kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения в 3 классе "Басни Крылова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обобщение по предмету литературное чтение. Разработан для учащихся 3 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе "Басни Крылова"»

Открытый урок по литературному чтению в 3 «А» классе

по теме: "Басни И.А.Крылова"

Ф.И.О. учителя: Савченко Елена Андреевна

Дата: 25.11.2022 г.

Предмет: литературное чтение

Тема урока: Басни И.А.Крылова


Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством И. А. Крылова, взглядами великого баснописца на жизнь, реальные отношения людей в обществе; обучения определению морали басен, использованию слов морального вывода в определенных случаях повседневной жизни; работе над выразительным чтением (инсценированием)

Планируемые результаты

Предметные:

научатся пользоваться элементарными приёмами анализа текста

по вопросам учителя (учебника); понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; осмыслять специфику рассказа и басни

Метапредметные:

познавательные: сравнивают и сопоставляют произведения между собой, называя общее и различное в них (басню и рассказ);

регулятивные: выбирают вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов; оценивают свои достижения и результаты сверстников;

коммуникативные: находят нужную информацию через беседу со взрослыми, учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, периодическую печать и СМИ, включая Интернет

Личностные:

осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания, формулируют свои вопросы и задания для одноклассников

Образовательные ресурсы: портрет писателя И. А. Крылова, выставка книг И. А. Крылова, презентация, «Книга пожеланий», ящик с предметами для игры, маски животных, кроссворд для групповой работы.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Организация начала урока. Мотивация учебной деятельности.

Девиз: Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет…

-Почему я выбрала такой девиз?

-Мораль из какой басни?

– На доске светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь посмотрите на друга и улыбнитесь ему, передавая свое хорошее настроение.

На доске у нас «Книга пожеланий». Напишите свое пожелание на данный урок на стикере и поместите в «Книгу пожеланий».

- Перед тем как читать басню, нужна речевая разминка, чтобы размять язычки, услышать свой голос. 

Показывают готовность
к уроку (наличие учебника, пишущих принадлежностей, указки). Приветствуют учителя

Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения


II. Речевая разминка

1. Упражнения на дыхание

а) вдох, на выдохе читаем гласные а,о,у,ы,э

б) вдох, на выдохе читаем пословицу

«Хуже всех слышит тот, кто не хочет слышать»

2. Скороговорка:

Шалунья мартышка сидит на вышке и оттуда бросает шишки.

3. - Прочитайте текст, определите его жанр. (Это басня.)

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

- Прочитайте отрывок из басни выразительно.

Выполняют упражнение под руководством учителя





2 учащихся читают выразительно


III. Повторение сведений о И.А.Крылове, основных терминов

1. Вступительное слово учителя.

На доске запись: НАВИ ВОЛЫРК

Учитель: Мы с вами знаем, что псевдоним – это вымышленное имя писателя. Перед вами на доске записан псевдоним известного русского писателя. Прочитайте его.

(Дети читают запись справа налево.)

Учитель: Что вы можете сказать об этом человеке? (Ответы детей, пересказ текста из учебника о Крылове)

Учитель: Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Он любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учат жить по справедливости.

Учитель: Сегодня мы отправимся с вами в прекрасный мир басен И.А. Крылова

2. Восстановление текста

А сейчас ваша задача вспомнить основные и самые известные моменты из жизни Ивана Андреевича и вставить их в текст.

Родился И.А.Крылов в ... году. У него рано... отец. После своей смерти он оставил сыну.......... . Особенно Ване понравились ... …, потому что они были ..... . Чтобы помочь матери прокормить семью, еще будучи ребенком он ... … .

Став взрослым, Иван Андреевич работал... … … . В 1809 году вышла его .... … . В ней было..... басни. Признавая заслуги Крылова, как баснописца, его избрали членом ...................... ……………….. ………….. . Всю свою жизнь Крылов ненавидел ..., ..., ..., ..., ... .

(Ответы детей: 1769; умер; сундук с книгами; басни Эзопа; смешными; пошел работать; журналистом публичной библиотеки; первая книга его басен; 23; Российской академии наук; жадность, лень, воровство, ложь, грубость, лицемерие.

– И. А Крылова называют народным баснописцем. Почему ему досталась слава лучшего русского баснописца?

Потому что Иван Андреевич Крылов был очень смелым человеком в России, а иронический стиль и тон позволяли ему прямо говорить порой убийственную ироничную правду. И в семьдесят лет Крылов оставался таким же неисправимым гордецом и задирой, каким был в детстве. Гоголь писал о баснях Крылова: «Всюду у него Русь и пахнет Русью»

3. Повторение литературоведческих терминов.

-Что такое басня?

Басня - короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы.

Учитель: Можно дать и другое понятие термину “ басня”.

Басня - небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает людские пороки”.

- А как называют строки, заключающие в себе смысл басни?

Ответ: (Мораль).

Мораль - нормы поведения людей, нравственное наставление автора.

- А какое художественное средство используется в басне?

Ответ: (иносказание)

Учитель: Так в образе Лисы показывается хитрость, в образе Медведя - неуклюжесть, в образе Осла - глупость, упрямство, в образе Муравья - трудолюбие.

Каждая басня что-либо высмеивает или осуждает. Вспомним, что осуждает басня “ Лебедь, Рак и Щука”? (Разобщенность в дружбе).

Басня “ Стрекоза и муравей” (Лень).

Басня – иносказательное произведение. Она содержит иной, скрытый смысл.

Читателю нужно догадаться, что хотел сказать автор. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень.

– Басня всегда поучает, то есть содержит нравоучение.

Высказывают предположения

Мораль - нормы поведения людей, нравственное наставление автора.


Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли
























Проявляют наличие первичной эмоциональной реакции на текст, умение выразить свои чувства, мысли.


4. Игра «Продолжите крылатые слова» 

Учитель: Послушайте стихотворение Михаила Исаковского, посвященное юбилею Ивана Андреевича Крылова.

(Читает подготовленный ученик.)

Ученик:

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни “Букварь” постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

- Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?

- Почему крыловские слова называют «крылатыми»?

- Вставьте недостающие слова в крылатые выражения.

Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)

А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)

Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)

Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)

Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)

Вставляют пропущенные фразы

Аргументиру-ют свои ответы, используя полученную информацию
и имеющиеся знания.



IV. физминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

(подскоки на правой ноге).

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

(подскоки на левой ноге).

По тропинке побежим

(бег на месте),

До лужайки добежим

(бег продолжается).

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки

(прыжки на месте на обеих ногах).

Стоп! (присели). Немного отдохнем.

И с лужайки в класс пойдем

(ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, вдох-выдох).

Все, закончилась игра -

Заниматься нам пора.

Выполняют движения, отдыхают


V. Чтение детьми басен наизусть

1. Беседа

– Какие басни И.А.Крылова изучали на уроках литературного чтения?

– Какие строчки из этих басен стали крылатым выражением? Прочитайте. Объясните, как вы их понимаете?

Рассказывание басен учащимися наизусть (2 человека)

– Что (какой порок) И. А. Крылов высмеивает в этих баснях?

Читают басни

- В басне «Ворона и лисица» высмеиваются лесть, тщеславие и глупость

- В басне «Мартышка и очки» осуждается глупость, самоуверенность

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли

VI. Закрепление изученного материала

1.Игра «Черный ящик»

  Учитель: Внимание! « Чёрный ящик».

С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно увидеть, «что там за рожа». Что это за предмет? (зеркало).

Назовите басню

    Учитель: Внимание! « Чёрный ящик».

В нём находится предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе она достала» (очки). Назовите басню

      Учитель: Внимание! « Чёрный ящик».

В нем находится предмет, без которого осталась ворона из-за своей глупости (сыр) Назовите басню


Угадывают предметы



2. Конкурс «Картинная галерея» 

Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация. На экране демонстрируются слайды с иллюстрациями к басне.

Соотносят иллюстрации с фразами из басен


VII. Инсценировка басни

– Представим, что вы находитесь в театре. Как нужно вести себя в театре?

– Что такое аплодисменты? Не забудьте о них после представления.

Отвечают на вопросы.

Проявляют наличие первичной эмоциональной реакции на текст, умение выразить свои чувства, мысли.

– Но прежде чем послушать и посмотреть инсценировку, обратите внимание на выразительность, логические ударения, смену голоса и настроения. Позвольте представить артистов.

– Понравилась ли басня? Чем именно?

– Что запомнилось?

– Все ли герои понравились?

Внимательно слушают.


Заранее подготовленные учащиеся выходят к доске с масками главных героев, инсценируют басню.




VIII. Обобщение изученного материала.


1. Угадай произведение.

– Я прочитаю отрывки из басен И. А. Крылова, а вы должны угадать название басни.

1. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

(«Лебедь, Щука и Рак»)

2. Ты всё пела? Это дело.

Так поди же попляши.

(«Стрекоза и Муравей»)

3. Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

(«Зеркало и Обезьяна»)

4. Тьфу, пропасть! – говорит она. – И тот дурак,

Кто слушает людских всех врак…

(«Мартышка и Очки»)

2. Игра «Фотоглаз».

Отвечают на вопросы.














Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли


Сыр Ворона Муравей Лисица

– Какие слова лишние? Почему? (Муравей не упоминается в данной басне.)

– Из какого произведения этот герой? («Стрекоза и Муравей».)

3. Кроссворд



– Отгадайте кроссворд Кроссворд «И.А. Крылов. Басни» (работает группа, пока остальные отвечают на вопросы)

1. «На ту беду … близёхонько бежала» (Лиса)

2. «Проказница – Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка сыграть …». ( Квартет).

3. «Знать она сильна, что лает на слона» Кто она? (Моська)

4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!». Кто она? (Ворона).

5. «Вороне где-то бог послал кусочек …». (Сыр).

6. «По улицам … водили, как видно на показ». (Слон).

7. «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали». Что это? (Очки).

8. «Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал …». (Волк).

Разгадывают кроссворд, работают в группе


IX. Итог урока. Рефлексия

Заключительное слово учителя. 

Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в  кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

Вопрос классу. Чему нас учат басни Крылова?

Учитель. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

 Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

П. А. Вяземский

– Какие знания и навыки вы приобрели на уроке?

– Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

– Исполнились ли ваши пожелания, которые вы написали в начале урока.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.























Мне понравилось, как рассказывали басню…

Выразительно читали…

Хорошо мыслили…

Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками самоанализа.

Адекватно воспринимают информацию














Оценка и рефлексия собственной и. коллективной деятельности. Перечисление своих действий

X. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к любой басне


Внимательно слушают,

задают уточняющие вопросы

Принимают
и сохраняют учебную задачу








Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни “Букварь” постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.



 Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.





















1. «На ту беду … близёхонько бежала»

2. «Проказница – Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть …».

3. «Знать она сильна, что лает на слона» Кто она?

4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!». Кто она?

5. «Вороне где-то бог послал кусочек …».

6. «По улицам … водили, как видно на показ».

7. «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали». Что это?

8. «Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал …».

























3




























2




4









1








5


6





И.


А.


К


р


ы


л


7о


8в












































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок литературного чтения в 3 классе "Басни Крылова"

Автор: Савченко Елена Андреевна

Дата: 20.12.2022

Номер свидетельства: 621042

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока литературного чтения, для учащихся 4 класса. Тема урока: "Басни И. А. Крылова""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_litieraturnogho_chtieniia_dlia_uchashchikhsia_4_klassa_tiema_uro"
    ["file_id"] => string(6) "373548"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482758506"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Теоретические основы формирования продуктивной деятельности на уроках литературного чтения"
    ["seo_title"] => string(80) "teoreticheskie_osnovy_formirovaniia_produktivnoi_deiatelnosti_na_urokakh_literat"
    ["file_id"] => string(6) "529069"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574876791"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели" (урок-обобщение), презентация к уроку"
    ["seo_title"] => string(136) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-3-klassie-po-tiemie-vielikiie-russkiie-pisatieli-urok-obobshchieniie-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "251767"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447282577"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока литературного чтения в 3 классе "И. А. Крылов "Ворона и Лисица" УМК «Школа России» "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-3-klassie-i-a-krylov-vorona-i-lisitsa-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "201040"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428950646"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Урок литературного чтения (УМК «Начальная школа 21 века», 3 класс) Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_literaturnogo_chteniia_umk_nachalnaia_shkola_21_veka_3_klass_basnia_i_a_kry"
    ["file_id"] => string(6) "492655"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545727413"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства