kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ТКУ музыки "Праздник русского народа: Масленица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Автор: Семенова Екатерина, студентка

Тема

Праздник русского народа: Масленица

Цели

1. Знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица.

2. Пробуждение интереса к русскому фольклору, уважения к народным обычаям.

3. Знакомство с с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки)

4. Развивать умение исполнять народные песни, участие в обрядовых действиях.

Планируемые результаты

Предметные результаты – Формировать умение исполнять народные песни, участие в обрядовых действиях.

 Метапредметные результаты – Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (РУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь работать в паре (КУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (ПУД).

Личностные результаты – Уметь формировать речевые умения, развивать мышление. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ТКУ музыки "Праздник русского народа: Масленица"»


Технологическая карта урока


Автор: Семенова Екатерина, студентка

Класс: 3 «А», школа №4

Предмет: музыка

Система: УМК «Школа России»

Тип урока: Первичное усвоение новых знаний.



Тема

Праздник русского народа: Масленица

Цели

1. Знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица.

2. Пробуждение интереса к русскому фольклору, уважения к народным обычаям.

3. Знакомство с с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки)

4. Развивать умение исполнять народные песни, участие в обрядовых действиях.

Планируемые результаты

Предметные результаты – Формировать умение исполнять народные песни, участие в обрядовых действиях.

Метапредметные результаты – Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (РУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь работать в паре (КУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (ПУД).

Личностные результаты – Уметь формировать речевые умения, развивать мышление. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Межпредметные связи

Музыка-фольклор, литература, ИЗО.

Ресурсы

Учебник «Музыка»3 класс, Критская Е. Д. Презентация, экран, проектор.

Организация пространства и методические приемы.

Фронтальная работа. Словесный, наглядно-слуховой, практический, забегания вперед и возвращение к пройденному, метод эмоционального воздействия и драматургии урока, размышления о музыке, обобщающий метод.

Основные понятия

Масленница, обряд, народные песни, игровые песни

Виды деятельности учащихся:

  1. Слушание музыки 2. Пение 3. Инструментальное музицирование. 4. Музыкально –пластические движения под музыку.

Музыкальный материал:

  1. Частушки, Р.н.п. .«Блины», Р.н. забава масленичной недели игра - «Горелки»



Оформление доски:


7марта Д/з………….

Тема урока «Масленица», рисунок солнца и куклы масленицы



План:













Музыкальный словарь



Композиторы


Композиция урока

?

+

!

*

©


этапы драматургии урока:

завязка –

развитие –

кульминация –

развязка


Обобщение

- - - - - - - - - - -



План:

1. Организационный этап

2. Мотивационный этап

3. Ориентировочный этап

4. Поисково - исследовательский этап

5. Разучивание песни:

  • Слушание

  • Исполнение припева вместе с учителем

  • Прохлопывание ритмического рисунка куплета

  • Показ мелодической линии песни в запеве

  • Пение первого и второго куплета с заранее подготовленными ученицами

  • Исполнение всей песни по ролям

6. Работа с учебником

7. Физкультминутка

8.Поисково – исследовательский этап

9. Рефлексия.

10. Итог урока.

Домашнее задание.


Ход урока


Этапы урока

Время.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Методические приемы.

1. Организационный этап

Вход в класс под музыку «Масленица».

Дорогие ребята, вам и всем, кто пришел на наш урок музыки, я желаю доброго настроения!

Настраиваются на урок.


Фронтальная работа.

2. Мотивационный этап.

3 мин.


-Ребята, скоро наступит время, когда зима встретится с весной, поэтому цель нашего урока познакомиться с традициями русского народного календарного года, узнать много интересного о большом и веселом празднике. А о каком празднике пойдет речь, вы угадаете по моей загадке.

На каком народном празднике

Мы все радуемся,

На горках катаемся,

Блинами объедаемся?

- Правильно, ребята. Масленица – древний языческий праздник. Это – веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.

Поэтому тема нашего урока называется «Масленица».

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Отгадывают загадку и формулируют теме урока.




- Масленица

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать своё предположение; контролировать свои действия(РУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других(КУД).

Уметь формировать речевые умения, развивать мышление.(ЛУД)

Фронтальная работа. Словесный, наглядно-слуховой.

Комментарий по слайдам презентации Слайд№1-3

3. Ориентировочный этап.

5 мин.


- Сегодня на наш урок я принесла вот такой календарь Масленицы. Каждый его день имеет свое название. Я думаю, нам всем будет интересно узнать, как на самом деле в старину праздновали этот праздник, соблюдали обычаи и традиции.

Широкая Масленица – сырная неделя!

