kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы предусматривает знакомство пятиклассников с детскими и лицейскими годами жизни Александра Сергеевича Пушкина, а так же  чтение и комментарий пролога поэмы "Руслан и Людмила". Вычленив страницы биографии, учащиеся запоминают основные события из жизни поэта , имена родственников и друзей- лицеистов. Подготовленные ребята читают вслух отрывки из лирических произведений поэта-классика, а лишь лучшие читают наизусть сам пролог к поэме "Руслан и Людмила". Представить события произведения помогают ребятам иллюстрации учебника и самостоятельно выполненные рисунки, к которым, как и художники, они должны были подобрать названия. Данный вид урока- первый этап в изучении биографии великого поэта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок» »

МБОУ — средняя общеобразовательная школа № 38

с углубленным изучением предметов эстетического профиля г. Орла

302026, Орловская область, г. Орел, ул.Черкасская, д.81

т. 74-75-22













Методическая разработка урока литературы в 5 классе на тему «А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок»



учителя русского языка

и литературы

Растегаевой М.А.






Цели и задачи урока

      1. Рассказать учащимся о детских и лицейских годах жизни А.С.Пушкина.

      2. Выявить отношение поэта к устному народному творчеству.

      3. Помочь осознать нравственную красоту и силу героев сказок.

      4. Рассказать об атмосфере, в которой была создана поэма «Руслан и Люд­мила».

      5. Продолжить работу над выразительным чтением и анализом текста про­изведения.

      6. Развивать воображение учащихся с помощью словесного рисования и ил­люстраций.

      7. Продолжить работу над литературоведческими понятиями: фольклор, жанр, сказка, пролог, поэма.

Оборудование урока

        1. Портреты: А.С.Пушкин, его родители, брат, сестра, Арина Родионовна, друзья-лицеисты.

        2. Выставка народных и литературных сказок.

        3. Иллюстрации учащихся к поэме «Руслан и Людмила».

        4. Звукозапись отрывка «Пролога» в исполнении А.Шварца.

        5. Учебник-хрестоматия, часть 1.


        1. Рабочие тетради по литературе.

Домашнее задание к уроку

          1. Прочитать произведение «Руслан и Людмила».

          2. Индивидуальные задания: чтение наизусть отрывков из произведений по­эта; рассказ о Пушкине по книге Ю.Тынянова «А.С. Пушкин».

Самостоятельное чтение литературных сказок А.С.Пушкина.

Ход урока

Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово...

С.Я.Маршак

I. Слово учителя

Мы сегодня листаем страницы интереснейшей биографии - биография А.С.Пушкина «... Но детских лет люблю воспоминанье» - говорил поэт. 1 страница так и называется «Детство» (1799-1811)

6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве, на Немецкой улице (ны­не улица Баумана), родился будущий великий поэт - Александр Сергеевич Пушкин.


я су* «


Рис. 1


Посмотрите на рисунок расположения улиц Москвы

Семья Пушкиных была небогатая, но родовитая. Сам поэт писал впоследствии: «Имя предков моих встречается поминутно в нашей истории». В семье бережнохранились воспоминания и предания о пращурах. Отцу Пушкина не было и 30 лет, когда родился его первенец ,Сергей Львович в то время состоял на военной службе при императоре Павле. Он был, что называется светский человек, острослов, страстный любитель по­эзии, «нрава пылкого и до крайности раздражительного». Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была женщиной с характером, но и она от­давала дань красивой своей молодости: танцы, балы, светская болтовня.

С. Л. Пушкин, отец поэта. 1807.Надежда Осиповна Пушки­на.

Худ. Гибриель де Сент-Обен.рожд. Ганнибал/ мать поэта. 1800-е гг.

Худ. Кса­вье де Местр.



