kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Урок жизни» (по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока:

Обучающие:

  1. раскрыть проблемы, которые поднимает писатель в своем произведении
  2. познакомить с основными фактами и событиями, связанными с изданием произведения В.Распутина

Развивающие:

  1. формировать интеллектуальные умения через работу с текстуальными источниками (словари, учебник, справочный материал, дополнительная литература)
  2. способствовать развитию творческих способностей учащихся
  3. формировать активную жизненную позицию, через самостоятельный поиск проблемы

Воспитывающие:

  1. воспитывать уважение к родному языку и слову в произведении В. Распутина
  2. способствовать формированию ответственного отношения, взаимопомощи и сплоченности в коллективе
  3. формировать эмоционально-ценностное восприятие мира учащихся
  4. формировать новый взгляд на преемственность поколений, осмысление собственной жизни и деятельности  в плане уважения традиций, сопереживания, сострадания.

 

Ход урока

Ученики самостоятельно читают текст, на уроке лишь используют отдельные эпизоды для подтверждения своей точки зрения.

 Во время работы используется презентация.

1. Вступительное слово учителя:

Человек идет в будущее со взором, обращенным в прошлое. (Г. Ферреро)

Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина в повести "Уроки французского";  выявить авторскую позицию,   вашу  интерпретацию  текста;  способность проецировать ситуацию на свой жизненный опыт.  Я, с удовольствием, выслушаю вашу точку зрения на настоящее и  будущее, на то, как меняется, или все же остается неизменным,  мир ценностей.

 Рядом с обыденным всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры. Каким должен быть  человек, размышляет в рассказе Распутин. О том, каким вы видите этот мир, какие люди вас окружают, будем говорить сегодня. Задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести, но и в себе.

2.Ученица: рассказывает краткую  биографию В.Г.Распутина. ( Слайд 2, 3, 4, 5)

3.Прежде, чем мы приступим к нашей работе, я предлагаю вам вспомнить,  каково значение слов доброта, милосердие, понимание, справедливость, честность, упорство (Слайд 6).

Эпиграфом нашему  уроку будут служить слова В. Распутина «Хорошего сердца и правильной души так недостает нам, что чем больше наши герои и мы будем жить, тем лучше для нас будет». (Слайд 7)

4.Работа в проектных группах:

1 группа: Роль Лидии Михайловны (женский образ в своих произведениях В.Распутин создает по принципу: красота спасет мир) в жизни героя. На какие поступки,  по-вашему, способен современный учитель? ( Слайд  7

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Урок жизни» (по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского»)»

Литература 8 класс

учитель русского языка и литературы Сыропятова Елена Семеновна

МБОУ «Общеобразовательный лицей № 3» города Красноярска


«Урок жизни»

(по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского»)


На уроках литературы я работаю над способностью учащихся критически мыслить, овладевать развитыми интеллектуальными качествами, что помогает ученику свободно адаптироваться в новой среде, проявлять активность в познании окружающего мира, анализировать процессы и явления действительности. Начиная с 8 класса, внедряю проектную технологию, я развиваю творческие способности учащихся, помогаю им моделировать собственную учебную деятельность, решать жизненные вопросы.

Данный урок построен как проектное моделирование гражданского воспитания учащихся; во время урока будут демонстрироваться знания текста художественного произведения и материалы уроков обществознания.

Цели и задачи урока:

Обучающие:

  1. раскрыть проблемы, которые поднимает писатель в своем произведении

  2. познакомить с основными фактами и событиями, связанными с изданием произведения В.Распутина

Развивающие:

  1. формировать интеллектуальные умения через работу с текстуальными источниками (словари, учебник, справочный материал, дополнительная литература)

  2. способствовать развитию творческих способностей учащихся

  3. формировать активную жизненную позицию, через самостоятельный поиск проблемы

Воспитывающие:

  1. воспитывать уважение к родному языку и слову в произведении В. Распутина

  2. способствовать формированию ответственного отношения, взаимопомощи и сплоченности в коллективе

  3. формировать эмоционально-ценностное восприятие мира учащихся

  4. формировать новый взгляд на преемственность поколений, осмысление собственной жизни и деятельности в плане уважения традиций, сопереживания, сострадания.


Ход урока


Ученики самостоятельно читают текст, на уроке лишь используют отдельные эпизоды для подтверждения своей точки зрения.

Во время работы используется презентация.

1. Вступительное слово учителя:

Человек идет в будущее со взором, обращенным в прошлое. (Г. Ферреро)

Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина в повести "Уроки французского"; выявить авторскую позицию, вашу интерпретацию текста; способность проецировать ситуацию на свой жизненный опыт. Я, с удовольствием, выслушаю вашу точку зрения на настоящее и будущее, на то, как меняется, или все же остается неизменным, мир ценностей.

Рядом с обыденным всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры. Каким должен быть человек, размышляет в рассказе Распутин. О том, каким вы видите этот мир, какие люди вас окружают, будем говорить сегодня. Задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести, но и в себе.


  1. Ученица: рассказывает краткую биографию В.Г.Распутина. ( Слайд 2, 3, 4, 5)

  2. Прежде, чем мы приступим к нашей работе, я предлагаю вам вспомнить, каково значение слов доброта, милосердие, понимание, справедливость, честность, упорство (Слайд 6).

Эпиграфом нашему уроку будут служить слова В. Распутина «Хорошего сердца и правильной души так недостает нам, что чем больше наши герои и мы будем жить, тем лучше для нас будет». (Слайд 7)

  1. Работа в проектных группах:

1 группа: Роль Лидии Михайловны (женский образ в своих произведениях В.Распутин создает по принципу: красота спасет мир) в жизни героя. На какие поступки, по-вашему, способен современный учитель? ( Слайд 7)

(Основная мысль, которую должны будут сформировать ученики, заключается в том, что человек идет на неординарные, рискованные поступки, чтобы помочь выжить герою, сохранить свою духовную чистоту.). «Педагогическое преступление» привело к печальным последствиям для учительницы. Но мальчик на всю жизнь сохранил благодарность своему педагогу. Размышляя над поставленным вопросом, ребята, опираясь на свой жизненный опыт, должны будут выдвинуть гипотезы и аргументировать их.

2 группа: Время и место действия рассказа. (Слайд 8)

В каких условиях живет, растет и учится герой? Каким жизненным принципам следует? От чего и по какой причине он никогда не откажется? Попробуйте поставить себя на его место. Каковы, с вашей точки зрения, ответственность и осмысленность жизни и деятельности человека в обществе?

(«…Голод в тот год еще не отступил…впрочем, я думаю, что затея эта не совсем бесполезная и человеку когда-нибудь еще пригодится, а мы по неопытности что-то там делали неверно» - послевоенное полуголодное детство выпало на долю самого писателя, однако он знает, что такое ответственность. Ни за что герой не сможет подвести односельчан, которые свято верят в него). Размышляя над вопросом, ученики непременно будут говорить о том, каковы их обязанности, конечно же, права. Перенести себя на 60 лет назад – значит сделать вывод о своем беззаботном и счастливом детстве, о достаточности и благополучии семьи; возможно, задуматься о «вседозволенности», о том, что сегодня многое позволяют родители, и они, дети, не всегда оправдывают их надежды.

3 группа: Образ героя. В каких условиях проходит становление его личности? Роль игры в жизни мальчика. Какие черты характера, присущие герою, вы хотели бы развить у себя? (Слайд 9).


( Учащиеся на страницах учебника  увидели героя «добросовестным, который относиться к чему-нибудь спустя рукава не умел, упорным и настойчивым…». Игра для него не развлечение и не обман, а средство выживания. Мальчик показан расчетливым, рассудительным, настойчивым и упорным человеком). Ученики будут рассуждать о роли игры в жизни героя и проецировать ее на свою ситуацию: современный подросток много времени проводит в виртуальном мире за компьютером. О том, какие черты характера вызывают симпатию в герое, будет рассуждать каждый. Возможно ответы будут совпадать или разниться).


Защищать работу группы учащиеся будут с помощью созданных ими презентаций, учащиеся лицея имеют свободный доступ в Ресурсный центр образовательного учреждения схем ( на группу выдается лист формата А 1), либо другой выбранной формой.


5. Творческая работа:

( Слайд 10, 11)

Наш герой действительно многое в жизни испытал. Главное, что он остался человеком, приобрел духовный опыт. Искал и находил выход из тяжелейших ситуаций, не утратил доброго отношения к людям, научился ценить дружбу не только сверстников, но и взрослых.

Я предлагаю в завершении урока выразить свои мысли о любви, дружбе, чистоте души, жизни, судьбе… в написании синквейна, в котором будет сделан вывод по изученному произведению.

(ребята знакомы с данной формой творческой работы).


Самореализация

Ответственное, осмысленное

Выбирать, понимать, принимать

Каждый должен сделать в жизни

Становление.


Педагог

Отзывчивый, понимающий

Развивает, воспитывает, помогает

На многое способен современный

Учитель



Личность

Творческая и развивающаяся

Задуматься, осмыслить и решить

Наступает та минута, когда необходимо реализовать

Свое «Я».


6.Вывод:

Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. Сегодня каждый из вас стоит на пороге выбора: кем быть, каким быть. Я искренне верю, что произведение Валентина Распутина нашло в вашем сердце отклик, и вы запомните его навсегда.

А напоследок я скажу:

Кто на себя глядит – свой видит лик.

Кто лик свой видит – цену себе знает.

Кто цену знает – строг к себе бывает.

Кто строг к себе – поистине велик!


7. Домашнее задание: прочитать произведение Распутина «Прощание с Матерой».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
«Урок жизни» (по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского»)

Автор: Сыропятова Елена Семеновна

Дата: 05.12.2015

Номер свидетельства: 262289

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Проверочная работа по рассказу  Валентина Распутина"
    ["seo_title"] => string(54) "provierochnaia-rabota-po-rasskazu-valientina-rasputina"
    ["file_id"] => string(6) "333007"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1465231030"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Конспект урока литературы в 6 классе "Плохой хороший поступок" (по рассказу В.Распутина "Уроки французского") "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-uroka-litieratury-v-6-klassie-plokhoi-khoroshii-postupok-po-rasskazu-v-rasputina-uroki-frantsuzskogho"
    ["file_id"] => string(6) "198431"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428406193"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "«Служение доброте» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского») "
    ["seo_title"] => string(67) "sluzhieniie-dobrotie-po-rasskazu-v-g-rasputina-uroki-frantsuzskogho"
    ["file_id"] => string(6) "160592"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422092226"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока литературы по рассказу В. Распутина "Уроки французского", 6 класс "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-litieratury-po-rasskazu-v-rasputina-uroki-frantsuzskogho-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "178887"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424888281"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Интеллектуальная игра по рассказу В. Распутина "Уроки французского". "
    ["seo_title"] => string(70) "intielliektual-naia-ighra-po-rasskazu-v-rasputina-uroki-frantsuzskogho"
    ["file_id"] => string(6) "224310"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1438685704"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства