Конспект урока. Система образов главных героев в повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка».
Конспект урока. Система образов главных героев в повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка».
Тема. Система образов главных героев в повести А.С.Пушкина
« Капитанская дочка».
Цели:
продолжить работу над содержанием повести; углубить знания учащихся о главных героях повести с целью создания условий для дальнейшего осмысленного восприятия содержания произведения;
формировать читательские навыки учащихся, развивать навыки выборочной работы с текстом;
развивать образное мышление, фантазию и умение мыслить перспективно;
развитие эмпатии учащихся через анализ системы образов главных героев, воспитание положительных качеств характера на примере героев повести. Дать нравственное понятие о долге, чести, возвышенной любви;
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Система образов главных героев в повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка».»
08.12.2016
Литература. Урок № 26
Тема. Система образов главных героев в повести А.С.Пушкина
« Капитанская дочка».
Цели:
продолжить работу над содержанием повести; углубить знания учащихся о главных героях повести с целью создания условий для дальнейшего осмысленного восприятия содержания произведения;
формировать читательские навыки учащихся, развивать навыки выборочной работы с текстом;
развивать образное мышление, фантазию и умение мыслить перспективно;
развитие эмпатии учащихся через анализ системы образов главных героев, воспитание положительных качеств характера на примере героев повести. Дать нравственное понятие о долге, чести, возвышенной любви;
Тип урока: урок обобщения и систематизации. Урок – игра.
Наглядность и оборудование: презентация, таблички, портрет А.С. Пушкина.
Ход урока.
1. Речевая зарядка.
Диалог « На уроке литературы»:
- Чьё творчество мы изучаем?
- Какое произведение мы читаем?
- Какова историческая основа повести?
- Назвать главных героев повести.
2. Актуализация опорных знаний.
Упражнение « Письмо по кругу».
Первому ученику даю лист бумаги. Он пишет имя первого литературного героя и передаёт лист следующему. Тот пишет, кем является этот герой и передаёт лист следующему. И так – до конца.
3. Сообщение темы и задач урока.
- Сегодня мы будем говорить о главных героях повести, повторять содержание прочитанных глав и готовиться к дальнейшей работе над повестью.
- Напомните названия глав, которые мы уже прочитали, и с какими героями мы в них познакомились.
« Сержант гвардии» - …
« Вожатый» - …
« Крепость» - …
« Поединок» - …
« Любовь»- …
- Сегодня на уроке мы будем учиться и играть в игру « Крестики – нолики».
Учитель рассказывает правила игры. На доске –решёточка для игры
« Крестики – нолики», на клеточках которой прикреплены карточки с заданиями. Участники игры поочерёдно снимают карточку и выполняют задание. Начинает игру команда, которая первой сложит из разрезных букв слово КОМЕНДАНТ. В ходе игры нужно выполнить 9 заданий:
1. Блиц – опрос.
1. Имя отца Гринёва.
2. Петру Гринёву был пожалован в дядьки…
3. На каком году Пётр Гринёв выучился грамоте?
4. Для него был нанят учителем француз …, который в своём отечестве был… .
5. Куда отправился служить Пётр Гринёв?
Каким оружием дрались на дуэли Гринёв и Швабрин?
2. Заполни анкету.
Анкета главного героя.
Фамилия, имя, отчество героя:__________
Фамилия, имя отчество отца героя ______
Фамилия, имя отчество матери героя______
Возраст, к которому он выучился грамоте:
Город, где герой проиграл 100 рублей в бильярд__________________________
Крепость, в которой служит герой ________
Оружие, которым был ранен на дуэли ____
Анкета главной героини
Фамилия, имя, отчество героини________
Фамилия, имя, отчество матери ________
Фамилия, имя, отчество отца ___________
Цвет волос героини: ___________________
Приданое героини _____________________
Фамилия офицера, сватавшегося к ней____
Фамилия офицера, посвятившего ей стихи _
3. Какой эпизод изображен? ( Иллюстрации к тексту)
1 слайд. Метель. ( Глава « Вожатый»).
2 слайд. Гринёв читает стихотворение Швабрину.
3 слайд. Дуэль Гринёва и Швабрина.
4 слайд. Поцелуй Маши и Гринёва после дуэли.
5 слайд. Гринёв и Зурин играют в бильярд.
4. Встречают по одёжке. Назвать героя.
1 слайд. В биллиардной Гринёв увидел высокого барина, лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, и с кием в руке и с трубкой в зубах. Он ротмистр гусарского полка.
2 слайд. Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза его так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.
3 лайд. Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у неё так и горели.
4 слайд. У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове.
5 слайд. Вошел молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым.
5. Кому принадлежит предмет?
Придворный календарь.
Бильярдный кий.
Клубок ниток.
Тетрадка со стихами.
Заячий тулуп.
Китайчатый халат.
6. Толковый словарь.
Выбрать правильный вариант лексического значения слов:
Целовальник - это а) парикмахер;
б) продавец вина;
в) настойчивый кавалер
Суженая – это а) находящаяся под судом;
б) невеста;
в) узкая полоска
7. Кому принадлежат слова?
«Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
« Любезный Пётр Андреевич, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл».
Эх, батюшка Пётр Андреич!- ответил он с глубоким вздохом.- Сержусь-то я на самого себя; сам я кругом виноват. Как мне было оставлять тебя одного в трактире».
А потому, что ветер оттоле потянул,- отвечал дорожный, - и я слышу, дымом пахнуло; знать, деревня близко».
А потому, что ветер оттоле потянул,- отвечал дорожный, - и я слышу, дымом пахнуло; знать, деревня близко».
« Ты лжёшь, мерзавец! – вскричал я в бешенстве, - ты лжёшь самым бесстыдным образом!».
В игре побеждает команда, закрывшая большее количество клеточек.
Итог. Работа с Деревом предсказаний
- Напомните нам еще раз, какова историческая основа повести.
- Давайте попробуем предсказать, что ожидает наших героев во время и после крестьянского бунта. ( Ребята рассказывают о своих предположениях).
Д/з.- Эти свои предположения вечером впишите в нашу таблицу.
- Вам понравился урок?
- Давайте поставим друг другу оценки за работу на уроке.
Дерево предсказаний.
Анализ урока
Тема. Система образов в повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка»
Цель:
продолжить работу над содержанием повести; углубить знания учащихся о главных героях повести с целью создания условий для дальнейшего осмысленного восприятия содержания произведения;
формировать читательские навыки учащихся, развивать навыки выборочной работы с текстом;
развивать образное мышление, фантазию и умение мыслить перспективно;
развитие эмпатии учащихся через анализ системы образов главных героев, воспитание положительных качеств характера на примере героев повести. Дать нравственное понятие о долге, чести, возвышенной любви;
Тип урока: урок обобщения и систематизации. Урок – игра.
Выводы. Урок проведен в системе уроков по произведению А. С. Пушкина « Капитанская дочка». Произведение повествует о разных событиях и содержит большое количество литературных героев. С целью лучшего запоминания героев и дальнейшего осмысленного восприятия событий задуман и проведен урок в нетрадиционной форме - в форме игры.
В ходе урока с целью активизации познавательной деятельности учащихся использованы методические приёмы: « Письмо по кругу», дидактическая игра « Крестики - нолики», в ходе которой применялись дидактические приёмы из технологии развития критического мышления через чтение и письмо: работа с иллюстрациями « Какой эпизод изображен?», « Кому принадлежит предмет?»,» Кому принадлежат эти слова?», « Составь пары»,
« Подбери слова для характеристики героя», « Дерево предсказаний». Приём
помогает развивать образное мышление, соотносить уже известное учащимся с м
тем, что предстоит изучить.
Использование разнообразных заданий требовало от учащихся
многократного обращения к тексту, что способствовало лучшему его
усвоению; развитию памяти, мышления, воображения, закреплению словаря.
Считаю, что подготовила учащихся к дальнейшей работе над произведением.