И как это ни странно, для детей было легче, когда они оказывались вне поля зрения красавицы-маменьки. Легче потому, что когда она вспоминала о своих обязанностях матери, то ничего путного из этого не выходило. У неё не было, по-видимому, основного - материнской любви, а все её приёмы воспитания были чисто внешними и никакого благотворного влияния на детей не имели. Настоящим любимцем семьи оказался не Александр, не брат его Николай, вскоре умерший, а самый младший сын Надежды Осиповна – Лёвушка.

А вот маленького Сашу не любили: он был как-то не сосем понятен. Он требовал к себе пристального внимания, искренней человеческой ласки и жи­вого тепла. И этого как раз в семье и не было. Но если особой заботы со сторо­ны родителей он не чувствовал, то всегда добром вспоминал двух женщин сво­его раннего детства - бабушку Марию Алексеевну и няню Арину Родионовну, которая и много позже оставалась «доброю подружкой» поэта.


Бабушка часто бывала в Москве и много времени проводила с мальчиком, который её безумно любил. Маленький Саша был ребёнком толстым, неповоротливым и молчали­вым.


Когда, отдыхая от выезда в свет, Надежда Осиповна начинала уж слиш­ком командовать первенцем, он убегал от матери к бабушке, залезал в её рабо­чую корзинку, с любопытством следя за движением её рук, когда она что-либо вязала. Эта корзина была настоящей крепостью, в которой он чувствовал себя под надёжной защитой. Образы бабушки и нянюшки воплощены поэтом в од­ном из стихотворений под названием «Сон» (1816г.).

Читает ученик.

Но детских лет люблю воспоминанье.

Ах! умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шёпотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Вовы ...

От ужаса не шелохнусь бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло

Не чувствуя ни ног, ни головы

Несколько лет спустя, будучи в южной ссылке Пушкин вспомнит о своей няне Арине Родионовне, олицетворяя в её образе свою музу.



Читает ученик.

Наперсница волшебной старины,

Друг вымыслов игривых и печальных,

Тебя я знал во дни моей весны,

Во дни утех и снов первоначальных.

Я ждал тебя; в вечерней тишине

Являлась ты весёлою старушкой

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелён оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Слух Пушкина-мальчика пленён был напевами няни. В стихотворении «Зимний вечер» он вновь обращается к ней.

Читает ученик.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой по утру шла

Он на всю жизнь сохранил в своём сердце любовь к этой женщине- крестьянке. Но нельзя забыть и о дядьке его, Никите Козлове, который многобродил с мальчиком по Москве, рассказывая ему самые разные байки. Трое этих русских людей, непосредственно близких мальчику, с их сказками и пе­сенными мелодиями, с их крепким народным говором, были настоящим опло­том против того иноземного воспитания, которое было передоверено, согласно барским обычаям того времени, гувернанткам и гувернёрам, а также и против того культа французского языка, который царил в семье Пушкиных.

Были у Александра в детстве и иные друзья: это книги. Рано пробудив­шемуся интересу к литературе способствовала атмосфера родительского дома, собиравшееся в нем общество. У Сергея Львовича в гостях бывали многие из­вестные писатели и поэты. Вечера проходили в увлекательных разговорах о ли­тературе, шумных спорах и обсуждениях книг. Дядя Пушкина, поэт Василий Львович, частенько читал свои стихи и басни. Мальчик забирался в угол, стара­ясь быть как можно неприметнее, и вслушивался в разговоры взрослых. Он ра­но начал пробовать свои силы: «на восьмом году возраста...- вспоминал позд­нее его брат Лев Сергеевич, - он сочинял на французском языке маленькие ко­медии и эпиграммы на своих учителей». В девять писал басни, пьесы, даже большую поэму со сказочным сюжетом. Но, щ сожалению, эти ранние опыты не сохранились. Слушая беседы взрослых, среди которых были великие поэты: Н.М. Карамзин, К.Н.Батюшков и В.А. Жуковский - приобщался с раннего дет­ства к русской речи, и оттого и собственные его стихи звучат удивительно по-русски.

2 страница. Лицей (1811-1817гг.)

Александру было 12 лет, когда родители решили определить сына в толь­ко что основанный Царскосельский Лицей. Летом 1811 года в сопровождении дяди Василия Львовича Пушкин отправился в Петербург. Он впервые покидал Москву. Детство кончилось он ехал в лицей.



Лицей был расположен в одном из красивейших пригородов Петербурга - в Царском Селе. Пушкин провел здесь 6 лет. Его отрочество и юность, про­буждение его гения неразрывно связаны с этим поэтическим зелёным город­ком. Аллеи старых лип, солнечные поляны, берёзовые рощи, пруды и озёра, стройные дворцы и причудливые беседки, фонтаны и гроты - всё будило в мальчике фантазию, вдохновение, творчество. Четырёхэтажное здание лицея было соединено аркой с Екатерининским дворцом. На третьем этаже распола­гался актовый зал - здесь 19 октября 1911 года состоялась торжественная це­ремония открытия лицея. На четвертом этаже находились комнаты лицеистов. Это были небольшие узенькие «кельи», так их называл Пушкин, очень скромно обставленные: конторка, комод, железная кровать, стол для умывания и зерка­ло. Александр жил в комнате номер 14. Первый «пушкинский» лицейский курс состоял из даровитых незаурядных мальчиков. Ближайшими друзьями Пушки­на были: Иван Пущин - сосед по«келье», №13.


Это был справедливый смелый и очень весёлый юноша.



Вильгельм Кюхельбекер - восторженный, одержимый стихами, нелепыйи трогательный «Кюхля».



Антон Дельвиг - добродушный, медлительный, фантазёр и тоже поэт.

Дух вольномыслия царил в «лицейской республике». Здесь обсуждались жгучие проблемы современности: деспотизм, свобода, рабство, любовь к Оте­честву

3 страница. А.С.Пушкин - начинающий поэт

В 1814 году в 13 номере модного литературного журнала «Вестник Евро­пы» появилось послание «К другу стихотворцу». Под ним стояла странная под­пись: «Александр н.к.ш.п.» (согласные его фамилии в обратном порядке). Это было первое напечатанное стихотворение Пушкина. Талант юноши был при­знан большинством воспитанников и наставников Лицея.

Одним из важнейших впечатлений подростка Пушкина, отразившимся в его стихах, была Отечественная война 1812 года. Мальчики-лицеисты были за­хвачены патриотическим воодушевлением, жадно читали реляции с фронтов войны, гордились славными подвигами соотечественников, скорбели о пожаре древней Москвы. Через Царское Село на запад шли войска: гвардия, гусары, ополченцы.

Сыны Бородина, о кулъмские герои!

Я видел, как на брань летели ваши строи:

Душой восторженной за братьями спешил,- писал Пушкин в стихотворении 1815 года «Александру». Особое место среди лицейских стихов - 1815-1816 годов занимает цикл любов­ных элегий, обращенных к Екатерине Бакуниной



В те дни... в те дни, когда впервые Заметил я черты живые Прелестнойдевы и любовь Младую взволновала кровь,писал поэт о первой робкой отроческой влюблённости.


Подросток Пушкин был порывистым, необузданным, вспыльчивым, дерз­ким, бешено-веселым и угрюмым, застенчивым и насмешливым, угловатым и изящным, откровенным и замкнутым... Как же он выглядел в это время? Един­ственный портрет Пушкина в лицейские годы - гравюра Е. Гейтмана. Мечта­тельный, задумчивый, кудрявый, с толстыми «африканскими» губами, уже не ребенок, но еще и не юноша - таким вошел в наше сознание облик юного поэта.

Таким впервые увидела его русская читающая публика.

4 страница. Поэма «Руслан и Людмила»


В марте 1820 года Пушкин закончил начатую ещё в Лицее поэму «Руслан и Людмила», которая и мела необыкновенный успех. Новизна этой изящной и веселой сказки, её живой, энергичной, разговорной и в то же время безупречно - литературный слог, смелое введение в поэтическую речь простонародных оборотов - всё это произвело огромное впечатление на читателей и критиков. Поэма вышла в свет с такой обложкой, вид которой очень понравился автору.


