Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе по теме: "Мы жили судьбами других."»
Открытый урок литературы
10-А классе
«Мы жили судьбами других…»
Тема войны в бардовской песне.
Урок провела: Боева Галина Тимофеевна
Учитель русского языка и литературы.
Макеевка 2017 г.
Тема: « Мы жили судьбами других…».
Цель:
- создание условий для развития навыков общения и совместной деятельности,
- целенаправленное обучение поисковой деятельности,
-актуализация личностного смысла учащихся к изучению темы.
Задачи.
РАЗВИВАЮЩАЯ:
- уметь выражать собственную позицию и выявлять авторскую, способствовать развитию читательской культуры, развивать навыки мыслительных операций, способствовать развитию творческих навыков, памяти, внимания.
ОБУЧАЮЩАЯ:
- формирование умения устанавливать связь между изучаемым произведением и ранее изученным материалом,
- продолжить подготовку к написанию сочинения- рассуждения.
3. воспитательная:
- воспитание чувства патриотизма, добра, уважения к другому мнению, привитие интереса к творчеству поэтов- бардов.
Оборудование :презентация по творчеству Высоцкого, грамзапись, кинофрагменты.
Ход урока.
Организация класса.
Выступление общины друидов.
Вопросы по восприятию содержания:
- где появились барды? ( Ирландия, Шотландия)
- каково было их назначение в средние века? (сопровождать войска в походе своими песнями)
В России в 60-е годы 20 века появилась авторская (бардовская) песня и сразу же стала любимым и популярным жанром. Вот и сегодня мы поведем рассказ об авторах и исполнителях своих песен. Давайте сформулируем тему урока.
О чем мы будем говорить? А я сформулировала ее так: « Мы жили судьбами других».
Слово учителя. Бард - это поэт в высоком средневековом смысле, он воспевает подвиг, любовь к Отечеству, дух и душу народа.
Выделите опорные слова и скажите, к какому понятию они относятся. Это слово патриотизм. Давайте посмотрим, что оно обозначает в толковом словаре Ушакова и в философском словаре?( презентация).
Патриотизм- любовь , преданность, привязанность к своему Отечеству, к своему народу.( Ушаков. Толковый словарь).
Патриотизм- нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины ( философский словарь).
Давайте в ходе урока и мы поразмышляем над проблемами:
- что означало это слово в 60-е годы,
- как изменилось отношение к этому понятию сейчас,
- можно ли поэтов- бардов считать патриотами.
Когда в душах людей дефицит правды, искренности, двоедушия- тогда бардовская песня становится популярным жанром. У истоков этого жанра в России в 60-е годы стоял Булат Окуджава, а потом эстафету подхватили Высоцкий, Галич, Визбор… Разные темы и проблемы освещали они в своих песнях, но была одна тема - главная, которой они никогда не изменяли. В. Высоцкий в своих песнях часто рассказывали о войне, о людях, находящихся на грани жизни и смерти, когда человек раскрывается и о нем можно судить , стоит ли брать его в разведку. Высоцкий, человек которому не довелось воевать, написал немало песен о войне, и каждый свой концерт начинал или заканчивал песней « Братские могилы».
Исполнение песни « Братские могилы».
4. Рассказ ученика о личности и творчестве В. Высоцкого.
Инсценирование песни « До свидания, мальчики».
5. Беседа по вопросам:
-какие чувства вызывают у вас эти стихотворения?
- о чем они?
- в чем особенность популярности Высоцкого
В. Высоцкий, затронул очень важные , больные моменты нашей истории, вошли в самую гущу народа, внесли в свои песни сюжет, сделали ее доступной и понятной для всех.
6. Слово учителя.
Есть в Киеве школа, где на стене класса висит портрет, вернее, обычная фотография из выпускного альбома. На ней мальчишка, выпускник этой школы, погибший в Афганистане. Под его фотографией – обжигающие слова, строчки из песни Высоцкого « Тот же лес, тот же воздух и та же вода, только он не вернулся из боя…».
7. Чтение наизусть стихотворений « Он не вернулся из боя», « Штрафные батальоны» Высоцкого, стихотворения Окуджавы « Москвичи» с анализом.
8. Слово учителя. Авторская песня последних лет тревожит наши души рассказами о войне в Чечне, Дагестане и у нас, на Донбассе, о мальчишках- солдатах, которые уходят в бой связывают свою жизнь со звездою.
Исполнение « Песни о звездах».
Вы услышали лишь маленькую часть стихотворений , написанных о войне поэтами – бардами. Вопросы:
- что воспевают они и к чему призывают?
- можно ли самих поэтов назвать патриотами?
В последнее время тема патриотизма не ослабела. Неоднократно на уроки и классные часы приглашаются участники ополчения, боевых действий и ветераны войны. Часто можно услышать такую фразу «Патриотизм: знак вопроса». Вам предлагается поразмышлять над этой темой в сочинении- рассуждении.( это будет домашнее задание). А сейчас послушаем, как вы относитесь к этой проблеме ( чтение своих сочинений).
9. Заключительное слово учителя.
Вот так, начиная свой путь из Средневековья, бардовская песня прочно вошла в новый век и заняла свое особое место среди других песенных жанров. Авторская песня- она для жизни. В ней есть то, что может поддержать в трудную минуту , есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах человеческой души.
10. Прослушивание песен в авторском исполнении (фрагменты из кинофильмов).