Конспект интеллектуальной игры по рассказу В. Распутина
"Уроки французского".
Описание игры.
В каждом туре игры участвуют два человека. За каждый верный ответ получают по 2 балла. В случае затруднения игроки могут использовать одну подсказку "Помощь класса" и одну подсказку "50 на 50". Чтобы определить играющую пару, перед каждым туром задается отборочный вопрос всему классу. Игроки, правильно ответившие на вопрос, и будут участвовать в следующем туре игры.
ХОД ИГРЫ.
Учитель. Писатель Валентин Распутин утверждал: "Писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книга, жизненный опыт воспитывают и укрепляют впоследствии этот дар, но родиться ему следует в детстве".
Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в поселке Усть-Уда, расположенном на берегу Ангары. Когда ему было 4 года, ушёл на фронт его отец. Самым ярким, счастливым событием в жизни ребёнка стало возвращение отца спустя 4 года. В первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошёл в 1944 году. Здесь, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой - всего две полки книг. Чтобы сохранить хотя бы этот "фонд", читать разрешали только в школе. Писатель вспоминает: "Своё знакомство с книгами я начал. с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые".
Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел учиться дальше. Но средняя школа находилась только в районном центре Усть-Уда, а это пятьдесят километров от родной деревни. "Так с 11 лет началась моя самостоятельная жизнь",- писал о 1948 годе В. Распутин в рассказе "Уроки французского". Учиться было сложно: нужно было преодолеть голод, самого себя. Мать раз в неделю передавала с оказией хлеб и картошку, но еды всё равно не хватало. Учился Распутин на совесть, оценки получал только отличные, кроме оценок по французскому языку - не давалось произношение. Именно эти детские переживания легли в основу автобиографического рассказа "Уроки французского".
Первый тур.
Вопрос классу. Узнай героя: ". перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который был впору на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе штанах.".
1. Когда началась самостоятельная жизнь героя?
а) с 11 лет;
б) с 10 лет;
в) с 12 лет.
2. Где ученик 5 класса должен был продолжить учёбу?
а) в деревне;
б) в райцентре;
в) в Иркутске.
3. Для чего весной, когда "пришлось особенно туго", герой глотал сам и заставлять глотать сестрёнку глазки проросшей картошки и зерен овса и ржи?
а) чтобы заглушить чувство голода;
б) чтобы сохранить "посадочный материал";
в) чтобы развести посадки в животе.
4. Почему мать решила отправить своего сына учиться дальше?
а) он хорошо учился и признавался в деревне за грамотея;
б) ей трудно было прокормить троих детей без отца;
в) мальчик был первым из деревни, кто мог учиться в райцентре.
5. Когда особенно односельчане доверялись маленькому грамотею?
а) по вечерам рассказывал истории из книжек;
б) писал письма за неграмотных;
в) проверял выигрыши по облигациям.
Второй тур.
Вопрос классу. Узнай героя: ". был в шапке с подвёрнутыми ушами, сидящей, как и всё на нём, беззаботно и смело; в клетчатой, навыпуск рубахе с короткими рукавами." (Птаха).
6. По какой причине у героя не ладилось с французским языком?
а) трудности с произношением;
б) трудности с правописанием;
в) трудности в переводе.
7. В какое время навалилась страшная тоска по дому?
а) в школе на уроках;
б) когда оставался после уроков один;
в) когда привозили продукты из деревни.
8. Кто "хозяйничал" в игре на деньги?
а) Птаха;
б) Вадик;
в) Тишкин.
9. Почему герой долго не мог себе позволить игру в чику?
а) не было сноровки;
б) не было желания;
в) не было денег.
10. Для чего герою нужно было непременно пить молоко?
а) болел малокровием;
б) для сытости;
в) болел желудок.
Пауза "От имени автора".
(Подготовленный ученик от имени автора рассказывает об истории создания "Уроков французского").
Ученик. Этот рассказ, когда он впервые появился в книжке, помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну. Она купила мою книжку, узнала в авторе меня, а в героине рассказа себя и написала мне. Удивительно, но Лидия МИхайловна, оказывается, не помнит, что она похожим же, как в расказе, образом отправляла мне посылку с макаронами. Я это прекрасно помню и ошибаться не могу: было. Вы уже догадались, очевидно, что это в немалой степени автобиографический рассказ, т.е. такой, где автор описывает события из своей жизни. Для чего он это делает? Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Вот так и случилось, что спустя более чем 20 лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.