kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературе «А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

Нажмите, чтобы узнать подробности

5 класс, ФГОС, урок литературы, УМК Меркин. Использовалась на уроке в 5 классе 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе «А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»»

Технологическая карта урока литературы

А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

Класс: 5

Дата:

Цели деятельности учителя: рассказать о детских и лицейских годах жизни поэта, об отношении его к устному народному творчеству; помочь осознать нравственную красоту и силу героев пушкинских сказок; продолжить обучение выразительному чтению.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать о лицейских и детских годах жизни писателя, поэтические средства художественной выразительности, содержание поэмы «Руслан и Людмила»; уметь определять роль пролога в поэме «Руслан и Людмила» и понимать идею произведения.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.



Этапы урока

Организация учебной деятельности

Формируемые УУД

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

1.Организационный момент








2.Актуализация знаний











3.Усвоение новых знаний































































































































































4.Выставление оценок.




5. Домашнее задание.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.










- Что такое сказка?

- Какие виды сказок вы знаете?

- Чем отличается народная сказка от литературной?










Биография А. С. Пушкина.

На протяжении нескольких уроков мы будем читать и анализировать сказки и стихи одного из самых гениальных писателей русской литературы А.С. Пушкина. Постарайтесь вслушаться в звучание его речи, ощутить настроение поэта, понаблюдать за тем, как он относится к своим героям, как передает чувства и переживания. Посмотрите на доску. Перед нами портрет А.С. Пушкина, который написал Орест Адамович Кипренский. Поэт высоко ценил мастерство живописца, посвятил ему стихи, в которых были строки:

                                      Себя как в зеркале я вижу,

                                      Но это зеркало мне льстит.

 Льстит – значит лучше, красивее, чем есть на самом деле.

…Благородное лицо, высокий умный лоб, большие голубые глаза, прекрасные вьющиеся волосы.На тёмном фоне выступают лицо и руки. Чтобы подчеркнуть, что это – поэт, художник изобразил за его спиной музыкальный инструмент – лиру. Под лиру поэты Древней Греции исполняли свои стихи. С тех пор лира стала символом поэзии.

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был, ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был поэтом. Дом Пушкиных посещали Карамзин, Жуковский, Дмитриев. 

Общение с бабушкой, с Ариной Родионовной, с дядькой Никитой Козловым подарило много впечатлений юному Пушкину. Отец и дядя решили определить Александра в Царскосельский Лицей, где он и начал учиться в 1811 году. О роли Лицея в становлении личности Пушкина сказано очень много. Вспомним имена друзей, которых Пушкин нашел в Лицее: Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг. Они навсегда остались верными и близкими Пушкину друзьями. В Лицее Пушкин начал писать стихи, в 1814 году было опубликовано первое стихотворение «К другу стихотворцу». 

После окончания Лицея Пушкин не возвратился в Москву, в 1817 году он переехал в Петербург и был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. В Петербурге он общался в светском обществе, в литературном окружении, посещал балы, театры. В 1820 году он закончил поэму «Руслан и Людмила» — первое крупное произведение. 

В 1830 году Пушкин посватался к Н. Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров. 

15 мая 1831 года Пушкин женился и переехал в Петербург. В эти годы он много работал в архивах, писал произведения на исторические темы. Это «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Пугачева» . Пушкин журнал «Современник», был его редактором, общался Белинским, Гоголем, с художниками. 

Затруднения возникли вновь, когда Пушкин вынужден был общаться в придворных кругах. 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке.

Ответы на вопросы по биографии А.С. Пушкина и запись в тетради основных биографических событий:

- Когда родился А.С. Пушкин? (8 июня 1799)

- Где учился поэт? (В Царскосельском Лицее)

- На какую службу поступил А.С. Пушкин? (В коллегию иностранных дел)

- В каком году женился А.С. Пушкин? Как звали жену? (1831, Наталья Николаевна Гончарова)

- Когда умер А.С. Пушкин? Какова причина смерти? (9 февраля 1837 года, смертельная рана, полученная на дуэли с Дантесом.


Введение в тему урока

Великолепные пушкинские сказки, в которых соединились гений народа и гений великого русского поэта, появились в 30-е годы того XIX столетия. Они написаны не для детей, и в них, как и во многих других пушкинских произведениях, звучат горечь и грусть, насмешка и протест, добро и зло. В них отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, бесконечная вера Пушкина в победу ума, добра и справедливости.

Поэт записал со слов няни Арины Родионовны несколько русских народных сказок, среди них была такая: “Что за чудо, – говорит мачеха, – вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет. – Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес

Помните это произведение? Оно является прологом к поэме Пушкина «Руслан и Людмила».

Проло́г – это вступительная, вводная часть литературного или музыкального произведения или спектакля, предисловие. (Запись в тетради)

Выразительное чтение пролога «У лукоморья…»

Ответы на вопросы:

- Какой картиной начинается пролог?

- Как вы ее себе представляете?

- Что такое лукоморье? 

Словарная работа:

Лукомо́рье – изгиб (излу́чина) морского берега. Слово «лукоморье» происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского берега». В фольклоре восточных славян — заповедное место на краю мира, где стоит древо — ось мира, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По мировому древу спускаются и поднимаются боги.

На неве́домых доро́жках – на неизвестных (от «ведать» – знать), по которым никто не ходил.
Неви́данный – небывалый, поразительный, удивительный.
Дол – доли́на.
Виде́ние – призрак, привидение, явление из мира фантазии.
Там о заре́… – То есть при свете зари (заря – световая окраска горизонта перед заходом или восходом солнца).
Ви́тязь – богатырь, воин.
Чредо́й (чередо́й) – друг за другом.
Дя́дька – здесь: надзирающий, присматривающий за витязями-воинами (так до 1917 года называли мужчину-служителя, приставленного для пригляда за новобранцами в военном заведении).
Мимохо́дом – идя войной.
Пленя́ет – берет в плен.
Сту́па – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут что-либо пестом или растирают зерно.
Ча́хнет – сохнет, слабеет, худеет, дряхлеет, становится слабым, болезненным.
Русский дух – русская душа; то, что составляет русский народный характер.


Аналитическая беседа

- Какой оттенок придает этим строкам слово «мимоходом»? Как вы представляете себе эту картину?

- Какие народные сказки вы вспоминаете, слушая “У лукоморья дуб зеленый...”? О каких сказочных героях и сказочных чудесах рассказывает А. С. Пушкин? Нравятся ли вам эти сказочные герои? Какие события могут быть связаны с Бабой Ягой, избушкой на курьих ножках, Кащеем, колдуном? Вспомните русские народные сказки. (Школьники рассказывают о том, в каких сказках они читали о Бабе-яге и Кощее Бессмертном, русалке и царевне, сером волке и др., называют сказки: «Царевна-лягушка», «Марья Моревна» и многие другие.)

 - Приведите примеры чудесных превращений сказочных героев. (В народных сказках происходят самые разные чудеса. Лягушка может превращаться в Василису Премудрую, волк  в златогривого коня и в царевну, лента  в реку, гребень  в частый лес. Мальчик Иванушка превращается в козленочка, Марьюшка  в уточку. Появляется персонаж, которого нет: Сват Наум, или руки, которые выполняют нужные работы. Баба-яга со своей избушкой и летающей ступой  это одно из самых удивительных чудес. Животные в сказках умеют разговаривать, помогать людям в нужный момент, как медведь, заяц и утка, которых пощадил Иван-царевич. Волшебные предметы помогают людям или нечистой силе, например, волшебный клубочек указывает героям путь, золотое блюдечко с золотым яблочком позволяет увидеть, что происходит с героями, которые находятся далеко, серебряное донце и золотое веретенце помогают отвлечь внимание злой царицы.)

- Как вы представляете себе лешего, русалку? Где вы встречались с этими персонажами?

- Можем ли мы назвать пролог «У лукоморья» собирательнойкартиной народных сказок? Почему? 

(Да, потому что в этом небольшом фрагменте поэт умело собрал воедино многие сказочные события и перечислил частых героев русских народных сказок – Бабу-ягу, Кощея, русалку, лешего, царевну, колдуна, богатыря… Картины, изображенные в прологе, даны поэтом необычайно выразительно: часто два-три слова, две-три строки вызывают у читателя большие художественные образы, представления о картине, героях, фантастических событиях.)

- Чем объясняется, что в некоторых строках появляются устаревшие слова, не употребляющиеся в нашей обычной речи: дол, видений, брег, чредой? Почему, например, автор употребляет не слово золотая, а говорит: «златая цепь»?  Какой становится нарисованная поэтом картина? Как это надо читать? (Отметить торжественность устаревших слов, которые создают ощущение старины.)

- Для каких произведений характерна такая концовка: «И я там был, и мед я пил...»?  (Для народных сказок. Здесь автор как бы выступает очевидцем описываемых событий, включая читателей в круг причастных к этой тайне.)


В прологе действуют многие герои народных сказок, они совершают «привычные» для них подвиги и живут «привычной» для них сказочной жизнью.

Обратите внимание на то, что в отрывке всего три знака препинания конца предложения: точка после строки «Налево – сказку говорит», восклицательный знак после слов «там Русью пахнет» и многоточие в конце. Поэт словно разделяет пролог на три отдельные части.

Начинает он с общей картины сказочного мира: времени, места. Сам автор любуется этой картиной, очаровывая ею и читателя.

Вторая часть расширяет общую картину, сказочный мир конкретизируется: «Там королевич мимоходом // Пленяет грозного царя...».

Постепенно автор проводит читателя через все, чему поверить нельзя и в то же время нельзя не поверить. В третьей части, смеясь и снимая все «ужасы», он подтверждает «правдивость» рассказанного привычной сказочной концовкой: «И там я был, и мед я пил…». Круг замкнулся: небольшой пролог заканчивается так, как часто кончается народная сказка.


Обучение выразительному чтению. Работа с текстом. 

Учащиеся тренируются в чтении отдельных отрывков (по строкам и строфам), затем всего текста


Оценка работы учащихся на уроке.




Выучить пролог наизусть.











Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, делают записи в тетрадях.

1) Регулятивные:

-волевая саморегуляция;

2) Личностные:

-смыслообразование;

3) Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.


1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).


1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по литературе «А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

Автор: Тихонова Екатерина Михайловна

Дата: 17.01.2020

Номер свидетельства: 536133

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "«А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок» "
    ["seo_title"] => string(135) "a-s-pushkin-dietskiie-i-litsieiskiie-ghody-zhizni-poeta-prologh-k-poemie-ruslan-i-liudmila-kak-sobiratiel-naia-kartina-narodnykh-skazok"
    ["file_id"] => string(6) "152675"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420893686"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Литературные сказки" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-po-tiemie-litieraturnyie-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "247005"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446482658"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "презентация для урока литературы 4 класс "
    ["seo_title"] => string(46) "priezientatsiia-dlia-uroka-litieratury-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "125215"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414935719"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Пролог к поэме А.С.Пушкина  «Руслан и Людмила»/Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(105) "prologh-k-poemie-a-s-pushkina-ruslan-i-liudmila-didaktichieskii-matierial-k-uroku-litieratury-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "243985"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1445868187"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Внеклассное мероприятие по литературе КВН "Сказки А.С.Пушкина" "
    ["seo_title"] => string(68) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-litieraturie-kvn-skazki-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "148542"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419768893"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства