kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок в 8 классе. "Капитанская дочка" А.С.Пушкин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена к итоговому уроку А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Использован инновационный подход в планировании урока. Тип урока: интерированный. Цель:проверить знание учащихся текста повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка; воспитать сотрудничество, коллективизм, общительность; развить внимание и интерес к художественному слову. Оборудование: интерактивное оснащение, ноутбуки, эл.учебники, аудиозаписи, ватманы, маркеры. Интеграция прошла не только в содержании темы, но и в учащихся: учащимися 11-го класса были разработаны задания для учащихся 8-го класса. Старшеклассники играли ведущую роль, целью  которых является ВСПОМНИТЬ изученный материал, а  целью 8 кл - определить СТЕПЕНЬ ОСВОЕНИЯ  этого же произведения. Учитель являлся координатором. На уроке демонстрировались видео- и фотофильмы, музыкальные сопровождения, защита проектов и т.п. Остальные материалы урока находятся у автора урока [email protected]

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План к уроку»

Тема А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Тип: интегрированный урок

Цель:

проверить знание учащихся текста повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка;

воспитать сотрудничество, коллективизм, общительность;

развить внимание и интерес к художественному слову.

Оборудование: интерактивное оснащение, ноутбуки, эл.учебники, аудиозаписи, ватманы, маркеры



Ход урока

І Учитель:

- Рада приветствовать вас, уважаемые гости! Сегодня вашему вниманию я хотела бы предоставить урок-проект, где проследим симбиоз двух параллелей 11-ых и 8-ых, который пройдет в форме сотрудничества. Возникает вопрос: почему именно в этих параллелях? На этот вопрос вам даст ответ ученик 11-го класса Самбет Санжар.

Санжар:

- Отвечаю, что данное произведение мы изучили в 8-ом классе. И нашей целью является ВСПОМНИТЬ изученный материал, а вашей целью - определить СТЕПЕНЬ ОСВОЕНИЯ этого же произведения. Нам выпала возможность разработать задания.


ІІ Учитель: Цели двух звеньев известны: прошу приступить к основной части урока!

- Так о каком произведении идет речь и кто автор данного шедевра, вы это узнаете по блиц-опросу. 11 класс разработал ряд вопросов. Отвечая, вы должны разделиться на 2 группы


Санжар: 1 В каком возрасте Петруша Гринёв был отдан на руки Савельичу? (В 5 лет) 
Жансая: 2. Чему выучился Петруша у него? (Русской грамоте и свойствам борзого кобеля) 

Адлет: 3. Сколько лет было Петруше, когда для него наняли француза - учителя? (В 12 лет) 
Милана:4. С какими продуктами был выписан из Москвы Бопре? (С годовым запасом прованского масла и вина) 
Ержан: 5. Назовите синоним из текста повести к слову «лентяй», «недоучка». (Недоросль) 
Толеген: 6. Какую прессу читал Батюшка Петруши? («Придворный календарь») 
Санжар: 7. Во сколько лет изменилась судьба Гринёва? (В 16 лет) 
Жансая: 8. Какую верхнюю одежду взял в путь Гринёв? (Заячий тулуп и лисья шуба) 
Адлет: 9. Какой размер проигрыша установил Зурин? Сколько раз проиграл ему Гринёв? 
(2 копейки по 50 раз. Итог – 100 рублей)

Милана:10. Волосы обстрижены в кружок, оборванный армяк и татарские шаровары. (Пугачёв) 
Ержан:11. Мужчина роста высокого, но сгорбленный старостью, длинные седые волосы, белый старый полинялый мундир, в речи – немецкий выговор. (Генерал из Оренбурга) 
Толеген:12. Старушка в телогрейке с платком на голове. (Капитанша) 
Санжар:13. Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. (Швабрин) 
Жансая: 14. Старик бодрый, высокого роста, в колпаке и китайском халате. (Комендант) 
Адлет: 15. Молодой и статный казак (Урядник) 
Милана:16. Девушка лет восемнадцати, круглолицая, румяная, со светло - русыми волосами, гладко зачёсанными за уши. (Маша) 
Ержан: 17. Ему лет за 70, нет ни носа, ни ушей, голова выбрита, вместо бороды несколько седых волос; он малого роста, тощ и сгорблен, узенькие глазки. (Башкирец) 
Толеген: 18. Грозные лица стройные голоса, унылое выражение лиц. (Пугачёвцы во время пения) 
Санжар: 19. Густая рыжая борода, сверкающие серые глаза, красноватые пятна на лбу и щеках, нос без ноздрей. (Хлопуша) 
Жансая: 20. В белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке, голубые глаза, румяное лицо, прелестная улыбка. (Екатерина II).


Учитель: О каком произведение будет идти сегодня речь?................

Ответьте мне, о чем в целом это произведение?.....................


ІІІ Учитель:

- Приступая изучать то или иное произведение, мы должны вначале ознакомиться с исторической справкой и определить в чем заключался замысел автора? Поэтому я предоставляю слово обеим группам, которые вкратце изложат свои совместные проекты.

1 группа /Асыл /Камал/ прил 1

2 группа /Анель /Малик/ прил 2


ІV Учитель:

- Чтобы определить своеобразие композиции «Капитанской дочки» и способы выражения авторской позиции, я предлагаю изложить кратко, в течение 3-х мин, содержание повести.

И так, приглашаю 2 ребят из 1-ой и 2-ой группы./под сопровождение видеоролика излагают основное содержание произведения/ прил 3


V Учитель:

- Содержание вспомнили, а теперь я прошу определить не просто композицию повести Кап.дочка, а указать в чем заключается своеобразие композиции и определить способы выражения авторской позиции

/Пока учащиеся выполняют работу показывается видеофильм дальше/


VІ Учитель:

- Обеим группам предоставляется слово. Итак, 1гр, в чем заключается своеобразие композиции? 2-я гр, определите способы выражения авторской позиции


Примерный ответ учащихся 1 гр

Своеобразие композиции

УНТ

антитеза

пейзаж

портрет

эпиграфы




заглавие











Внесюжетные элементы

Образ рассказчика


Своеобразие композиции определяется


  • в Заглавии, т.е. во всех главах заключается смысловая наполненость

  • В особой роли Эпиграфов, потому что в них выделяются главные события

  • В Портрете, так как является способом авторской характеристики героев

  • В пейзаже определяется как фон и воплощение авторской позиции

  • В образе рассказчика как очевидца, тк как

создает эффект достоверности

  • В использовании Внесюжетных

элементов ( сон Гринева, письмо отца Гринева, калмыцкая сказка)

  • Принцип антитезы заметен в системе

образов ( пары: Гринев – Швабрин, Пугачев – Екатерина II , «генералы» Пугачева – оренбургские генералы)

  • И в Устном народном творчестве, так

используется много фольклорных элементов.


Примерный ответ учащихся 2 гр

Способы выражения авторской позиции















Способы выражения авторской позиции заключается

  • В выборе героев /истор и вымыш/

  • отношение других героев

  • Портреты /их описание/

  • Пейзаж /дополнение к образам/

  • вставные элементы (сон, сказка)

  • Эпиграфы /книжные, песеннные, пословицы и поговорки/

  • пословицы

  • поговорки и т.д.

  • символические образы ( путь, дорога, буря,

буран, кинжал, виселица, орел, ворон)




VІІ Учитель:

-Какой можно сделать вывод?

/Способ выражения авторской позиции в полном объеме отражены в композиции произведения/


VІІІ Учитель:

- С композицией произведения мы определились, а теперь должны выделить проблематику повести. Я вам предлагаю определить по 3 основные проблемы, на ваш взгляд, в «Капитанской дочке». А затем сооотнеся их, отберем те, которые действительно отражены в книге.

- При защите, я прошу вас аргументируйте свои ответы.


Примерный ответ учащихся 1 гр Примерный ответ учащихся 2 гр

1 группа

1. Проблема чести, долга и милосердия.

2. Проблема личности в истории.

3. Проблема роли народа в истории.


2 группа

4. Проблема власти.

5. Проблема семейных ценностей.

6. Проблема нравственного выбора



ІХ Санжар:

-Хорошо, отсюда следует вы достаточно хорошо знаете структуру произведения, а настолько ли вы хорошо знаете детали повести? Вам придется выполнить несколько заданий моих одноклассников.Жансая, вам слово. А статисты, в лице Толегена и Адлета, будут подсчитывать кол-во положительных ответов


ІХ Жансая:

-У меня задание называется: Соотнеси имена и отчества


Василиса 

Андреевич 


Мария

 Егоровна


Иван

Игнатьевич

Пётр

Ивановна


Алексей 

Иванович


Х Жансая:

- Прошу статистов озвучить количество совпадений 1 и 2 группы


ХІ Милана:

- А у меня следующее задание. Оно называется «Закончи фразу». Вашей задачей является не только не только закончить фразу, но и определить, кому она пренедлежит


1 группа

1 группа

«Пугачёв уехал, народ бросился… (за ним)». (Автор) 

«Казнить так казнить, миловать… (так миловать)». (Пугачёв) 

«Улица моя тесна, воли мне… (мало). Ребята мои умничают, они… (воры)». (Пугачев) 

«Но видит Бог, что жизнею моей рад я заплатить тебе за то, что противно… (чести) моей и христианской»... (совести)». (Гринёв Пугачёву) 

«Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме… (меня одного)». (Гринёв) 

«Моя любовь уже не казалось батюшке пустой блажью, а матушка только и желала, чтоб её Петруша… (женился на капитанской дочке)».


ХІІ Милана:

- Прошу статистов озвучить количество верных ответов 1 и 2 группы


ХІV Сажар:

-Наши однокашники 11 Б подготовили вам видеовопросы на тему «Кто это? Определи героя по характеру». Прил 4 /вопрос + ответ/, прил 4а/вопрос + ответ/, прил 4б/вопрос + ответ/


1. Вышедший в офицеры из солдатских детей, человек необразованный и простой, но самый честный, из «самых почтенный людей». (Капитан Миронов) 
2. «…на дела службы смотрела, как на хозяйственные, и управляла крепостью так точно, как своим домом». (Капитанша) 
3. «Люди беспутные и горькие пьяницы». (Стихотворцы, по мнению капитана) 
4. «Как мужчины странны! За одно слово они готовы резаться и жертвовать не только жизнью, но и совестью и благополучием». (Дуэлянты Гринёв и Швабрин в оценке Маши Мироновой) 
5. «Человек умный, хорошей фамилии и имеет состояние!» (Швабрин в представлении Маши Мироновой) 
6. «Человек самый прямодушный и правдивый» (Комендант Иван Кузьмич)


ХV Сажар:

  • Уважаемые статисты, пожалуйста, подсчитайте верные ответы своих групп и озвучьте их. А теперь, передаю слово Адлету


ХVІ Адлет:

  • Сейчас я вам буду зачитывать портретную характеристику Емельяна Пугачева? А вашей задачей является определить главу и ее название. Ясно?


Глава

Характеристика Пугачева

II гл. «Вожатый»

Хладнокровный, сметливый, черная борода, сверкающие глаза.

VII гл. «Приступ»

«Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев».

VIII гл. «Незваный гость»

Смотрел пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости.

XI гл. «Мятежная слобода»

«…он был одет по-дорожному, в шубе и в киргизской шапке».

«Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие».

XII гл. «Сирота»

Взглянул грозно, смягчился, устремил огненные свои глаза, лицо омрачилось, сказал смеясь.



ХVІ Адлет:

  • Прошу статистов определить количество правильных ответов? Следующее задание представит Толеген


ХVІ Толеген:

  • А мое задание не столько на знание текста, сколько на внимательность. Я его назвал «Чьи это вещи?»


1 группа

1 группа

Висящие на стене винтовка и казацкая шашка. (Хозяин постоялого двора) 

Старая чугунная пушка. (Белогорская крепость) 

Клубок ниток. (Капитанша) 

Нитка с грибами. (Иван Игнатьевич) 

Рысьи шапки, колчаны. (Пугачёвцы) 

Красивый казацкий кафтан, обшитый галунами, высокая соболья шапка с золотыми кистями. (Пугачёв) 

Глазетовый кафтан и три чашки чая. (Старичок на военном совете в Оренбурге) 

Письмо, принятое дрожащей рукой Маши Мироновой. (Екатерина II)


ХVІІ Толеген:

-Ув.статисты, определите количество безошибочных ответов.


ХVІІІ Санжар:

-Итогом нашей совместного сотрудничества является следующая работа. Она сложнее, так как требует внимательного прослушивания и параллельного заполнения таблицы. Мы решили назвать ее так «ЛИТЕРАТУРА+». Вашей задачей является прослушать фразу, дать ответ и определить, к какому сектору его можно отнести!

Итак, у нас 8 секторов /Аудиодиктант/ прил 5


Литература+литература

Литература+рус.яз

Литература+музыка

Литература+ биология

М.Мироновой

Сержант гвардии

Солдатская песня

Из меха зайца

Французские

Крепость


Овечий




Английской

Литература+геграфия

Литература+фольклор

Литература+история

Литература+математика

В Симбирской

Береги честь смолоду

Екатерина I

(300 душ).

Из Франции

Старая калмычка

О восстании под

предводительством

Пугачева

Один

В Сибирь


В сорока






Санжар: Итак, сверьте свои ответы

1 Кому посвятил П. Гринёв свои любовные стихи?

2 Сколько душ крестьян было у А.П. Гринёва?

3 Какую пословицу использовал Пушкин в качестве эпиграфа ко всей повести “Капитанская дочка”?

4 Какое название, состоящее из словосочетания “существительное + “существительное”, носит 1 глава?

5 Из меха какого животного был сделан тулуп, подаренный П. Гринёвым Пугачёву?

6 В какой губернии находилось село, где жили родители П. Гринёва?

7 Сколько раз в год получал А.П. Гринёв Придворный календарь?

8 К какому виду народных песен относится песня, из которой взят эпиграф к главе №3 “Крепость”?

9 Какие книги брал П. Гринёв у Швабрина?

10 Откуда родом был мосье Боре?

11 Какой тулуп подарил Пугачёв Гринёву?

12 Назовите имя императрицы, с которой общалась Маша Миронова.

13 Продолжите пословицу, сказанную Пугачёвым: “Будет дождик, будут и ...

14 Куда по приговору суда был сослан П. Гринёв?

15 Какая книга “всегда имела сильное впечатление” на А.П. Гринёва?

16 Что такое фортеция?

17 Какой породы была собачка императрицы, с которой она гуляла по парку?

18 Кто рассказал Пугачеву сказку об орле и вороне?

19 В каком городе находилась тюрьма, куда был доставлен после ареста П. Гринёв?

20 О каком историческом событии рассказал А.С. Пушкин в повести Капитанская дочка”?

21 В скольких верстах от Оренбурга находилась Белогорская крепость?

22 Сколько детей было в семье Гринёвых и умерло в младенчестве?

23 Под чьим “надзором” на двенадцатом году Петруша выучился русской грамоте?

24 Какую заунывную бурлацкую песню поют пугачёвцы в 8 главе?

25 Сколько строф в стихотворении, посвящённом М. Мироновой?


P.S.: Можно уменьшить количество вопросов. Мною озвучены 18.


ХІХ Учитель:

-А я вас прошу закрепить полученные знания, ответив на вопросы теста. Я вам предлагаю 4 варианта тестов на тему «Капитанская дочка» Тесты электронного формата, автоматизированы, т.е. ценка будет выставлена автоматически. Результаты сообщите статистам, а они зафиксируют. В итоге вы получите по 2 оценки за сегодняшний урок. 2 мин

- Итак, ув ребята, предлагаю заслушать комментарии статистов и их оценки. Прошу вас Толеген и Адлет. Оценки выставляются в электронный журнал


ХХ Санжар:

- Спасибо вам, 9-тиклассники за работу. Мы думаем, что совместное сотрудничество прошло на высоком уровне. Чтобы подготовить для вас материал для опроса, нам пришлось перекопать и перелопатить огромный арсенал информации. Теперь и мы поняли, насколько сложно разрабатывать для нас урок приходится каждому учителю. И это они делают каждый день и не один раз на дню. Выразим им за это огромную благодарность.

-Асейчас, мы тоже подготовили для вас небольшой подарок - это видеоролик на песню Окуджавы Пугачевщина. Данный этап является рефлексией и точкой нашего урока.

/Видеоролик Пугачевщина/ прил 6


Просмотр содержимого презентации
«През к уроку Кап дочка»

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» форма: заключение тип: урок-проект

А.С.Пушкин

«Капитанская дочка»

форма: заключение

тип: урок-проект

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.  Александр Пушкин

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.

Александр Пушкин

Причины крестьянской войны

Причины крестьянской войны

Замысел и создание произведения “ Капитанская дочка”

Замысел и создание произведения

Капитанская дочка”

Защита проекта Гипотеза: общность замысла и композиции І группа Своеобразие композиции  ІІ группа  Способы выражения авторской позиции Вывод?

Защита проекта

Гипотеза: общность замысла и композиции

І группа

Своеобразие композиции

ІІ группа

Способы выражения авторской позиции

Вывод?

Проблематика повести

Проблематика повести

Соотнеси!!! Василиса  Андреевич  Мария Егоровна Иван Игнатьевич Пётр Ивановна Алексей  Иванович

Соотнеси!!!

Василиса 

Андреевич 

Мария

Егоровна

Иван

Игнатьевич

Пётр

Ивановна

Алексей 

Иванович

Закончи фразу… 1 группа «Пугачёв уехал, народ бросился________________ 2 группа «Казнить так казнить, миловать____________________ «Улица моя тесна, воли мне _________. Ребята мои умничают, они________. 1 группа «Но видит Бог, что жизнею моей рад я заплатить тебе за то, что противно_______________моей и христианской_____________ 2 группа 1 группа «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме___________ 2 группа «Моя любовь уже не казалось батюшке пустой блажью, а матушка только и желала, чтоб её Петруша________________________________

Закончи фразу…

1 группа

«Пугачёв уехал, народ бросился________________

2 группа

«Казнить так казнить, миловать____________________

«Улица моя тесна, воли мне _________. Ребята мои умничают, они________.

1 группа

«Но видит Бог, что жизнею моей рад я заплатить тебе за то, что противно_______________моей и христианской_____________

2 группа

1 группа

«Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме___________

2 группа

«Моя любовь уже не казалось батюшке пустой блажью, а матушка только и желала, чтоб её Петруша________________________________

Видеовопросы

Видеовопросы

Аудиодиктант Литература + Литература+ Литература+ литература рус.яз Литература+ музыка Литература+ биология Литература+ география Литература+ фольклор Литература+ история Литература+ математика Из меха зайца Солдатская песня Французские Крепость Овечий Английской В Симбирской Береги честь 300 душ Екатерина II смолоду Один Из Франции О восстании под предводительством Пугачева В сорока Старая калмычка В Сибирь

Аудиодиктант

Литература +

Литература+

Литература+

литература

рус.яз

Литература+

музыка

Литература+ биология

Литература+

география

Литература+

фольклор

Литература+

история

Литература+

математика

Из меха зайца

Солдатская песня

Французские

Крепость

Овечий

Английской

В Симбирской

Береги честь

300 душ

Екатерина II

смолоду

Один

Из Франции

О восстании под

предводительством

Пугачева

В сорока

Старая калмычка

В Сибирь

ТЕСТ № 1 на нотбуке ТЕСТ № 2  на нотбуке ТЕСТ № 3 на нотбуке

ТЕСТ № 1 на нотбуке

ТЕСТ № 2 на нотбуке

ТЕСТ № 3 на нотбуке

Этап оценивания ВСЕГО______ ВСЕГО______ «5» - _______ «5» - _______ 2 группа 1 группа «4» - _______ «4» - _______ «3» - _______ «3» - _______ «0» - _______ «0» - _______ 1 2 урок 3 тест 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1 2 урок 3 тест 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Этап

оценивания

ВСЕГО______

ВСЕГО______

«5» - _______

«5» - _______

2 группа

1 группа

«4» - _______

«4» - _______

«3» - _______

«3» - _______

«0» - _______

«0» - _______

1

2

урок

3

тест

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

2

урок

3

тест

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Портретная характеристика Емельяна Пугачева Хладнокровный, сметливый, черная борода, сверкающие глаза. «Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев». Смотрел пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости.  «…он был одет по-дорожному, в шубе и в киргизской шапке». «Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие». Взглянул грозно, смягчился, устремил огненные свои глаза, лицо омрачилось, сказал смеясь.

Портретная характеристика Емельяна Пугачева

Хладнокровный, сметливый, черная борода, сверкающие глаза.

«Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев».

Смотрел пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости.

«…он был одет по-дорожному, в шубе и в киргизской шапке».

«Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие».

Взглянул грозно, смягчился, устремил огненные свои глаза, лицо омрачилось, сказал смеясь.

Чьи это вещи?

Чьи это вещи?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщающий урок в 8 классе. "Капитанская дочка" А.С.Пушкин

Автор: Абылханова Гулбану Гуламовна

Дата: 26.09.2014

Номер свидетельства: 114990


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства