1.Организационный момент 2.Актуализация знаний 3.Усвоение новых знаний 4.Выставление оценок. 5. Домашнее задание. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Что такое сказка? - Какие виды сказок вы знаете? - Чем отличается народная сказка от литературной? Биография А. С. Пушкина. На протяжении нескольких уроков мы будем читать и анализировать сказки и стихи одного из самых гениальных писателей русской литературы А.С. Пушкина. Постарайтесь вслушаться в звучание его речи, ощутить настроение поэта, понаблюдать за тем, как он относится к своим героям, как передает чувства и переживания. Посмотрите на доску. Перед нами портрет А.С. Пушкина, который написал Орест Адамович Кипренский. Поэт высоко ценил мастерство живописца, посвятил ему стихи, в которых были строки: Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Льстит – значит лучше, красивее, чем есть на самом деле. …Благородное лицо, высокий умный лоб, большие голубые глаза, прекрасные вьющиеся волосы.На тёмном фоне выступают лицо и руки. Чтобы подчеркнуть, что это – поэт, художник изобразил за его спиной музыкальный инструмент – лиру. Под лиру поэты Древней Греции исполняли свои стихи. С тех пор лира стала символом поэзии. Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был, ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был поэтом. Дом Пушкиных посещали Карамзин, Жуковский, Дмитриев. Общение с бабушкой, с Ариной Родионовной, с дядькой Никитой Козловым подарило много впечатлений юному Пушкину. Отец и дядя решили определить Александра в Царскосельский Лицей, где он и начал учиться в 1811 году. О роли Лицея в становлении личности Пушкина сказано очень много. Вспомним имена друзей, которых Пушкин нашел в Лицее: Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг. Они навсегда остались верными и близкими Пушкину друзьями. В Лицее Пушкин начал писать стихи, в 1814 году было опубликовано первое стихотворение «К другу стихотворцу». После окончания Лицея Пушкин не возвратился в Москву, в 1817 году он переехал в Петербург и был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. В Петербурге он общался в светском обществе, в литературном окружении, посещал балы, театры. В 1820 году он закончил поэму «Руслан и Людмила» — первое крупное произведение. В 1830 году Пушкин посватался к Н. Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров. 15 мая 1831 года Пушкин женился и переехал в Петербург. В эти годы он много работал в архивах, писал произведения на исторические темы. Это «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Пугачева» . Пушкин журнал «Современник», был его редактором, общался Белинским, Гоголем, с художниками. Затруднения возникли вновь, когда Пушкин вынужден был общаться в придворных кругах. 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке. Ответы на вопросы по биографии А.С. Пушкина и запись в тетради основных биографических событий: - Когда родился А.С. Пушкин? (8 июня 1799) - Где учился поэт? (В Царскосельском Лицее) - На какую службу поступил А.С. Пушкин? (В коллегию иностранных дел) - В каком году женился А.С. Пушкин? Как звали жену? (1831, Наталья Николаевна Гончарова) - Когда умер А.С. Пушкин? Какова причина смерти? (9 февраля 1837 года, смертельная рана, полученная на дуэли с Дантесом. Введение в тему урока Великолепные пушкинские сказки, в которых соединились гений народа и гений великого русского поэта, появились в 30-е годы того XIX столетия. Они написаны не для детей, и в них, как и во многих других пушкинских произведениях, звучат горечь и грусть, насмешка и протест, добро и зло. В них отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, бесконечная вера Пушкина в победу ума, добра и справедливости. Поэт записал со слов няни Арины Родионовны несколько русских народных сказок, среди них была такая: “Что за чудо, – говорит мачеха, – вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет. – Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес Помните это произведение? Оно является прологом к поэме Пушкина «Руслан и Людмила». Проло́г – это вступительная, вводная часть литературного или музыкального произведения или спектакля, предисловие. (Запись в тетради) Выразительное чтение пролога «У лукоморья…» Ответы на вопросы: - Какой картиной начинается пролог? - Как вы ее себе представляете? - Что такое лукоморье? Словарная работа: Лукомо́рье – изгиб (излу́чина) морского берега. Слово «лукоморье» происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского берега». В фольклоре восточных славян — заповедное место на краю мира, где стоит древо — ось мира, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По мировому древу спускаются и поднимаются боги. На неве́домых доро́жках – на неизвестных (от «ведать» – знать), по которым никто не ходил. Неви́данный – небывалый, поразительный, удивительный. Дол – доли́на. Виде́ние – призрак, привидение, явление из мира фантазии. Там о заре́… – То есть при свете зари (заря – световая окраска горизонта перед заходом или восходом солнца). Ви́тязь – богатырь, воин. Чредо́й (чередо́й) – друг за другом. Дя́дька – здесь: надзирающий, присматривающий за витязями-воинами (так до 1917 года называли мужчину-служителя, приставленного для пригляда за новобранцами в военном заведении). Мимохо́дом – идя войной. Пленя́ет – берет в плен. Сту́па – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут что-либо пестом или растирают зерно. Ча́хнет – сохнет, слабеет, худеет, дряхлеет, становится слабым, болезненным. Русский дух – русская душа; то, что составляет русский народный характер. Аналитическая беседа - Какой оттенок придает этим строкам слово «мимоходом»? Как вы представляете себе эту картину? - Какие народные сказки вы вспоминаете, слушая “У лукоморья дуб зеленый...”? О каких сказочных героях и сказочных чудесах рассказывает А. С. Пушкин? Нравятся ли вам эти сказочные герои? Какие события могут быть связаны с Бабой Ягой, избушкой на курьих ножках, Кащеем, колдуном? Вспомните русские народные сказки. (Школьники рассказывают о том, в каких сказках они читали о Бабе-яге и Кощее Бессмертном, русалке и царевне, сером волке и др., называют сказки: «Царевна-лягушка», «Марья Моревна» и многие другие.) - Приведите примеры чудесных превращений сказочных героев. (В народных сказках происходят самые разные чудеса. Лягушка может превращаться в Василису Премудрую, волк – в златогривого коня и в царевну, лента – в реку, гребень – в частый лес. Мальчик Иванушка превращается в козленочка, Марьюшка – в уточку. Появляется персонаж, которого нет: Сват Наум, или руки, которые выполняют нужные работы. Баба-яга со своей избушкой и летающей ступой – это одно из самых удивительных чудес. Животные в сказках умеют разговаривать, помогать людям в нужный момент, как медведь, заяц и утка, которых пощадил Иван-царевич. Волшебные предметы помогают людям или нечистой силе, например, волшебный клубочек указывает героям путь, золотое блюдечко с золотым яблочком позволяет увидеть, что происходит с героями, которые находятся далеко, серебряное донце и золотое веретенце помогают отвлечь внимание злой царицы.) - Как вы представляете себе лешего, русалку? Где вы встречались с этими персонажами? - Можем ли мы назвать пролог «У лукоморья» собирательнойкартиной народных сказок? Почему? (Да, потому что в этом небольшом фрагменте поэт умело собрал воедино многие сказочные события и перечислил частых героев русских народных сказок – Бабу-ягу, Кощея, русалку, лешего, царевну, колдуна, богатыря… Картины, изображенные в прологе, даны поэтом необычайно выразительно: часто два-три слова, две-три строки вызывают у читателя большие художественные образы, представления о картине, героях, фантастических событиях.) - Чем объясняется, что в некоторых строках появляются устаревшие слова, не употребляющиеся в нашей обычной речи: дол, видений, брег, чредой? Почему, например, автор употребляет не слово золотая, а говорит: «златая цепь»? Какой становится нарисованная поэтом картина? Как это надо читать? (Отметить торжественность устаревших слов, которые создают ощущение старины.) - Для каких произведений характерна такая концовка: «И я там был, и мед я пил...»? (Для народных сказок. Здесь автор как бы выступает очевидцем описываемых событий, включая читателей в круг причастных к этой тайне.) В прологе действуют многие герои народных сказок, они совершают «привычные» для них подвиги и живут «привычной» для них сказочной жизнью. Обратите внимание на то, что в отрывке всего три знака препинания конца предложения: точка после строки «Налево – сказку говорит», восклицательный знак после слов «там Русью пахнет» и многоточие в конце. Поэт словно разделяет пролог на три отдельные части. Начинает он с общей картины сказочного мира: времени, места. Сам автор любуется этой картиной, очаровывая ею и читателя. Вторая часть расширяет общую картину, сказочный мир конкретизируется: «Там королевич мимоходом // Пленяет грозного царя...». Постепенно автор проводит читателя через все, чему поверить нельзя и в то же время нельзя не поверить. В третьей части, смеясь и снимая все «ужасы», он подтверждает «правдивость» рассказанного привычной сказочной концовкой: «И там я был, и мед я пил…». Круг замкнулся: небольшой пролог заканчивается так, как часто кончается народная сказка. Обучение выразительному чтению. Работа с текстом. Учащиеся тренируются в чтении отдельных отрывков (по строкам и строфам), затем всего текста Оценка работы учащихся на уроке. Выучить пролог наизусть. | Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, делают записи в тетрадях. | 1) Регулятивные: -волевая саморегуляция; 2) Личностные: -смыслообразование; 3) Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |