-
Текстовый документ-сопровождение к презентации открытого урока по литературному чтению в первом классе по теме :Творчество А.С.Пушкина. Путешествие по сказкам.
Цель: познакомить с творчеством Пушкина-сказочника,его биографией,понятием *авторская*(литературная) сказка,;развивать память,мышление,грамотную речь; формировать навыки сознательного чтения;воспитывать интерес к русской литературе;способствовать развитию творческих способностей уч-ся и умению работать в коллективе.
Инструментарий для практической части урока: трафареты рыбки,белки,петушка,картон и пластилин;
ВВОДНАЯ БЕСЕДА(слайды2-4)
-Сегодня у нас необычный урок.Мы с вами отправимся в путешествие по стране сказок.Представьте себе что мы сели на волшебный корабль с разноцветными парусами и поплыли туда,где происходят разные чудеса.Нас впереди ждет много интересного.А пока наш корабль набирает ход,давайте вспомним,что такое сказка?
ЗНАКОМСТВО С ЭПИЗОДАМИ ИЗ ДЕТСТВА И ЮНОСТИ ПОЭТА)
-А.С.Пушкин родился в 1799г в Москве.Его отец Сергей Львович принадлежал к старинному дворянскому роду. В детстве Саша Пушкин начал читать рано,в совершенстве(очень хорошо)знал французский язык.
-Когда будущему поэту исполнилось 12 лет,его родители отдали учиться в Лицей,который находился в Царском селе(ныне город Пушкин).Там,в годы учебы стало ясно,что призванием Пушкина станет литература.
-У А.С.Пушкина была няня Арина Родионовна,которая рассказывала маленькому Саше много сказок,тем самым привила ему любовь к русской речи,к поэзии.Песни и сказки,рассказанные будущему поэту его няней,запомнились ему на всю жизнь.Об этом он написал в своем стихотворении*Сон*.
-В некоторых полюбившихся сказках,рассказанных Ариной Родионовной,Пушкин находил сюжеты для своих будущих произведений.
СПРАВКА.(слайд 5) Сюжет--совокупность действий,событий,которые раскрывают основное содержание произведения.
-Так родились 5 знаменитых и любимых людьми сказок,герои которых и сегодня вместе с нами на волшебном корабле.(6) фИЗКУЛЬТМИНУТКА
СЛОВАРНАЯ РАБОТА (слайды 7-9)
-Кто может сказать,что такое лукоморье?
ИНСЦЕНИРОВКА(слайд 10) ОТРЫВОК ИЗ ПОЭМЫ*РУСЛАН И ЛЮДМИЛА*
-Давайте послушаем героев других сказок и поразмышляем над ними.
*СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ* ОТРЫВОК
-Узнали сказку?Какие чудеса в ней происходят?Чьи поступки автор осуждает?Как наказано зло?Что вам понравилось?
*СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ*ОТРЫВОК
-О каких чудесах говорится в этой сказке?Как вы думаете,какое чувство захватило двух сестер по отношению к третьей,той,что согласилась родить богатыря царю?Зависть-это хорошо или плохо?
В народе говорят,что зависть-мать всех пороков,т.е.нехороших качеств человека.
*СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ*ОТРЫВОК
-Что можно сказать о старике и старухе?Как рыбка наказала старуху?Что значит*Остаться у разбитого корыта?*Что такое невод?
*СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШке» ОТРЫВОК -выразительное чтение.
-Самая непонятная и загадочная из всех сказок. Откуда взялся Золотой Петушок? Какие страшные чудеса там происходят?Непонятно-куда пропала Шамаханская царица,почему сыновья Дадона убили друг-друга…
-За что был наказан Дадон? (за неверность своему слову,за жестокость)
-Как закончилась эта сказка?
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
-Нашему кораблю пришло время заканчивать свое путешествие.А пока мы пустимся в обратный путь,нам надо захватить с собой волшебные бочонки из страны сказок.(слайд 11))
Заключение(слайд 12)Творческая мастерская. Аппликация из пластилина по трафарету по выбору :Золотая рыбка,Белка,Золотой петушок(5-7мин)
ВЫСТАВКА работ.
-КАКАЯ СКАЗКА ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО И ПОЧЕМУ?
д/З-Прочитать самостоятельно сказку *О попе и работнике его Балде*
Для урока можно использовать иллюстрацию или макет волшебного корабля.
К инсценировкам заранее подготавливаются ребята, делают элементы костюмов своих персонажей;
Для творческого проекта в итоге урока заранее заготавливаются трафареты и раскладывается на парты рабочий материал: пластилин,картон,подкладные доски,стеки,салфетки.
ПРИМЕЧАНИЕ. Данная разработка урока рассчитана на активный и читающий класс;
Если уч-ся недостаточно динамичны,некоторые детали урока по выбору учителя можно сократить.
-