Ты идешь нарядная к нам весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю.

Чтоб зиму студеную из дому прогнать!

- В старину масленица была самым веселым праздником на Руси. Народ называл ее веселой, широкой, разгульной. Этот праздник переходящий, т.е. у него нет постоянного числа, как, например, у Нового года или 8 марта. На самом деле Масленицу празднуют за неделю до Великого поста. На масленичной неделе православной церковью запрещается употреблять в пищу мясо, но можно в изобилии кушать яйца, молоко, сыр, творог, масло, сметану. Поэтому и называют праздничную неделю масляной или сырной, а сам праздник Масленица.

Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц:

«Не житье - бытье, а масленица»,

«На горках покататься, в блинах поваляться»,

«Как на масляной неделе в потолок блины летели»,

«Не все коту масленица, а будет и Великий Пост».

- Ребята, как вы понимаете эти поговорки? Молодцы!


Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

























Читают пословицы и поговорки с доски.

Понимать учебную задачу урока; высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (РУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (КУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (ПУД).

Уметь формировать речевые умения, развивать мышление(ЛУД).

Фронтальная работа. Словесный, наглядно-слуховой, практический, метод эмоционального воздействия и драматургии урока. Комментарий по слайдам презентации

Слайд№4,5















Работа с классной доской

3. Поисково – исследовательский этап.

7 мин.


-Итак, давайте откроем первую страничку масленичного календаря.

Первый день (понедельник) называется «Встреча».

-В этот день встречали Масленицу, строили снежные городки, качели. Ходили к родственникам и договаривались, как будут праздновать Масленицу. А самое главное наряжали чучело Масленицы, любовались им и при этом приговаривали:

Дорогая гостья, Масленица,

Авдотья Изотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная!

Коса длинная, трехаршинная,

Лента длинная, двухсплетенная.

Приходи, масленица, на широкий двор!

Переходим ко Второму дню (вторник) – «Заигрыш».

-В этот день начинались разные безудержные игры и потехи. Строили снежные и ледяные крепости, качались на качелях, пели частушки и масленичные песенки.

Переходим к следующему дню.

Третий день (среда) – «Лакомка»

- в этот день, зять приходил в гости к теще. А кто такой зять? (Зять – ваш папа, а мамина мама - ваша бабушка, приходится ему тещей). Теща угощала зятя вкусными блинами.

Ребята, а почему на Масленицу принято печь блины?

- Да. Раньше люди верили, чем больше они напекут блинов, тем солнцу будет легче преодолеть зимний холод и тем скорее наступит весна. И даже одной из любимых масленичных песен в народе была русская народная песенка «Блины».

Знакомятся с календарем масленицы. Отвечают на вопросы.








Дети рассматривают куклу

















Потому что блины – символ солнца.




Высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (РУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (КУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (ПУД).

Уметь формировать речевые умения, развивать мышление(ЛУД).

Фронтальная работа. Словесный, наглядно-слуховой, практический. Комментарий по слайдам презентации Слайд №6,7,8 12











Комментарий по слайдам презентации

Слайд №13-14


5. Разучивание песни

10 мин.


- А теперь давайте ее разучим. Сначала прочитаем слова, а затем разучим мелодию.

При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:

  1. Дикцию (четкое произношение текста);

  2. Характер произведения (веселый, радостный, петь с улыбкой);

  3. Возможно добавление движений руками на припев (инсценировка слов).

«Блины»

русская народная песня

1. Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

2 раза

Припев: Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои!

2. Кадки новы растворили,

Два часа блины ходили.

Припев: тот же.

3. Моя родная сестрица,

Печь блины то мастерица.

Припев: тот же.

4. Напекла она поесть,

Сотен пять наверно есть.

Припев: тот же.

5.«Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы!»

Припев: тот же.

Учитель: Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась. Идем дальше.


Читают песню,


слушают фонограмму,






поют вместе с фонограммой,










поют без фонограммы.

Формировать умение исполнять народные песни, участие в обрядовых действиях.

(предметные результаты)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (КУД).

Фронтальная работа. Словесный, наглядно-слуховой, практический, метод эмоционального воздействия и драматургии урока, размышления о музыке.

Слайд №15

6. Работа с учебником.

4 мин.


Четвертый день «Широкий четверг» или «Разгул»

- здесь – то начиналось основное гулянье. Люди ходили по домам с бубнами, балалайками, пели колядки, угощались блинами, поздравляли всех с праздником. А еще….

А еще в этот день играли в разные игры:

Катание с гор на санках

Бой мешками

Ледяной столб

Снежный тир

Перетягивание каната

Жмурки


- Открываем учебники на с.64

- Что там написано о масленице? Какие картины представлены, внимательно рассмотрите

-Вот посмотрите, как изобразил Масленицу на своей картине русский художник Б.Кустодиев. Ребята, расскажите, какие приметы Масленицы вы видите на ней?

- А самой традиционной забавой масленичной недели была игра - «Горелки».

Рассматривают картину на экране или в учебнике и отвечают на вопросы.


Ездят на тройках, поют, танцуют, смотрят театральное представление.


Контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки(РУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (КУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (ПУД).

Фронтальная работа. Словесный, наглядно-слуховой, практический.

Комментарий по слайдам презентации Слайд№16 - 18

7. Физкультминутка.

5 мин

- Ребята, мы с вами тоже сейчас поиграем в эту игру. Посмотрите, какие здесь надо произносить слова. Давайте их прочитаем:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо:

Птички летят.

Колокольчики звенят.

Раз, два, три, гори!»

В этой игре участвуют водящий и команда игроков. Команда становится парами в колонну, а водящий стоит лицом к колонне. В руках у водящего платочек. Все хором произносят слова и после слов «Раз, два, три, гори!» последняя пара бежит вдоль колонны по разные стороны к водящему. Тот, кто добежит до водящего первым берет у него платочек, а опоздавший «горит», т.е. водит.

Давайте разделимся на 2 команды. 1-я команда играет, а 2-я будет за них «болеть». А потом поменяемся. Теперь надо выбрать «водящего» считалочкой. Встаньте в круг, я вас посчитаю.

Ехала телега темным лесом,

За каким-то интересом.

Стук, звон.

Выйди, вон!

Внимательно слушают правила игры. Играют в игру.

Участие в обрядовых действиях (Предметные результаты)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (ПУД).

Фронтальная работа.


8. Поисково – исследовательский этап

4 мин.










Переходим к следующему дню.

Пятый день (пятница) «Тещины вечёрки»

- здесь, наоборот, тещи приходили в гости к зятьям на блины. Люди говорили: «Хоть тещины блины сладки, да тещ угощают на Масленицу зятьки».

Шестой день (суббота) «Золовкины посиделки».

«Золовка» (так называют сестру вашего папы) приглашала к себе в гости родственников на блины. Невестки дарили золовкам подарки. В этот же день все выходили на улицу, на большую площадь, где стояло чучело Масленицы и, сжигали его, чтобы весна быстрее пришла.

Последний седьмой день – «Проводы Масленицы» или «Прощеное воскресенье».

В этот день все просили прощенья у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело пели и плясали, провожая Масленицу. Праздник заканчивался большой ярмаркой.

Продолжают изнакомиться с днями масленичной недели.



Слушают рассказ учителя.

Контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки(РУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (КУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (ПУД).

Фронтальная работа. Словесный, наглядно-слуховой, практический.

Комментарий по слайдам презентации Слайд№19,20






Слайд№21,22

9. Рефлексия. Итог урока.

5 мин.

















10. Домашнее задание.


- Вот и закончились листочки в масленичном календаре. Уже подходит к концу наш урок.

-Ребята, о чем же вы узнали сегодня? Давайте решим кроссворд.

-Я буду задавать вопросы, а вам надо отгадать слова, которые спрятаны здесь.

  1. В какой день недели сжигали чучело?

  2. Желтая тарелка на небе висит,

Желтая тарелка всем тепло дарит?

  1. Как называются маленькие, шуточные песенки?

  2. С каким древним языческим праздником мы сегодня познакомились?

  3. Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний?

  4. Какое ключевое слово у нас получилось?

  5. А блины на Масленице символ чего?



Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то найти поговорку про Масленицу, кому-то сочинить частушку, а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица». Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку.

Все сегодня занимались замечательно. Я ставлю всем 5, но лучше всех сегодня работали - …. (имена детей).


Подводят итоги, отвечают на вопросы.





- суббота

- солнце


- частушки


- масленица


- игры


- блины

- символ солнца



Записывают домашнее задание в дневниках.


Делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (РУД).

.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (ПУД).

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (ЛУД).

Фронтальная работа. Словесный, наглядно-слуховой, практический, забегания вперед и возвращение к пройденному, метод эмоционального воздействия и драматургии урока, размышления о музыке, обобщающий метод.



Методист по ТиММВ

ФГБОУ ВПО «ГГПИ им. В.Г. Короленко, д.п.н., проф. А.В. Тутолмин






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ТКУ музыки "Праздник русского народа: Масленица"

Автор: Семенова Екатерина

Дата: 15.01.2016

Номер свидетельства: 277420


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства