Предмет: литература
Тип урока: интегрированный
Тема: «Историческая основа создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Продолжительность: 1 урок, 45 минут
Класс: 8
Технологии: использование презентации, работа со слайдами
Конспект урока
Тема: Историческая основа создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Цели: - обучающая: научить сопоставлять события истории и художественное
произведение;
- развивающая: развивать умение тезисно формулировать главную мысль текста;
- воспитывающая: воспитать чувство уважения к истории.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация, учебник
литературы, тетрадь,листы самооценки, памятка «Как готовиться к уроку исследованию»
Ход урока
I.Организационный момент.
(Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания учащихся. Целеполагание).
II. Вступительное слово учителя. Беседа по вопросам с учащимися.
Слово учителя: В этом году мы снова обращаемся к творчеству А.С.Пушкина – познакомимся с его повестью «Капитанская дочка», произведением, которому сам Пушкин придавал большое значение. В этой повести автор предстает перед нами не только как писатель, но и как историк. История всегда интересовала Пушкина. Прошлое для него – всегда повод для размышлений не только о настоящем, но и о будущем. Давайте вспомним произведения Пушкина на исторические темы.
Перед нами на первом слайде тема нашего урока – «Историческая основа создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня на уроке, какова наша цель на урок? (Происходит самостоятельное целеполагание учащихся с корректированием учителя, ученики пишут тему и свою цель урока в тетрадях). Молодцы, цель нашего урока поставлена, вы видите ее на втором слайде.
При подготовке к уроку вы работали в группах, у каждой группы было свое задание. Итак, давайте послушаем ваши выступления. Задача для всех слушающих – из всей информации выделить самое главное и сформулировать тезисы к выступлению.
III. Выступления участников группы по изучаемой проблеме с подготовленными сообщениями.
1.Сообщение первой группы «Эпоха царствования Екатерины II».
Ученики с помощью учителя резюмируют сообщение, оценивают его содержание, тезисно формулируют главные мысли. Тезисы появляются на слайде, ученики переносят их в тетрадь.
Слово учителя: Итак, мы имеем представление о деятельности Екатерины II, о положении крепостных крестьян. Одним из крестьянских бунтов в то время было восстание под предводительством Емельяна Пугачева, получившее название Пугачевского бунта. Давайте послушаем следующее сообщение, посвященное этой теме.
2. Сообщение второй группы «Причины Пугачевского бунта».
Ученики с помощью учителя резюмируют сообщение, оценивают его содержание, тезисно формулируют главные мысли. Тезисы появляются на слайде, ученики переносят их в тетрадь.
Слово учителя: Об этом бунте, о том времени Пушкин и написал в своей повести «Капитанская дочка». Что послужило причиной написания этого произведения, какая работа предшествовала его появлению – давайте послушаем третье сообщение.
3.Сообщение третьей группы «История создания произведения «Капитанская дочка».
Ученики с помощью учителя резюмируют сообщение, оценивают его содержание, тезисно формулируют главные мысли. Тезисы появляются на слайде, ученики переносят их в тетрадь.
Слово учителя: Давайте попытаемся сравнить исторические события с литературными, доказать, что повесть имеет историческую основу. Сравним в двух произведениях А.С.Пушкина – «История Пугачева» и «Капитанская дочка» - образ Пугачева и крепости. Этим занимались следующие группы ребят, они готовы поделиться результатами своей работы.
4. Четвертая группа зачитывает отрывки указанных произведений, где описан образ Пугачева. Данные отрывки поочередно появляются на слайде. Класс наглядно видит тексты, сравнивает их и приходит к выводу о сходности образов.
5. Пятая группа зачитывает отрывки указанных произведений, где дано описание крепости. Данные отрывки поочередно появляются на слайде. Класс наглядно видит тексты, сравнивает их и приходит к выводу о сходности описаний.
6. Сопоставительная работа.Учитель предлагает сравнить образ Пугачева в произведении и истории. Для этого появляется следующий слайд, подготовленный учителем. Ребята читают цитаты из повести и истории, делают вывод о характере Пугачева, его судьбе.
7. Выводы.Учащиеся вместе с учителем проговаривают поставленные в начале урока цели и делают выводы по уроку, опираясь на наводящие вопросы учителя. Выводы в виде тезисов появляются на слайде. Ребята переносят их в тетрадь и акцентируют внимание на том, что поставленная и записанная ими цель в начале урока была выполнена.
8. Оценка групп. На листе самоконтроля учащиеся выставляют оценки и передают их учителю. Пока учитель выставляет оценки, опираясь на оценку выступлений групп, учащиеся играют в «литературное лото».
III. Самостоятельная работа.
Учащиеся работают с раздаточным материалом: из букв составляют имена главных героев, объединяют их в две группы: «исторические личности» и «герои повести».
IV.Рефлексия (функция рефлексии:прояснить связь отработанного, которое пригодится учащимся в будущем)
Прием. «Спрашиваем – отвечаем».Учитель спрашивает, а учащиеся отвечают:
а) С какой целью выполняли задания на уроке?
б) Чему научились?
1) Учитель:прием «Микрофон»:Почему повесть имеет историческую основу?
Ответы учащихся.
2) Формирование поликультурной компетентности.
Задание. Подберите сенкан к словам «долг» или «честь»
Учитель:СЕНКАН — слово ”сенкан” происходит от французского слова ”пять”. Это пятистрочный нерифмованный стих (или рифмованный) с жёсткими правилами написания:сенкан синтезирует информацию и факты в краткое высказывание, которое описывает или отзеркаливает тему. Сенкан помогает обобщить информацию, схватывать сложные идеи.
1строка - 1 слово (имя существительное, указывающее тему);
2строка - 2 слова (прилагательные, украшающие тему);
3строка - 3 слова, глаголы действия;
4строка - 4 слова, в них выражается ваше отношение к теме;
5строка - 1 слово — синоним к теме
Образец ответа: СЕНКАН
Свобода.
Настоящая, вечная.
Раскрепощает, дает, помогает.
Свобода слова – это жизнь.
Равенство.
Проверка сенкана(чтение вслух учащимися лучших вариантов ответов).
3) Выводы по теме урока. Прием «Незаконченное предложение»:
а) Информации этого урока позволяет мнесделать вывод...
б) Для меня сегодня важным было…
V. Подведение итогов урока, оценивание вслух работ учащихся (по заполненным схемам).
VI. Домашнее задание с использованием ИКТ: на последнем слайде дана иллюстрация казни Пугачева художника Виктора Маторина. Задание: написать эссе на тему «Жизнь и смерть Пугачева» по материалам урока, презентации и данной картины.
Учитель говорит о том, что в конце изучения произведения «Капитанская дочка» ребята должны будут сравнить свои впечатления о Пугачеве, выраженные в эссе, с впечатлениями после прочтения произведения, внести дополнения в свои тексты. Таким образом, происходит дополнительная мотивация домашней деятельности учащихся.