kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеллектуальная игра по рассказу В. Распутина "Уроки французского".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект интеллектуальной игры по рассказу В. Распутина

"Уроки французского".

Описание игры.

   В каждом туре игры участвуют два человека. За каждый верный ответ получают по 2 балла. В случае затруднения игроки могут использовать одну подсказку "Помощь класса" и одну подсказку "50 на 50". Чтобы определить играющую пару, перед каждым туром задается отборочный вопрос всему классу. Игроки, правильно ответившие на вопрос, и будут участвовать в следующем туре игры.

ХОД ИГРЫ.

Учитель. Писатель Валентин Распутин утверждал:  "Писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книга, жизненный опыт воспитывают и укрепляют впоследствии этот дар, но родиться ему следует в детстве".

   Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в поселке Усть-Уда, расположенном на берегу Ангары. Когда ему было 4 года, ушёл на фронт его отец. Самым ярким, счастливым событием в жизни ребёнка стало возвращение отца спустя 4 года. В первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошёл в 1944 году. Здесь, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой - всего две полки книг. Чтобы сохранить хотя бы этот "фонд", читать разрешали только в школе. Писатель вспоминает: "Своё знакомство с книгами я начал. с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые".

    Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел учиться дальше. Но средняя школа находилась только в районном центре Усть-Уда, а это пятьдесят километров от родной деревни. "Так с 11 лет началась моя самостоятельная жизнь",- писал о 1948 годе В. Распутин в рассказе "Уроки французского". Учиться было сложно: нужно было преодолеть голод, самого себя. Мать раз в неделю передавала с оказией хлеб и картошку, но еды всё равно не хватало. Учился Распутин на совесть, оценки получал только отличные, кроме оценок по французскому языку - не давалось произношение. Именно эти детские переживания легли в основу автобиографического рассказа "Уроки французского".

Первый тур.

Вопрос классу.  Узнай героя:  ". перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который был впору на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе штанах.".

1. Когда началась самостоятельная жизнь героя?

а) с 11 лет;

б) с 10 лет;

в) с 12 лет.

2. Где ученик 5 класса должен был продолжить учёбу?

а) в деревне;

б) в райцентре;

в) в Иркутске.

3. Для чего весной, когда "пришлось особенно туго", герой глотал сам и заставлять глотать сестрёнку глазки проросшей картошки и зерен овса и ржи?

а) чтобы заглушить чувство голода;

б) чтобы сохранить "посадочный материал";

в) чтобы развести посадки в животе.

4. Почему мать решила отправить своего сына учиться дальше?

а) он хорошо учился и признавался в деревне за грамотея;

б) ей трудно было прокормить троих детей без отца;

в) мальчик был первым из деревни, кто мог учиться в райцентре.

5. Когда особенно односельчане доверялись маленькому грамотею?

а) по вечерам рассказывал истории из книжек;

б) писал письма за неграмотных;

в) проверял выигрыши по облигациям.

Второй тур.

Вопрос классу. Узнай героя:  ". был в шапке с подвёрнутыми ушами, сидящей, как и всё на нём, беззаботно и смело; в клетчатой, навыпуск рубахе с короткими рукавами." (Птаха).

6. По какой причине у героя не ладилось с французским языком?

а) трудности с произношением;

б) трудности с правописанием;

в) трудности в переводе.

7. В какое время навалилась страшная тоска по дому?

а) в школе на уроках;

б) когда оставался после уроков один;

в) когда привозили продукты из деревни.

8. Кто "хозяйничал" в игре на деньги?

а) Птаха;

б) Вадик;

в) Тишкин.

9. Почему герой долго не мог себе позволить игру в чику?

а) не было сноровки;

б) не было желания;

в) не было денег.

10. Для чего герою нужно было непременно пить молоко?

а) болел малокровием;

б) для сытости;

в) болел желудок.

   Пауза "От имени автора".

(Подготовленный ученик от имени автора рассказывает об истории создания "Уроков французского").

   Ученик. Этот рассказ, когда он впервые появился в книжке, помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну. Она купила мою книжку, узнала в авторе меня, а в героине рассказа себя и написала мне. Удивительно, но Лидия МИхайловна, оказывается, не помнит, что она похожим же, как в расказе, образом отправляла мне посылку с макаронами.  Я это прекрасно помню и ошибаться не могу: было. Вы уже догадались, очевидно, что это в немалой степени автобиографический рассказ, т.е. такой, где автор описывает события из своей жизни. Для чего он это делает? Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Вот так и случилось, что спустя более чем 20 лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра по рассказу В. Распутина "Уроки французского". »

Конспект интеллектуальной игры по рассказу В. Распутина

"Уроки французского".

Описание игры.

В каждом туре игры участвуют два человека. За каждый верный ответ получают по 2 балла. В случае затруднения игроки могут использовать одну подсказку "Помощь класса" и одну подсказку "50 на 50". Чтобы определить играющую пару, перед каждым туром задается отборочный вопрос всему классу. Игроки, правильно ответившие на вопрос, и будут участвовать в следующем туре игры.

