Цели урока:Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: открытие учащимися казахского фольклора, формирование умения анализа литературных произведений, развитие исследовательской и творческой деятельности учащихся, а также их коммуникативных способностей, воспитание интереса и положительного отношения к языку Ресурсы: интерактивная доска, маркер, учебное пособие, распечатки с текстом сказки.
Структура урока открытия нового знания:
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: - актуализировать мотивы предыдущих достижений («мы хорошо поработали над предыдущей темой и познакомились с фольклорными произведениями некоторых народов Поволжья, а именно со сказками о русских богатырях») ; - вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но есть еще народности, произведения которых мы пока не изучали"); - усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем, было бы интересно познакомиться с ними"); - усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
Актуализация и пробное учебное действие
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
- воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
- активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
- актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);
- попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
- зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
Приём "Сравнение"
Усвоение нового материала через сравнение двух и более процессов, объектов и т.д. Учащимся предъявляются картинки с изображением сцен из русских и казахских сказок
Приём "Сравнение"
Просмотр видеофрагментов из казахских мультфильмов о богатырях на казахском языке и из русских мультфильмов о русских богатырях. Важно: учащиеся пока не знают «национальность» сказки!
Приём "Сравнение"
Учащиеся неосознанно включают процесс «Сравнения»: находят общее (сказки, богатыри) и различие (национальная принадлежность)
Выявление места и причины затруднений.
Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
- проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;
- зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);
- соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).
Учащиеся начинают задавать вопросы:
- что это за сказка?
что это за народность?
А как зовут главного героя?
………………………………… ..
Учитель интересуется, какой информации не хватает для того, чтобы ответить на эти вопросы.
ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
"Проблемная ситуация"
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным на этапе актуализации. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Последовательность применения данного приема такова: – Самостоятельное решение – Коллективная проверка результатов – Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения – Постановка задачи урока.
Определение учащимися цели урока
Цель: узнать национальную принадлежность сказки. Сходство и различие с ранее изученными сказками.
Учащимся предъявляется текст казахской сказки. (Подразумевается, что русские сказки о богатырях учащимся уже известны).
В ходе чтения сказки включается «Проблемный поиск» и «Облака мыслей».
«Проблемный поиск» и «Облака мыслей»
Найти информацию по проблемному вопросу.
Ученикам рекомендуется записывать «облака мыслей» – всё, что приходит в голову в связи с темой, а потом может быть утрачено из-за неорганизованного характера этой информации. В некотором смысле такие «облака» могут служить планом.
Коллективная проверка результатов «поиска» с предъявлением доказательств своей версии:
«Я думаю, что эту сказку сочинили мусульмане, потому что в сказке упоминается мулла и мечеть»,
«Я думаю, что это казахская сказка, потому что здесь упоминается национальный праздник Наурыз»
Как правило, учащиеся сразу обращают внимание на имена главных героев ( Алдар-Косе и Алаша-хан) , названия сказочных персонажей ( мыстан ).
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ
Этап проходит параллельно с предыдущим этапом урока реализации проекта, когда учащиеся объясняют свой выбор.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.
Учащимся предлагается разделиться на группы и в ходе совместного обсуждения прочитанного текста реализовать цель урока.
Строится алгоритм на основе ранее изученных приемов:
1) Определение жанра, типа, темы, морали
2) Анализ лексики (архаизмы, диалектизмы, фразеологизмы).
Вывод
Значит, для решения поставленной задачи, нужно найти лексические факты в тексте!
С помощью диалектизмов, архаизмов можно придать тексту национальный народный колорит.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ
"Рядом с художником« Выполняющий должен войти в образ и сыграть персонаж.
В данном случае, нужно сочинить «произведение», кусочек «произведения», используя национальную лексику.
ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ
«Свои примеры» Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Класс может быть разбит на группы и каждой свое задание
«Своя опора» Ученик составляет свой собственный опорный конспект по новому материалу (возможно и как закрепление по пройденным темам). Можно провести урок «Виды шпаргалок и приемы их составления»
РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Азбука» Дается буква алфавита, например «П», необходимо написать как можно больше слов, начинающихся на эту букву, и тесно связанных с изучаемой темой. Обосновать свой список – показать связь слов с темой. Побеждает группа с самым длинным списком.
Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.
Намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
Слова благодарности Елене Алексеевне Калининой, доценту кафедры филологии ГАОУ "Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" (СарИПКиПРО) автору материала по подготовке/переподготовке педагогов в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования