kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеллектуальная игра по рассказу В. Распутина "Уроки французского".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект интеллектуальной игры по рассказу В. Распутина

"Уроки французского".

Описание игры.

   В каждом туре игры участвуют два человека. За каждый верный ответ получают по 2 балла. В случае затруднения игроки могут использовать одну подсказку "Помощь класса" и одну подсказку "50 на 50". Чтобы определить играющую пару, перед каждым туром задается отборочный вопрос всему классу. Игроки, правильно ответившие на вопрос, и будут участвовать в следующем туре игры.

ХОД ИГРЫ.

Учитель. Писатель Валентин Распутин утверждал:  "Писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книга, жизненный опыт воспитывают и укрепляют впоследствии этот дар, но родиться ему следует в детстве".

   Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в поселке Усть-Уда, расположенном на берегу Ангары. Когда ему было 4 года, ушёл на фронт его отец. Самым ярким, счастливым событием в жизни ребёнка стало возвращение отца спустя 4 года. В первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошёл в 1944 году. Здесь, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой - всего две полки книг. Чтобы сохранить хотя бы этот "фонд", читать разрешали только в школе. Писатель вспоминает: "Своё знакомство с книгами я начал. с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые".

    Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел учиться дальше. Но средняя школа находилась только в районном центре Усть-Уда, а это пятьдесят километров от родной деревни. "Так с 11 лет началась моя самостоятельная жизнь",- писал о 1948 годе В. Распутин в рассказе "Уроки французского". Учиться было сложно: нужно было преодолеть голод, самого себя. Мать раз в неделю передавала с оказией хлеб и картошку, но еды всё равно не хватало. Учился Распутин на совесть, оценки получал только отличные, кроме оценок по французскому языку - не давалось произношение. Именно эти детские переживания легли в основу автобиографического рассказа "Уроки французского".

Первый тур.

Вопрос классу.  Узнай героя:  ". перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который был впору на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе штанах.".

1. Когда началась самостоятельная жизнь героя?

а) с 11 лет;

б) с 10 лет;

в) с 12 лет.

2. Где ученик 5 класса должен был продолжить учёбу?

а) в деревне;

б) в райцентре;

в) в Иркутске.

3. Для чего весной, когда "пришлось особенно туго", герой глотал сам и заставлять глотать сестрёнку глазки проросшей картошки и зерен овса и ржи?

а) чтобы заглушить чувство голода;

б) чтобы сохранить "посадочный материал";

в) чтобы развести посадки в животе.

4. Почему мать решила отправить своего сына учиться дальше?

а) он хорошо учился и признавался в деревне за грамотея;

б) ей трудно было прокормить троих детей без отца;

в) мальчик был первым из деревни, кто мог учиться в райцентре.

5. Когда особенно односельчане доверялись маленькому грамотею?

а) по вечерам рассказывал истории из книжек;

б) писал письма за неграмотных;

в) проверял выигрыши по облигациям.

Второй тур.

Вопрос классу. Узнай героя:  ". был в шапке с подвёрнутыми ушами, сидящей, как и всё на нём, беззаботно и смело; в клетчатой, навыпуск рубахе с короткими рукавами." (Птаха).

6. По какой причине у героя не ладилось с французским языком?

а) трудности с произношением;

б) трудности с правописанием;

в) трудности в переводе.

7. В какое время навалилась страшная тоска по дому?

а) в школе на уроках;

б) когда оставался после уроков один;

в) когда привозили продукты из деревни.

8. Кто "хозяйничал" в игре на деньги?

а) Птаха;

б) Вадик;

в) Тишкин.

9. Почему герой долго не мог себе позволить игру в чику?

а) не было сноровки;

б) не было желания;

в) не было денег.

10. Для чего герою нужно было непременно пить молоко?

а) болел малокровием;

б) для сытости;

в) болел желудок.

   Пауза "От имени автора".

(Подготовленный ученик от имени автора рассказывает об истории создания "Уроков французского").

   Ученик. Этот рассказ, когда он впервые появился в книжке, помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну. Она купила мою книжку, узнала в авторе меня, а в героине рассказа себя и написала мне. Удивительно, но Лидия МИхайловна, оказывается, не помнит, что она похожим же, как в расказе, образом отправляла мне посылку с макаронами.  Я это прекрасно помню и ошибаться не могу: было. Вы уже догадались, очевидно, что это в немалой степени автобиографический рассказ, т.е. такой, где автор описывает события из своей жизни. Для чего он это делает? Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Вот так и случилось, что спустя более чем 20 лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра по рассказу В. Распутина "Уроки французского". »

Конспект интеллектуальной игры по рассказу В. Распутина

"Уроки французского".

Описание игры.

В каждом туре игры участвуют два человека. За каждый верный ответ получают по 2 балла. В случае затруднения игроки могут использовать одну подсказку "Помощь класса" и одну подсказку "50 на 50". Чтобы определить играющую пару, перед каждым туром задается отборочный вопрос всему классу. Игроки, правильно ответившие на вопрос, и будут участвовать в следующем туре игры.

ХОД ИГРЫ.

Учитель. Писатель Валентин Распутин утверждал: "Писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книга, жизненный опыт воспитывают и укрепляют впоследствии этот дар, но родиться ему следует в детстве".

Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в поселке Усть-Уда, расположенном на берегу Ангары. Когда ему было 4 года, ушёл на фронт его отец. Самым ярким, счастливым событием в жизни ребёнка стало возвращение отца спустя 4 года. В первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошёл в 1944 году. Здесь, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой - всего две полки книг. Чтобы сохранить хотя бы этот "фонд", читать разрешали только в школе. Писатель вспоминает: "Своё знакомство с книгами я начал... с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые".

Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел учиться дальше. Но средняя школа находилась только в районном центре Усть-Уда, а это пятьдесят километров от родной деревни. "Так с 11 лет началась моя самостоятельная жизнь",- писал о 1948 годе В. Распутин в рассказе "Уроки французского". Учиться было сложно: нужно было преодолеть голод, самого себя. Мать раз в неделю передавала с оказией хлеб и картошку, но еды всё равно не хватало. Учился Распутин на совесть, оценки получал только отличные, кроме оценок по французскому языку - не давалось произношение. Именно эти детские переживания легли в основу автобиографического рассказа "Уроки французского".

Первый тур.

Вопрос классу. Узнай героя: "... перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который был впору на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе штанах...".

1. Когда началась самостоятельная жизнь героя?

а) с 11 лет;

б) с 10 лет;

в) с 12 лет.

2. Где ученик 5 класса должен был продолжить учёбу?

а) в деревне;

б) в райцентре;

в) в Иркутске.

3. Для чего весной, когда "пришлось особенно туго", герой глотал сам и заставлять глотать сестрёнку глазки проросшей картошки и зерен овса и ржи?

а) чтобы заглушить чувство голода;

б) чтобы сохранить "посадочный материал";

в) чтобы развести посадки в животе.

4. Почему мать решила отправить своего сына учиться дальше?

а) он хорошо учился и признавался в деревне за грамотея;

б) ей трудно было прокормить троих детей без отца;

в) мальчик был первым из деревни, кто мог учиться в райцентре.

5. Когда особенно односельчане доверялись маленькому грамотею?

а) по вечерам рассказывал истории из книжек;

б) писал письма за неграмотных;

в) проверял выигрыши по облигациям.

Второй тур.

Вопрос классу. Узнай героя: "... был в шапке с подвёрнутыми ушами, сидящей, как и всё на нём, беззаботно и смело; в клетчатой, навыпуск рубахе с короткими рукавами..." (Птаха).

6. По какой причине у героя не ладилось с французским языком?

а) трудности с произношением;

б) трудности с правописанием;

в) трудности в переводе.

7. В какое время навалилась страшная тоска по дому?

а) в школе на уроках;

б) когда оставался после уроков один;

в) когда привозили продукты из деревни.

8. Кто "хозяйничал" в игре на деньги?

а) Птаха;

б) Вадик;

в) Тишкин.

9. Почему герой долго не мог себе позволить игру в чику?

а) не было сноровки;

б) не было желания;

в) не было денег.

10. Для чего герою нужно было непременно пить молоко?

а) болел малокровием;

б) для сытости;

в) болел желудок.

Пауза "От имени автора".

(Подготовленный ученик от имени автора рассказывает об истории создания "Уроков французского").

Ученик. Этот рассказ, когда он впервые появился в книжке, помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну. Она купила мою книжку, узнала в авторе меня, а в героине рассказа себя и написала мне. Удивительно, но Лидия МИхайловна, оказывается, не помнит, что она похожим же, как в расказе, образом отправляла мне посылку с макаронами. Я это прекрасно помню и ошибаться не могу: было... Вы уже догадались, очевидно, что это в немалой степени автобиографический рассказ, т.е. такой, где автор описывает события из своей жизни. Для чего он это делает? Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста... Вот так и случилось, что спустя более чем 20 лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной... Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.

Третий тур.

Вопрос классу. Узнай героя: «… правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. Но при всем этом не было видно в её лице жестокости… а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой…» (Лидия Михайловна).

11. Откуда появился в классе парень по прозвищу Птаха?

а) приехал в райцентр учиться, как и наш герой;

б) остался на второй год;

в) появился после долгой болезни.

12. Сколько денег позволял себе выигрывать в чику мальчик?

а) 1 рубль;

б) 5 рублей;

в) 10 рублей.

13. За что избили героя участники игры в чику?

а) хитрил в игре;

б) рано выходил из игры, забрав выигрыш;

в) превзошёл мастерством всех участников игры и уличил их в нечестности.

14. Как герой объяснил учительнице наличие ссадин и синяков на своём лице?

а) упал;

б) дрался;

в) попал в аварию.

15. Каков был голос Лидии Михайловны?

а) высокий и писклявый;

б) грудной и тягучий;

в) мелкий и лёгкий.

Четвёртый тур.

Вопрос классу. Узнай героя: «Он расхаживал перед школьной линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застёгнутый, оттопыривающий тёмный френч двигается самостоятельно, и спрашивал: «Что побудило тебя заниматься этим грязным делом?» (Директор школы Василий Андреевич).

16. Что купила мама на деньги от проданной швейной машины своему сыну?

а) кирзовые сапоги;

б) ботинки;

в) валенки.

17. Почему после драки герой снова идёт на пустырь играть в чику?

а) ему было одиноко и хотелось быть в компании подростков;

б) решил отомстить обидчикам;

в) его гнал голод.

18. По какой причине «хозяин игры» Вадик снова разрешил герою участвовать в игре?

а) ему надоела скучная игра и захотелось пощекотать нервы;

б) не хватало игроков;

в) пожалел голодного ребёнка.

19. Какой «след» на лице героя остался после второй драки?

а) подбитый глаз;

б) вздутая губа;

в) расквашенный нос.

20. Чего больше всего боялся мальчик, когда Лидия Михайловна попросила его остаться после уроков?

а) поведут к директору;

б) выгонят из школы;

в) будут читать нравоучения.

Пауза театральная.

Инсценировка отрывка из рассказа В. Распутина «Уроки французского».

(На сцене за столом сидит учительница, входит мальчик, виновато опустив голову).

Учительница. Ну, а на деньги ты больше не играешь? Или где-нибудь собираетесь в сторонке да поигрываете?

Мальчик. Как же сейчас играть? Снег кругом!

Учительница. А что это была за игра? В чём она заключалась?

Мальчик. Зачем вам?

Учительница. Интересно. Мы в детстве тоже когда-то играли. Вот и хочу знать, та это игра или нет. Расскажи, расскажи, не бойся.

Мальчик. Чего мне бояться? Я могу всё рассказать…

Учительница. Нет, мы играли в «пристенок». Знаешь, что это такое?

Мальчик. Нет.

Учительница (встаёт из-за стола, направляется к стене). Вот, смотри. Я бью монету о стену. Теперь бьёшь ты. Имей в виду, бить надо так, чтобы твоя монета оказалась как можно ближе к моей. Чтобы их можно было замерить, достать пальцами одной руки. Поэтому игра называется «замеряшки». Достанешь – значит выиграл. Бей.

Мальчик. Как же я с вами буду играть?

Учительница. Ну и что? Учительница – так другой человек что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца. Постоянно одёргиваю себя: то нельзя, это нельзя. Иной раз полезно забыть , что ты учительница, - не то сделаешься такой бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьез, понимать, что можешь научить совсем немногому. А я в детстве была отчаянной девчонкой, родители со мной натерпелись. Мне и сейчас часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию. Человек стареет не тогда, когда он живёт до старости, а когда перестаёт быть ребёнком.

Мальчик. Но тогда это будет игра на деньги.

Учительница. Конечно. А что мы с тобой в руках держим? Игру на деньги ничем другим подменить нельзя. Этим она хороша и плоха одновременно. Мы можем договориться о совсем маленькой ставке, а всё равно появится интерес. Неужели боишься?

Мальчик. Вот ещё! Ничего я не боюсь.

Пятый тур.

Вопрос классу. Чьи это слова: «Хи, упал! Это ему Вадик из седьмого класса поднёс. Они на деньги играли, а он стал спорить и заработал. Я же видел. А говорит – упал»? (Тишкина).

21. Каким человеком представлялась рассказчику Лидия Михайловна?

а) человеком необыкновенным, не похожим на всех остальных;

б) простым, заурядным человеком;

в) человеком жестким, требовательным и серьёзным.

22. Чем стали уроки французского языка, когда герой овладел произношением?

а) наказанием;

б) удовольствием;

в) скукой.

23. Куда шли выигранные в «пристенок» деньги?

а) на конфеты;

б) на молоко;

в) на яблоки.

24. Как вела себя учительница во время игры?

а) пыталась подыграть ученику, чтобы выигрыш достался ему;

б) играла честно;

в) жульничала в свою пользу .

Подведение итогов игры.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Интеллектуальная игра по рассказу В. Распутина "Уроки французского".

Автор: Куренева Надежда Петровна

Дата: 04.08.2015

Номер свидетельства: 224310

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Урок-педсовет "Через три дня Лидия Михайловна уехала. Почему?" (по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского") "
    ["seo_title"] => string(117) "urok-piedsoviet-chieriez-tri-dnia-lidiia-mikhailovna-uiekhala-pochiemu-po-rasskazu-v-g-rasputina-uroki-frantsuzskogho"
    ["file_id"] => string(6) "137100"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417270389"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Как научить работать с текстом?"
    ["seo_title"] => string(30) "kak-nauchit-rabotat-s-tiekstom"
    ["file_id"] => string(6) "273334"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452186321"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Как научить работать с текстом?"
    ["seo_title"] => string(32) "kak-nauchit-rabotat-s-tiekstom-1"
    ["file_id"] => string(6) "273335"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452186328"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Работа с текстом в средней школе"
    ["seo_title"] => string(37) "rabota-s-tiekstom-v-sriedniei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "273337"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452186458"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства