1. Организационный этап
2. Мотивационный этап
3. Ориентировочный этап
4. Поисково - исследовательский этап
5. Разучивание песни:
6. Работа с учебником
7. Физкультминутка
9. Рефлексия.
10. Итог урока.
Домашнее задание.
Этапы урока Время. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | Методические приемы. |
1. Организационный этап | Вход в класс под музыку «Масленица». Дорогие ребята, вам и всем, кто пришел на наш урок музыки, я желаю доброго настроения! | Настраиваются на урок. | | Фронтальная работа. |
2. Мотивационный этап. 3 мин. | -Ребята, скоро наступит время, когда зима встретится с весной, поэтому цель нашего урока познакомиться с традициями русского народного календарного года, узнать много интересного о большом и веселом празднике. А о каком празднике пойдет речь, вы угадаете по моей загадке. На каком народном празднике Мы все радуемся, На горках катаемся, Блинами объедаемся? - Правильно, ребята. Масленица – древний языческий праздник. Это – веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Поэтому тема нашего урока называется «Масленица». | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Отгадывают загадку и формулируют теме урока. - Масленица | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать своё предположение; контролировать свои действия(РУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других(КУД). Уметь формировать речевые умения, развивать мышление.(ЛУД) | Фронтальная работа. Словесный, наглядно-слуховой. Комментарий по слайдам презентации Слайд№1-3 |
3. Ориентировочный этап. 5 мин. | - Сегодня на наш урок я принесла вот такой календарь Масленицы. Каждый его день имеет свое название. Я думаю, нам всем будет интересно узнать, как на самом деле в старину праздновали этот праздник, соблюдали обычаи и традиции. Широкая Масленица – сырная неделя! Ты идешь нарядная к нам весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю. Чтоб зиму студеную из дому прогнать! - В старину масленица была самым веселым праздником на Руси. Народ называл ее веселой, широкой, разгульной. Этот праздник переходящий, т.е. у него нет постоянного числа, как, например, у Нового года или 8 марта. На самом деле Масленицу празднуют за неделю до Великого поста. На масленичной неделе православной церковью запрещается употреблять в пищу мясо, но можно в изобилии кушать яйца, молоко, сыр, творог, масло, сметану. Поэтому и называют праздничную неделю масляной или сырной, а сам праздник Масленица. Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц: «Не житье - бытье, а масленица», «На горках покататься, в блинах поваляться», «Как на масляной неделе в потолок блины летели», «Не все коту масленица, а будет и Великий Пост». - Ребята, как вы понимаете эти поговорки? Молодцы! | Отвечают на вопросы. Слушают учителя. Читают пословицы и поговорки с доски. | Понимать учебную задачу урока; высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (РУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (КУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (ПУД). Уметь формировать речевые умения, развивать мышление(ЛУД). | Фронтальная работа. Словесный, наглядно-слуховой, практический, метод эмоционального воздействия и драматургии урока. Комментарий по слайдам презентации Слайд№4,5 Работа с классной доской |
3. Поисково – исследовательский этап. 7 мин. | -Итак, давайте откроем первую страничку масленичного календаря. Первый день (понедельник) называется «Встреча». -В этот день встречали Масленицу, строили снежные городки, качели. Ходили к родственникам и договаривались, как будут праздновать Масленицу. А самое главное наряжали чучело Масленицы, любовались им и при этом приговаривали: Дорогая гостья, Масленица, Авдотья Изотьевна! Дуня белая, Дуня румяная! Коса длинная, трехаршинная, Лента длинная, двухсплетенная. Приходи, масленица, на широкий двор! Переходим ко Второму дню (вторник) – «Заигрыш». -В этот день начинались разные безудержные игры и потехи. Строили снежные и ледяные крепости, качались на качелях, пели частушки и масленичные песенки. Переходим к следующему дню. Третий день (среда) – «Лакомка» - в этот день, зять приходил в гости к теще. А кто такой зять? (Зять – ваш папа, а мамина мама - ваша бабушка, приходится ему тещей). Теща угощала зятя вкусными блинами. Ребята, а почему на Масленицу принято печь блины? - Да. Раньше люди верили, чем больше они напекут блинов, тем солнцу будет легче преодолеть зимний холод и тем скорее наступит весна. И даже одной из любимых масленичных песен в народе была русская народная песенка «Блины». | Знакомятся с календарем масленицы. Отвечают на вопросы. Дети рассматривают куклу Потому что блины – символ солнца. | Высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (РУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (КУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (ПУД). Уметь формировать речевые умения, развивать мышление(ЛУД). | Фронтальная работа. Словесный, наглядно-слуховой, практический. Комментарий по слайдам презентации Слайд №6,7,8 12 Комментарий по слайдам презентации Слайд №13-14 |
5. Разучивание песни 10 мин. | - А теперь давайте ее разучим. Сначала прочитаем слова, а затем разучим мелодию. При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на: Дикцию (четкое произношение текста); Характер произведения (веселый, радостный, петь с улыбкой); Возможно добавление движений руками на припев (инсценировка слов). «Блины» русская народная песня 1. Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели. 2 раза Припев: Ой, блины, блины, блины, Ой, блиночки мои! 2. Кадки новы растворили, Два часа блины ходили. Припев: тот же. 3. Моя родная сестрица, Печь блины то мастерица. Припев: тот же. 4. Напекла она поесть, Сотен пять наверно есть. Припев: тот же. 5.«Гости, будьте же здоровы, Вот блины мои готовы!» Припев: тот же. Учитель: Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась. Идем дальше. | Читают песню, слушают фонограмму, поют вместе с фонограммой, поют без фонограммы. | Формировать умение исполнять народные песни, участие в обрядовых действиях. (предметные результаты) Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (КУД). | Фронтальная работа. Словесный, наглядно-слуховой, практический, метод эмоционального воздействия и драматургии урока, размышления о музыке. Слайд №15 |
6. Работа с учебником. 4 мин. | Четвертый день «Широкий четверг» или «Разгул» - здесь – то начиналось основное гулянье. Люди ходили по домам с бубнами, балалайками, пели колядки, угощались блинами, поздравляли всех с праздником. А еще…. А еще в этот день играли в разные игры: Катание с гор на санках Бой мешками Ледяной столб Снежный тир Перетягивание каната Жмурки - Открываем учебники на с.64 - Что там написано о масленице? Какие картины представлены, внимательно рассмотрите -Вот посмотрите, как изобразил Масленицу на своей картине русский художник Б.Кустодиев. Ребята, расскажите, какие приметы Масленицы вы видите на ней? - А самой традиционной забавой масленичной недели была игра - «Горелки». | Рассматривают картину на экране или в учебнике и отвечают на вопросы. Ездят на тройках, поют, танцуют, смотрят театральное представление. | Контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки(РУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (КУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (ПУД). | Фронтальная работа. Словесный, наглядно-слуховой, практический. Комментарий по слайдам презентации Слайд№16 - 18 |
7. Физкультминутка. 5 мин | - Ребята, мы с вами тоже сейчас поиграем в эту игру. Посмотрите, какие здесь надо произносить слова. Давайте их прочитаем: «Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо: Птички летят. Колокольчики звенят. Раз, два, три, гори!» В этой игре участвуют водящий и команда игроков. Команда становится парами в колонну, а водящий стоит лицом к колонне. В руках у водящего платочек. Все хором произносят слова и после слов «Раз, два, три, гори!» последняя пара бежит вдоль колонны по разные стороны к водящему. Тот, кто добежит до водящего первым берет у него платочек, а опоздавший «горит», т.е. водит. Давайте разделимся на 2 команды. 1-я команда играет, а 2-я будет за них «болеть». А потом поменяемся. Теперь надо выбрать «водящего» считалочкой. Встаньте в круг, я вас посчитаю. Ехала телега темным лесом, За каким-то интересом. Стук, звон. Выйди, вон! | Внимательно слушают правила игры. Играют в игру. | Участие в обрядовых действиях (Предметные результаты) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (ПУД). | Фронтальная работа. |
8. Поисково – исследовательский этап 4 мин. | Переходим к следующему дню. Пятый день (пятница) «Тещины вечёрки» - здесь, наоборот, тещи приходили в гости к зятьям на блины. Люди говорили: «Хоть тещины блины сладки, да тещ угощают на Масленицу зятьки». Шестой день (суббота) «Золовкины посиделки». «Золовка» (так называют сестру вашего папы) приглашала к себе в гости родственников на блины. Невестки дарили золовкам подарки. В этот же день все выходили на улицу, на большую площадь, где стояло чучело Масленицы и, сжигали его, чтобы весна быстрее пришла. Последний седьмой день – «Проводы Масленицы» или «Прощеное воскресенье». В этот день все просили прощенья у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело пели и плясали, провожая Масленицу. Праздник заканчивался большой ярмаркой. | Продолжают изнакомиться с днями масленичной недели. Слушают рассказ учителя. | Контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки(РУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (КУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (ПУД). | Фронтальная работа. Словесный, наглядно-слуховой, практический. Комментарий по слайдам презентации Слайд№19,20 Слайд№21,22 |
9. Рефлексия. Итог урока. 5 мин. 10. Домашнее задание. | - Вот и закончились листочки в масленичном календаре. Уже подходит к концу наш урок. -Ребята, о чем же вы узнали сегодня? Давайте решим кроссворд. -Я буду задавать вопросы, а вам надо отгадать слова, которые спрятаны здесь. В какой день недели сжигали чучело? Желтая тарелка на небе висит, Желтая тарелка всем тепло дарит? Как называются маленькие, шуточные песенки? С каким древним языческим праздником мы сегодня познакомились? Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний? Какое ключевое слово у нас получилось? А блины на Масленице символ чего? Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то найти поговорку про Масленицу, кому-то сочинить частушку, а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица». Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку. Все сегодня занимались замечательно. Я ставлю всем 5, но лучше всех сегодня работали - …. (имена детей). | Подводят итоги, отвечают на вопросы. - суббота - солнце - частушки - масленица - игры - блины - символ солнца Записывают домашнее задание в дневниках. | Делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (РУД). . Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (ПУД). Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (ЛУД). | Фронтальная работа. Словесный, наглядно-слуховой, практический, забегания вперед и возвращение к пройденному, метод эмоционального воздействия и драматургии урока, размышления о музыке, обобщающий метод. |
ФГБОУ ВПО «ГГПИ им. В.Г. Короленко, д.п.н., проф. А.В. Тутолмин