Тема А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
Тип: интегрированный урок
Цель:
проверить знание учащихся текста повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка;
воспитать сотрудничество, коллективизм, общительность;
развить внимание и интерес к художественному слову.
Оборудование: интерактивное оснащение, ноутбуки, эл.учебники, аудиозаписи, ватманы, маркеры
Ход урока
І Учитель:
- Рада приветствовать вас, уважаемые гости! Сегодня вашему вниманию я хотела бы предоставить урок-проект, где проследим симбиоз двух параллелей 11-ых и 8-ых, который пройдет в форме сотрудничества. Возникает вопрос: почему именно в этих параллелях? На этот вопрос вам даст ответ ученик 11-го класса Самбет Санжар.
Санжар:
- Отвечаю, что данное произведение мы изучили в 8-ом классе. И нашей целью является ВСПОМНИТЬ изученный материал, а вашей целью - определить СТЕПЕНЬ ОСВОЕНИЯ этого же произведения. Нам выпала возможность разработать задания.
ІІ Учитель: Цели двух звеньев известны: прошу приступить к основной части урока!
- Так о каком произведении идет речь и кто автор данного шедевра, вы это узнаете по блиц-опросу. 11 класс разработал ряд вопросов. Отвечая, вы должны разделиться на 2 группы
Санжар: 1 В каком возрасте Петруша Гринёв был отдан на руки Савельичу? (В 5 лет)
Жансая: 2. Чему выучился Петруша у него? (Русской грамоте и свойствам борзого кобеля)
Адлет: 3. Сколько лет было Петруше, когда для него наняли француза - учителя? (В 12 лет)
Милана:4. С какими продуктами был выписан из Москвы Бопре? (С годовым запасом прованского масла и вина)
Ержан: 5. Назовите синоним из текста повести к слову «лентяй», «недоучка». (Недоросль)
Толеген: 6. Какую прессу читал Батюшка Петруши? («Придворный календарь»)
Санжар: 7. Во сколько лет изменилась судьба Гринёва? (В 16 лет)
Жансая: 8. Какую верхнюю одежду взял в путь Гринёв? (Заячий тулуп и лисья шуба)
Адлет: 9. Какой размер проигрыша установил Зурин? Сколько раз проиграл ему Гринёв?
(2 копейки по 50 раз. Итог – 100 рублей)
Милана:10. Волосы обстрижены в кружок, оборванный армяк и татарские шаровары. (Пугачёв)
Ержан:11. Мужчина роста высокого, но сгорбленный старостью, длинные седые волосы, белый старый полинялый мундир, в речи – немецкий выговор. (Генерал из Оренбурга)
Толеген:12. Старушка в телогрейке с платком на голове. (Капитанша)
Санжар:13. Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. (Швабрин)
Жансая: 14. Старик бодрый, высокого роста, в колпаке и китайском халате. (Комендант)
Адлет: 15. Молодой и статный казак (Урядник)
Милана:16. Девушка лет восемнадцати, круглолицая, румяная, со светло - русыми волосами, гладко зачёсанными за уши. (Маша)
Ержан: 17. Ему лет за 70, нет ни носа, ни ушей, голова выбрита, вместо бороды несколько седых волос; он малого роста, тощ и сгорблен, узенькие глазки. (Башкирец)
Толеген: 18. Грозные лица стройные голоса, унылое выражение лиц. (Пугачёвцы во время пения)
Санжар: 19. Густая рыжая борода, сверкающие серые глаза, красноватые пятна на лбу и щеках, нос без ноздрей. (Хлопуша)
Жансая: 20. В белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке, голубые глаза, румяное лицо, прелестная улыбка. (Екатерина II).
Учитель: О каком произведение будет идти сегодня речь?................
Ответьте мне, о чем в целом это произведение?.....................
ІІІ Учитель:
- Приступая изучать то или иное произведение, мы должны вначале ознакомиться с исторической справкой и определить в чем заключался замысел автора? Поэтому я предоставляю слово обеим группам, которые вкратце изложат свои совместные проекты.
1 группа /Асыл /Камал/ прил 1
2 группа /Анель /Малик/ прил 2
ІV Учитель:
- Чтобы определить своеобразие композиции «Капитанской дочки» и способы выражения авторской позиции, я предлагаю изложить кратко, в течение 3-х мин, содержание повести.
И так, приглашаю 2 ребят из 1-ой и 2-ой группы./под сопровождение видеоролика излагают основное содержание произведения/ прил 3
V Учитель:
- Содержание вспомнили, а теперь я прошу определить не просто композицию повести Кап.дочка, а указать в чем заключается своеобразие композиции и определить способы выражения авторской позиции
/Пока учащиеся выполняют работу показывается видеофильм дальше/
VІ Учитель:
- Обеим группам предоставляется слово. Итак, 1гр, в чем заключается своеобразие композиции? 2-я гр, определите способы выражения авторской позиции
Примерный ответ учащихся 1 гр
Своеобразие композиции УНТ антитеза пейзаж портрет эпиграфы заглавие Внесюжетные элементы Образ рассказчика | Своеобразие композиции определяется создает эффект достоверности элементов ( сон Гринева, письмо отца Гринева, калмыцкая сказка) образов ( пары: Гринев – Швабрин, Пугачев – Екатерина II , «генералы» Пугачева – оренбургские генералы) используется много фольклорных элементов. |
Примерный ответ учащихся 2 гр
Способы выражения авторской позиции | Способы выражения авторской позиции заключается Эпиграфы /книжные, песеннные, пословицы и поговорки/ пословицы поговорки и т.д. символические образы ( путь, дорога, буря, буран, кинжал, виселица, орел, ворон) |
VІІ Учитель:
-Какой можно сделать вывод?
/Способ выражения авторской позиции в полном объеме отражены в композиции произведения/
VІІІ Учитель:
- С композицией произведения мы определились, а теперь должны выделить проблематику повести. Я вам предлагаю определить по 3 основные проблемы, на ваш взгляд, в «Капитанской дочке». А затем сооотнеся их, отберем те, которые действительно отражены в книге.
- При защите, я прошу вас аргументируйте свои ответы.
Примерный ответ учащихся 1 гр Примерный ответ учащихся 2 гр
1 группа 1. Проблема чести, долга и милосердия. 2. Проблема личности в истории. 3. Проблема роли народа в истории. | 2 группа 4. Проблема власти. 5. Проблема семейных ценностей. 6. Проблема нравственного выбора |
ІХ Санжар:
-Хорошо, отсюда следует вы достаточно хорошо знаете структуру произведения, а настолько ли вы хорошо знаете детали повести? Вам придется выполнить несколько заданий моих одноклассников.Жансая, вам слово. А статисты, в лице Толегена и Адлета, будут подсчитывать кол-во положительных ответов
ІХ Жансая:
-У меня задание называется: Соотнеси имена и отчества
Василиса | Андреевич |
Мария | Егоровна |
Иван | Игнатьевич |
Пётр | Ивановна |
Алексей | Иванович |
Х Жансая:
- Прошу статистов озвучить количество совпадений 1 и 2 группы
ХІ Милана:
- А у меня следующее задание. Оно называется «Закончи фразу». Вашей задачей является не только не только закончить фразу, но и определить, кому она пренедлежит
1 группа | 1 группа |
«Пугачёв уехал, народ бросился… (за ним)». (Автор) | «Казнить так казнить, миловать… (так миловать)». (Пугачёв) |
«Улица моя тесна, воли мне… (мало). Ребята мои умничают, они… (воры)». (Пугачев) | «Но видит Бог, что жизнею моей рад я заплатить тебе за то, что противно… (чести) моей и христианской»... (совести)». (Гринёв Пугачёву) |
«Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме… (меня одного)». (Гринёв) | «Моя любовь уже не казалось батюшке пустой блажью, а матушка только и желала, чтоб её Петруша… (женился на капитанской дочке)». |
ХІІ Милана:
- Прошу статистов озвучить количество верных ответов 1 и 2 группы
ХІV Сажар:
-Наши однокашники 11 Б подготовили вам видеовопросы на тему «Кто это? Определи героя по характеру». Прил 4 /вопрос + ответ/, прил 4а/вопрос + ответ/, прил 4б/вопрос + ответ/
1. Вышедший в офицеры из солдатских детей, человек необразованный и простой, но самый честный, из «самых почтенный людей». (Капитан Миронов)
2. «…на дела службы смотрела, как на хозяйственные, и управляла крепостью так точно, как своим домом». (Капитанша)
3. «Люди беспутные и горькие пьяницы». (Стихотворцы, по мнению капитана)
4. «Как мужчины странны! За одно слово они готовы резаться и жертвовать не только жизнью, но и совестью и благополучием». (Дуэлянты Гринёв и Швабрин в оценке Маши Мироновой)
5. «Человек умный, хорошей фамилии и имеет состояние!» (Швабрин в представлении Маши Мироновой)
6. «Человек самый прямодушный и правдивый» (Комендант Иван Кузьмич)
ХV Сажар:
Уважаемые статисты, пожалуйста, подсчитайте верные ответы своих групп и озвучьте их. А теперь, передаю слово Адлету
ХVІ Адлет:
Глава | Характеристика Пугачева |
II гл. «Вожатый» | Хладнокровный, сметливый, черная борода, сверкающие глаза. |
VII гл. «Приступ» | «Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев». |
VIII гл. «Незваный гость» | Смотрел пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. |
XI гл. «Мятежная слобода» | «…он был одет по-дорожному, в шубе и в киргизской шапке». «Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие». |
XII гл. «Сирота» | Взглянул грозно, смягчился, устремил огненные свои глаза, лицо омрачилось, сказал смеясь. |
ХVІ Адлет:
ХVІ Толеген:
1 группа | 1 группа |
Висящие на стене винтовка и казацкая шашка. (Хозяин постоялого двора) | Старая чугунная пушка. (Белогорская крепость)
|
Клубок ниток. (Капитанша)
| Нитка с грибами. (Иван Игнатьевич) |
Рысьи шапки, колчаны. (Пугачёвцы) | Красивый казацкий кафтан, обшитый галунами, высокая соболья шапка с золотыми кистями. (Пугачёв) |
Глазетовый кафтан и три чашки чая. (Старичок на военном совете в Оренбурге)
| Письмо, принятое дрожащей рукой Маши Мироновой. (Екатерина II) |
ХVІІ Толеген:
-Ув.статисты, определите количество безошибочных ответов.
ХVІІІ Санжар:
-Итогом нашей совместного сотрудничества является следующая работа. Она сложнее, так как требует внимательного прослушивания и параллельного заполнения таблицы. Мы решили назвать ее так «ЛИТЕРАТУРА+». Вашей задачей является прослушать фразу, дать ответ и определить, к какому сектору его можно отнести!
Итак, у нас 8 секторов /Аудиодиктант/ прил 5
Литература+литература | Литература+рус.яз | Литература+музыка | Литература+ биология |
М.Мироновой | Сержант гвардии | Солдатская песня | Из меха зайца |
Французские | Крепость | | Овечий |
| | | Английской |
Литература+геграфия | Литература+фольклор | Литература+история | Литература+математика |
В Симбирской | Береги честь смолоду | Екатерина I | (300 душ). |
Из Франции | Старая калмычка | О восстании под предводительством Пугачева | Один |
В Сибирь | | В сорока |
| | |
Санжар: Итак, сверьте свои ответы
1 Кому посвятил П. Гринёв свои любовные стихи?
2 Сколько душ крестьян было у А.П. Гринёва?
3 Какую пословицу использовал Пушкин в качестве эпиграфа ко всей повести “Капитанская дочка”?
4 Какое название, состоящее из словосочетания “существительное + “существительное”, носит 1 глава?
5 Из меха какого животного был сделан тулуп, подаренный П. Гринёвым Пугачёву?
6 В какой губернии находилось село, где жили родители П. Гринёва?
7 Сколько раз в год получал А.П. Гринёв Придворный календарь?
8 К какому виду народных песен относится песня, из которой взят эпиграф к главе №3 “Крепость”?
9 Какие книги брал П. Гринёв у Швабрина?
10 Откуда родом был мосье Боре?
11 Какой тулуп подарил Пугачёв Гринёву?
12 Назовите имя императрицы, с которой общалась Маша Миронова.
13 Продолжите пословицу, сказанную Пугачёвым: “Будет дождик, будут и ...
14 Куда по приговору суда был сослан П. Гринёв?
15 Какая книга “всегда имела сильное впечатление” на А.П. Гринёва?
16 Что такое фортеция?
17 Какой породы была собачка императрицы, с которой она гуляла по парку?
18 Кто рассказал Пугачеву сказку об орле и вороне?
19 В каком городе находилась тюрьма, куда был доставлен после ареста П. Гринёв?
20 О каком историческом событии рассказал А.С. Пушкин в повести Капитанская дочка”?
21 В скольких верстах от Оренбурга находилась Белогорская крепость?
22 Сколько детей было в семье Гринёвых и умерло в младенчестве?
23 Под чьим “надзором” на двенадцатом году Петруша выучился русской грамоте?
24 Какую заунывную бурлацкую песню поют пугачёвцы в 8 главе?
25 Сколько строф в стихотворении, посвящённом М. Мироновой?
P.S.: Можно уменьшить количество вопросов. Мною озвучены 18.
ХІХ Учитель:
-А я вас прошу закрепить полученные знания, ответив на вопросы теста. Я вам предлагаю 4 варианта тестов на тему «Капитанская дочка» Тесты электронного формата, автоматизированы, т.е. ценка будет выставлена автоматически. Результаты сообщите статистам, а они зафиксируют. В итоге вы получите по 2 оценки за сегодняшний урок. 2 мин
- Итак, ув ребята, предлагаю заслушать комментарии статистов и их оценки. Прошу вас Толеген и Адлет. Оценки выставляются в электронный журнал
ХХ Санжар:
- Спасибо вам, 9-тиклассники за работу. Мы думаем, что совместное сотрудничество прошло на высоком уровне. Чтобы подготовить для вас материал для опроса, нам пришлось перекопать и перелопатить огромный арсенал информации. Теперь и мы поняли, насколько сложно разрабатывать для нас урок приходится каждому учителю. И это они делают каждый день и не один раз на дню. Выразим им за это огромную благодарность.
-Асейчас, мы тоже подготовили для вас небольшой подарок - это видеоролик на песню Окуджавы Пугачевщина. Данный этап является рефлексией и точкой нашего урока.
/Видеоролик Пугачевщина/ прил 6