это стало своеобразной литературной игрой. Ведь очень забавно соединить вместе «лоскутки» разных произведений.
III. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
Учитель
- А вы узнали строки из нашего центона? Кто их автор? (Строки из басен И.А.Крылова)
- Что мы знаем об этом человеке? (Русский баснописец. Написал известные басни.)
- А хотели бы вы еще что-то узнать?
IY. РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
Откроем тетради, запишем число и 1- ю часть темы «Иван Андреевич Крылов».
Сейчас вы просмотрите презентацию, запишите и продолжите фразу: «Я узнал, что…»
Письменная работа в тетради «Продолжи фразу»:» Я узнал(а), что…»
Учитель
- Узнали ли что-то новое о Крылове? (2-3 ученика зачитывают продолжение фразы, предложенной учителем.)
Учитель. Из презентации вы узнали, что великий русский баснописец написал более 400 басен, и сегодня мы продолжим знакомство с баснями Крылова и вспомним необходимые литературоведческие термины.
- А зачем на любом уроке литературы так необходимо знание литературных терминов? (Определяем жанр, учимся анализу произведения)
Учитель Каждый ряд – рабочая группа. Каждая группа получает одинаковые карточки с литературоведческими терминами по темам «Сказка» и «Басня» Посоветуйтесь и выберите те, которые относятся к жанру «Басня». 1 представитель группы выйдет к доске и прикрепит выбранный термин. На обсуждение отводится 1 минута.
Выполнение задания «Составляем карту жанра «Басня»
III. «Карта жанра»
– Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы. Подготовьте рассказ о нём.
(Каждой команде выдается набор карточек, которые они должны прикрепить на свой планшет. Оценивается правильность и скорость выполнения задания)
(Правильные ответы выделены цветом)
Учитель: Проверьте, правильно ли ваши группы выбрали термины
-Задайте по одному вопросу следующей группе? (1 группа - второй, вторая – третьей, третья - первой)
Вот теперь мы можем продолжить разговор о баснях, и сегодня познакомимся с новым для вас произведением Крылова – «Волк и Ягненок».
- О чем, по-вашему, может идти речь в басне с таким названием?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель:
- Что же надо сделать, чтобы точно ответить на заданный мною вопрос? (Ознакомиться с содержанием басни)
Учащиеся прослушивают басню
Учитель: - Оправдался ли наш прогноз по поводу содержания басни?
Откроем учебники и, обратившись к тексту, докажем, что перед нами басня.
- Что нам нужно для этого сделать? (Найти признаки басни: мораль, диалог)
Работа учащихся с текстом басни «Волк и Ягненок».
Учитель: Басни Ивана Андреевича Крылова иногда вызывают у нас улыбку, чаще горькую усмешку.
- Какие эмоции вызвала у вас эта басня?
- Давайте подумаем и предположим: басня – произведение юмористическое или сатирическое?
Учитель открывает 2-ю часть темы. ОБЪЕКТЫ … В БАСНЕ «ВОЛК И ЯГНЕНОК»
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. Какова же цель нашего урока? (Герои басни являются объектами юмора или сатиры)
- Почему же мы не можем ответить точно, однозначно? (Не знаем определений терминов«юмор» и «сатира»)
- Как же мы можем это сделать? (Найти в словаре, в учебнике)
Учитель. А теперь делимся на группы и выполняем следующее задание:
в Словарике литературоведческих терминов ищем определение слова «юмор»
на стр.11 учебника выясняете, что называется сатирой.
Обратите внимание на ключевые слова. На выполнение работы полминуты.
На доске вывешиваются термины ЮМОР САТИРА
Учащиеся зачитывают определения, называют ключевые слова – учитель записывает их на доске СМЕХ… (Добрый) (острый, гневный)
АВТОР (сочувствует) (осуждает за пороки)
Запись терминов и опорных слов в тетради.
Учитель. Выберите смайлики, которые могут быть символами юмора и сатиры.
-Вот мы и познакомились с новыми терминами и узнали, что юмор и сатира совсем разные понятия.
- Достаточно ли этого, чтобы понять содержание басни и точно сказать, что герои басни «Волк и Ягненок» являются юмористическими или сатирическими персонажами?
Учащиеся высказывают свои предположения.
- Что мы должны сделать, чтобы понять авторский замысел?
Учащиеся с помощью учителя определяют алгоритм действий. Учитель записывает его на доске:
Разобрать непонятные слова.
Внимательно и выразительно прочитать басню.
Разобраться, как изображены герои.
Выяснить отношение автора к своим героям и определить собственное отношение к ним.
Учитель
1. Ребята, значения каких слов в басне вам непонятны?
Давайте выполним на карточках словарную работу. Соединим линиями слова и предполагаемые лексические значения. Помните, что часто значение непонятного слова подсказывает сам текст. На работу отводится 1 минута.
Самопроверка. Правильные ответы и критерии самооценки демонстрируются на экране. Самооценка. Проверьте свои ответы и поставьте себе оценки согласно критериям:
0 ошибок– «5»
1-2 ошибки «4»
3-4 ошибки»3»
Более 4 ошибок «2»
- Значения каких слов стали для вас открытием?
2. Первый шаг мы сделали, каков наш следующий шаг? (Прочитать басню)
Чтение басни учащимися по ролям
Учитель. Оцените чтение своих товарищей. Аргументируйте свои оценки.
3. Теперь обратимся к персонажам басни. Ответьте на вопросы. Свои ответы подтвердите текстом.
-Каким изображен Волк? (Жестоким, грубым)
- Каким показан Ягненок? (Беззащитным, покорным)
- Мог ли Волк съесть Ягненка, не придавая «делу законный вид и толк»? (Мог)
- Почему же автор заставляет своего Волка обставлять свое преступление законным образом? (Под видом животных изображены люди)
- Как называется язык, используемый Крыловым в своих баснях? (Эзопов язык)
- Какой литературоведческий термин соответствует понятию «эзопов язык»? (Аллегория)
Подводя итог нашему разговору о героях басни, напишите синквейны
1 вариант «Волк»
2 вариант «Ягненок» на работу отводится 3 минуты.
Учащиеся пишут и по желанию зачитывают свои синквейны.
Учитель
- На кого бы вы хотели быть похожими: на Волка или на Ягненка. (Ни на кого)
- Почему? (У каждого из них есть свои пороки)
Давайте вернемся к понятиям «Юмор» и «Сатира» и сделаем вывод:
- Герои басни Крылова являются объектами юмора или сатиры? (Сатиры)
Учитель оформляет запись темы на доске
Рефлексия Учитель
-Ребята! Как вы думаете, справились мы с затруднениями, которые стали перед нами на уроке?
-Какие новые знания вы получили в ходе нашей работы? (Некоторые факты жизни Крылова, басня«Волк и Ягненок», понятия «юмор» и «сатира»)
Итог. Оценки за урок
Домашнее задание 1.Басня «Волк и Ягненок» наизусть
2. Сообщение о войне 1812 года (индивидуально)
3.Составить и записать собственный центон (по желанию)