II. О том , где написано это произведение, в какой обстанов­ке работал Пушкин мы сможем узнать из книги Ю.Н. Тынянова «Пушкин»

Индивидуальное задание: сообщение из книги делает ученик/

Весной 1817 года Александр Сергеевич Пушкин закончил Царскосель­ский лицей. Лето он провел в Михайловском, родовом имении. «Вышед из Ли­цея,- вспоминал Пушкин позднее,- я почти тотчас уехал в Псковскую деревню моей матери. Помню, как обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и проч., но все это нравилось мне недолго. Я любил и доныне люблю шум и толпу...»

Так вот гнездо его отцов!

В этом продолговатом доме жил его дед, оставивший здесь долгую па­мять... В доме распоряжалась Арина, и этот дедовский дом был удобнее, сыт­нее, даже красивей, чем отцовское пристанище в Петербурге.

Ранним утром он бросался к окошку а там, миновав Арину, хлопотавшую над чаем, сбегал к озеру, озерам.

Сегодня шло по озеру судно. Четырехугольный толстый, весь в заплатах, ветром надутый парус медленно шел по озеру в сторону Петровского. Так хо­дили здесь суда, вероятно, и в те времена, о которых он теперь писал. Это вовсе не было сказкой. Высоко, старой крепостью, старым замком торчало

Тригорское, непохожее на мирное поместье. Здесь Иван Четвертый - он знал об

этом - сровнял с землей польскую крепость. Он приехал сюда тотчас, покончив с лицеем, потому что здесь было легкое дыханье. Он приехал сюда писать ту поэму, о которой думал, над которой сидел еще в лицее. Уже знали, что он пи­шет поэму, что поэма почти готова, что следует вскоре ждать... Чего?

Но именно этого никто не мог сказать. Прежде всего ничего важного не приходилось ждать ни от кого из Пушкиных.

Он приехал сюда, еще ничего не забыв о Царском Селе. Нет, не мир, а война.

Такова была его первая поэма. Мира не было, и Бог с ним. И, думая о древней Руси, о баснословном царстве Владимира, думал о Руси, которая по­бедно жила еще и в эти дни.

Да, она жила и в эти дни. Русь Владимира не была дряхлой, древней.

Она была все та же. И те же богатыри скакали за нею, и он узнавал среди них чужих... Фарлаф, жирный изменник, занимал его.

Нет, не кончилась древняя Русь. И богатыри не кончились. Бой шел все за нее, за Людмилу, за красу. Русь была та же, красота та же.

III. Учитель: Поэма имела успех необыкновенный. Молодёжь была в восторге от пушкинского произведения. Народные сказки и былины засверкали новым светом, украшенные гением молодого поэта. Сказки причудливо спле­тались с поэмами, с былинами, образуя гармоническое целое. Добрые и злые волшебники, похищение красавицы Людмилы, шапка-невидимка, живая голова великана, меч-кладенец, воскрешение Руслана при помощи мертвой и живой воды, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу от очарованного сна, - всё это пришло из сказок и было переработано творческой фантазией поэта.

Этих героев и сюжетные фрагменты мы видим в иллюстрациях учащих­ся. Итак, чтобы перенестись в мир литературной сказки, мы должны вспомнить народные сказки.

Задание: рассказать о народных сказках.

Учитель: Литературные сказки как все произведения художественной литературы принадлежат к произведениям письменного творчества. Они имеют автора, в них присутствует напевная интонация, торжественности при чтении. Сказки бывают прозаические и стихотворные. Литературная сказка переняла у народной сказки идеалы добра и справедливости.

Вопрос: Как А.С.Пушкин относился к сказкам?

Вопрос: Назовите известные сказки Пушкина?

Учитель: Произведение Пушкина «Руслан и Людмила» мы отнесём к особому жанру: это поэма-сказка

Задание: Запишите в тетради определение жанра «поэма».

Поэма (от греческогоpoiein- творить, poieim- творение) - стихотворное произведение с развернутым сюжетом и активно действующим лирическим ге­роем.

Задание.Зная два определения «сказки» и «поэмы», выясните, в чём осо­бенности «сказки-поэмы». Приведите примеры из текста.

Учитель: Переиздавая свою поэму в 1828 году, Пушкин присоединил к ней пролог, этим подчеркнув сказочную её сторону. Начало пролога воспроиз­водитзаписанную Пушкиным сказку Арины Родионовны о царе Салтане. Сре­ди чудес, которые заводит у себя царевич, в записи указано и такое чудо: «У моря у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот: вверх идёт - сказки сказывает, вниз идёт - песни поёт».

Задание: Прочитаем выразительно фрагмент под названием «У лукомо­рья».

Учитель: «У лукоморья» - вступление к поэме «Руслан и Людмила» и

представляет собой собирательную картину сказочных мотивов, где присутствует необыкновенная и волшебная. Что же такое лукоморье? Читаем сноску: лукоморье - излучина морского берега.

Задание: Нарисуйте мне словесную картину. Рассмотрите иллюстрацию, помещённую в учебнике-хрестоматии на переднем форзаце. Сопоставьте рабо­ты учащихся и художников Б.Парилова и В.Дуборова





IV. Лексическая работа с текстом.

«на неведомых дорожках» - по которым никто не ходил «чредой выходят» - выходят по росту «над златом чахнет» - на золоте сидит «мимоходом» - идёт войной

Учитель: перед выразительным чтением пролога обратим внимание га следующие особенности текста: напевная интонация, намеренная торжест­венность, авторское присутствие, привычная сказочная концовка.

После чтения отрывка из поэмы несколькими учащимися на уроке звучит актёрское исполнение «Пролога» в исполнении А.Шварца.

Вопрос: Какое впечатление произвело на вас актёрское исполнение?


Итоги урока (может подвести «сильный» ученик) Детские годы А.С. Пушкина прошли в Москве. Он жил в большой семье. Увлечённо и жадно читал книги, но более всего его занимали рассказы о пред­ках и сказки бабушки и нянюшки. Детство закончилось, когда Александр по­ехал в Петербург - в Царское Село, где в течение 6 лет учился в уникальном учебном заведении. В лицее него было много друзей, именно там он начал свой творческий путь. В 1820 году он завершил работу над произведением «Руслан и Людмила». Сегодня на уроке мы познакомились с прологом к этой поэме и выяснили, что он даёт нам собирательную картину народных сказок, где живут Баба Яга, Кощей Бессмертный, Серый Волк и другие персонажи на­родных сказок. В прологе они перемешаны, автор это сделал намеренно, чтобы предварить начало основного действия поэты.

Выставление оценок, запись домашнего задания:

  1. Подготовить рассказ о поэте, опираясь на статью учебника и книги, прочи­танные самостоятельно.

  2. Прочитать поэму «Руслан и Людмила».

  3. Подготовить иллюстрацию понравившегося эпизода произведения.

  4. Выучить наизусть «У лукоморья...»

Использованная литература

1. Вересаев.В. Пушкин в жизни. М.: Правда, 1990г.

2.Керн А.П. Воспоминания, дневники, переписка. М.: Правда, 1989г.

3.Коровина В.Я. Литература. Учебник-хрестоматия. Часть 1. М.: Просве­щение, 2007г.

4. Пушкин А.С. Поэмы. М.: изд.Худ.Лит-ра, 1960г.

5.Тынянов Ю.М. Пушкин. М.: Правда, 1988г.

6. Чудакова Н.В. Я познаю мир. Литература. М.: изд.Детская литература, 1997г.


8


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Растегаева Марина Анатольевна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152675


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства