Урок - праздник проводится после изучения раздела "Устное народное творчество". Подводится итог работы по изучению данного раздела в игровой форме, с элементами театрализации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитывать живой интерес к России, ее культурному наследию.
Тип урока: обобщение изученного.
Вид урока: урок-праздник.
Технология: на игровой основе с элементами драматизации.
Оборудование: декорация русской избы, стол с самоваром, русские народные костюмы, выставка поделок декоративно-прикладного искусства, картины по сюжетам русских народных сказок, былин.
Ход урока
Ведущая ученица:
Столетиями стояли на Руси деревушки с маленькими избенками, колодцами, огородами.
Столетиями жители этих деревушек трудились на своих полях, носили на коромыслах тяжелые ведра с водой, варили щи и кашу.
Нелегкой была эта жизнь, и мало в ней было радости. А людям так хотелось этой радости!
Хотелось красоты, которая бы заменила этот убогий повседневный быт.
Но об этом можно было только мечтать. И люди мечтали!
Сегодня, ребята, мы побываем с вами на острове Буяне, в сказочной стране, в одной такой деревушке, зайдем в гости к хозяину с хозяйкой, посидим за столом, послушаем бывальщины и небылицы, сказки да загадки, услышим пословицы и поговорки, споем песни да частушки. На таких посиделках можно было услышать очень много интересного, многому научиться. Ведь вся мудрость русского народа передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и дошла до нас в прекрасном разделе русской литературы, который называется «Устное народное творчество».
Хозяйка: Добро пожаловать, гости дорогие!
Хозяин: Веселья вам и радости желаем!
Хозяйка: Давно мы вас ждем – поджидаем, праздник без вас не начинаем.
Хозяин: У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.
Хозяйка: Припасли мы вам забавушек на всякий вкус: кому - сказку, кому - правду, кому – песенку.
Гость: Гостям – то, известное дело хватило места, да не тесновато ли хозяевам.
Хозяйка: В тесноте не в обиде. Дорогие гости, чайку откушайте, да что мы вам расскажем послушайте.
Хозяин: А теперь нам расскажут былину старинную. Не шибко короткую, да и не шибко длинную. А такую как раз как от меня – до вас!
(Хозяин с хозяйкой садятся за стол, выходит былинник в русской рубахе с гуслями, включается запись – играют гусли).
Гусляр: Старину скажу да стародавнюю
Стародавнюю, да небывалую.
Хорошо сказать, да лучше слушати!
(Читает отрывок из былины «Илья Муромец»)
Вот какие дела порой случаются,
Да на том былина про Илью не кончается.
Хозяйка: А сейчас мы перенесемся в мир сказок. Вы помните? В волшебных сказках люди летают по воздуху на коврах-самолетах, находят живую воду, невиданные цветы. А чуть позднее появились сказки о злых и жестоких царях, о жадных и глупых людях, рядом с которыми жили в сказках умные, добрые, честные Иванушки, Аленушки, Василисы и другие простые и чистые сердцем русские люди.
Хозяин: А было это, голубчики, в старину, как задумал дед Архип залезть на Луну. Тогда сказки по воздуху летали, друг друга за крылышки хватали. А я за ними на золотом коне скакал, да в мешок эти сказки собирал. Вытащу – ка я из мешка сказку про барыню и мужика.
(Инсценировка сказки «Как барыня лаять научилась». Выходят в костюмах мужик, барыня и автор)
Мужик: Погляди-ка, барыня-матушка, на нас медведь из лесу идет!
Автор: А никакого медведя там и не было, просто корни елки торчали, как лапы медвежьи.
Барыня: Ах, матушки! Ах, батюшки! Куда же теперь? Ведь ружья-то у нас нету! Заломает нас медведь!
Мужик: Погоди, барыня, убиваться! Знаешь, что медведь боится? Лаю собачьего. Коли будешь лаять, он обратно в лес уйдет.
Барыня: Ну так лай! Лай погромче! Чего стоишь? Погромче лай!
Мужик: Нет, барыня, не могу. Отлаялся я на вашей службе вдоволь, охрип. Больше голосу нету. Ты сама теперь лай, как умеешь.
Барыня: Да неужто я, барыня, стану по - собачьи лаять? Не буду!
Мужик: Ну как хочешь, барыня, твое дело! А только сейчас нас медведь съест! А ты такая молодая, богатая, тебе помирать-то жалко.
Автор: И начала барыня лаять!
Барыня: Гав! Гав! Гав! Гав! Гав! Гав!
Мужик: Плохо, барыня, лаешь! Громче лай!
Барыня: Гав! Гав! Гав! Гав! Гав! Гав!
Мужик: Громче, барыня, громче, громче! А то придет Мишка, несдобровать нам!
Автор: А барыня уже хрипнуть начинает, однако лает, не перестает.
Барыня: Гав! Гав! Гав! Гав! Гав! Гав!
Автор: И так до утра барыня лаяла, а мужик сидит, в бороду посмеивается. Светать стало. Мужик и говорит:
Мужик: Ой, барыня, гляди-кось! Вовсе это не медведь! Это елка перевернутая корнями вверх лежит.
Хозяйка: Вот и такие дела случаются, на том и сказка про глупую барыню кончается.
Хозяин: Начинается новая сказка. Варится в печи кашка, кашка упреет и сказка поспеет. И будет эта сказка называться «Самое дорогое»
(Выходят старик со старухой).
Старик: Ну, старуха, радость у нас. Был я в лесу, случайно встретился с лесным дедом Берендеем, беда с ним приключилась. Я помог ему, а он мне за это обещал любое мое желание исполнить. Чего же у лесного деда попросить ? Хочешь много-много денег попрошу?
Старуха: А на что нам, старик, много-много денег? Нам их и прятать-то негде. Да и бояться по ночам будем, что их воры утащат. Нет, старик, не надо нам денег.
Старик: Ну хочешь, попросим большое-пребольшое стадо коров да овец?
Старуха: А на что нам, старик, большое-пребольшое стадо? Нам с ним и не управиться. Есть у нас коровушка – молоко дает, есть 6 овечек – шерсть дают. На что нам больше?
Старик: А хочешь, старуха, мы у лесного деда тысячу курочек попросим?
Старуха: Да что ты, старик, опомнись! Чем же мы их кормить станем? Есть у нас три курочки и Петя-петушок, нам и довольно.
Старик: Да-а-а! А знаешь, старуха, я придумал, чего у лесного деда просить надо. Попрошу, чтобы руки у нас всегда здоровыми были. Тогда все, что нужно, сами себе заработаем. Самое главное, чтобы здоровье было, ведь его ни за какие деньги не купишь!
Хозяйка: Я у старухи со стариком недавно побывала, старуха всем вам гостинцев прислала, которые в лесу насбирала. Да покуда я к вам шла – все подарки из корзинки растрясла!
Хозяин: Сказку сказали, тугой пояс развязали, съели три короба блинов, три кошелки пирогов, сметаны горшок, калачей мешок, ведро киселя, пудовую саечку, да пивца шаечку. Можно дальше сказывать.
Хозяйка: Да не забыли ли вы, гости дорогие, что мы на чудесном острове Буяне живем? А на нем поют русские песни: то грустные – протяжные, то веселые - озорные.
(Выходит хоровод и исполняет песню «Во поле береза стояла»)
Хозяйка: Слетались птицы с моря, садились у нас на заборе, пели птицы, сказывали птицы песни да небылицы. Одну я переняла, да вам привезла.
(Выходят девушки в русских костюмах, исполняют частушки, приплясывают)
Хозяин: Песне – конец. Кто слушал – молодец! И надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу. Да покуда вы песню слушали, огурцы на огороде зайцы скушали. Вот вам и не досталось! А чтобы вы не расстраивались, послушайте еще одну песню. (В записи песня «Коробейники», гости приплясывают)
Хозяйка: Кто песню слушал, тот меду покушал, а кто не слушал, да зевал, тот пустое блюдо полизал. А теперь послушаем потешки!
(Выходят дети и бабушка)
Дети: Бабушка, бабушка, в гости пора!
Бабушка: На чем ехать-то, детушки?
Дети: А ты на рогоже!
Бабушка: На рогоже - негоже.
Дети: А ты в лукошке!
Бабушка: Вывалюсь по дорожке!
Дети: Привяжись ремешком!
Бабушка: Нет, уж лучше пешком!
(Дети рассказывают потешки)
1-й Ладушки, ладушки, где были?
У бабушки.
Чего ели?
Кашку.
Чего пили?
Бражку.
Кашку поели, бражку попили, шу – у – у… полетели! На головку сели, петушком запели: Ку-ка-ре-ку!
2-й Еду – еду, к бабе, к деду
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке, на одной ножке,
В старом лапоточке,
По рытвинам, по кочкам.
Все прямо и прямо,
А потом вдруг в яму. Бух! (скачет на палочке)
3-й Катя, Катя маленька, Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке, топни, Катя, ноженькой.
Киска, киска, киска брысь!
На дорожке не садись.
Наша деточка пройдет, через киску упадет.
4-й На улице две курицы с петухом дерутся,
Две девицы-красавицы смотрят и смеются.
5-й Как у нашего кота шубка очень хороша.
Как у котика усы удивительной красы.
Глаза смелые, зубки белые.
Выйдет котя в огород – всполошится весь народ,
И петух, и курица с деревенской улицы.
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.
6-й Тень- Тень, потетень, выше города плетень.
Сели звери под плетень, похвалялись целый день.
Похвалялася лиса: «Всему свету я краса!».
Похвалялся зайка: «Поди, догоняй-ка!»
Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!»
Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!»
Хозяйка: Пели в старину и календарные песни, которыми встречали весну, провожали лето, призывали на поля дождь, благодарили за хороший урожай.
(Выходят девушки в русских нарядах)
1-я Ты мороз, мороз, мороз! Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой, стужу уводи с собой!
А мы саночки возьмем, мы на улицу пойдем.
Сядем в саночки-самокаточки!
2-я Уж ты ласточка, ты касаточка!
Ты возьми ключи, лети на небо!
Ты запри зиму, отопри весну!
3-я Дождик, дождик веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи, зря в окошко не стучи –
Брызни в поле пуще! Станет травка гуще!
Хозяин: А кто из вас не любит загадки? Короткие, меткие, красивые! Надо хорошо подумать, чтобы их разгадать.
( У всех гостей есть рисунки с ответами на загадки. Загадки задают гости и показывают рисунки).
1-й Над цветком порой замрет разноцветный самолет.
На былинке посидит, вдруг вспорхнет и улетит. (Стрекоза)
2-й Огненной вполнеба розгой злюка взмахивает грозно,
В гулкий бубен громко бьет, и при этом слезы льет. (Гроза)
3-й Ворота эти с давних пор не запирают на запор.
Зато становится порой в них безоружный часовой. (Вратарь)
4-й Сколько прожил молодец, столько в нем внутри колец. (Дерево).
5-й Зажгли погожие деньки на тонких ножках огоньки.
Они не жгутся, не дымят. Их собирают и едят. (Земляника).
6-й Бредут вразвалку по тропинке к воде подушки и перинки.
Ужасно все горластые. На ножках ласты красные. (Гуси).
7-й Нас всегда везде найдете: и в лесу мы, и в болоте.
На полянке, на опушке. Мы – зеленые ….. (Лягушки).
8-й Погляди на молодцов: веселы и бойки.
Волокут со всех сторон материал для стройки.
Без работы – хоть убей – жить не может …… (Муравей)
9-й По реке плывет бревно. Ох и злющее оно.
Тем, кто в воду угодил, нос откусит … (Крокодил)
10-й Жить привык он с нами вместе.
Приласкай – затянет песню, а обидишь – обдерет.
Что за зверь? Усатый … (Кот)
11-й Он долго дерево долбил, он всех букашек истребил.
Зря он времени не тратил. Длинноклювый, пестрый … (Дятел)
12-й Опасней всех в реке она! Хитра, прожорлива, сильна!
Притом такая злюка! Конечно, это … (Щука)
13-й Тетушка знакома мне. Дом таскает на спине.
При себе всегда пожитки. Как удобно жить …(Улитке)
14-й Он ходит, голову задрав, не потому, что гордый нрав.
Не потому, что важный граф. А потому, что он …. (Жираф)
15-й Этот зверь тебе знаком. Ест мышей, пьет молоко.
Но на кошку не похож, весь в колючках длинных … (Еж)
Учитель: В детстве, когда вы были совсем маленькими, ваши мамы пели вам колыбельные песни. В них обязательно были слова: баю – бай. Мама пела и ребенок засыпал. Эти песни так и назывались – баюшки, байки.
(Выходят девочки с куклами)
1-я Баю-бай, баю-бай. Маша глазки закрывай.
Пошел котик на торжок купить Маше пирожок.
Пошел котик под мосток ловить рыбку за хвосток.
Придет котик к Машеньке, велит Маше спатеньки.
2-я Баю-бай, баю-бай. К нам приехал Бабай. К нам приехал Бабай, просит Катеньку отдай. А мы Катю не дадим, пригодится нам самим.
3-я Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай, белолапа не скули, мою Таню не буди. Ой люли - люлюшеньки, баиньки-баюшеньки. Сладко спи по ночам, да расти по часам.
Хозяин: С искусством народа мы знакомимся с первой услышанной колыбельной песней, с первой сказкой, первой игрой. Нет человека, который бы не знал какой-нибудь считалки, скороговорки. Попробуйте быстро и четко сказать: «От топота копыт пыль по полю летит», «По семеро в сани уселися сами».
А дразнилки помните?
Федот - криворот упал у ворот, упал в кадушку – раздавил лягушку,
Упал на мяту – раздавил хату.
Учитель: И как не подивиться мудрости русского народа? Точность, выразительность, глубокий смысл таит в себе пословица русская. Сколько их? Навряд ли кто сосчитает! Помните их? Много пословиц о труде
Без дела жить – только небо коптить.
1-й гость Не будет и скуки, коль заняты руки.
2-й гость Долог день до вечера, коли делать нечего.
3-й гость А об ученье? Грамоте учиться – всегда пригодится. Ученье – свет, а неученье – тьма.
4-й гость А сколько их о дружбе! Старый друг лучше новых двух. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Один за всех, все за одного!
Учитель: А вот я сейчас и проверю, как вы знаете пословицы. Я начну, а вы закончите пословицу. Без труда не вытащишь …. (и рыбку из пруда).
В чужой монастырь со своим Уставом…. (не ходят).
Жизнь прожить, не поле … (перейти).
Гром не грянет, мужик …(не перекрестится).
Готовь сани летом, а телегу … (зимой).
Хозяйка: А не заскучали ль вы у нас, гости дорогие? А давайте поиграем? Помните ли вы считалки?
1-й За стеклянными горами стоит Ваня с пирогами.
Здравствуй, Ванечка - дружок, сколько стоит пирожок?
Пирожок – то стоит три, а водить-то будешь ты!
2-й Шла коза по мостику и виляла хвостиком,
Зацепила за перила, прямо в речку угодила.
Кто не верит – это он, выходи из круга вон!
Хозяин: Вот и выбраны два молодца – удальца, а теперь – игра.
Если вы помните, то больше всего русские люди любят баньку, да попариться. Вот и попарьте друг друга. У кого веник больше облетит, тот и победит.
(проходит игра)
Хозяин: Вот и попарили друг друга, вроде как в баньку сходили. А после баньки полагается попить чайку. (Звучит песня «У самовара я и моя Маша»)
Самовар венчает праздник,
Собирает круг гостей.
Из напитков самых разных
Людям чай всего милей.
Чаем мы всегда встречам,
Самоварам – не стареть.
А когда напьемся чаю,
Песню хочется запеть.
Давайте споем. (Исполняется русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени» или «Посею лебеду на берегу»)
Хозяйка: А еще на Руси очень любили петь частушки. Это маленькие песенки. Частушки - коротушки, веселые, задорные, плясовые. Надо петь и плясать!
1-я Не хотела я плясать, стояла, стеснялася.
А гармошка заиграла я не удержалася.
2-я Раздайся, народ! Меня пляска берет!
Выйду в круг, закричу: «Караул! Плясать хочу!»
3-я Ох, топнула я, да не топнула я,
Съела целого барана, да не лопнула я.
4-я Эх, топни нога, топни правенькая.
Все равно плясать пойду, хоть и маленькая!
Все хором: Глубоки у нас моря, широки у нас поля.
Изобильная, родная, славься русская земля!
Заключительное слово учителя.
Вот и подошел к концу наш праздник, но не закончится никогда мудрость русского народа. Неиссякаем этот родник. Спасибо всем участникам и гостям. До новых встреч, друзья!