ХОД ИГРЫ.

Учитель. Писатель Валентин Распутин утверждал: "Писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книга, жизненный опыт воспитывают и укрепляют впоследствии этот дар, но родиться ему следует в детстве".

Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в поселке Усть-Уда, расположенном на берегу Ангары. Когда ему было 4 года, ушёл на фронт его отец. Самым ярким, счастливым событием в жизни ребёнка стало возвращение отца спустя 4 года. В первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошёл в 1944 году. Здесь, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой - всего две полки книг. Чтобы сохранить хотя бы этот "фонд", читать разрешали только в школе. Писатель вспоминает: "Своё знакомство с книгами я начал... с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые".

Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел учиться дальше. Но средняя школа находилась только в районном центре Усть-Уда, а это пятьдесят километров от родной деревни. "Так с 11 лет началась моя самостоятельная жизнь",- писал о 1948 годе В. Распутин в рассказе "Уроки французского". Учиться было сложно: нужно было преодолеть голод, самого себя. Мать раз в неделю передавала с оказией хлеб и картошку, но еды всё равно не хватало. Учился Распутин на совесть, оценки получал только отличные, кроме оценок по французскому языку - не давалось произношение. Именно эти детские переживания легли в основу автобиографического рассказа "Уроки французского".

Первый тур.

Вопрос классу. Узнай героя: "... перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который был впору на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе штанах...".

1. Когда началась самостоятельная жизнь героя?

а) с 11 лет;

б) с 10 лет;

в) с 12 лет.

2. Где ученик 5 класса должен был продолжить учёбу?

а) в деревне;

б) в райцентре;

в) в Иркутске.

3. Для чего весной, когда "пришлось особенно туго", герой глотал сам и заставлять глотать сестрёнку глазки проросшей картошки и зерен овса и ржи?

а) чтобы заглушить чувство голода;

б) чтобы сохранить "посадочный материал";

в) чтобы развести посадки в животе.

4. Почему мать решила отправить своего сына учиться дальше?

а) он хорошо учился и признавался в деревне за грамотея;

б) ей трудно было прокормить троих детей без отца;

в) мальчик был первым из деревни, кто мог учиться в райцентре.

5. Когда особенно односельчане доверялись маленькому грамотею?

а) по вечерам рассказывал истории из книжек;

б) писал письма за неграмотных;

в) проверял выигрыши по облигациям.

Второй тур.

Вопрос классу. Узнай героя: "... был в шапке с подвёрнутыми ушами, сидящей, как и всё на нём, беззаботно и смело; в клетчатой, навыпуск рубахе с короткими рукавами..." (Птаха).

6. По какой причине у героя не ладилось с французским языком?

а) трудности с произношением;

б) трудности с правописанием;

в) трудности в переводе.

7. В какое время навалилась страшная тоска по дому?

а) в школе на уроках;

б) когда оставался после уроков один;

в) когда привозили продукты из деревни.

8. Кто "хозяйничал" в игре на деньги?

а) Птаха;

б) Вадик;

в) Тишкин.

9. Почему герой долго не мог себе позволить игру в чику?

а) не было сноровки;

б) не было желания;

в) не было денег.

10. Для чего герою нужно было непременно пить молоко?

а) болел малокровием;

б) для сытости;

в) болел желудок.

Пауза "От имени автора".

(Подготовленный ученик от имени автора рассказывает об истории создания "Уроков французского").

Ученик. Этот рассказ, когда он впервые появился в книжке, помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну. Она купила мою книжку, узнала в авторе меня, а в героине рассказа себя и написала мне. Удивительно, но Лидия МИхайловна, оказывается, не помнит, что она похожим же, как в расказе, образом отправляла мне посылку с макаронами. Я это прекрасно помню и ошибаться не могу: было... Вы уже догадались, очевидно, что это в немалой степени автобиографический рассказ, т.е. такой, где автор описывает события из своей жизни. Для чего он это делает? Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста... Вот так и случилось, что спустя более чем 20 лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной... Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.

Третий тур.

Вопрос классу. Узнай героя: «… правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. Но при всем этом не было видно в её лице жестокости… а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой…» (Лидия Михайловна).

11. Откуда появился в классе парень по прозвищу Птаха?

а) приехал в райцентр учиться, как и наш герой;

б) остался на второй год;

в) появился после долгой болезни.

12. Сколько денег позволял себе выигрывать в чику мальчик?

а) 1 рубль;

б) 5 рублей;

в) 10 рублей.

13. За что избили героя участники игры в чику?

а) хитрил в игре;

б) рано выходил из игры, забрав выигрыш;

в) превзошёл мастерством всех участников игры и уличил их в нечестности.

14. Как герой объяснил учительнице наличие ссадин и синяков на своём лице?

а) упал;

б) дрался;

в) попал в аварию.

15. Каков был голос Лидии Михайловны?

а) высокий и писклявый;

б) грудной и тягучий;

в) мелкий и лёгкий.

Четвёртый тур.

Вопрос классу. Узнай героя: «Он расхаживал перед школьной линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застёгнутый, оттопыривающий тёмный френч двигается самостоятельно, и спрашивал: «Что побудило тебя заниматься этим грязным делом?» (Директор школы Василий Андреевич).

16. Что купила мама на деньги от проданной швейной машины своему сыну?

а) кирзовые сапоги;

б) ботинки;

в) валенки.

17. Почему после драки герой снова идёт на пустырь играть в чику?

а) ему было одиноко и хотелось быть в компании подростков;

б) решил отомстить обидчикам;

в) его гнал голод.

18. По какой причине «хозяин игры» Вадик снова разрешил герою участвовать в игре?

а) ему надоела скучная игра и захотелось пощекотать нервы;

б) не хватало игроков;

в) пожалел голодного ребёнка.

19. Какой «след» на лице героя остался после второй драки?

а) подбитый глаз;

б) вздутая губа;

в) расквашенный нос.

20. Чего больше всего боялся мальчик, когда Лидия Михайловна попросила его остаться после уроков?

а) поведут к директору;

б) выгонят из школы;

в) будут читать нравоучения.

Пауза театральная.

Инсценировка отрывка из рассказа В. Распутина «Уроки французского».

(На сцене за столом сидит учительница, входит мальчик, виновато опустив голову).

Учительница. Ну, а на деньги ты больше не играешь? Или где-нибудь собираетесь в сторонке да поигрываете?

Мальчик. Как же сейчас играть? Снег кругом!

Учительница. А что это была за игра? В чём она заключалась?

Мальчик. Зачем вам?

Учительница. Интересно. Мы в детстве тоже когда-то играли. Вот и хочу знать, та это игра или нет. Расскажи, расскажи, не бойся.

Мальчик. Чего мне бояться? Я могу всё рассказать…

Учительница. Нет, мы играли в «пристенок». Знаешь, что это такое?

Мальчик. Нет.

Учительница (встаёт из-за стола, направляется к стене). Вот, смотри. Я бью монету о стену. Теперь бьёшь ты. Имей в виду, бить надо так, чтобы твоя монета оказалась как можно ближе к моей. Чтобы их можно было замерить, достать пальцами одной руки. Поэтому игра называется «замеряшки». Достанешь – значит выиграл. Бей.

Мальчик. Как же я с вами буду играть?

Учительница. Ну и что? Учительница – так другой человек что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца. Постоянно одёргиваю себя: то нельзя, это нельзя. Иной раз полезно забыть , что ты учительница, - не то сделаешься такой бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьез, понимать, что можешь научить совсем немногому. А я в детстве была отчаянной девчонкой, родители со мной натерпелись. Мне и сейчас часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию. Человек стареет не тогда, когда он живёт до старости, а когда перестаёт быть ребёнком.

Мальчик. Но тогда это будет игра на деньги.

Учительница. Конечно. А что мы с тобой в руках держим? Игру на деньги ничем другим подменить нельзя. Этим она хороша и плоха одновременно. Мы можем договориться о совсем маленькой ставке, а всё равно появится интерес. Неужели боишься?

Мальчик. Вот ещё! Ничего я не боюсь.

Пятый тур.

Вопрос классу. Чьи это слова: «Хи, упал! Это ему Вадик из седьмого класса поднёс. Они на деньги играли, а он стал спорить и заработал. Я же видел. А говорит – упал»? (Тишкина).

21. Каким человеком представлялась рассказчику Лидия Михайловна?

а) человеком необыкновенным, не похожим на всех остальных;

б) простым, заурядным человеком;

в) человеком жестким, требовательным и серьёзным.

22. Чем стали уроки французского языка, когда герой овладел произношением?

а) наказанием;

б) удовольствием;

в) скукой.

23. Куда шли выигранные в «пристенок» деньги?

а) на конфеты;

б) на молоко;

в) на яблоки.

24. Как вела себя учительница во время игры?

а) пыталась подыграть ученику, чтобы выигрыш достался ему;

б) играла честно;

в) жульничала в свою пользу .

Подведение итогов игры.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Интеллектуальная игра по рассказу В. Распутина "Уроки французского".

Автор: Куренева Надежда Петровна

Дата: 04.08.2015

Номер свидетельства: 224310

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Урок-педсовет "Через три дня Лидия Михайловна уехала. Почему?" (по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского") "
    ["seo_title"] => string(117) "urok-piedsoviet-chieriez-tri-dnia-lidiia-mikhailovna-uiekhala-pochiemu-po-rasskazu-v-g-rasputina-uroki-frantsuzskogho"
    ["file_id"] => string(6) "137100"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417270389"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Как научить работать с текстом?"
    ["seo_title"] => string(30) "kak-nauchit-rabotat-s-tiekstom"
    ["file_id"] => string(6) "273334"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452186321"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Как научить работать с текстом?"
    ["seo_title"] => string(32) "kak-nauchit-rabotat-s-tiekstom-1"
    ["file_id"] => string(6) "273335"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452186328"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Работа с текстом в средней школе"
    ["seo_title"] => string(37) "rabota-s-tiekstom-v-sriedniei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "273337"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452186458"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства