kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 7 классе по теме " Н.В. Гоголь. Историческая основа повести «Тарас Бульба».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с творчеством Н.В. Гоголя и исторической основой его произведения "Тарас Бульба"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе по теме " Н.В. Гоголь. Историческая основа повести «Тарас Бульба».»

Урок литературы в 7 классе. Тема: Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. Историческая основа повести «Тарас Бульба».

Учитель МБОУ «Нивская оош» Краснохолмского района Тверской области Чистякова Л.А.

Цели:

  • познакомить учащихся с творчеством Н.В. Гоголя и его биографией;

  • ввести учащихся в атмосферу повести, познакомить с исторической эпохой, дать представление о различии между исторической истиной и художественным замыслом писателя;

  • познакомить учащихся с понятиями «художественная деталь», «повесть»;

  • развивать речь, мышление учащихся;

  • воспитывать интерес к творчеству Н.В. Гоголя.

Ход урока.

1.Организационный момент:

- приветствие;

- объявление темы и целей урока; Слайд 1.

- оформление тетрадей.

2.Втупительная беседа.

- Николай Васильевич Гоголь принадлежит к числу величайших писателей, оказавших огромное влияние на развитие нашей культуры и литературы. Это одна из ключевых фигур в литературе первой половины 19 века.

Показ портрета. Слайд 2.

-Обратите внимание на портрет Н.В. Гоголя. Чем примечательна его внешность?

- Гоголь – одинокая «звезда» в русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. Человеческий и творческий облик Гоголя очень сложен, поэтому уже на протяжении полутора столетий не утихают споры о «феномене», т.е. загадке Гоголя и его искусства, о «тайне» его личности, о направлении и смысле духовного и художественного развития.

Гоголь, его творчество и судьба, его вера в идеалы - всё это до сих пор интересует читателя. Гоголь вызывает столкновение мнений, споры, имеющие духовное и нравственное значение. Его творчество воодушевлено жаждой познания России и русского человека.

На уроках литературы мы свами попытаемся прикоснуться к его творческим тайнам, загадкам, попытаемся эти загадки разгадать.

1)Повторение ранее изученного материала.

- Мы с вами сталкиваемся с творчеством Гоголя не впервые. Что запомнилось вам из его произведений?

- Вспомните, как А.С. Пушкин оценил произведение Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»?

(«Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки…» Они изумили меня!») Слайд 3.

- Каковы ваши впечатления от этого произведения?

2)Работа с высказыванием В.Г. Белинского.

- С вами согласен и великий русский критик В.Г. Белинский, который был знаком с Гоголем и высоко ценил его творчество. Слайд 4, Белинский и Гоголь.

- Вот как Белинский говорит о творчестве Гоголя… Слайд 5.

3)Работа с понятием «художественная деталь».

_Действительно, Н. В. Гоголь - мастер художественного, своеобразного слова, мастер языка, мастер художественной детали.

Слайд 6. Художественная деталь – деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, которая помогает глубже понять образ или идею произведения. (Запись определения в тетрадь)

3.Биографическая справка о Н.В. Гоголе.

- Сегодня мы с вами расширим наше представление о Гоголе и его творчестве. Дома вы должны были проработать статью учебника (стр. 95-97), также некоторую дополнительную литературу и подготовить сообщения об отдельных эпизодах биографии Н.В. Гоголя.

- Заслушаем ваши сообщения в соответствии с данным планом. Слайд 7.

1)Родина Н.В. Гоголя – просмотр кинофильма.

2) Нежинская гимназия. Слайд 8.

3)Петербург. Встреча с А.С. Пушкиным. Слайд 9.

4) Великие произведения великого писателя. Обзор выставки книг.

5) Творческий кризис. Смерть. Слайд 10.

- В процессе заслушивания сообщений ваших одноклассников составляем конспект, отмечаем основные моменты жизни и творчества писателя, в соответствии с данным планом.

4.Историческая основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

- Николай Васильевич, как вы видите, оставил богатое литературное наследие. В этом учебном году нам с вами предстоит изучить историческую повесть Гоголя «Тарас Бульба».

1)Работа с термином «повесть».

- Что такое повесть? Откроем стр. 408 «Справочного раздела» нашего учебника, прочтём определение и запишем его в тетрадь. Слайд 11.

2)Историческая основа повести.

- Мы уже говорили, что Гоголь очень любил свою родину (надо отметить, что для него Украина и Россия – это единое целое) и интересовался её историей. Повесть «Тарас Бульба» - результат серьёзного увлечения Гоголя историей.

В начале 30-х годов он работал в Петербургском университете. Занятия историей шли параллельно возникновению его художественных замыслов.

В 1835 году Николай Васильевич пишет историческую повесть «Тарас Бульба» (первый её вариант). Позднее он её пересмотрит и создаст 2-ой вариант, где наиболее ярко подчеркнет мысль о единстве русского и украинского народов. Повесть вошла в сборник «Миргород» (продемонстрировать данный сборник).

- Как известно, Гоголь в своей повести не стремился к точному воспроизведению исторических событий, он строил некий общий образ эпической, песенной, героической казачьей вольной жизни. Тем не менее историческая основа имеет важную роль для создания целостной картины произведения, правильного его восприятия.

Какие же пласты истории Украины затрагивает Гоголь? Борьба украинского народа за национальную независимость и самобытность, за свободу родной земли.

В те далёкие времена (16 век) Украина находилась под гнётом Польши (на тот момент государство называлось Речь Посполитая). Польские помещики-паны превращали украинских крестьян в крепостных холопов, облагали их тяжёлыми налогами, за малейшие проступки подвергали суровым наказаниям и даже казнили.

Ещё одна причина – столкновение религий. Польское государство исповедовало католицизм, а большая часть Украины была православной. В 1596 году было заключено соглашение, по которому православное население Речи Посполитой (украинцы) должны были признать верховную власть папы римского, т.е. католицизма. В ответ на это, выражая своё недовольство, на Украине вспыхивают восстания.

Украинские крестьяне, недовольные своим положением, убегали на юг, в степи. На островах Днепра они построили небольшое укрепление и назвали его Запорожской Сечью, а себя запорожскими казаками, т.е. вольными людьми. Казаки объединялись в курени – войсковые части. Выбирали себе атамана, предводителя. Все дела в Сечи решались собранием – Радой.

Слайд 12 – определения данных слов.

В Запорожскую Сечь часто убегали и русские крепостные. Здесь росла и крепла дружба двух этих народов, закалялись отважные воины, проявлялось подлинное товарищество, основанное на равенстве, а также на уважении к старейшим и мудрейшим.

В мирное время казаки занимались сельским хозяйством, кузнечным делом, слесарным, торговым, ловили рыбу, сапожничали. Но стоило зазвучать боевому кличу – казаки садились на коней и с оружием в руках готовы были отразить нападение врага.

Сами самостоятельно совершали военные походы против крымских татар и Турции, привозили из этих походов богатую добычу, пленным давали свободу.

Женщин в Сечь не пускали.

Всё это нашло своё отражение в исторических сочинениях, летописях, народных песнях, преданиях, с которыми Гоголь знакомился с большим интересом. Овеянная славой, вставала перед ним живая, яркая история родного народа, а воображение рисовало битвы, вольные и дикие степи, могучие характеры, крепкие натуры.

«Именно в таких условиях, -пишет Гоголь,-русский характер и получил «могучий широкий размах, дюжую наружность», представляя собой необыкновенное явление русской силы».

3)Работа с картиной И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо Турецкому султану».

- Чтобы воссоздать эмоциональный облик той эпохи, обратимся к картине Ильи Ефимовича Репина «Запорожцы пишут письмо Турецкому султану». Слайд 13.

- Ни одну из своих картин Репин не любил так, как «Запорожцев». Художник восхищался образами запорожских казаков. Репин говорил: «Недаром про них Гоголь писал! Всё это правда!» Художник работал над картиной более 30 лет. В основе сюжета картины лежит подлинное историческое событие.

В 1676 году турецкий султан Махмуд Четвертый прислал запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывал им добровольно без сопротивления сдаться. Запорожцы не остались в долгу. По их весёлым лицам мы можем предположить, что они написали султану.

Репин изображает запорожцев в момент, когда они, сгрудившись за столом, сочиняют своё знаменитое письмо. Один за другим отпускают запорожцы острые и язвительные замечания в адрес султана. В центре картины – атаман Иван Серко – легендарный герой, о котором сохранилось много народных преданий. В выражении его лица, в его позе ощущается достоинство, уверенность в себе, сила и человечность. Возле него сидит писарь, он явно доволен тем, что записывает. На его лице язвительная усмешка. Могучий казак в красном жупане раскатисто хохочет, отвечая на шутки товарищей.

В каждом герое просматривается твёрдый характер, индивидуальность.

Репину так же, как и Гоголю, Запорожская Сечь рисовалась вольной казачьей республикой, порождавшей людей даровитых и мощных духом.

5. Итог урока.

- Какое впечатление произвело на вас творчество Гоголя, его жизнь?

Домашнее задание:

1)Соотнесите картину Репина с текстом Гоголя (письменно).

2) Чтение произведения. Характеристика главных героев – Тарас Бульба и его сыновья.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чистякова Людмила Александровна

Дата: 20.06.2019

Номер свидетельства: 515581

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "конспект урока по литературе на тему "Тарас Бульба" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-taras-bul-ba"
    ["file_id"] => string(6) "122061"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414146964"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Урок русской литературы в 8 классе с казахским языком обучения по теме: Николай Васильевич Гоголь "Тарас Бульба" "
    ["seo_title"] => string(120) "urok-russkoi-litieratury-v-8-klassie-s-kazakhskim-iazykom-obuchieniia-po-tiemie-nikolai-vasil-ievich-goghol-taras-bul-ba"
    ["file_id"] => string(6) "158840"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421819535"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект урока литературы в 7 классе  "Образ матери в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-litieratury-v-7-klassie-obraz-matieri-v-proizviedienii-n-v-gogholia-taras-bul-ba"
    ["file_id"] => string(6) "165901"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422888372"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Индивидуальная рабочая программа по литературе с использованием ИКТ для 7 класса "
    ["seo_title"] => string(88) "individual-naia-rabochaia-proghramma-po-litieraturie-s-ispol-zovaniiem-ikt-dlia-7-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "170563"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423570908"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства