kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - игра по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему "Береги честь смолоду" по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - игра по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"»

Литературная игра

по повести А. С. Пушкина

«Капитанская дочка»


«Береги честь смолоду!»


Урок проводится после изучения всей повести как итоговый.


Был проведен в 8 классе ГБОУ СОШ с.Богдановка.


Учитель: Храмова О.В.



Цель урока:

1. Образовательная: создать условия для обобщения и систематизации изученного материала по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

2. Развивающая: создать условия для развития внимания, памяти, речи, мышления, творческих способностей учащихся.

3. Воспитательная: создать условия для воспитания нравственных ценностей, коллективизма.


Оборудование: компьютерная презентация; портреты исторических деятелей, писателей; фотовыставка с видами Санкт-Петербурга; видеофрагмент «Дуэль Гринёва со Швабриным»; творческие работы учащихся.

Тема: «Береги честь смолоду!»



Условия:


В литературной игре принимают участие 3 команды, состоящие из 6-7 человек. К игре участники получают домашнее задание:

1) придумать название команды, её эмблему, подготовить представление команды;

2) составить по тексту романа словарь устаревших слов или кроссворд, оформить его;

3) нарисовать иллюстрации к произведению;

4) найти пословицы в произведении и подобрать пословицы со словом «честь».


Ход урока – игры:


Слово учителя.

Наш урок - литературная игра посвящена одному из самых известных произведений А.С. Пушкина – роману (повести) «Капитанская дочка». С одной стороны, роман понятен, с другой – загадочен, до сих пор рождает споры. Для Пушкина это было одно из последних произведений: оно датировано 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась торжественная 25-летняя годовщина Царскосельского лицея – последняя, которую застал поэт. В 2021 году роману «Капитанская дочка» исполняется 185 лет. Наш урок посвящен этой юбилейной для произведения даты, и мы проведем состязание самых внимательных читателей романа.

Представление жюри: учителя - филологи Петрова О.А и Шамаева Д.М.


1 конкурс. Представление команд. Жюри оценивают выступление.


Слово ассистента.

В нашей литературе многие писатели обращались к исторической теме. А.С. Пушкин тоже русской истории всегда придавал особое значение.


Вопрос командам для разминки:

- В каких произведениях А.С. Пушкина описываются исторические события?

( Страницы истории: «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов», «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка»)


- В начале 30-х годов 19 века Пушкин изучает материалы и документы, связанные с историей крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачёва. Итогом работы стали документальное произведение «История Пугачёва» и роман «Капитанская дочка».

2 конкурс. Блиц – опрос.

Вопросы для 1 команды.

1) Чем наградил Петруша Гринёв вожатого? (Заячьим тулупом.)

2) За что Швабрин был сослан в Белогорскую крепость? (За убийство на дуэли.)

3) Где состоялась первая встреча Маши Мироновой с императрицей? (В Царском Селе.)

4) Где произошла первая встреча Петра Гринёва и гусара Ивана Зурина? (В трактире в Симбирске.)

5) Какая песня была любимой у Пугачёва?

(А. «Вниз по матушке, по Волге…».

Б. «Не шуми, мати зелёная дубровушка…».

В. «По диким степям Забайкалья…»

Г. « Ой, да не вечер…»)


Вопросы для 2 команды.

1) Кто окликнул Гринёва во время поединка со Швабриным? (Савельич.)

2) Как, узнав о проделках француза Бопре, обошёлся с ним Андрей Петрович Гринёв? (Прогнал со двора.)

3) Сколько глав в произведении? (14 глав.)

4) От кого узнали родители Гринёва о его дуэли со Швабриным? (От самого Швабрина.)

5) Как звали Савельича? (Архип.)

6) В какой полк был зачислен Петруша Гринёв ещё до своего рождения?

(А. Преображенский

Б. Александровский.

В. Семёновский.)


Вопросы для 3 команды.

1) В каком городе работала следственная комиссия, разбиравшая дело Гринёва? (В Казани.)

2) Какое применение нашёл Петруша Гринёв географической карте? (Сделал из неё змея.)

3) Когда последний раз видел Гринёв Пугачёва? (Во время казни Пугачёва.)

4) Как объяснил Петруша Гринёв генералу в Оренбурге смысл русской поговорки «держать в ежовых рукавицах»? (Обходиться ласково, давать побольше воли.)

5) Какую сумму проиграл Гринёв Зурину? (100 рублей.)

6) Какое предложение относительно судьбы женщин внёс Пётр Гринёв, узнав, что бунтовщики скоро подойдут к стенам Белогорской крепости? (Отправить их в Оренбург.)


3 конкурс – конкурс рисунков (было домашнее задание)

Каждая команда представляет свои рисунки с комментариями.


4 конкурс. Для самых внимательных читателей.


1.На доске портреты исторических деятелей (Петра Ι, Екатерины ΙΙ, графа Миниха, Е. Пугачёва). Какие исторические персонажи не упоминаются в романе? (Петр 1)


2.На протяжении повести Савельич плачет всего лишь раз. Когда именно? (когда Гринев закричал на дядьку и велел принести 100 рублей)


3.Участникам предлагаются виды Санкт-Петербурга (включая фрагмент парка Царскосельского лицея). Какой из уголков Санкт-Петербурга и его окрестностей имеет отношение к тексту произведения?


Слово учителя.

Как вам известно, Пушкин был большим почитателем русского народного творчества. Во многие свои произведения он искусно вкрапляет фольклорные элементы. Так и в романе «Капитанская дочка» мы встречаемся с народными песнями, сказками, пословицами. Следующий конкурс связан именно с этой темой.


5 конкурс. Пушкин и русский фольклор

Каждой команде предлагается по три пословицы (поговорки), которые звучат из уст разных героев романа. Задание: растолковать смысл каждой из них и по возможности вспомнить, кем и при каких обстоятельствах она сказана.


1 команда.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Семь бед – один ответ.

Зашел к куме, да засел в тюрьме.

Лошади чужие, хомут не свой, погоняй, не стой.

В огород летал, конопли клевал: швырнула бабушка камушком, да мимо.

2 команда.

Стали к вечерне звонить, да попадья не велит.

Поп в гостях, черти на погосте.

Будет дождик – будут и грибки.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Быль молодцу не укор.

Конь о четырех ногах, да спотыкается.

3 команда

Вместе жить, вместе и умирать.

Совет вам да любовь.

Незваный гость хуже татарина.

Небо с овчинку показалось.

Кто ни поп, тот батька.

Послужи верой и правдой.

Бог тебе судья.

Дополнительный балл, если вспомнят еще пословицы

(Казнить так казнить, миловать так миловать.

С лихой собаки хоть шерсти клок.

Семи пядей во лбу.

Долг платежом красен.

Утро вечера мудренее.

Держать ухо востро.

Закутим, запьем – и ворота запрем.

Не все то ври, что знаешь).

6 конкурс. Ораторский.

Слово ведущего.

Образ Пугачёва – один из центральных в произведении. Следующий этап испытаний связан с ним.

1-я команда.

А) Пересказать и растолковать смысл сна Петра Гринёва.

(Петруша приехал домой, в кровати отца видит бородатого мужика, мать говорит, что это посаженный отец, и велит целовать ему руку; Гринев хотел бежать, но мужик вскочил с постели, выхватил топор и стал махать во все стороны)

Б) При каких обстоятельствах Гринев увидел Пугачева в последний раз? (он присутствовал при казни)


2-ая команда.

А) Почему песня «Не шуми, мати зелёная дубровушка» была любимой у Пугачева? Какое имя принял Пугачев? (Петра Ш)

Б) Как Пугачев «поприветствовал» Гринева? (кивнул головою)


3-ая команда.

А) Растолковать смысл калмыцкой сказки, которую Пугачёв рассказал Гринёву (пересказать сказку).


Б) Откуда Издатель получил рукопись Петра Андреевича Гринева? (от одного из его внуков)




7 конкурс. Чья реплика?

Участникам игры предлагается определить, какому именно персонажу принадлежат реплики. (Распечатки задания на каждом игровом столе.)

1) «Что ж вы, детушки, стоите? Умирать, так умирать: дело служивое!» (Иван Кузьмич Миронов.)

2) «Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке». (Василиса Егоровна.)

3) «Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать: таков мой обычай». (Пугачёв.)

4) «Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла ещё быть полезна отечеству...» (Пётр Гринёв.)

5) «Для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!» (Савельич.)

6) «Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся». (Андрей Петрович Гринёв.)

7) «Я никогда не буду ему женою! Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят». (Маша Миронова.)

8) «Я рада, что могла сдержать вам своё слово и исполнить вашу просьбу». (Екатерина II.)



8 конкурс - конкурс пословиц. Команды зачитывают по 3 пословицы со словом ЧЕСТЬ (это было домашнее задание)


За правду да за честь — хоть голову снесть.

Каков есть, такова и честь.

Пришла честь — сумей её снесть.

Чем больше чести, тем больше спросу.

Честь дороже жизни.

Чем труднее дело, тем выше честь.

Не тот честен, кто за честью гоняется, а тот, за кем она сама бежит. Береги честь смолоду, а платье снову.

Дай Бог тому честь, кто умеет её снесть.

Где честь, там и правда.

Бесчестье хуже смерти.


Слово учителя.

Пушкин устами уже повзрослевшего героя Петра Гринёва говорит: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Самое страшное, что насилие и жестокость становятся жизненной нормой, при этом забываются понятия жалости, сочувствия, милосердия. Жестокость порождает жестокость, и оправдать её невозможно никакими высокими идеями. Гринёв убеждён, что «лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».


9 конкурс. Итоговые вопросы.

1 команда.

Демонстрируется видеофрагмент «Дуэль Гринёва со Швабриным». В чём истинная причина дуэли?


2 команда. Почему в сцене суда над Гринёвым он неожиданно замолкает, обрекая тем самым себя на суровое наказание.


3 команда. Раскройте смысл названия повести. К кому из героев произведения можно отнести эпиграф « Береги честь смолоду»?


Рефлексия.

Подведение итогов. Слово жюри, общее впечатление о работе.


Жюри называет команду – победителей.


Выставление оценок всем учащимся.


Домашнее задание: написать заметку – отзыв об уроке.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок - игра по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Автор: Оксана Вячеславовна Храмова

Дата: 29.10.2021

Номер свидетельства: 590042

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Обобщающий урок в 8 классе. "Капитанская дочка" А.С.Пушкин "
    ["seo_title"] => string(66) "obobshchaiushchii-urok-v-8-klassie-kapitanskaia-dochka-a-s-pushkin"
    ["file_id"] => string(6) "114990"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411757085"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок  Историческая основа повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-istorichieskaia-osnova-poviesti-a-s-pushkina-kapitanskaia-dochka"
    ["file_id"] => string(6) "150273"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420459012"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "«Историческая правда и художественный вымысел в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»"
    ["seo_title"] => string(95) "istorichieskaia-pravda-i-khudozhiestviennyi-vymysiel-v-romanie-a-s-pushkina-kapitanskaia-dochka"
    ["file_id"] => string(6) "287447"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454491938"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока. Система образов главных героев в повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_sistiema_obrazov_ghlavnykh_ghieroiev_v_poviesti_a_s_pushkina_kap"
    ["file_id"] => string(6) "370180"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481825860"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Литературная игра по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». "
    ["seo_title"] => string(65) "litieraturnaia-ighra-po-poviesti-a-s-pushkina-kapitanskaia-dochka"
    ["file_id"] => string(6) "141768"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418158463"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства