kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья предназначена в помощь студентам педагогических колледжей  при прохождении ими пробной практики в школе

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения»

Урок внеклассного чтения в 10 классе


На сегодняшний день особенно остро стоит вопрос о нравственном воспитании школьников. Опыт показывает, что мало «загрузить» ученика знаниями основ различных наук, важно вырастить человека духовного, гуманного. Наиболее эффективным для достижения этой цели мне представляется ценностный подход. Ценность как общее понятие - это актуальная значимость, конкретный ориентир, который в данный момент имеет для человека особую важность. Абсолютной ценностью, конечно, является человек и его жизнь. Ценностные ориентации школьника - это его сознание, отражающее собственное представление об идеалах, смысле жизни и направленное на саморазвитие.

При каких условиях учитель может донести морально-нравственные истины до растущего человека? Существуют ли такие технологии и алгоритмы действия?

На мой взгляд, взвешенностью, логичностью и целенаправленностью отличается модель обучения «Развитие критического мышления через чтение и письмо», когда мышление ученика развивается путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Уроки по этой модели соответствуют идее самопознания, предполагают творческий поиск и сотрудничество как путь воздействия и взаимного участия в коллективной работе. Искусство жить диктует правило: нельзя жить в одиночку, жить следует в гармонии с обществом и другими людьми.

Цель урока: помочь старшеклассникам осознать необходимость соблюдать в жизни нравственные нормы (через идейно-содержательный анализ рассказа В. Токаревой «Кошка на дороге»); Развивать навыки критического мышления.

Задачи:

1. Объяснить понятие «нравственность», определить основные качества нравственного человека. ( Опережающее домашнее задание групп; ассоциативная карта).

2. Понять содержание рассказа, определить его основную мысль. (Ответы на разноуровневые вопросы).

3. Проанализировать рассказ, сопоставить свою точку зрения с авторской; развивать устную и письменную речь. (Направленное чтение; прием предсказания; написание эссе.)

4. Проявлять внимание к мнению других, стараться быть услышанными и понятыми одноклассниками. (Наблюдение учителя за работой в группе; Принятие коллективного решения.)

Материалы к уроку: книги и портрет В. Токаревой, распечатанный текст рассказа «Кошка на дороге»,фломастеры, ватман, доска, маркеры.


1 этап. Побуждение.

Побуждение интереса к получению новой информации на основе уже известного по предложенной теме.

На доске плакат с графическим изображением человека в форме знака вопроса. Спрашиваю учеников, что они думают о рисунке , почему этот человек выглядит странно. Выслушав их предложения приступаю к проверке домашнего задания. Предварительно класс разделен на группы, которые должны были, опираясь на толкование лексического значения слова НРАВСТВЕННОСТЬ в словарях , выделить основные качества нравственного человека, необходимые сегодня в жизни. Черты характера нужно было выразить средствами какого-либо вида искусства-музыки, литературы, живописи.

Объясняя идею своей группы (их три), выступающие вносят в ассоциативную карту 2-3 слова, характеризующие нравственного человека.

Усложняю задание: предлагаю сделать попытку определить идею выступления каждого ученика. Но последние слова мы оставляем за автором. Слушаем выступления представителей 4-й и 5-й групп.


2 этап. Реализация.

*Запишите эпиграф к уроку и подумайте, что хочет сказать людям Антуан де Сент-Экзюпери:

.

*Как вы думаете, ответственность – нравственная категория? Найдите толкование этого слова в Словаре С.И.Ожегова.

*Можно ли слово ОТВЕТСТВЕННОСТЬ записать в нашу ассоциативную карту? Почему?

Знакомлю учеников с творчеством Виктории Токаревой:-, - писал прекрасный русский прозаик Юрий Нагибин. Если в сердце нет любви , человек мертв. Живым он только притворяется. Такова точка отсчета для В. Токаревой. В ее рассказах, повестях и киносценариях (, и другие) затронуты важные проблемы морали и нравственности.

Читаю 1-ю часть рассказа В.Токаревой

(в сокращении).

Климов отправился в лес. Возле высокой сосны дорога разветвлялась на три рукава. Климов остановился, как русский богатырь, раздумывая, какую их трех дорог ему выбрать, и в это время из-за деревьев вышла кошка. Она была такая тощая и злая, что просто потеряла кошачий вид. Кошка подняла на Климова огромные глаза, еле умещающиеся на треугольнике морды , и принялась орать.Не мяукать, а именно – орать, делая короткие передышки, чтобы набрать воздух и орать дальше.

-Чего это она? – удивленно спросил Климов у проходящей мимо бабы.

— Жрать хочет, — спокойно пояснила баба, не останавливаясь.


— Что же мне с тобой делать? — ну ладно, пошли.


Климов повернулся и зашагал обратно, в сторону санатория. Кошка замолчала и двинулась следом. Не возле ноги, как собака, а следом. Она не собиралась заискивать и шла там, где ей было удобнее... Подошли к санаторию. Возле корпуса Климов повернулся к кошке и сказал:


— Подожди, я сейчас.


Климов вошел в столовую и разыскал официантку Лиду.


— У вас нет объедков? — спросил он, обаятельно улыбаясь.


— Кому? — не поняла Лида.


— Там кошка, голодная, как собака...


Она...вернулась через минуту и принесла небольшую кастрюлю с объедками. В кастрюле были каша, капуста, надкушенные пончики и даже несколько сосисок...


Климов вернулся к кошке, поставил перед ней кастрюлю, волнуясь и одновременно ликуя от предстоящей Кошкиной радости. Но кошка никакой радости не обнаружила. Она деловито опустила морду в кастрюлю и не подняла ее до тех пор, пока не съела и не вылизала кастрюлю до стерильной чистоты. Живот у нее постепенно набухал, как у комара, севшего на руку и пьющего кровь. Наконец кошка извлекла морду из кастрюли и посмотрела на Климова. Зрачки у нее из продолговатых стали круглыми.


— Еще? — спросил Климов.


Кошка промолчала, продолжая глядеть.


Климов снова пошел к Лиде, и она снабдила объедками. На этот раз, заметил Климов, в кастрюле была преимущественно каша. Кошка тоже обратила внимание на это обстоятельство, но все равно принялась есть — наверное, впрок. Она была не уверена в завтрашнем дне и даже в сегодняшнем вечере...

Из корпуса вышла старушка, соседка Климова.

- Вторую кастрюлю ест, - насмешливо восхитился Климов.

- она же лопнет…- старушка удивленно раскрыла глаза.

- разве можно так перегружать голодный желудок?

-Чья кошка? – строго спросила Елена Дмитриевна, сестра-хозяйка.

-ничья.

-А как она сюда попала?

-Я принес, - сознался Климов и почему-то забрел.


— Не вздумайте оставлять ее здесь, ее собаки разорвут. И не вздумайте брать ее себе в номер, — предупредила сестра-хозяйка. — У нас в помещении животные запрещены...


Климов вздохнул, поднял кошку и пошел обратно, на развилку трех дорог. На развилке он снял кошку, поставил ее на дорогу и пошел в глубину леса. Кошка зашагала следом. Климов обернулся и сказал: — Не ходи за мной. Ты же все слышала.


Он ускорил шаг, но кошка тоже ускорила шаг.


— А ну, иди отсюда! — Климов сделал свирепое лицо и затопал ногами, как бы побежал на кошку, хотя оставался на месте. Он прекратил бег на месте, повернулся и пошел. Кошка подумала и тоже пошла в глубину леса, за Климовым, соблюдая, однако, дистанцию.


Климов оглянулся и заключил: «Ни стыда, ни совести... А еще кошка.» Отсутствие совести у одного рождает бессовестность у другого. Климов пошарил глазами вокруг себя, поднял с земли небольшой черный сук и метнул в кошку. Кошка отскочила, давая дорогу летящему предмету. Посмотрела на сук, потом на Климова, и в ее глазах легко можно было прочитать: «Какой же ты все-таки подлец!»


— И очень хорошо, — сказал Климов и пошел дальше...


Старуха сидела на месте. Климов успел проголодаться и с удовольствием принялся за холодную закуску.


— А где ваша кошка? – спросила старуха.


— Я ее обратно отнес, — ответил Климов, насаживая на вилку кусочек сардины...


— Куда? — не поняла старушка.


— На дорогу.


— Вы бросили ее на дороге? — удивилась старушка.


— А куда я ее « дену»? — в свою очередь, удивился Климов.


— Что значит «дену»? Вы говорите о живом существе, как о вещи...

Климов перестал есть.


— Я не понимаю, что вас не устраивает? То, что я накормил голодную кошку?


— Если вы начали принимать участие в другой судьбе, то вы должны участвовать до конца. Или не участвовать совсем.


— Да. Но это не имеет отношения к кошкам.


— Вы не правы. Кошка — очень личностный зверь. Вы даже не представляете себе, что такое кошка. Она связана с луной. Как море.



— Откуда вы знаете?


— Знаю. Я сама при первом рождении была кошка...


«Сумасшедшая», — подумал Климов.

Климов понял, что ему не хочется сидеть со старушкой, поднялся из-за стола и пошел, в свою комнату.

Климов посидел в кресле, и ему пришло в голову разрешить себе послеобеденный сон. Когда он открыл глаза, было три часа ночи.


За окном было черно. Хотелось есть. Климов стал думать, чем бы заняться: читать не хотелось, он уже выспался. Просто лежать и смотреть в потолок было неинтересно. Он встал, оделся и пошел на улицу.


Ночью подморозило. Снег звонко скрипел под ногами. Климов пошел своей прежней дорогой в лес. Луна стронулась с места и поплыла следом за Климовым, сопровождая его. Деревья стояли как близкие люди, и было совсем не страшно, а наоборот, хорошо идти одному и вести за собой луну, как на поводке. От луны шло свечение в небе и на земле...


Климов остановился и вдруг заметил, что стоит на перекрестке трех дорог. Он стал смотреть по сторонам, ощупывая глазами каждый метр светлой от снега земли. Сердце его сильно стучало. Кошка сидела под деревом, ждала его и не шевелилась. То ли уснула, то ли приготовилась ждать долго и задумалась о своем.



Беседа:

-Какие слова автора, связанные с понятием , можно выделить?

- «Отсутствие совести у одного рождает бессовестность у другого».

- Какие слова старушки показались вам важными?

-.

- Вспомним слова Экзюпери, которые стали эпиграфом к нашему уроку. В его сказке «Маленький принц» один из героев - Лис, говорит: «Не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».

Подумайте в чем смысл этих слов.

Сопоставьте их с тем, что сказала старушка.

Сделайте свой вывод. «Вы говорите о живом существе, как о вещи…».

Что скрывается за многоточием в конце этой фразы?

- Знаете ли вы пример из литературы, соответствующий формуле

«Человек = вещь»?

- Так говорила о себе Лариса Огудалова из пьесы А.Н.Островского «Бесприданница».

Поразмыслив над тем, почему дважды в рассказе речь идет о развилке трех дорог, группы предлагают свои версии концовки рассказа.

Читаем ключевые абзацы из заключительной части рассказа:

Климову стало жарко от прилива горячей благодарности. Значит, кошка верно оценила его душевные ресурсы. Значит, это действительно личностный зверь: ведь чем благороднее личность, тем больше добра предполагает она в других. Благородство одного рождает благородство в партнере. Климов устремился к дереву, проваливаясь почти до подмышек. И вдруг стал, будто его толкнули в грудь.


Это была не кошка. Это был сук — тот самый, которым он в нее бросил.


Климов стоял и слушал в себе опустошение. В этом опустошении гулко и трудно, будто вхолостую, билось сердце. Луна остановилась над Климовым и походила не на светящийся череп, как он где-то прочитал, а на планету, если на нее смотреть с большого расстояния. То есть луна походила на себя самое. И Земля, наверное, выглядит также, если на нее смотреть с Луны. Только Луна — желтая. А Земля — голубая.


Продолжая беседу, предлагаю ученикам ответить , почему В.Токарева выбрала такую концовку рассказа, какие слова можно считать в нем ключевыми и что объединяет их с высказыванием Экзюпери.

Класс выполняет задания:

Запишите в тетрадь ассоциации к слову нравственность, появившиеся у вас после рассказа «Кошка на дороге».

Обменяйтесь впечатлениями в группе. Можете записать интересные мысли товарищей себе в тетрадь.

Что вы можете дописать в ассоциативную карту?

Так по инициативе ребят на плакате появляется колонка «Безнравственность»,

Куда предлагаемые ими слова записываются черным маркером (в отличие от написанных красным слов слева).

Нравственность Безнравственность

Любовь черствость

Чистота опустошение

Стремление к высокому ложь

Милос ердие лень

Ответственность одиночество


Напишите эссе на морально-нравственную тему, поразмышляв о прочитанном или о том, что волнует вас в связи с прочитанным рассказом.

3 этап. Рефлексия.

Чтение эссе по желанию, обсуждение написанного и заголовков. Заканчивая урок, обещаю, что, конечно, все эссе будут проверены, а оценки выставлены в журнал. Но самую важную оценку по этой теме, говорю ученикам, им поставит жизнь. Потому что в реальности все самое главное – то, что и делает нас счастливыми, - дается в жизни бесплатно: любовь, нежность, внимание.

В заключение хочу отметить, что такой урок полезно провести на завершающем этапе изучения русской классической литературы: в этом случае можно проследить общность позиции писателей прошлого и наших дней в вопросах морали и нравственности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок внеклассного чтения

Автор: Тунгушбекова Алия Ашимхановна

Дата: 21.06.2018

Номер свидетельства: 473973

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Презентация к уроку внеклассного чтения «В царстве басен И.А. Крылова» (урок внеклассного чтения в 5 классе по творчеству И.А. Крылова)"
    ["seo_title"] => string(149) "priezientatsiia-k-uroku-vnieklassnogho-chtieniia-v-tsarstvie-basien-i-a-krylova-urok-vnieklassnogho-chtieniia-v-5-klassie-po-tvorchiestvu-i-a-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "308379"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458573303"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "«В царстве басен И.А. Крылова»  (урок внеклассного чтения  в 5 классе  по творчеству И.А. Крылова)"
    ["seo_title"] => string(100) "v-tsarstvie-basien-i-a-krylova-urok-vnieklassnogho-chtieniia-v-5-klassie-po-tvorchiestvu-i-a-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "308360"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458570715"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока внеклассного чтения "Семицветная страна или Все краски Земли""
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-vnieklassnogho-chtieniia-siemitsvietnaia-strana-ili-vsie-kraski-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "294526"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455650154"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "урок внеклассного чтения " Каким ты был, мой ровесник, в годы войны?" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-vnieklassnogho-chtieniia-kakim-ty-byl-moi-roviesnik-v-ghody-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "150390"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420472801"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "конспект урока внеклассного чтения по теме: "С другом веселее жить" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-vnieklassnogho-chtieniia-po-tiemie-s-drughom-viesielieie-zhit"
    ["file_id"] => string(6) "125125"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414916507"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства