kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения Война и дети

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения в 8 классе

«Война и дети»

(по повести  «Иван» В.О.Богомолова)

Учитель русского языка и литературы:

Трушкова Т.А., март 2015 г.

Предмет:  Литература

Тема:  Война и дети (по повести В.О.Богомолова «Иван»).

Тип урока: урок внеклассного чтения

Цели деятельности учителя:

-пробудить интерес к литературе о войне через обсуждение повести  В. О. Богомолова «Иван»;

-показать своеобразие главного героя повести, его духовные и нравственные качества;

-воспитывать чувство патриотизма у учащихся.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения:

-уметь воспринимать и анализировать литературное  произведение (определять тему, идею, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в произведении)

Метапредметные УУД:

Личностные:

-вырабатывает учебную мотивацию;

-понимает смысл получаемых знаний;

-оценивает усваиваемое содержание, обеспечивающее личный моральный выбор

Регулятивные:

-планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно )необходимые действия;

-прилагает усилия для преодоления препятствий;

-оценивает собственную деятельность

Познавательные:

-осознаёт познавательную задачу;

-самостоятельно находит нужную информацию;

-читает, слушает, рассуждает

Коммуникативные :

-строит небольшие монологические высказывания;

- осуществляет совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Техническое оснащение и наглядность:

Выставка книг о Великой Отечественной войне,  портрет В.О.Богомолова,

мультимедийная  установка, компьютер, интернет,      презентация Power Point,

файлы в формате mp3,mp 4

Методы: частично- поисковый; продуктивный, словесный, наглядный, познавательный, социальный, эмоциональный

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения Война и дети »

МОУ Буреполомская СОШ

Тоншаевского района Нижегородской области






Урок внеклассного чтения в 8 классе

«Война и дети»

(по повести «Иван» В.О.Богомолова)








Учитель русского языка и литературы:

Трушкова Т.А., март 2015 г.

Предмет: Литература

Тема: Война и дети (по повести В.О.Богомолова «Иван»).

Тип урока: урок внеклассного чтения

Цели деятельности учителя:

-пробудить интерес к литературе о войне через обсуждение повести В. О. Богомолова «Иван»;

-показать своеобразие главного героя повести, его духовные и нравственные качества;

-воспитывать чувство патриотизма у учащихся.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения:

-уметь воспринимать и анализировать литературное произведение (определять тему, идею, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в произведении)

Метапредметные УУД:

Личностные:

-вырабатывает учебную мотивацию;

-понимает смысл получаемых знаний;

-оценивает усваиваемое содержание, обеспечивающее личный моральный выбор

Регулятивные:

-планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно )необходимые действия;

-прилагает усилия для преодоления препятствий;

-оценивает собственную деятельность

Познавательные:

-осознаёт познавательную задачу;

-самостоятельно находит нужную информацию;

-читает, слушает, рассуждает

Коммуникативные :

-строит небольшие монологические высказывания;

- осуществляет совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Техническое оснащение и наглядность:

Выставка книг о Великой Отечественной войне, портрет В.О.Богомолова,

мультимедийная установка, компьютер, интернет, презентация Power Point,

файлы в формате mp3,mp 4

Методы: частично- поисковый; продуктивный, словесный, наглядный, познавательный, социальный, эмоциональный

Зачем ты, война, у мальчишек

их детство украла,

и синее небо, и запах простого цветка?

В.Рыдкевич

Ход урока

I.Организационный этап.

II.Мотивация к учебной деятельности.

Выразительное чтение учителем стихотворения Сергея Михалкова «Десятилетний человек»:

Крест-накрест синие полоски

На окнах съежившихся хат.

Родные тонкие березки

Тревожно смотрят на закат.


И пес на теплом пепелище,

До глаз испачканный в золе.

Он целый день кого-то ищет

И не находит на селе…


Накинув старый зипунишко,

По огородам, без дорог,

Спешит, торопится парнишка

По солнцу – прямо на восток.


Никто в далекую дорогу

Его теплее не одел,

Никто не обнял у порога

И вслед ему не поглядел.


В нетопленой, разбитой бане

Ночь скоротавши, как зверек,

Как долго он своим дыханьем

Озябших рук согреть не мог!


Но по щеке его ни разу

Не проложила путь слеза.

Должно быть, слишком много сразу

Увидели его глаза.


Все видевший, на все готовый,

По грудь проваливаясь в снег,

Бежал к своим русоголовый

Десятилетний человек.


