kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 10 классе по теме: "Мы жили судьбами других."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 10 классе по теме: "Мы жили судьбами других." (Тема войны в бардовской песне)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе по теме: "Мы жили судьбами других."»





Открытый урок литературы

10-А классе


«Мы жили судьбами других…»


Тема войны в бардовской песне.


Урок провела: Боева Галина Тимофеевна


Учитель русского языка и литературы.












Макеевка 2017 г.





Тема: « Мы жили судьбами других…».

Цель:

- создание условий для развития навыков общения и совместной деятельности,

- целенаправленное обучение поисковой деятельности,

-актуализация личностного смысла учащихся к изучению темы.

Задачи.

  1. РАЗВИВАЮЩАЯ:

- уметь выражать собственную позицию и выявлять авторскую, способствовать развитию читательской культуры, развивать навыки мыслительных операций, способствовать развитию творческих навыков, памяти, внимания.


  1. ОБУЧАЮЩАЯ:

- формирование умения устанавливать связь между изучаемым произведением и ранее изученным материалом,

- продолжить подготовку к написанию сочинения- рассуждения.

3. воспитательная:

- воспитание чувства патриотизма, добра, уважения к другому мнению, привитие интереса к творчеству поэтов- бардов.

Оборудование : презентация по творчеству Высоцкого, грамзапись, кинофрагменты.

Ход урока.

  1. Организация класса.

  2. Выступление общины друидов.

Вопросы по восприятию содержания:

- где появились барды? ( Ирландия, Шотландия)

- каково было их назначение в средние века? (сопровождать войска в походе своими песнями)

В России в 60-е годы 20 века появилась авторская (бардовская) песня и сразу же стала любимым и популярным жанром. Вот и сегодня мы поведем рассказ об авторах и исполнителях своих песен. Давайте сформулируем тему урока.

О чем мы будем говорить? А я сформулировала ее так: « Мы жили судьбами других».

  1. Слово учителя. Бард - это поэт в высоком средневековом смысле, он воспевает подвиг, любовь к Отечеству, дух и душу народа.

Выделите опорные слова и скажите, к какому понятию они относятся. Это слово патриотизм. Давайте посмотрим, что оно обозначает в толковом словаре Ушакова и в философском словаре?( презентация).

Патриотизм- любовь , преданность, привязанность к своему Отечеству, к своему народу.( Ушаков. Толковый словарь).

Патриотизм- нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины ( философский словарь).

Давайте в ходе урока и мы поразмышляем над проблемами:

- что означало это слово в 60-е годы,

- как изменилось отношение к этому понятию сейчас,

- можно ли поэтов- бардов считать патриотами.

Когда в душах людей дефицит правды, искренности, двоедушия- тогда бардовская песня становится популярным жанром. У истоков этого жанра в России в 60-е годы стоял Булат Окуджава, а потом эстафету подхватили Высоцкий, Галич, Визбор… Разные темы и проблемы освещали они в своих песнях, но была одна тема - главная, которой они никогда не изменяли. В. Высоцкий в своих песнях часто рассказывали о войне, о людях, находящихся на грани жизни и смерти, когда человек раскрывается и о нем можно судить , стоит ли брать его в разведку. Высоцкий, человек которому не довелось воевать, написал немало песен о войне, и каждый свой концерт начинал или заканчивал песней « Братские могилы».

Исполнение песни « Братские могилы».

4. Рассказ ученика о личности и творчестве В. Высоцкого.

Инсценирование песни « До свидания, мальчики».

5. Беседа по вопросам:

-какие чувства вызывают у вас эти стихотворения?

- о чем они?

- в чем особенность популярности Высоцкого

В. Высоцкий, затронул очень важные , больные моменты нашей истории, вошли в самую гущу народа, внесли в свои песни сюжет, сделали ее доступной и понятной для всех.

6. Слово учителя.

Есть в Киеве школа, где на стене класса висит портрет, вернее, обычная фотография из выпускного альбома. На ней мальчишка, выпускник этой школы, погибший в Афганистане. Под его фотографией – обжигающие слова, строчки из песни Высоцкого « Тот же лес, тот же воздух и та же вода, только он не вернулся из боя…».

7. Чтение наизусть стихотворений « Он не вернулся из боя», « Штрафные батальоны» Высоцкого, стихотворения Окуджавы « Москвичи» с анализом.

8. Слово учителя. Авторская песня последних лет тревожит наши души рассказами о войне в Чечне, Дагестане и у нас, на Донбассе, о мальчишках- солдатах, которые уходят в бой связывают свою жизнь со звездою.

Исполнение « Песни о звездах».

Вы услышали лишь маленькую часть стихотворений , написанных о войне поэтами – бардами. Вопросы:

- что воспевают они и к чему призывают?

- можно ли самих поэтов назвать патриотами?

В последнее время тема патриотизма не ослабела. Неоднократно на уроки и классные часы приглашаются участники ополчения, боевых действий и ветераны войны. Часто можно услышать такую фразу «Патриотизм: знак вопроса». Вам предлагается поразмышлять над этой темой в сочинении- рассуждении.( это будет домашнее задание). А сейчас послушаем, как вы относитесь к этой проблеме ( чтение своих сочинений).

9. Заключительное слово учителя.

Вот так, начиная свой путь из Средневековья, бардовская песня прочно вошла в новый век и заняла свое особое место среди других песенных жанров. Авторская песня- она для жизни. В ней есть то, что может поддержать в трудную минуту , есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах человеческой души.

10. Прослушивание песен в авторском исполнении (фрагменты из кинофильмов).

11.Подведение итогов урока, выставление оценок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы в 10 классе по теме: "Мы жили судьбами других."

Автор: Боева Галина Тимофеевна

Дата: 04.02.2017

Номер свидетельства: 387796

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Военная поэзия" "
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-v-7-klassie-po-tiemie-voiennaia-poeziia"
    ["file_id"] => string(6) "158407"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421742862"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока литературы для учащихся 10 класса  «Лермонтов и Байрон: мотив одиночества в лирике»."
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-litieratury-dlia-uchashchikhsia-10-klassa-liermontov-i-bairon-motiv-odinochiestva-v-lirikie"
    ["file_id"] => string(6) "280014"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453308656"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Урок-портрет " Жил, любил и не набрался скверны..." Судьба человека в тоталитарном государстве. "
    ["seo_title"] => string(98) "urok-portriet-zhil-liubil-i-nie-nabralsia-skvierny-sud-ba-chielovieka-v-totalitarnom-ghosudarstvie"
    ["file_id"] => string(6) "220647"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434720159"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Конспект урока литературы по теме: "Знакомство с Антуаном де Сент – Экзюпери, автором сказки «Маленький принц» (7 класс) "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-litieratury-po-tiemie-znakomstvo-s-antuanom-die-sient-ekziupieri-avtorom-skazki-malien-kii-prints-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "167713"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423132449"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(277) "Конспект урока литературы в 11 классе  по изучению биографии М. Цветаевой на тему: "Трагичность судьбыы, определённая трагичностью эпохи,- безвременьем" "
    ["seo_title"] => string(168) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-po-izuchieniiu-bioghrafii-m-tsvietaievoi-na-tiemu-traghichnost-sud-byy-opriedielionnaia-traghichnost-iu-epokhi-biezvriemien-iem"
    ["file_id"] => string(6) "221318"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435183491"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства