Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения на тему "А.С. Пушкин, поэма "Руслан и Людмила"»
Ход урока
2.Актуализация знаний
- Чтобы читать выразительно и правильно сделаем речевую разминку.
-Наш урок литературного чтения начинается в цветочном магазине.
1. Дыхательная гимнастика.
« В цветочном магазине».
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали
восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом
и выдох ртом (3 раза).
«Задуйте свечу»
Сделайте глубокий вдох и задуйте одну большую свечу.
Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и
задуйте каждую свечу.
Представьте, что перед вами именинный торт. На нём много маленьких
свечей. Сделайте глубокий вдох и задуйте как можно больше маленьких
свечек.
III. Проверка домашнего задания.
- Дети, работу над какой большой темой мы закончили?
(Люблю природу русскую.)
- О каком времени года говорили на всех уроках?
(Мы говорили об осени.)
-Напомните, название раздела, над которым мы начали работать? (русские
писатели)
- И сегодня мы познакомимся с первым русским писателем А.С. Пушкиным. Может кто-то знает о нём? Просмотрите видео о его жизни.
- Расскажите, что интересного вы запомнили о его жизни?
- А.С. Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 222 года со дня
его рождения, а память о нём живёт. Читая Пушкина, слышишь его голос.
Пушкин говорит с читателем “на равных”, как принято между близкими
людьми. «Солнце русской поэзии» -так всегда называли А.С. Пушкина.
-Нас ждёт интересное путешествие в мир книг, знакомство с новым произведением.
Изучение нового материала.
1.1. Сообщение темы урока.
- (слайд 4) А сейчас литературная разминка. Из какой сказки этот
отрывок?
(слайд 5) «Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,
То на весь крещёный мир
Приготовила бы пир.»
(слайд 6) « В третий раз закинул он невод,-
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.»
- Кто автор этих сказок?
(А.С.Пушкин)
«Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!» (Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем
богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)
2. « В третий раз закинул он невод,-
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.»(Сказка о рыбаке и рыбке)
3.Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
4.Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы. («Сказка о золотом петушке)
5.Жил – был поп
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой –какого товару. (Сказка о попе и его работнике Балде)
-Мы с вами вспомнили один из литературных жанров. Еще раз назовите его.
-Какие бывают сказки?
- Произведения А.С. Пушкина входят в жизнь русского человека с самого
раннего детства. В любой семье есть книги великого поэта. Их читают
и перечитывают и дети и взрослые. Почему?- Как вы думаете, какова
тема нашего сегодняшнего урока?-А какие жанры вы знаете еще? (быль,
рассказ, былины)
- Сейчас я прочитаю отрывок, а вы скажите к какому жанру относятся эти
строки.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…..
- Определи жанр (стихотворение)
- Назовите жанры произведений А.С. Пушкина?
- Но есть еще один жанр, в котором писал А.С. Пушкин.
- А как называется жанр, я предлагаю вам прочитать самим.
- Что такое поэма? Как ответить на этот вопрос? (Поэма – это большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.
- Сегодня на уроке мы будем читать вступление к поэме А. С. Пушкина
«Руслан и Людмила», которое называется «У лукоморье дуб зеленый».
-А сейчас я предлагаю отправиться в удивительное место, для этого закройте
глаза и внимательно послушайте звуки природы (аудиозапись шум моря)
- Расскажите, что вы слышали?(крик чаек, шум моря)
- Как вы думаете, где оказались?
- И вдруг, на берегу моря мы видим ……
-Кто узнал это дерево, назовите? (на доске появляется рисунок огромного
дуба)
- Отройте учебники на с. 86 и рассмотрите иллюстрацию
- Как вы думаете, о чём произведение?
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- А теперь я приглашаю вас отправиться в Лукоморье.
Первичное восприятие (прослушивание аудиозаписи «У лукоморья дуб
зеленый..»,исп. А. Фрейндлих)
- Подтвердились ли наши предположения?
-Как теперь ответите на вопрос о чём произведение?
- С какими героями вы встретились?
Словарная работа.
- Прежде чем приступить к чтению, объясним значение выделенных слов.
-Где мы найдем значение этих слов?
-Правильно, в словаре. (Дети,сами читают и отвечают)
Словарная работа
-Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» - устаревшие, сейчас мы их в
речи не услышим.
-А подумай те, как бы они звучали сегодня?
-Подберите синонимы к словам «чахнет», «тужит»
Тужит – горюет,тоскует,печалится
Чахнет – (слабеет, умирает.)
Чтение по цепочке
- Прочитаем вступление по цепочке по 2 строки.
- Посмотрите на наш дуб.
- Как вы думаете он похож на дуб из произведения? (напоминает,
-Что не хватает нашему дубу? (не хватает волшебства, чуда не хватает