Он знал, что где-то недалече,

Быть может, вон за той горой,

Его, как друга, в темный вечер

Окликнет русский часовой.


И он, прижавшийся к шинели,

Родные слыша голоса,

Расскажет все, на что глядели

Его недетские глаза.


-Какие эмоции вызывает у вас это стихотворение?

(Примерные ответы: -Сердце сжимается от боли за мальчика, ведь он ещё маленький;- Война разрушила дом, наверное, родные мальчика погибли, очень его жаль; -Жаль и пса :выживет ли он теперь; -Страшно: дойдёт ли ребёнок до своих? -Дойдёт, так как он смелый парнишка)

Какое слово непонятно? (Зипунишко)

Поиски информации в интернетеиндивидуальное задание: работа со словарём

( зипун- а/; м. см. тж. зипунишко, зипунок, зипунчик Старинная верхняя крестьянская одежда в виде кафтана без воротника, обычно из грубого самодельного сукна. На нём был оборванный зипу/н. Казак в сером зипуне )

-Почему, как вы считаете, я прочитала вам именно это произведение?

(сегодня мы будем говорить о Великой Отечественной войне )

III.Формулирование темы урока , постановка целей

-Попробуйте сформулировать задачи нашего занятия…

(-обсудить повесть Богомолова «Иван»; поговорить о главном герое, его характере, о детях на войне)

-Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

-Чему бы вы хотели научиться сегодня? Что узнать?

(-хочу научиться анализировать произведение, находить главное;

-хочу научиться быть смелым, отважным; -хочу узнать побольше о войне, о том, как воевали и дети ,и взрослые …)

IV.Работа с текстом произведения

   1.Слово учителя.

Страшные годы войны. Люди гибли на фронте, в тылу, в концлагерях, погибали старые и молодые, мужчины и женщиныОдна из повестей С.А.Алексиевич называется: «У войны не женское лицо». Да, не женское. И тем более не детское. Но страшными сапогами войны было затоптано безоружное, слабое детство.

И не важно, на чьей территории. Во время Второй мировой войны на земле погибло около 13 миллионов детей!

2.Презентация «Дети войны» -автор: Вихарева Д.

3.Беседа.Поиск и выбор важной информации и обмен ею между учащимися.

-Вы прочитали повесть Владимира Осиповича Богомолова «Иван» о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Какие чувства вызвала у вас повесть?
(-Боль за исковерканную войной судьбу, -боль за несостоявшееся завтра,
 -боль за то, что юные Иваны навсегда остались за огненной чертой,
-повесть заставила задуматься о жестокости той войны, -захотелось непременно почитать что-то еще на военную тему ).
-Это, конечно же, заслуга автора, Владимира Богомолова. Послушайте сообщение вашего одноклассника о писателе

Владимир Осипович Богомолов родился в 1926 году в подмосковной деревне Кирилловке, где воспитывался у бабушки и деда до десятилетнего возраста. В 1936 году, после смерти деда, мать взяла его в Москву. Началась война. После окончания семилетки, прибавив себе возраст, он попал в действующую армию.

Был рядовым, командиром отделения, командиром взвода - стрелкового, автоматчиков, пешей разведки. Воевал на Украине, в Белоруссии, Польше, Германии и Маньчжурии. После окончания Великой Отечественной войны служил в армии - на Дальнем Востоке и снова в Германии. Стал профессиональным военным .На фронте был ранен, имеет боевые награды. После войны он занялся литературным трудом. Творчество Владимира Богомолова посвящено военной юности. Дебютировал в 1958 году повестью « Иван», которая сразу принесла ему известность и переведена более чем на 40 языков, а в 1997 году вышла 217 ее публикация.. По этой повести Андрей Тарковский снял фильм «Иваново детство». Одна за одной выходили его литературные миниатюры, связанные с темой войны. Повесть «Зося», а в 1974 году роман «В августе сорок четвертого», названный автором впоследствии «Момент истины» и ставший одним из популярнейших произведений о Великой Отечественной войне.

Награды писателя

В 1984 году был награжден Орденом Трудового Красного Знамени, от присутствия на вручении отказался.

В 2001 году награжден премией «Новой газеты» им. А. Синявского «За достойное творческое поведение в литературе», от вручения отказался.

В том же 2001 г. Владимиру Богомолову присуждена Премия имени разведчика Николая Кузнецова, от вручения отказался. В 2003 году награждён Дипломом и медалью ЮНЕСКО «За выдающийся вклад в мировую литературу» за «гуманизацию жестокого военного ремесла».

В январе 2004 года в Москве оборвалась жизнь писателя Владимира Осиповича Богомолова.

- Подумайте и ответьте, почему у этого мальчика, еще ребенка, такое взрослое, строгое имя – Иван? И повесть называется не «Ванюша», не «Ваня» - «Иван».

(Да, иначе этого мальчика и не назовешь: так много выпало на его долю взрослых, мужских дел и обязанностей. Он, несмотря на свои 12 лет, уже защитник Отечества.)

- От чьего лица ведется повествование? Почему ему автор поручает рассказ о герое?

(От имени Гальцева. Очевидно, в облике этого героя повести «Иван» многое - от самого автора. Он рассказывает о войне так правдиво, чтобы те , кто вернулся и не вернулся, не смогли упрекнуть его в неправде.)

-Найдите описание Ивана в самом начале рассказа? ( «Он был … узкоплечий, с тонкими ногами и руками, на вид не более десяти – одиннадцати лет, хотя по лицу, угрюмому, не по-детски сосредоточенному, с морщинками на выпуклом лбу, ему можно было дать… и все тринадцать».)

-Как вы думаете, случайно ли автор представляет главного героя маленьким щуплым мальчиком? (Не случайно, таким образом, Богомолов, пользуясь приемом контраста, хотел подчеркнуть его сильный характер)

- Докажите, что характер у него непростой – «парень с норовом»? («…держался он независимо, говорил же со мной уверенно и даже властно: он не просил, а требовал. Угрюмый, не по-детски сосредоточенный и настороженный…»

-С чем связано такое поведение? (он служил в разведке, возвратился с «другой стороны», переплыв Днепр, выполнив опасное задание; он не считал нужным объяснять свое появление – был недоверчив и осторожен )

-Давайте по тексту найдем с вами описание Ивана, его взгляда, его глаз, подчеркивающее его внутреннее состояние («в его взгляде, в выражении измученного, с плотно сжатыми, посиневшими губами лица чувствовалось какое-то внутреннее напряжение и, как мне показалось, недоверие и неприязнь»; «поглядывая исподлобья настороженно и отчужденно»; «зверовато сверкнув зелеными, как у кошки, глазами»; «взглянул холодно и отчужденно» )

-спустя несколько дней после знакомства с Гальцевым («сегодня он неузнаваем: разговорчив, то и дело улыбается, смотрит на меня приветливо и обращается ко мне на «ты»
-
«маленький? А ты в лагере смерти был? – вдруг спрашивает он; глаза его вспыхивают лютой, недетской ненавистью, крохотная верхняя губа подергивается»)

-перед заданием: («на лице у мальчика снова то выражение недетской сосредоточенности и внутреннего напряжения, как и шесть дней назад, когда он впервые появился у меня в землянке»;)

-Расскажите, какие боевые задания выполнял Иван? Как вы оцениваете работу маленького разведчика?

(Иван делал то, что взрослым было не под силу: он мог проникать далеко в тыл противника, находиться там по десять дней, прикидываясь бездомным побирушкой, и выяснять, какие немецкие части стоят, сколько солдат и каково количество орудий. Чтобы не вызвать подозрений у немцев, он ничего не записывал, а завертывал в носовой платок зернышки пшеницы и ржи, семечки подсолнуха и хвою, чтобы, перебравшись к своим, сделать и записать необходимые подсчеты. Это был очень умный и находчивый мальчик, смелый и решительный, ведь он оказывался один

среди фашистов, которых ненавидел. Добывая ценные сведения, Иван понимал, что приносит пользу. Он должен был притворяться бедным и несчастным, чтобы вызывать у фашистов жалость. Это для Ивана было, наверное, самое трудное, ведь он был таким гордым. Но он не мог выдать своей ненависти.

- Катасонов говорит о нём: "Ему ненависть душу жжёт".Объясните причины этой ненависти (- Отец Ивана, пограничник, погиб в первый день войны. -Сестрёнка была убита на руках мальчика во время отступления. –Мать пропала.- Иван был в партизанах, в лагере смерти Тростянце, был ранен).

-Почему Иван не хотел уходить в тыл, ему предлагали учиться в суворовском училище, как он аргументировал отказ? «Офицером стать я еще успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало».)

- Что вы увидели в Иване детского, а что взрослого?
(Детского – по - ребячьи просит Холина пошевелить ушами, любит журналы с картинками, просит самодельную финку, играет в войну.
Взрослого - требовал, чтобы о нём сообщили, на полене переплыл Днепр, когда температура воды не больше + 5 градусов, вспышки ракет, пулемётные очереди,
точно изложил в донесении о количестве пушек, танков, боевых укреплений
, именно этого взрослого Ивана посылают в разведку. Он сосредоточен, внутренне напряжён)
- Попробуйте по деталям текста представить и сформулировать задание, которое должен был выполнить Иван.
(Приказ – задание : ночью на лодке переправиться через Днепр. Спрятать лодку в кустах.
Идти кромкой берега вверх по течению 600 метров до оврага. Низ оврага заминирован, поэтому идти у самого края. Переждать патруль. Не оставлять следов на глине оврага, двигаться чаще ползком. До рассвета пройти около 20 км. Всего более 59 км.)
- Задание трудное.  Какие непредвиденные препятствия встретились на пути?
(Дождь, перешедший в снег. Ледяная одежда, в которой надо идти всю ночь.
Преждевременное появление патруля. Смерть Катасонова).
- Докажите, что люди, посылавшие Ивана в разведку сделали всё, чтобы уберечь его от опасности. (Катасонов и Холин несколько дней изучали вражеский берег,
 предусмотрели каждую мелочь в одежде и снаряжении Ивана, продумали артиллерийское прикрытие, в ночной операции участвуют около 200 тысяч человек, чтобы прошёл один!)

-  Мы не знаем, что пришлось пережить Ивану, но известно, что он выполнил задание. Последняя страница повести - последнее известие о трагической судьбе Ивана.  Перечитаем документ очень внимательно, подумаем, что пришлось испытать мальчику в свои последние дни.
( Обмороженные, поражённые гангреной пальцы. Гангрена - омертвение тканей организма, сопровождающееся их гниением. Часами лежал на снегу. Ночевал в промороженных сараях. Оказывал яростное сопротивление при аресте - только двое взрослых сильных мужчин смогли его доставить в полицию. В течение 4 суток Ивана допрашивали "тщательно и со всей строгостью" трое фашистов. За четверо суток ни одного показания, даже имя арестованного фашисты узнали от местной жительницы).
- Почему имя "Иван" в донесении взято в кавычки?
(Фашисты сомневались в подлинности имени, Иван - традиционное русское имя,
 Иванами называли фашисты всех защитников русской земли, имя Иван стало нарицательным). Юный разведчик стал олицетворением всего советского народа.
-В документах тайной полевой полиции была фотография Ивана:

(«я узнал его сразу по большим, широко расставленным глазам… Он смотрел исподлобья, сбычась, как тогда, при первой нашей встрече в землянке на берегу Днепра». )

-Был ли он отмечен наградами? ( Да, Орденом Отечественной войны и медалью «За Отвагу» )

4.Обобщение.

- Сформулируйте основную мысль рассказа.( (Война - это не место для детей. Судьба Ивана - свидетельство ужаса, трагичности, бесчеловечности войны).

А вот что пишет сам автор:"Главное для меня в "Иване" - это гражданственность, неприятие человеком (в данном случае 12 - летним мальчиком) зла и несправедливости, изображение ненависти ребёнка к немецким захватчикам и его самого активного противодействия".

-Перед вами, ребята, прошла короткая жизнь русского мальчика, разведчика из Гомеля Ивана Буслова, человека, который в тяжелую военную годину наравне со взрослыми встал на защиту Отечества. И мы сегодня склоняем головы перед его подвигом.

-Расскажите, в чем же заключается секрет того, что книга Богомолова производит на читателя такое незабываемое впечатление?

( В правде. Полной правде, без приукрашивания или утайки, - о том, что война безжалостна и бесчеловечна. Это рассказ о детях войны, о том, как жизнь заставляла их взрослеть не по годам, о том, как складывался их характер, чем были наполнены их сердца и души – ненавистью к фашистам. Но суровые строки рассказа рождают в сердце и щемящую боль за исковерканную войной судьбу, несостоявшееся «завтра», за то, что юные Иваны навсегда остались за огненной чертой. Автор хочет, чтобы все мы, живущие в мирное время, сильнее ощутили, как много мужества и духовной стойкости потребовала от человека война, какую бездну горя она принесла миру ).

-Совсем скоро мы будем праздновать 70-летие со дня победы над фашизмом.

Давайте почтим минутой молчания всех, кто ценой своей жизни подарил нам МИР!

( видео «Минута молчания»)

-Человечество вступило в новое столетие. Каким оно будет? Удастся ли поставить заслон бесчеловечности, насилию? Наверно, во многом это зависит от нас, от нашего умения договориться, жить по правилам, относиться друг другу гуманно даже в условиях самого жестокого противостояния. 
А сейчас посмотрите клип "Дети против войны",который сделали дети из города Кирова. Слова и музыку песни написали брат и сестра 9 и 12 лет. Клип стал призёром Первого Международного Открытого Фестиваля программ и фильмов школьных телестудий стран СНГ и Балтии "Мир Глазами Детей" Марии Карпинской - первого детского СМИ фестиваля. ( смотрим клип)

V.Подведение итогов урока.

-Итак, вы ставили перед собой задачи. Как вы считаете, всё ли у нас с вами получилось? (Мы слушали стихи, песни, смотрели презентацию, видео, вчитывались в текст, обсуждали многое, и повесть стала нам понятнее, а герои ближе)

VI. Рефлексия.
Продолжите фразу: "Сегодня на уроке я ..." (звучит песня «Я вернусь победителем»)

VII. Домашнее задание.

Написать сочинение (на выбор):

1. Если бы мне удалось встретиться с Иваном…

2. Война в судьбе моих родных.

3. Почему 9 Мая я принесу цветы к подножию памятника ?

И ещё. Посмотрите фильм Андрея Тарковского «Иваново детство»-не пожалеете! Будет

возможность ещё о многом поговорить…

"В Ивановом детстве я пытался анализировать состояние человека, на которого воздействует война. Если человек разрушается, то происходит нарушение логического развития, особенно, когда это касается психики ребенка. Герой фильма сразу представился мне как характер разрушенный, сдвинутый войной. Бесконечно много, все что свойственно возрасту Ивана, безвозвратно ушло из его жизни. А за счет всего потерянного – приобретенное, как злой дар войны, сконцентрировалось в нем и напряглось"(А.Тарковский)


Чтение учащихся стихотворения С.Щипачева «Павшим».

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни,

Не потому ли я живу,

Что умерли они.

Чем им обязан – знаю я,

И пусть не только стих,

Достойна будет жизнь моя

Солдатской смерти их.


СПАСИБО ВСЕМ!!! Удачной работы над сочинением !

Литература:

1.Урок литературы в свете требований ФГОС. Статья Зуенко В.Н.

2.«УУД на уроках литературы».Курленко Г. П.

3.Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС. Евгения Старостенко

4. Клип «Дети против войны» ,г.Киров

http://crabme.pp.ua/video/ofefhuqktTu/deti-protiv-vojny-prizyor-pervogo-detskogo-kinofestivalya-ma.html

5. Песни о войне

http://tsvetyzhizni.ru/detskie-pesni-2/vals-pobedy-pesni-o-vojne-dlya-detej.html









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок внеклассного чтения Война и дети

Автор: Трушкова Татьяна Алексеевна

Дата: 22.03.2015

Номер свидетельства: 189954

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "урок внеклассного чтения " Каким ты был, мой ровесник, в годы войны?" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-vnieklassnogho-chtieniia-kakim-ty-byl-moi-roviesnik-v-ghody-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "150390"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420472801"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Урок внеклассного чтения "Эхо войны. Рассказ Б. Ефимова "Ночь исцеления" "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-vnieklassnogho-chtieniia-ekho-voiny-rasskaz-b-iefimova-noch-istsielieniia"
    ["file_id"] => string(6) "117463"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412791479"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Урок внеклассного чтения «Это надо живым...» (по книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо...») "
    ["seo_title"] => string(101) "urok-vnieklassnogho-chtieniia-eto-nado-zhivym-po-knighie-s-alieksiievich-u-voiny-nie-zhienskoie-litso"
    ["file_id"] => string(6) "123093"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414414656"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Методическая разработка на тему «Использование кейс-технологий на уроках внеклассного чтения во 2 классе» "
    ["seo_title"] => string(120) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-ispol-zovaniie-kieis-tiekhnologhii-na-urokakh-vnieklassnogho-chtieniia-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "207740"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430635201"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Урок внеклассного чтения по произведениям забайкальского писателя Бориса Макарова "Зерна надежды" "
    ["seo_title"] => string(109) "urok-vnieklassnogho-chtieniia-po-proizviedieniiam-zabaikal-skogho-pisatielia-borisa-makarova-zierna-nadiezhdy"
    ["file_id"] => string(6) "231314"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442468681"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства