Абаева Альбина Ацамазовна МКОУ СОШ №2 г Дигоры
Тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер».
Учитель: Абаева А А
Класс: 3 В
Дата:
Цель урока: расширить представления детей о внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях.
Задачи:
образовательные:
- продолжить знакомство учеников с творчеством писателя;
- познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта;
- показать своеобразие пейзажной лирики А.С. Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа;
развивающие:
- содействовать развитию мышления, самостоятельности, наблюдательности, навыков самоконтроля и самооценки;
- развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;
- развивать познавательные интересы детей;
- отрабатывать навык выразительного чтения лирического текста;
воспитательные:
- формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа;
- воспитание любви и уважения к людям старшего возраста;
- воспитывать ответственность за выполненную работу.
УУД:
Предметные результаты
Ученик научится:
- понимать смысл стихотворения;
- понимать настроение лирического героя.
Ученик получит возможность научиться:
- навыкам выразительного чтения лирического текста;
- сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы.
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:
- знания основных моральных норм поведения,
- представления о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа.
Ученик получит возможность для формирования:
- первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения.
Регулятивные результаты
Ученик научится:
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные результаты
Ученик научится:
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- осуществлять сравнение, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- воспринимать смысл небольшого текста;
- соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Коммуникативные УУД.
Ученик научится:
- иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;
Ученик получит возможность научиться:
- принимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные высказывания;
- задавать вопросы
Технологическая карта урока
Этапы урока | Планируемая деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учащихся | Методический комментарий |
1. Орг. момент. | Приветствие. Пожелание успешной работы на уроке. С добрым утром. Начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и читать. | Настраиваются на эмоциональное восприятие произведения. | Личностные: доброжелательность, трудолюбие; учебная мотивация; самоопределение; Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем . |
2. Актуализация знаний. | - Посмотрите на экран слайд 1 Попробуйте определить тему урока...(предположения детей) - Сегодня мы продолжим наше исследование и познакомимся со стихотворением А. Пушкина “Зимний вечер”. Слайд 2 - В своих произведениях поэт Пушкин выступал за свободу простого народа. Обсуждал смело царское правительство и горячо верил в то, что свобода придет. Царю это не нравилось, и он решил наказать поэта. Зимой 1825 года царь запретил ему жить в столице и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское под Псковом. В Михайловском он создал более 100 произведений. И все же ему было очень грустно одному. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить. Он один вдали от друзей. Но рядом с ним была единственная близкая, любящая душа, бесконечно добрая, няня Арина Родионовна В долгие зимние вечера поэт много беседовал с няней, читал ей стихи, слушал ее песни и сказки. Она стала его вдохновителем. Один из таких зимних вечеров и описан в его стихотворении “Зимний вечер”. | Сегодня мы будем читать произведение А. С. Пушкина. Ответы детей. Рассматривание и беседа по картине. Чтение стихотворных строк . | Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью; умение аргументировать свои высказывания; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении; |
3. Открытие новых знаний. | Учитель выразительно читает стихотворение Слайд 3 - Какое время суток описано в стихотворении? - Как вы поняли, что это был вечер? - Какая погода была в тот вечер? - С чем сравнивает поэт завывание ветра? -Что вы можете сказать о настроении стихотворения? - Какие чувства оно вызывает? Грустное настроение помогают передать такие слова: мглою кроет, завоет, заплачет, обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе. Стихотворение о чувствах человека называют лирическим. Вторичное восприятие стихотворения. Словарно-лексическая работа. Слайд 4 - Прочитайте стихотворение про себя и найдите непонятные вам слова. Какие слова были непонятны в тексте? Веретено - ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом. Кроет- покрывает. Обветшалая кровля - старая разрушающаяс Лачужка - небольшая, старенькая избушка. я крыша. - Куда нужно обратиться, чтобы узнать, что обозначают эти слова? (К толковому словарю). -О каком природном явлении пишет поэт в начале стихотворения? (О буре). - Подберите синонимы к слову буря: буран, вьюга, метель, пурга. | Слушают стихотворение. Дети обмениваются своими мнениями. Читают стихотворение, отмечают непонятные слова. Разбирают смысл непонятных слов. Подбирают к слову буря слова близкие по значению. Читают стихотворение по строфам, отвечают на вопросы. Делают вывод о тяжёлом и безрадостном душевном состоянии и переживаниях автора от того жизненного положения, в котором он пребывал, о тоске и печали поэта. Читают самостоятельно, находят повторы. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы); взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ и синтез; обобщать знания и делать выводы; Коммуникативные: вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; аргументировать свои высказывания; уважительно относиться к позиции другого. |
4. Включение новых знаний в систему имеющихся. | Обучение выразительному чтению. - Давайте в каждой строчке выделим наиболее важное на ваш взгляд, слово и выделим его голосом при чтении, т. е. расставим логические ударения. Продолжение беседы по содержанию стихотворения. - Перечитайте стихотворение выразительно самостоятельно, и скажите, какие строки позволяют услышать порывы ветра - Какие строки позволяют услышать шум за окном шуршание соломы? - Какими словами он называет свою няню? Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, нянины песни и сказки скрашивали жизнь поэта. С нежностью называет он няню доброй подружкой, будучи уверенным, что она способна разделить его чувства. Хочется сказать спасибо русской крестьянке Арине Родионовне за то, что она умела понять и утешить впавшего в немилость Пушкина. На стихи Пушкина написаны романсы Слайд5 Пушкин в Осетии. Слайд 6 Пушкинский сквер, скулптор Владимир Хаев А С Пушкин был во Владикавказе проездом два раза (1820 и 1829гг) Во время своего второго кавказского путешествия в 1829 году прогостил в городе несколько дней в скромном домике «для проезжающих господ», сейчас – это Пушкинский сквер, где шумят липы и каштаны. Слайд 7 В своих записках Александр Сергеевич описывал и дороги в окрестностях Владикавказа, по которым он проезжал. Их состояние не позволяло пользоваться обычными экипажами. Приспособленные к местным дорогам они запрягались волами. Скульптор Владимир Соскиев изобразил поэта во время прогулки по Владикавказу на бричке, запряженной волами. Управляет бричкой осетинский извозчик, укутанный в бурку. | Прослушивают. Выбирают фрагмент, доказывают свой выбор. Голосом показывают настроение поэта. Выразительное чтение стихотворения учащимися под музыку. | Личностные: доброжелательность, трудолюбие, аккуратность; Регулятивные: овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного; Познавательные: применять новые знания на практике. Коммуникативные: объективно оценивать других. |
5. Домашнее задание. | Выучить стихотворение наизусть по желанию | Дети захотели нарисовать рисунок. | Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи; Регулятивные: запоминать и удерживать инструкцию. |
6. Рефлексия. | - Есть ли у вас такой человек, который помог вам, когда вы нуждались в защите? Хотелось бы вам рассказать о нем, поделиться мыслями Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок. Слайд 8 - А сейчас достаньте смайлики и сами оцените свою работу на нашем уроке. - Я работал на уроке много и с удовольствием. - Мне было интересно на уроке, но я работал мало. - Я сегодня работал на очень хорошо, но на следующем уроке буду работать лучше. Спасибо всем за высказанные мнения, за активную работу на уроке. | Учащиеся выбирают позицию, комментируют. | Личностные: самооценка ; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности; Регулятивные: осознание уровня и качества усвоения учебного материала. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; |