kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению Басня Крылова "Лисица и виноград"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок Басня Крылова "Лисица и виноград" разработан и апробирован для 3 класса по УМК "Перспективная начальная школа" по литературному чтению и соответсвует стандартам нового поколения. На уроке дети знакомятся  с новыми баснями Эзопа и Крылова, учатся формировать умения  сравнивать басни по разным основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной окраски персонажей, смысл морали, стиль изложения. Дети выступпают в роли исследователей. Знакомятся с краткой биографией древнегреческого баснописца Эзопа и И.А. Крылова. Учатся в тексте басни находить пословицы и мораль. На этапе закрепления проводится небольшой тест, который можно проводить как индивидуально, так и в парах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению Басня Крылова "Лисица и виноград" »

Тема: «Эзоп. Лисица и виноград. И.Крылов. Лисица и виноград». Цель урока: - продолжить знакомство с художественным жанром – басней; - познакомить с новыми баснями Эзопа и Крылова Задачи урока: Образовательные:
- продолжить знакомство с художественным жанром – басней.
- добиться понимания содержаний басен, умения сравнивать басни по разным основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной окраски персонажей, смысл морали, стиль изложения басни (тон, каким разговаривает с нами автор) и выявить черты сходства и отличия басен.

Развивающие:
- развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную речь.
- развивать умения и навыки анализа басен, поиск главного, стиль речи.

- формировать умения сравнивать басни по разным основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной окраски персонажей, смысл морали, стиль изложения.



Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету.
- воспитательные возможности текста.


УУД П - высказывать оценочные суждения о героях прочитанного произведения; - с/м работать со словарём
М П - ориентироваться в учебнике, находя нужный текст по Содержанию; - быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; - находить в специально выделенных разделах нужную информацию
Л составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем Ресурсы: - выставка книг баснописцев, презентация, аудиозапись басни Крылова


Ход урока.

  1. Организационный момент.

(эмоциональный настрой на урок).

Я умею думать,

Я умею рассуждать,

Что полезно для работы.

То и буду выполнять.

У меня получится,

И у тебя тоже. (дети обращаются друг к другу, произнося эти слова)

  1. Введение в тему урока

1.Работа с выставкой книг

- Внимательно исследуйте выставку книг. Есть ли тут «лишняя» книга?

Докажите, свой ответ.







- Сделайте вывод.

(Исследуют выставку книг, на которой представлены несколько басен и одна сказка, выделяют «лишнюю». Обсуждают разные варианты и делают вывод, что «лишняя» книга- сказка.)


- Итак, кто же догадался, какая тема урока? (Высказывают предположения о теме урока.)

- Сегодня на уроке мы продолжим работу с баснями, познакомимся с баснями Эзопа «Лисица и виноград и «Лисица и виноград» И.А.Крылова (Слайд №1), сравним их, вы будете читателями, исследователями, будем узнавать новое, думать, рассуждать, сравнивать, анализировать.


- А как вы думаете, они одинаковые или разные? (Дети делаю прогноз)

- Вот сейчас мы посмотрим, правы вы или нет.


  1. Изучение нового материала.

- Лисица часто становилась главной героиней сказок. Выберите основные признаки, присущие лисице:

  • Жадность

  • Лесть, хитрость

  • Глупость

  • Трусливость

  1. Сегодня мы познакомимся с произведениями, героем которых тоже стала лиса.

Чтение статьи учебника о басне, с.58.

- Как понимаете слово «мораль»?

Мораль – (лат. – касающийся нравов) – свод основных правил поведения человека.


  1. Чтение произведения Эзопа «Лисица и виноград», с.58.

Обсуждение.

– Кто автор?

Эзо́п— полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э. Был рабом. Его басни – это очень короткие рассказы с намёками, скрытым смыслом. Прошли века, а басни его живы. Слайд № 3.

- Понравилось произведение?

- В каком жанре оно написано?

- Из каких частей состоит басня Эзопа?

- Какой вывод делает автор?

Русские писатели часто использовали в своих произведениях истории и героев басен Эзопа.

  1. Рассказ учителя. Слайд № 4.


Крылов Иван Андреевич 1769 — 1844

Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 — 43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости самого народа".

Биография

Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери.

Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.








О памятнике: Слайд № 5.

Памятник Ивану Андреевичу Крылову стал первым памятником писателю в России. Автор памятника – Пётр Карлович Клодт (1805-1867). Клодт лепил скульптуры животных. Но памятник Крылова в его исполнении был признан гениальным. На постаменте изображены фрагменты из басен Крылова: «Мартышка и очки», «Ворона и лисица», «Квартет», «Стрекоза и муравей» и другие. Иван Андреевич Крылов работал в Национальной Российской Публичной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина, жил на 1-й линии Васильевского Острова и всегда ходил на работу через Летний сад. Часто, гуляя после работы по Летнему саду, Иван Андреевич чувствовал творческое вдохновение и сочинял здесь свои произведения. При этом он садился на садовую скамью. Клодт запечатлел баснописца именно в этой позе.


  1. Чтение вслух басни И.Крылова «Лиса и виноград», с.59.


  1. Кого же обманывает лиса, говоря, что виноград зелен?
    Может быть, ты вспомнишь случай из собственной жизни, когда ты сам винил обстоятельства?
    Миша вспомнил такой случай: «Однажды летом мы играли в футбол, и я стоял на воротах. Когда Костя Погодин забил гол в мои ворота, я сказал: «Да я легко мог поймать этот мяч! Меня просто на секунду ослепил луч солнца!» На какие обстоятельства Миша свалил свою неудачу?
    Маша рассказала свою историю: «недавно мы с Таней Перовой бегали наперегонки. И когда Таня меня обогнала, я сказала ребятам…»
    Попробуйте закончить историю так, чтобы по смыслу она была похожа на историю из басни «Лисица и виноград».
    Как видите, занимательный басенный сюжет, героями которого часто являются животные, служит основанием для вывода (поучения), обращенного к людям.


  1. Словарная работа. Слайд № 6.

  • Рделись – краснели.

  • Яхонты – драгоценные камни.

  • Неймёт – не берёт.

  • Отколь - откуда.

  • Око – глаз.

  • Оскомина - ощущение вяжущей, терпкой кислоты во рту.


  1. Ответы на вопросы учебника, с. 60, сравнение двух басен.

  • - Как автор говорит о Лисе? (голодная кума Лиса)

  • - Как описывает виноград?

(«кисти рделись…», «…кисти сочные, как яхонты горят…»)

  • - Прочитайте заголовки и сравните.

  • - В какой басне говорится о том, как вела себя Лиса? (В басне Крылова:

«Отколь и как она к ним ни зайдёт,

Хоть видит око, Да зуб неймёт.

Пробившись попусту час целый,

Пошла и говорит …»)


  • В какой басне Лиса описана хитрее?

(у Крылова: «У кумушки глаза и зубы разгорелись…»,

«Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьёшь»

  • 4)Работа с пословицами.
    Прочитай пословицы.


  • В какой басне мораль высказана прямо, а в какой подразумевается? Чем отличаются басни?


(У Эзопа название прямо указывает на действующие лица, вывод делает сам автор. Басня написана в прозе. Басня И.Крылова написана в стихах, мораль подразумевается, вывод делает читатель).


  1. Физминутка.

  2. Сравнительный анализ произведений

  • Какую басню вам было интереснее читать: написанную прозой или стихами?
    Какая из басен помогает лучше представить виноградные кисти?

  • Каким лиса увидела виноград в басне Эзопа?
    (Виноградную лозу со свисающими гроздьями.)

  • А у Крылова?
    (-Винограду кисти рделись, кисти сочные, как яхонты горят.)


  • Какая из басен более ярко описывает внешний вид лисы, ее поведение?

(Хотела до них добраться у Эзопа, «У кумушки глаза и зубы разгорелись», «отколь и как она к ним не зайдет», «пробившись попусту час целый» у Крылова.)

  • Где выразительнее речь лисицы?
    (В басне Эзопа лисица говорит о ягодах, которые не смогла достать: «Они еще зеленые». В басне Крылова лисица говорит о винограде подробнее и выразительнее: «Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, да зелен – ягодки нет зрелой». Она даже описывает вкусовые ощущения от кислого, незрелого винограда: «тотчас оскомину набьешь», как будто уговаривая себя отказаться от попыток его попробовать.)


  • Действительно, в басне Эзопа повествование очень короткое, только констатация фактов, а в тексте Крылова ярко представлены и поведение, и характер лисы, и сочные ягоды винограда.
    Найдите пословицу в тексте басни Крылова.
    Как вы её понимаете?


(Хоть видит око,
Да зуб неймет.

Иногда человек попадает в такую ситуацию, когда цель близка, но достичь ее по разным причинам не может.)

  • Может ли она послужить моралью?
    Еще раз вернитесь к басне Эзопа «Лисица и виноград».
    Применима ли мораль басни Эзопа к басне Крылова?
    Обратите внимание на тон, которым рассказаны обе басни.

(Эзоп, рассказывая про лисицу, чрезвычайно серьезен и делает очень серьезный нравоучительный вывод из своей басни. Крылов же рассказывает эту историю остроумно и шутливо, называет лису то кумой, то кумушкой, создает атмосферу живой разговорной речи, вкладывая в уста лисицы целое житейское рассуждение. Мораль басни Эзопа по смыслу, конечно же, применима к басне Крылова, но она несколько не соответствует шутливому тону повествования Крылова.)

  1. Закрепление.

Выразительное чтение басен.

  1. Выполнений заданий теста на листках. Работа в парах:

Слайды № 7, 8.

1.Басня – это:

  • краткий рассказ;

  • поучительный рассказ;

  • краткий иносказательный рассказ поучительного характера.


2. Герои басни:

  • люди

  • животные, птицы, растения

  • люди, животные


3. Басни писались с целью:

  • высмеять пороки людей

  • научить правильному поведению

  • показать пример для подражания

  • рассмешить


4. Форма речи басни имеет:

  • прямое значение

  • иносказетельное значение

  1. В басне:

  • есть вывод

  • вывода нет, каждый придумывает его сам.

  • вывод не нужен.

Проверка выполнения заданий теста. Слайд № 9.

  1. Выполнение заданий № 1, 2 в тетради, с.36 – самостоятельно. Проверка.


Работа с иллюстрацией учебника. С.25
Рассмотрите иллюстрацию Валентина Серова к этой басне.
Какие подробности говорят о том, что лисица находится в саду, вблизи человеческого жилья?
Рассмотрите фигурку и мордочку лисы. Как можно понять, что виноград висит очень высоко?
Помогает ли поза лисицы понять, что она пытается с разных сторон подобраться к винограду?
Лисица еще на что-то надеется, или она уже испытывает досаду и разочарование и скоро уйдет?


  1. Итог урока.

- С каким новым жанром познакомились?

- Что такое мораль?

- С какими баснописцами познакомились?

- Чем отличаются их басни?

- Оцените свою работу на уроке. (Это может быть словесная оценка или выбор какого-то знака по желанию детей и учителя: солнышко-тучка, смайлик, раскрашивание определённым цветом какой-либо фигуры и пр.)


Д/з: с.58-59, выразительное чтение басен, по желанию – наизусть. В тетради – с.36-37, № 3-5.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературному чтению Басня Крылова "Лисица и виноград"

Автор: Артамонова Лариса Юрьевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101710

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока по литературе. Басни И.А. Крылова "Ворона и лисица". 4  класс. "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-basni-i-a-krylova-vorona-i-lisitsa-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "102346"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402499150"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по литературному чтению "Басни Ивана Андреевича  Крылова" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-basni-ivana-andrieievicha-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "151724"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420735336"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства