kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русской литературы в 8 классе с казахским языком обучения по теме: Николай Васильевич Гоголь "Тарас Бульба"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                           Класс:    8 класс                                           Предмет: Русская литература                                 Дата: 15.11.2014г.,17.10.2014г.

Наименование  занятия

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».

Общая  цель

 

Углубить знания учащихся о биографии и творчестве Н.В.Гоголя; выявить восприятие учащимися повести «Тарас Бульба»; познакомить с исторической основой произведения Н.В.Гоголя.

Результаты обучения  для учащихся

 

Учащиеся умеют выявить авторскую позицию; развивать познавательные способности ; коммуникативные и информационные компетентности;  мировоззренческая позиция учащихся; понимают чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.

Основные  идеи,  отработанные  на занятии

Развить эстетический вкус, способность мыслить образами и стремление к творчеству через критическое мышление, работу в группах, диалог.

Источники, оснащение  и оборудование:

Презентация к уроку, картина И.Е.Репина «Запорожцы».

 Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

       результат

  примечание

Организацион

ный момент

Создание атмосферы  сотрудничества, образовательной среды, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в процессе работы.

Учащиеся готовятся к уроку, настраиваются к восприятию нового материала.

Ребята настроены на урок. Умеют рассуждать.

 

Определение

темы, цели и

задач урока

Ребята, сегодня на уроке мы начинаем изучать раздел нашего учебника « Личность и история в произведениях русской литературы». Вопрос: Может ли один человек повлиять на историю?

На сегодняшнем уроке познакомимся с повестью Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». Для полного понимания повести мы узнаем, кто такие казаки, запорожские казаки, казачество.

Учащиеся знакомятся с целями и задачами урока, предлагают свои методы работы.

Учащиеся понимают цели и задачи урока.

 

Актуализация знаний учащихся

Группам раздаются карточки:

Патриотизм -  убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился.

                                                       Джордж Шоу

Любовь к родине начинается с семьи.

                                                      Фрэнсис Бэкон

Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.

                                                       Шарль Монтескье

Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины.

                                 Джон Фицджеральд Кеннеди

Объясните, как вы понимаете эти высказывания.

Учащиеся в группах читают высказывания о патриотизме, объясняют, как они их понимают.

Развивают коммуникативные компетенции. Определяют мировоззренческие позиции. Понимают чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.

 

Изучение нового материала

 

Задание для первой группы:

Найдите в повести описание Запорожской сечи.

Какой предстаёт перед нами Запорожская сечь? Какими эпитетами Гоголь описывает Сечь?

Задание для второй группы:

Найдите в повести описание образа Тараса Бульбы. Каким он был отцом? Чему учил своих сыновей? Как относится автор к своему герою?

Задание для третьей группы:

Образ Остапа.

Задание для четвёртой группы:

Образ Андрия.

 

Учащиеся работают в группах, ведут диалог, занимаются сбором информации, анализом, делают выводы.

Учащиеся умеют выявить авторскую позицию. Развивают познавательные способности.

Умеют работать в группах.

 

Закрепление

 

Выступление групп.

Просмотр презентации.

Учащиеся презентуют свои выступления. 

 

Учащиеся просматривают презентацию.

 

 

Оценивание

Учитель предлагает лидерам групп оценить работу членов группы.

Оценивают работу на уроке.

Умеют оценивать.

 

Домашнее задание

Написать эссе «Может ли один человек изменить историю?»

Записывают домашнее задание.

 

 

Подведем итоги урока

Тарас Бульба – какой он?

Учащиеся отвечают на вопрос. Подводят итоги урока.

 

 

 

Письмо запорожцев турецкому султану — оскорбительный ответ запорожских казаков, написанный османскому султану (по одной из версий, Мехмеду IV) в ответ на его ультиматум: прекратить нападать на Блистательную Порту и сдаться. Существует предание, что, прежде чем отправить войска на Запорожскую Сечь, султан послал запорожцам требование покориться ему как владыке всего мира и наместнику бога на земле. Запорожцы якобы ответили на это письмо своим письмом, не стесняясь в выражениях, отрицая всякую доблесть султана и жестоко насмехаясь над кичливостью «непобедимого рыцаря». Атмосфера и настроение среди казаков, сочиняющих текст ответа, описана в известной картине Ильи Репина «Запорожцы».

Просмотр содержимого документа
«Н.В.Гоголь.Тарас Бульба.»

Класс: 8 класс Предмет: Русская литература Дата: 15.11.2014г.,17.10.2014г.

Наименование занятия

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».

Общая цель


Углубить знания учащихся о биографии и творчестве Н.В.Гоголя; выявить восприятие учащимися повести «Тарас Бульба»; познакомить с исторической основой произведения Н.В.Гоголя.

Результаты обучения для учащихся


Учащиеся умеют выявить авторскую позицию; развивать познавательные способности ; коммуникативные и информационные компетентности; мировоззренческая позиция учащихся; понимают чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.

Основные идеи, отработанные на занятии

Развить эстетический вкус, способность мыслить образами и стремление к творчеству через критическое мышление, работу в группах, диалог.

Источники, оснащение и оборудование:

Презентация к уроку, картина И.Е.Репина «Запорожцы».

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

результат

примечание

Организацион

ный момент

Создание атмосферы сотрудничества, образовательной среды, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в процессе работы.

Учащиеся готовятся к уроку, настраиваются к восприятию нового материала.

Ребята настроены на урок. Умеют рассуждать.


Определение

темы, цели и

задач урока

Ребята, сегодня на уроке мы начинаем изучать раздел нашего учебника « Личность и история в произведениях русской литературы». Вопрос: Может ли один человек повлиять на историю?

На сегодняшнем уроке познакомимся с повестью Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». Для полного понимания повести мы узнаем, кто такие казаки, запорожские казаки, казачество.

Учащиеся знакомятся с целями и задачами урока, предлагают свои методы работы.

Учащиеся понимают цели и задачи урока.


Актуализация знаний учащихся

Группам раздаются карточки:

Патриотизм - убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился.

Джордж Шоу

Любовь к родине начинается с семьи.

Фрэнсис Бэкон

Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.

Шарль Монтескье

Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины.

Джон Фицджеральд Кеннеди

Объясните, как вы понимаете эти высказывания.

Учащиеся в группах читают высказывания о патриотизме, объясняют, как они их понимают.

Развивают коммуникативные компетенции. Определяют мировоззренческие позиции. Понимают чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.


Изучение нового материала


Задание для первой группы:

Найдите в повести описание Запорожской сечи.

Какой предстаёт перед нами Запорожская сечь? Какими эпитетами Гоголь описывает Сечь?

Задание для второй группы:

Найдите в повести описание образа Тараса Бульбы. Каким он был отцом? Чему учил своих сыновей? Как относится автор к своему герою?

Задание для третьей группы:

Образ Остапа.

Задание для четвёртой группы:

Образ Андрия.


Учащиеся работают в группах, ведут диалог, занимаются сбором информации, анализом, делают выводы.

Учащиеся умеют выявить авторскую позицию. Развивают познавательные способности.

Умеют работать в группах.


Закрепление


Выступление групп.

Просмотр презентации.

Учащиеся презентуют свои выступления.


Учащиеся просматривают презентацию.



Оценивание

Учитель предлагает лидерам групп оценить работу членов группы.

Оценивают работу на уроке.

Умеют оценивать.


Домашнее задание

Написать эссе «Может ли один человек изменить историю?»

Записывают домашнее задание.



Подведем итоги урока

Тарас Бульба – какой он?

Учащиеся отвечают на вопрос. Подводят итоги урока.





Письмо запорожцев турецкому султану — оскорбительный ответ запорожских казаков, написанный османскому султану (по одной из версий, Мехмеду IV) в ответ на его ультиматум: прекратить нападать на Блистательную Порту и сдаться. Существует предание, что, прежде чем отправить войска на Запорожскую Сечь, султан послал запорожцам требование покориться ему как владыке всего мира и наместнику бога на земле. Запорожцы якобы ответили на это письмо своим письмом, не стесняясь в выражениях, отрицая всякую доблесть султана и жестоко насмехаясь над кичливостью «непобедимого рыцаря». Атмосфера и настроение среди казаков, сочиняющих текст ответа, описана в известной картине Ильи Репина «Запорожцы».

Просмотр содержимого презентации
«Н.В.Гоголь Тарас Бульба»

Николай Васильевич Гоголь 1809-  1852

Николай Васильевич Гоголь

1809-

1852

Родился 20 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий.

Родился 20 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий.

Литературное наследие Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» «Сорочинская ярмарка» «Майская ночь» «Миргород» «Шинель» «Ревизор» «Мертвые души» «Тарас Бульба»

Литературное наследие Н.В.Гоголя

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

«Сорочинская ярмарка»

«Майская ночь»

«Миргород»

«Шинель»

«Ревизор»

«Мертвые души»

«Тарас Бульба»

И.Е.Репин «Запорожцы»

И.Е.Репин «Запорожцы»

Н.В.Гоголь о запорожцах  В статье «О малороссийских песнях» Гоголь писал о запорожских казаках: «Везде …в них дышит широкая воля казацкой жизни. Везде видна та сила, радость, могущество, с какою казак бросает тишину и беспечность жизни домовитой, чтобы вдаться во всю поэзию быта, опасностей и разгульного пиршества с товарищами. ..Ничто не в силах удержать его. Упрямый, непреклонный, он спешит в степи, в вольницу товарищей. Его жену, мать, сестру, братьев — всё заменяет ватага гулливых рыцарей набегов».  Вот из таких вольных казаков, а также из недовольных своим положением беглых крестьян образовалась знаменитая Запорожская Сечь.

Н.В.Гоголь о запорожцах

В статье «О малороссийских песнях» Гоголь писал о запорожских казаках: «Везде …в них дышит широкая воля казацкой жизни. Везде видна та сила, радость, могущество, с какою казак бросает тишину и беспечность жизни домовитой, чтобы вдаться во всю поэзию быта, опасностей и разгульного пиршества с товарищами. ..Ничто не в силах удержать его. Упрямый, непреклонный, он спешит в степи, в вольницу товарищей. Его жену, мать, сестру, братьев — всё заменяет ватага гулливых рыцарей набегов».

Вот из таких вольных казаков, а также из недовольных своим положением беглых крестьян образовалась знаменитая Запорожская Сечь.

КАЗАК - в старину на Украине и в России: член военно-земледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства. Запорожский казак. Донской казак.

КАЗАК - в старину на Украине и в России: член военно-земледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства. Запорожский казак. Донской казак.

Историческая основа повести  Запорожское казачество возникло в низовьях Днепра на островах за порогами. Туда собиралось множество людей. В XVI веке будущие Украина и Белоруссия оказались в составе Речи Посполитой. Гонения по религиозному признаку вызывали сопротивление и восстания против польского государства. Именно в это суровое время и пришлось жить героям Гоголя.

Историческая основа повести

Запорожское казачество возникло в низовьях Днепра на островах за порогами. Туда собиралось множество людей. В XVI веке будущие Украина и Белоруссия оказались в составе Речи Посполитой. Гонения по религиозному признаку вызывали сопротивление и восстания против польского государства. Именно в это суровое время и пришлось жить героям Гоголя.

«Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!»

«Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!»

Запорожская Сечь в изображении Гоголя — это царство свободы и равенства, это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха души, абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные, мужественные характеры, для которых нет ничего выше, чем интересы народа, чем свобода и независимость Отчизны.

Запорожская Сечь в изображении Гоголя — это царство свободы и равенства, это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха души, абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные, мужественные характеры, для которых нет ничего выше, чем интересы народа, чем свобода и независимость Отчизны.

Будучи верным правде жизни, Гоголь далек от идеализации Сечи. Прославляя бессмертные подвиги запорожцев, писатель вместе с тем не приукрашивает их, не скрывает того, что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги — с жестокостью. Таково было время, таковы были нравы. «Дыбом воздвигнулся бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы»

Будучи верным правде жизни, Гоголь далек от идеализации Сечи. Прославляя бессмертные подвиги запорожцев, писатель вместе с тем не приукрашивает их, не скрывает того, что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги — с жестокостью. Таково было время, таковы были нравы. «Дыбом воздвигнулся бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы»

«Тарас Бульба»  В повести «Тарас Бульба» опоэтизирована духовная нерасторжимость личности и народа, жаждущего национальной и социальной свободы. В ней Гоголь, по словам Белинского, «исчерпал всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел ее духовный образ».

«Тарас Бульба»

В повести «Тарас Бульба» опоэтизирована духовная нерасторжимость личности и народа, жаждущего национальной и социальной свободы. В ней Гоголь, по словам Белинского, «исчерпал всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел ее духовный образ».

Образ Тараса Главный герой повести Тарас Бульба не условно-богатырский образ — он наделен конкретными историческими чертами. Гоголь правдиво рисует образ казака той суровой эпохи. Лишь в редкие промежутки затишья Тарас возвращается к мирной семейной жиз­ни; остальное время он — воин, отдающий себя служению отчизне. Тарасу не свойственны колебания, он всегда знает свою цель; свой долг он видит в безупречном служении родине, отсюда исто­ки его бесстрашия и мужества. «Грубая прямота нрава» Тараса Бульбы противопоставлена изнеженности польской шляхты и тем представителям казачества, которые перенимали ее привычки.

Образ Тараса

Главный герой повести Тарас Бульба не условно-богатырский образ — он наделен конкретными историческими чертами. Гоголь правдиво рисует образ казака той суровой эпохи. Лишь в редкие промежутки затишья Тарас возвращается к мирной семейной жиз­ни; остальное время он — воин, отдающий себя служению отчизне. Тарасу не свойственны колебания, он всегда знает свою цель; свой долг он видит в безупречном служении родине, отсюда исто­ки его бесстрашия и мужества. «Грубая прямота нрава» Тараса Бульбы противопоставлена изнеженности польской шляхты и тем представителям казачества, которые перенимали ее привычки.

«Молодые козаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца, который, с своей стороны, был тоже несколько смущен, хотя старался этого не показывать. День был серый; зелень сверкала ярко; птицы щебетали как-то вразлад. Они, проехавши, оглянулись назад; хутор их как будто ушел в землю; только видны были над землей две трубы скромного их домика да вершины дерев, по сучьям которых они лазили, как белки; один только дальний луг еще стлался перед ними, - тот луг, по которому они могли припомнить всю историю своей жизни, от лет, когда катались по росистой траве его, до лет, когда поджидали в нем чернобровую козачку, боязливо перелетавшую через него с помощию своих свежих, быстрых ног. Вот уже один только шест над колодцем с привязанным вверху колесом от телеги одиноко торчит в небе; уже равнина, которую они проехали, кажется издали горою и все собою закрыла. - Прощайте и детство, и игры, и все, и все!»

«Молодые козаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца, который, с своей стороны, был тоже несколько смущен, хотя старался этого не показывать. День был серый; зелень сверкала ярко; птицы щебетали как-то вразлад. Они, проехавши, оглянулись назад; хутор их как будто ушел в землю; только видны были над землей две трубы скромного их домика да вершины дерев, по сучьям которых они лазили, как белки; один только дальний луг еще стлался перед ними, - тот луг, по которому они могли припомнить всю историю своей жизни, от лет, когда катались по росистой траве его, до лет, когда поджидали в нем чернобровую козачку, боязливо перелетавшую через него с помощию своих свежих, быстрых ног. Вот уже один только шест над колодцем с привязанным вверху колесом от телеги одиноко торчит в небе; уже равнина, которую они проехали, кажется издали горою и все собою закрыла. - Прощайте и детство, и игры, и все, и все!»

« Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а... — сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может!»

« Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а... — сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может!»

Последний подвиг Тараса   Последние мгновения жизни самого Тараса полны героизма и самоотверженной любви к товарищам по оружию. Тарас не думает о своей скорой и мучительной смерти, не чувствует боли в горящих ногах. Он полон желания выручить своих отважных соратников, попавших в беду, он помогает им спастись, надеясь на то, что боевые товарищи продолжат святое дело, на которое он жизнь положил.

Последний подвиг Тараса

Последние мгновения жизни самого Тараса полны героизма и самоотверженной любви к товарищам по оружию. Тарас не думает о своей скорой и мучительной смерти, не чувствует боли в горящих ногах. Он полон желания выручить своих отважных соратников, попавших в беду, он помогает им спастись, надеясь на то, что боевые товарищи продолжат святое дело, на которое он жизнь положил.

Последние слова Тараса Бульбы  «- Прощайте, товарищи! - кричал он им сверху. -Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..  А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву... Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Последние слова Тараса Бульбы

«- Прощайте, товарищи! - кричал он им сверху. -Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..

А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву... Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Образ Остапа  Остап — истинный воин своего времени. Сильный и отважный, спокойный и уверенный в себе, он до конца остается предан своему делу — освобождению Малороссии от польских захватчиков. Для Остапа нет важнее занятия, чем ратный труд. Он несколько примитивен в духовном плане, его ничто не интересует, кроме воинских дисциплин. Но патриотизм Остапа, его верность присяге и товарищам заставляют восхищаться им.

Образ Остапа

Остап — истинный воин своего времени. Сильный и отважный, спокойный и уверенный в себе, он до конца остается предан своему делу — освобождению Малороссии от польских захватчиков. Для Остапа нет важнее занятия, чем ратный труд. Он несколько примитивен в духовном плане, его ничто не интересует, кроме воинских дисциплин. Но патриотизм Остапа, его верность присяге и товарищам заставляют восхищаться им.

Остапу был на роду написан «битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». В нем были заметны наклонности будущего вождя. «Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва». Но судьбой не суждено было Остапу стать великим полководцем и вождем. В битве под Дубно он попал в плен и, претерпев страшные пытки, был казнен на площади Варшавы.  Остап – воплощение преданности вере, долгу и товарищам.

Остапу был на роду написан «битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». В нем были заметны наклонности будущего вождя. «Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва». Но судьбой не суждено было Остапу стать великим полководцем и вождем. В битве под Дубно он попал в плен и, претерпев страшные пытки, был казнен на площади Варшавы.

Остап – воплощение преданности вере, долгу и товарищам.

«И повел он очами вокруг себя: боже, все неведомые, все чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:  - Батько! Где ты! Слышишь ли ты?  - Слышу! - раздалось среди всеобщей тишины...»

«И повел он очами вокруг себя: боже, все неведомые, все чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:

- Батько! Где ты! Слышишь ли ты?

- Слышу! - раздалось среди всеобщей тишины...»

Образ Андрия  Андрий – полная противоположность своего старшего брата. Он весь погружался в «очаровательную музыку пуль и мечей». Он не знал что такое значит рассчитывать заранее свои или чужие силы. Под воздействием своих чувств был способен не только героически сражаться, но и предать своих товарищей. Любовь к прекрасной панночке погубила младшего сына Тараса. Поддавшись чувствам он забыл любовь к Родине и долг перед товарищами, и пуля, выпущенная рукой родного отца со словами: «Я тебя породил, я тебя и убью», оборвала молодую жизнь Андрия.

Образ Андрия

Андрий – полная противоположность своего старшего брата. Он весь погружался в «очаровательную музыку пуль и мечей». Он не знал что такое значит рассчитывать заранее свои или чужие силы. Под воздействием своих чувств был способен не только героически сражаться, но и предать своих товарищей. Любовь к прекрасной панночке погубила младшего сына Тараса. Поддавшись чувствам он забыл любовь к Родине и долг перед товарищами, и пуля, выпущенная рукой родного отца со словами: «Я тебя породил, я тебя и убью», оборвала молодую жизнь Андрия.

Андрий и панночка  «- А что мне отец, товарищи и отчизна! - сказал Андрий,... - Так если ж так, так вот что: нет у меня никого! Никого, никого! - пввторил он тем же голосом и сопроводив его тем движеньем руки, с каким упругий, несокрушимый козак выражает решимость на дело, неслыханное и невозможное для другого. - Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!»

Андрий и панночка

«- А что мне отец, товарищи и отчизна! - сказал Андрий,... - Так если ж так, так вот что: нет у меня никого! Никого, никого! - пввторил он тем же голосом и сопроводив его тем движеньем руки, с каким упругий, несокрушимый козак выражает решимость на дело, неслыханное и невозможное для другого. - Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!»

«...в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца.    - Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в очи.    Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.    - Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?    Андрий был безответен.    - Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!    Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.    - Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и,отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.    Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его    и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.» .

«...в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца.

   - Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в очи.

   Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.

   - Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?

   Андрий был безответен.

   - Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!

   Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.

   - Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и,отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.

   Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его

   и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.» .

«Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова. Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.  - Чем бы не козак был? - сказал Тарас, - и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»

«Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова. Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.

- Чем бы не козак был? - сказал Тарас, - и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»

Вопросы для анализа 1. Какому периоду истории посвященная повесть? 2. Как характеризует писателя создание этого произведения? 3. Как показан быт и обычаи Запорожской Сечи? 4. Чем привлекательны образы запорожцев ?

Вопросы для анализа

1. Какому периоду истории посвященная повесть?

2. Как характеризует писателя создание этого произведения?

3. Как показан быт и обычаи Запорожской Сечи?

4. Чем привлекательны образы запорожцев ?

Вопросы для анализа 1. Как характеризует автор Тараса Бульбу и его сынов? Как выражает свое отношение к ним? 2. Почему именно Тараса Бульбу избрали казаки приказным атаманом? Считаете ли вы удачным их выбор? 3. Как восприняли жизнь и обычаи Запорожской Сечи сыны Тараса ? Почему Остап сразу нашел свое место среди козаков, а Андрею было тяжело сблизиться с ними ? 4. Как и почему Андрей стал предателем ? Допускаете ли вы, что такая судьба постигла бы  Остапа?

Вопросы для анализа

1. Как характеризует автор Тараса Бульбу и его сынов? Как выражает свое отношение к ним?

2. Почему именно Тараса Бульбу избрали казаки приказным атаманом? Считаете ли вы удачным их выбор?

3. Как восприняли жизнь и обычаи Запорожской Сечи сыны Тараса ? Почему Остап сразу нашел свое место среди козаков, а Андрею было тяжело сблизиться с ними ?

4. Как и почему Андрей стал предателем ? Допускаете ли вы, что такая судьба постигла бы Остапа?

5. Какие чувства вызвал у вас рассказ о гибели Андрея от руки отца? 6. Изменил ли этот эпизод вашу мысль о них, что сложилась раньше ? 7. Как погиб Остап? Почему перед смертью зовет он именно отца? 8. В какие моменты особенно проявилось величие духа Тараса Бульбы? 9. Какой последний подвиг он осуществил ?

5. Какие чувства вызвал у вас рассказ о гибели Андрея от руки отца?

6. Изменил ли этот эпизод вашу мысль о них, что сложилась раньше ?

7. Как погиб Остап? Почему перед смертью зовет он именно отца?

8. В какие моменты особенно проявилось величие духа Тараса Бульбы?

9. Какой последний подвиг он осуществил ?

В.Г.Белинский о повести  «Тарас Бульба» есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа.»

В.Г.Белинский о повести

«Тарас Бульба» есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа.»

А сам Н.В. Гоголь так написал о своем произведении:   «Тогда было то поэтическое время, когда все добывалось саблею, когда каждый в свою очередь стремился быть действующим лицом, а не зрителем.»

А сам Н.В. Гоголь так написал о своем произведении:

«Тогда было то поэтическое время, когда все добывалось саблею, когда каждый в свою очередь стремился быть действующим лицом, а не зрителем.»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мейрембаева Карлыгаш Нуртазаевна

Дата: 21.01.2015

Номер свидетельства: 158840

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства