kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения с элементами интеграции. Поэтические картины зимы в произведении А.С.Пушкина

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Урок литературного чтения с элементами интеграции.
«Поэтические картины зимы в произведении А.С.Пушкина «Зимний вечер»
( 3 класс)
Цели: - познакомить с произведением А.С.Пушкина «Зимний вечер»,
- показать своеобразие пейзажной лирики и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа.
- провести частичный анализ центральных эпизодов произведения, «исследовав» изменения, произошедшие в настроении автора, которые строятся на контрастах с описанием природы,
- развивать речь и воображение учащихся,
- воспитывать любовь к природе, к поэзии, к красоте .
Оборудование: репродукции картин И.И.Шишкина «Зима», «На севере диком», И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», Н.П.Крымова «Зимний вечер».
Презентация урока, карточки слов(картинный план, партитура чувств).Музыкальное сопровождение Г. Свиридова «Метель, зимняя дорога»
Ход урока.
1 Орг. момент. Слайд 1 ( урок литературного чтения)
2 Эмоциональный настрой.
Слайд 2-5 ( панорама репродукций картин известных художников-пейзажистов)
И.И.Шишкин «На севере диком», И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», И.И.Шишкин «Зима», Н.П.Крымов «Зимний вечер» - на их фоне звучит музыка Г.Свиридова «Метель»
(дети сидят в классе по группам)
Учитель: В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она,
Открыта не для каждого, и даже
Не каждому художнику видна…
-Как вы думаете, удалось ли этим художникам «открыть» красоту русского пейзажа?
- Кто узнал авторов этих произведений искусства?
Дети: (И.И.Шишкин, И.Э.Грабарь, Н.П.Крымов) ( слайд 6)
Учитель: Что объединяет эти картины и художников?
Дети: изображена зима, художники-пейзажисты.
Учитель: Что такое пейзаж?
Дети: ( изображение природы)
Учитель: Одинаково ли изображена зима?
Дети: (нет)
Учитель: Почему?
Дети: ( художники изобразили разную природу в разное время суток, использовали разный колорит, разный характер и настроение картин)
Учитель: Действительно, художники используют разнообразные изобразительные средства для передачи характера картины, у каждой из них своя композиция, цветовое решение, действующие лица. Все это в комплексе и передаёт характер и настроение автора , в момент написания произведения искусства.
3 Работа по группам .(у каждой группы своя репродукция и несколько описаний картины)
Учитель: каждой группе я предлагаю соотнести описание картины с её изображением. А затем мы прочитаем и узнаем, у кого получилось наиболее удачное описание.
( дети выполняют задание ( 2мин))зачитывают.
Учитель: Что получилось? Что заметили?
Вывод ( детей) разное настроение передают изображения этих полотен т.к. разные моменты в природе увидели авторы этих картин. ведь зима может быть разной тревожной и спокойной, радостной и печальной.
Учитель: Не кажется ли вам странным, что на уроке литературного чтения мы говорим о произведениях искусства и художниках?
Дети: ( дают разные варианты ответов)
Цитата Леонардо да Винчи «Живопись- это поэзия, которую видят, а поэзия- это живопись, которую слышат»
Учебная задача
-Что объединяет эти виды искусств? И как картины природы помогают увидеть и понять литературное произведение???
4 Сообщение темы урока.
На этот вопрос нам поможет ответить замечательный русский поэт …
Слайд 7 ( портрет А.С.Пушкина Василия.Андреевича.Тропинина)
Дети: ( хором – А.С.Пушкин)
Учитель: Смотрю на Пушкинский портрет (держу в реке портрет Пушкина)
Мой взгляд скользит сквозь толщу лет
О чём задумался поэзии кумир
Проникнуть бы в его душевный мир…
Витают мысли под его кудрявой головой
Он что-то шепчет Музе, рифм рождая строй!
Учитель : Кто знает, может быть именно в такой момент и рождается новая поэтическая картина А.С.Пушкина , а называется она «Зимний вечер»
Слайд 3 + название произведения. «Зимний вечер»
5. Первичное чтение ( читает учитель - наизусть)
6 Анализ произведения. – понравилось ли вам стихотворение?
- Какое чувство оно вызывает у вас?
Дети: чувство тоски, грусти и печали.
Учитель: Вы правильно заметили. Это произведение действительно грустное т.к. написано оно было автором в один из самых печальных моментов его жизни.
7 История создания произведения.
1825 год. ( слайд 8 )-Что может рассказать нам эта дата?
Российская империя. На престоле царь - император Николай 1. В стране то там, то тут вспыхивают восстания. Люди недовольны своей жизнью, голод, нищета, бесправие, крепостная зависимость царят в России. Казнь или ссылка – вот участь тех, кто осмеливается выступить против существующих порядков.
Рассказ подготовленного ученика:
Пушкин по указу царя сослан на 2 года в глухое село Михайловское ( он слишком много писал о несправедливом отношении к простому народу и жестокости царя и помещиков) Он один , без друзей. Не с кем поговорить, обсудить новую книгу, поспорить. Ему очень одиноко и грустно. И только всегда рядом его старенькая няня Арина Родионовна, бесконечно добрая и заботливая, которая рассказывает ему сказки, поет задушевные песни.
( представьте… в полном молчании сидит А.С.Пушкин с пером в руках, рядом его няня с веретеном, тускло горит свеча , а за окном воет вьюга.)
Учитель: В один из таких зимних вечеров в 1825 г. и было написано это стихотворение.
8. Повторное чтение.
Учитель: Прочитайте стихотворение про себя с карандашом в руках и отметьте незнакомые слова.
Работа по группам :
1 строфа -1 группа ( буря, мгла, вихрь, кровля обветшалая, путник запоздалый)
2 строфа- 2 группа ( ветхая лачужка, приумолкла, утомлена, веретено)
3 строфа- 3 группа ( бедной юности)
4 строфа -4 группа ( слова 1 группы)
Слайд 9 слова: буря – ненастье с сильным разрушительным ветром
Мгла – непрозрачный воздух от тьмы и тумана
Вихрь – порывистое круговое движение ветра
Ветхая лачужка- небольшая, плохая хижина.
Кровля обветшалая –старая крыша
Учитель: Где можно узнать толкование непонятных нам слов?
( в Толковом словаре)-показ словаря.
По ходу анализа произведения мы попробуем заполнить таблицу трёх составляющих, которые помогут нам более ярко представить картины природы и переживания автора
(слайд 10)
Цветовое решение. Картинный план. Партитура чувств.
(муз. термин- распределение всех голосов (партий) музыкального произведения)
9. Анализ 1 строфы. Приступим к детальному рассмотрению картины, изображенной в начале стихотворения.
Учитель: давайте прочитаем 1 строфу стихотворения.
- с описания какого явления в природе начинает автор? ( бури)
-с кем он сравнивает бурю? ( зверем. Дитём. Путником)
- Что испытывает? ( страх – зверь, жалость – дитя, путник – одиночество) – Что слышим? Буря-воет, дитя – плачет –УСИЛИВАЕТ ВОЛНЕНИЕ АВТОРА.
Учитель: Автор строит эти строчки на контрастах, как художник на картине.
-Какое цветовое решение может быть в этом пейзаже?
Дети: Снег - белый, а тьма – черная, серая, темно-синяя.
Учитель : палитра холодных красок.
-Как можно озаглавить эту строфу, используя строчки стихотворения? ( БУРЯ…)
-что испытывает автор? Какие чувства? ( грусть, страх, печаль, одиночество)
На доске появляется таблица:
Цветовое решение картинный план Партитура чувств
Темные цвета
Холодная палитра «Буря мглою небо грусть, страх,
кроет..» печаль, одиночество
Анализ 2 и 3 строфы
-Прочитайте, подумайте , что объединяет эти строфы?
Дети: автор обращается к няне.(Наш читательский взгляд обращен к няне)
Учитель: - Как он обращается к ней? Дети: нежно, трепетно, с любовью.
Учитель: Докажите строчками из произведения как он называет няню?
Дети: «мой друг», «моя подружка», «старушка»
Учитель : -Где происходит действие ?
Дети: «в ветхой лачужке» в доме
-Чем занимается няня? (прядёт)
-какие звуки слышим? (жужжанье веретена)
Значит в доме как? тихо.
Учитель: Что за окном? Дети: Холод .Вьюга. Метель. Буран. Непогода.
Учитель: А в доме? Дети: тепло, уютно, надёжно(защита от зла).
-Какой колорит картины в доме?
Теплые красновато-оранжевые и коричневые тона ( таблица)
Палитра становится более мягкой, дарит нам успокоение и надежду, но контраст ещё существует.
-Как можно озаглавить 2 строфу?
Дети: «ветхая лачужка…»
Учитель: изменилось ли настроение автора?
Дети: пока нет
-Какие строчки это доказывают? «и печальна и темна..»
« приумолкла у окна…»
« дремлешь…»
( таблице появляются строчки: печаль, тоска.
3 строфа.( чтение вслух)
Что происходит с автором? ( появляется надежда),
Словом «Выпьем…» автор подчеркивает то, что он верит, что выстоит и не упадет духом, что на смену бури и печали придет покой и радость)
Картинный план : «спой мне песню…»(лиричность песен, красота, напевность смягчают краски и появляется…
Партитура: тихая радость и надежда.
Цвет: более светлые тона
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!!!
4 строфа Прочитайте (вслух) Что заметили в построении строфы?
1часть-1строфа
2 часть- 3 строфа
Учитель: Зачем он это делает?
Он рисует картину сильной, могущественной природы, в период бури и противостоит ей тем, что не сдаётся, надеясь на то, что все будет хорошо.
Учитель: Какие строчки ещё раз доказывают это?
«сердцу будет веселей…»
Цветовое решение картинный план партитура чувств.
Белый, чёрный, серый «Буря мглою небо…» страх, одиночество,
Тёмные цвета жалость,
Холодные цвета
Теплые палитра «Ветхая лачужка..» печаль,тоска,грусть
Красный
Оранжевый
желтый
покой,
Светлые краски «Спой мне песню..» тихая радость,
Надежда
Контрастные цвета «Сердцу будет веселей..» Всё будет хорошо!
(Вывод: картины природы помогли нам лучше понять состояние поэта, прочувствовать вместе с ним его настроение.
10 Итог : Таблица наглядно демонстрирует нам, как в пейзажной лирике внешнее переходит во внутреннее, как событие и природа вбираются во внутренний мир человека, а пейзаж удивительно точно соотносится с переживаниями героя.
(слайд 11)
11. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения , прочитав так, чтобы это могло понравиться самому поэту, выполнить иллюстрацию к стихотворению.
(слай 12) «Спасибо за работу!»

 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения с элементами интеграции. Поэтические картины зимы в произведении А.С.Пушкина »

Урок литературного чтения с элементами интеграции.

«Поэтические картины зимы в произведении А.С.Пушкина «Зимний вечер»

( 3 класс)

Цели: - познакомить с произведением А.С.Пушкина «Зимний вечер»,

- показать своеобразие пейзажной лирики и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа.

- провести частичный анализ центральных эпизодов произведения, «исследовав» изменения, произошедшие в настроении автора, которые строятся на контрастах с описанием природы,

- развивать речь и воображение учащихся,

- воспитывать любовь к природе, к поэзии, к красоте .

Оборудование: репродукции картин И.И.Шишкина «Зима», «На севере диком», И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», Н.П.Крымова «Зимний вечер».

Презентация урока, карточки слов(картинный план, партитура чувств).Музыкальное сопровождение Г. Свиридова «Метель, зимняя дорога»

Ход урока.

1 Орг. момент. Слайд 1 ( урок литературного чтения)

2 Эмоциональный настрой.

Слайд 2-5 ( панорама репродукций картин известных художников-пейзажистов)

И.И.Шишкин «На севере диком», И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», И.И.Шишкин «Зима», Н.П.Крымов «Зимний вечер» - на их фоне звучит музыка Г.Свиридова «Метель»

(дети сидят в классе по группам)

Учитель: В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она,

Открыта не для каждого, и даже

Не каждому художнику видна…

-Как вы думаете, удалось ли этим художникам «открыть» красоту русского пейзажа?

- Кто узнал авторов этих произведений искусства?

Дети: (И.И.Шишкин, И.Э.Грабарь, Н.П.Крымов) ( слайд 6)

Учитель: Что объединяет эти картины и художников?

Дети: изображена зима, художники-пейзажисты.

Учитель: Что такое пейзаж?

Дети: ( изображение природы)

Учитель: Одинаково ли изображена зима?

Дети: (нет)

Учитель: Почему?

Дети: ( художники изобразили разную природу в разное время суток, использовали разный колорит, разный характер и настроение картин)

Учитель: Действительно, художники используют разнообразные изобразительные средства для передачи характера картины, у каждой из них своя композиция, цветовое решение, действующие лица. Все это в комплексе и передаёт характер и настроение автора , в момент написания произведения искусства.

3 Работа по группам .(у каждой группы своя репродукция и несколько описаний картины)

Учитель: каждой группе я предлагаю соотнести описание картины с её изображением. А затем мы прочитаем и узнаем, у кого получилось наиболее удачное описание.

( дети выполняют задание ( 2мин))зачитывают.

Учитель: Что получилось? Что заметили?

Вывод ( детей) разное настроение передают изображения этих полотен т.к. разные моменты в природе увидели авторы этих картин. ведь зима может быть разной тревожной и спокойной, радостной и печальной.

Учитель: Не кажется ли вам странным, что на уроке литературного чтения мы говорим о произведениях искусства и художниках?

Дети: ( дают разные варианты ответов)

Цитата Леонардо да Винчи «Живопись- это поэзия, которую видят, а поэзия- это живопись, которую слышат»

Учебная задача

-Что объединяет эти виды искусств? И как картины природы помогают увидеть и понять литературное произведение???

4 Сообщение темы урока.

На этот вопрос нам поможет ответить замечательный русский поэт …

Слайд 7 ( портрет А.С.Пушкина Василия.Андреевича.Тропинина)

Дети: ( хором – А.С.Пушкин)

Учитель: Смотрю на Пушкинский портрет (держу в реке портрет Пушкина)

Мой взгляд скользит сквозь толщу лет

О чём задумался поэзии кумир

Проникнуть бы в его душевный мир…

Витают мысли под его кудрявой головой

Он что-то шепчет Музе, рифм рождая строй!

Учитель : Кто знает, может быть именно в такой момент и рождается новая поэтическая картина А.С.Пушкина , а называется она «Зимний вечер»

Слайд 3 + название произведения. «Зимний вечер»

5. Первичное чтение ( читает учитель - наизусть)

6 Анализ произведения. – понравилось ли вам стихотворение?

- Какое чувство оно вызывает у вас?

Дети: чувство тоски, грусти и печали.

Учитель: Вы правильно заметили. Это произведение действительно грустное т.к. написано оно было автором в один из самых печальных моментов его жизни.

7 История создания произведения.

1825 год. ( слайд 8 )-Что может рассказать нам эта дата?

Российская империя. На престоле царь - император Николай 1. В стране то там, то тут вспыхивают восстания. Люди недовольны своей жизнью, голод, нищета, бесправие, крепостная зависимость царят в России. Казнь или ссылка – вот участь тех, кто осмеливается выступить против существующих порядков.

Рассказ подготовленного ученика:

Пушкин по указу царя сослан на 2 года в глухое село Михайловское ( он слишком много писал о несправедливом отношении к простому народу и жестокости царя и помещиков) Он один , без друзей. Не с кем поговорить, обсудить новую книгу, поспорить. Ему очень одиноко и грустно. И только всегда рядом его старенькая няня Арина Родионовна, бесконечно добрая и заботливая, которая рассказывает ему сказки, поет задушевные песни.

( представьте… в полном молчании сидит А.С.Пушкин с пером в руках, рядом его няня с веретеном, тускло горит свеча , а за окном воет вьюга.)

Учитель: В один из таких зимних вечеров в 1825 г. и было написано это стихотворение.

8. Повторное чтение.

Учитель: Прочитайте стихотворение про себя с карандашом в руках и отметьте незнакомые слова.

Работа по группам :

1 строфа -1 группа ( буря, мгла, вихрь, кровля обветшалая, путник запоздалый)

2 строфа- 2 группа ( ветхая лачужка, приумолкла, утомлена, веретено)

3 строфа- 3 группа ( бедной юности)

4 строфа -4 группа ( слова 1 группы)

Слайд 9 слова: буря – ненастье с сильным разрушительным ветром

Мгла – непрозрачный воздух от тьмы и тумана

Вихрь – порывистое круговое движение ветра

Ветхая лачужка- небольшая, плохая хижина.

Кровля обветшалая –старая крыша

Учитель: Где можно узнать толкование непонятных нам слов?

( в Толковом словаре)-показ словаря.

По ходу анализа произведения мы попробуем заполнить таблицу трёх составляющих, которые помогут нам более ярко представить картины природы и переживания автора

(слайд 10)

Цветовое решение. Картинный план. Партитура чувств.

(муз. термин- распределение всех голосов (партий) музыкального произведения)

9. Анализ 1 строфы. Приступим к детальному рассмотрению картины, изображенной в начале стихотворения.

Учитель: давайте прочитаем 1 строфу стихотворения.

- с описания какого явления в природе начинает автор? ( бури)

-с кем он сравнивает бурю? ( зверем. Дитём. Путником)

- Что испытывает? ( страх – зверь, жалость – дитя, путник – одиночество) – Что слышим? Буря-воет, дитя – плачет –УСИЛИВАЕТ ВОЛНЕНИЕ АВТОРА.

Учитель: Автор строит эти строчки на контрастах, как художник на картине.

-Какое цветовое решение может быть в этом пейзаже?

Дети: Снег - белый, а тьма – черная, серая, темно-синяя.

Учитель : палитра холодных красок.

-Как можно озаглавить эту строфу, используя строчки стихотворения? ( БУРЯ…)

-что испытывает автор? Какие чувства? ( грусть, страх, печаль, одиночество)

На доске появляется таблица:

Цветовое решение картинный план Партитура чувств

Темные цвета

Холодная палитра «Буря мглою небо грусть, страх,

кроет..» печаль, одиночество

Анализ 2 и 3 строфы

-Прочитайте, подумайте , что объединяет эти строфы?

Дети: автор обращается к няне.(Наш читательский взгляд обращен к няне)

Учитель: - Как он обращается к ней? Дети: нежно, трепетно, с любовью.

Учитель: Докажите строчками из произведения как он называет няню?

Дети: «мой друг», «моя подружка», «старушка»

Учитель : -Где происходит действие ?

Дети: «в ветхой лачужке» в доме

-Чем занимается няня? (прядёт)

-какие звуки слышим? (жужжанье веретена)

Значит в доме как? тихо.

Учитель: Что за окном? Дети: Холод .Вьюга. Метель. Буран. Непогода.

Учитель: А в доме? Дети: тепло, уютно, надёжно(защита от зла).

-Какой колорит картины в доме?

Теплые красновато-оранжевые и коричневые тона ( таблица)

Палитра становится более мягкой, дарит нам успокоение и надежду, но контраст ещё существует.

-Как можно озаглавить 2 строфу?

Дети: «ветхая лачужка…»

Учитель: изменилось ли настроение автора?

Дети: пока нет

-Какие строчки это доказывают? «и печальна и темна..»

« приумолкла у окна…»

« дремлешь…»

( таблице появляются строчки: печаль, тоска.

3 строфа.( чтение вслух)

Что происходит с автором? ( появляется надежда),

Словом «Выпьем…» автор подчеркивает то, что он верит, что выстоит и не упадет духом, что на смену бури и печали придет покой и радость)

Картинный план : «спой мне песню…»(лиричность песен, красота, напевность смягчают краски и появляется…

Партитура: тихая радость и надежда.

Цвет: более светлые тона

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!!!

4 строфа Прочитайте (вслух) Что заметили в построении строфы?

1часть-1строфа

2 часть- 3 строфа

Учитель: Зачем он это делает?

Он рисует картину сильной, могущественной природы, в период бури и противостоит ей тем, что не сдаётся, надеясь на то, что все будет хорошо.

Учитель: Какие строчки ещё раз доказывают это?

«сердцу будет веселей…»

Цветовое решение картинный план партитура чувств.

Белый, чёрный, серый «Буря мглою небо…» страх, одиночество,

Тёмные цвета жалость,

Холодные цвета

Теплые палитра «Ветхая лачужка..» печаль,тоска,грусть

Красный

Оранжевый

желтый

покой,

Светлые краски «Спой мне песню..» тихая радость,

Надежда

Контрастные цвета «Сердцу будет веселей..» Всё будет хорошо!

(Вывод: картины природы помогли нам лучше понять состояние поэта, прочувствовать вместе с ним его настроение.

10 Итог : Таблица наглядно демонстрирует нам, как в пейзажной лирике внешнее переходит во внутреннее, как событие и природа вбираются во внутренний мир человека, а пейзаж удивительно точно соотносится с переживаниями героя.

(слайд 11)

11. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения , прочитав так, чтобы это могло понравиться самому поэту, выполнить иллюстрацию к стихотворению.

(слай 12) «Спасибо за работу!»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Лецко Оксана Анатольевна

Дата: 18.11.2014

Номер свидетельства: 132514

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства