Конспект урока по литературному чтению Басня Крылова "Лисица и виноград"
Конспект урока по литературному чтению Басня Крылова "Лисица и виноград"
Урок Басня Крылова "Лисица и виноград" разработан и апробирован для 3 класса по УМК "Перспективная начальная школа" по литературному чтению и соответсвует стандартам нового поколения. На уроке дети знакомятся с новыми баснями Эзопа и Крылова, учатся формировать умения сравнивать басни по разным основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной окраски персонажей, смысл морали, стиль изложения. Дети выступпают в роли исследователей. Знакомятся с краткой биографией древнегреческого баснописца Эзопа и И.А. Крылова. Учатся в тексте басни находить пословицы и мораль. На этапе закрепления проводится небольшой тест, который можно проводить как индивидуально, так и в парах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению Басня Крылова "Лисица и виноград" »
Тема: «Эзоп. Лисица и виноград. И.Крылов. Лисица и виноград». Цель урока: - продолжить знакомство с художественным жанром – басней; - познакомить с новыми баснями Эзопа и Крылова Задачи урока: Образовательные: - продолжить знакомство с художественным жанром – басней. - добиться понимания содержаний басен, умения сравнивать басни по разным основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной окраски персонажей, смысл морали, стиль изложения басни (тон, каким разговаривает с нами автор) и выявить черты сходства и отличия басен.
Развивающие: - развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную речь. - развивать умения и навыки анализа басен, поиск главного, стиль речи.
- формировать умения сравнивать басни по разным основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной окраски персонажей, смысл морали, стиль изложения.
Воспитательные: - воспитывать интерес к предмету. - воспитательные возможности текста.
УУД П - высказывать оценочные суждения о героях прочитанного произведения; - с/м работать со словарём М П - ориентироваться в учебнике, находя нужный текст по Содержанию; - быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; - находить в специально выделенных разделах нужную информацию Л составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем Ресурсы: - выставка книг баснописцев, презентация, аудиозапись басни Крылова
Ход урока.
Организационный момент.
(эмоциональный настрой на урок).
Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно для работы.
То и буду выполнять.
У меня получится,
И у тебя тоже. (дети обращаются друг к другу, произнося эти слова)
Введение в тему урока
1.Работа с выставкой книг
- Внимательно исследуйте выставку книг. Есть ли тут «лишняя» книга?
Докажите, свой ответ.
- Сделайте вывод.
(Исследуют выставку книг, на которой представлены несколько басен и одна сказка, выделяют «лишнюю». Обсуждают разные варианты и делают вывод, что «лишняя» книга- сказка.)
- Итак, кто же догадался, какая тема урока? (Высказывают предположения о теме урока.)
- Сегодня на уроке мы продолжим работу с баснями, познакомимся с баснями Эзопа «Лисица и виноград и «Лисица и виноград» И.А.Крылова (Слайд №1), сравним их, вы будете читателями, исследователями, будем узнавать новое, думать, рассуждать, сравнивать, анализировать.
-А как вы думаете, они одинаковые или разные? (Дети делаю прогноз)
- Вот сейчас мы посмотрим, правы вы или нет.
Изучение нового материала.
- Лисица часто становилась главной героиней сказок. Выберите основные признаки, присущие лисице:
Жадность
Лесть, хитрость
Глупость
Трусливость
Сегодня мы познакомимся с произведениями, героем которых тоже стала лиса.
Чтение статьи учебника о басне, с.58.
- Как понимаете слово «мораль»?
Мораль – (лат. – касающийся нравов) – свод основных правил поведения человека.
Чтение произведения Эзопа «Лисица и виноград», с.58.
Обсуждение.
– Кто автор?
Эзо́п— полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э. Был рабом. Его басни – это очень короткие рассказы с намёками, скрытым смыслом. Прошли века, а басни его живы. Слайд № 3.
- Понравилось произведение?
- В каком жанре оно написано?
- Из каких частей состоит басня Эзопа?
- Какой вывод делает автор?
Русские писатели часто использовали в своих произведениях истории и героев басен Эзопа.
Рассказ учителя. Слайд № 4.
Крылов Иван Андреевич 1769 — 1844
Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 — 43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости самого народа".
Биография
Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери.
Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.
О памятнике: Слайд № 5.
Памятник Ивану Андреевичу Крылову стал первым памятником писателю в России. Автор памятника – Пётр Карлович Клодт (1805-1867). Клодт лепил скульптуры животных. Но памятник Крылова в его исполнении был признан гениальным. На постаменте изображены фрагменты из басен Крылова: «Мартышка и очки», «Ворона и лисица», «Квартет», «Стрекоза и муравей» и другие. Иван Андреевич Крылов работал в Национальной Российской Публичной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина, жил на 1-й линии Васильевского Острова и всегда ходил на работу через Летний сад. Часто, гуляя после работы по Летнему саду, Иван Андреевич чувствовал творческое вдохновение и сочинял здесь свои произведения. При этом он садился на садовую скамью. Клодт запечатлел баснописца именно в этой позе.
Чтение вслух басни И.Крылова «Лиса и виноград», с.59.
Кого же обманывает лиса, говоря, что виноград зелен? Может быть, ты вспомнишь случай из собственной жизни, когда ты сам винил обстоятельства? Миша вспомнил такой случай: «Однажды летом мы играли в футбол, и я стоял на воротах. Когда Костя Погодин забил гол в мои ворота, я сказал: «Да я легко мог поймать этот мяч! Меня просто на секунду ослепил луч солнца!» На какие обстоятельства Миша свалил свою неудачу? Маша рассказала свою историю: «недавно мы с Таней Перовой бегали наперегонки. И когда Таня меня обогнала, я сказала ребятам…» Попробуйте закончить историю так, чтобы по смыслу она была похожа на историю из басни «Лисица и виноград». Как видите, занимательный басенный сюжет, героями которого часто являются животные, служит основанием для вывода (поучения), обращенного к людям.
Словарная работа. Слайд № 6.
Рделись – краснели.
Яхонты – драгоценные камни.
Неймёт – не берёт.
Отколь - откуда.
Око – глаз.
Оскомина - ощущение вяжущей, терпкой кислоты во рту.
Ответы на вопросы учебника, с. 60, сравнение двух басен.
- Как автор говорит о Лисе? (голодная кума Лиса)
- Как описывает виноград?
(«кисти рделись…», «…кисти сочные, как яхонты горят…»)
- Прочитайте заголовки и сравните.
- В какой басне говорится о том, как вела себя Лиса? (В басне Крылова:
«Отколь и как она к ним ни зайдёт,
Хоть видит око, Да зуб неймёт.
Пробившись попусту час целый,
Пошла и говорит …»)
В какой басне Лиса описана хитрее?
(у Крылова: «У кумушки глаза и зубы разгорелись…»,
«Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьёшь»
4)Работа с пословицами. Прочитай пословицы.
В какой басне мораль высказана прямо, а в какой подразумевается? Чем отличаются басни?
(У Эзопа название прямо указывает на действующие лица, вывод делает сам автор. Басня написана в прозе. Басня И.Крылова написана в стихах, мораль подразумевается, вывод делает читатель).
Физминутка.
Сравнительный анализ произведений
Какую басню вам было интереснее читать: написанную прозой или стихами? Какая из басен помогает лучше представить виноградные кисти?
Каким лиса увидела виноград в басне Эзопа? (Виноградную лозу со свисающими гроздьями.)
А у Крылова? (-Винограду кисти рделись, кисти сочные, как яхонты горят.)
Какая из басен более ярко описывает внешний вид лисы, ее поведение?
(Хотела до них добраться у Эзопа, «У кумушки глаза и зубы разгорелись», «отколь и как она к ним не зайдет», «пробившись попусту час целый» у Крылова.)
Где выразительнее речь лисицы? (В басне Эзопа лисица говорит о ягодах, которые не смогла достать: «Они еще зеленые». В басне Крылова лисица говорит о винограде подробнее и выразительнее: «Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, да зелен – ягодки нет зрелой». Она даже описывает вкусовые ощущения от кислого, незрелого винограда: «тотчас оскомину набьешь», как будто уговаривая себя отказаться от попыток его попробовать.)
Действительно, в басне Эзопа повествование очень короткое, только констатация фактов, а в тексте Крылова ярко представлены и поведение, и характер лисы, и сочные ягоды винограда. Найдите пословицу в тексте басни Крылова. Как вы её понимаете?
(Хоть видит око, Да зуб неймет.
Иногда человек попадает в такую ситуацию, когда цель близка, но достичь ее по разным причинам не может.)
Может ли она послужить моралью? Еще раз вернитесь к басне Эзопа «Лисица и виноград». Применима ли мораль басни Эзопа к басне Крылова? Обратите внимание на тон, которым рассказаны обе басни.
(Эзоп, рассказывая про лисицу, чрезвычайно серьезен и делает очень серьезный нравоучительный вывод из своей басни. Крылов же рассказывает эту историю остроумно и шутливо, называет лису то кумой, то кумушкой, создает атмосферу живой разговорной речи, вкладывая в уста лисицы целое житейское рассуждение. Мораль басни Эзопа по смыслу, конечно же, применима к басне Крылова, но она несколько не соответствует шутливому тону повествования Крылова.)
Закрепление.
Выразительное чтение басен.
Выполнений заданий теста на листках. Работа в парах:
Слайды № 7, 8.
1.Басня – это:
краткий рассказ;
поучительный рассказ;
краткий иносказательный рассказ поучительного характера.
2. Герои басни:
люди
животные, птицы, растения
люди, животные
3. Басни писались с целью:
высмеять пороки людей
научить правильному поведению
показать пример для подражания
рассмешить
4. Форма речи басни имеет:
прямое значение
иносказетельное значение
В басне:
есть вывод
вывода нет, каждый придумывает его сам.
вывод не нужен.
Проверка выполнения заданий теста. Слайд № 9.
Выполнение заданий № 1, 2 в тетради, с.36 – самостоятельно. Проверка.
Работа с иллюстрацией учебника. С.25 Рассмотрите иллюстрацию Валентина Серова к этой басне. Какие подробности говорят о том, что лисица находится в саду, вблизи человеческого жилья? Рассмотрите фигурку и мордочку лисы. Как можно понять, что виноград висит очень высоко? Помогает ли поза лисицы понять, что она пытается с разных сторон подобраться к винограду? Лисица еще на что-то надеется, или она уже испытывает досаду и разочарование и скоро уйдет?
Итог урока.
- С каким новым жанром познакомились?
- Что такое мораль?
- С какими баснописцами познакомились?
- Чем отличаются их басни?
- Оцените свою работу на уроке. (Это может быть словесная оценка или выбор какого-то знака по желанию детей и учителя: солнышко-тучка, смайлик, раскрашивание определённым цветом какой-либо фигуры и пр.)
Д/з: с.58-59, выразительное чтение басен, по желанию – наизусть. В тетради – с.36-37, № 3-5.