kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения "Эхо войны. Рассказ Б. Ефимова "Ночь исцеления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гацкая Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы, школа №20,

город Подольск Московской области

 

 

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ

 

ТЕМА: Эхо войны. Рассказ Б.Ефимова «Ночь исцеления»

ЦЕЛЬ:

Обучающие:

- познакомить учащихся с основными приемами анализа мотивов в художественном произведении;

- углубить представление учеников о характере героя, данном в развитии;

- показать роль художественной детали в произведении.

Воспитательные:

- воспитание гуманного отношения к страдающему человеку.

Развивающие:

- словарная работа над новыми словами;

- составление устного рассказа об услышанном;

- коммуникативная деятельность в ходе выполнения групповой исследовательской работы.

 

ХОД УРОКА:

  1. Вступительное слово учителя. Учитель говорит о тех произведениях, в которых о войне говорится не напрямую, а косвенно. (Например, таких как «Уроки французского» В. Распутина, «Третий в пятом ряду» А. Алексина, «Реликвия» Ю. Яковлева).
  2. Выявление восприятия и постановка задачи.
  3. Беседа:

- Определите тему произведения. Какие проблемы затронуты в нем? (На доске делаются соответствующие записи. Учитель пока оставляет предложенное учащимися без комментариев. Однако в конце урока он снова обратит внимание учеников на эти записи.)

- Кого бы вы назвали главным героем рассказа? Почему? (Учителю необходимо по возможности выявить различные точки зрения.)

- Чтобы убедиться, что ваши определения темы произведения, его проблематики, главного героя рассказа верны, обратимся к тексту. Затем снова вернемся к записям и либо оставим их без изменения, либо внесем необходимые уточнения.

4. Аналитическая работа по тексту.

- Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука? («А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме…», «И снова баба Дуня осталась одна, но то было не одиночество…». По этим фразам можно предположить, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество. Можно обратить внимание учеников на различие в значениях слов «одна» - «одинокая» - «одиночество».)

- Почему баба Дуня нечасто гостила у Гришиных родителей? («Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, которую баба Дуня провела… Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, не спали…» Одного понимания болезни бабы Дуни оказалось недостаточно, для того чтобы помочь ей. «Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало.» Следовательно, «болезнь» бабы Дуни нужно было лечить не лекарством. Был найден способ воздействия на нее: окрик «Молчать!» Именно так советовала поступить Гришина мама.)

- Как баба Дуня относилась к происходящему с ней? Найдите в тексте слова, которые наиболее точно передают отношение героини к своим недугам. («…совестясь… чувствовала себя виноватой… горевала».)

5. Письменно выполните следующие задания:

Опираясь на текст, подготовьте рассказ от третьего лица о том, что пришлось пережить бабе Дуне во время войны. (При обсуждении ученических работ необходимо обратить внимание на: а) детали, которые помогают представить происходившее много лет назад (продуктовая карточка, желуди); б) сны бабы Дуни. Это позволяет коснуться последствий, которые могут переносить мирные люди в ситуации вооруженного конфликта: голод, болезни, потеря близких. Одновременно эти сны дают читателю возможность понять и то, что последствия войны могут причинять не только физический и материальный ущерб, но и могут явиться причиной психологических страданий человека спустя долгие годы после окончания войны.)

6. Самостоятельная работа учащихся.

- Проследите, как Гриша приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке. (В виде групповой работы учащихся. Предлагаются задания разного уровня сложности: а) сравните реакцию Гриши на увиденное, услышанное сразу после пробуждения бабушки и спустя некоторое время; б) подумайте, как взаимосвязаны между собой слова бабушки после пробуждения и слезы Гриши; в) почему в конце рассказ Гриша принимает решение не говорить бабе Дуне о том, как он ей помог).

7. Итоговые задания.

- Рассказ называется «Ночь исцеления». Подберите к слову «исцеление» синонимы. Как вы понимаете заглавие рассказа? О каком и чьем исцелении идет речь в произведении?

- Чтобы помочь бабушке, Грише приходится выбирать один из двух способов. Чем они отличаются?

- Как вы думаете, какие вопросы о военном детстве мог бы задать Гриша своему отцу?

- Обратитесь к записям на доске, которые были сделаны в начале урока. Перечитайте формулировки темы рассказа, его проблематики. Внесите коррективы. (Тема рассказа: как внук помог бабушке. Проблемы: гуманное отношение к страдающему человеку, последствия войны для мирных людей, нравственное взросление. Главный герой – Гриша. Именно этот образ дан в развитии.)

8. Домашнее задание.

Подготовить устный рассказ «Нравственное взросление Гриши»

9. Подведение итогов. Выставление оценок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения "Эхо войны. Рассказ Б. Ефимова "Ночь исцеления" »

Гацкая Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы, школа №20,

город Подольск Московской области



УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ


ТЕМА: Эхо войны. Рассказ Б.Ефимова «Ночь исцеления»

ЦЕЛЬ:

Обучающие:

- познакомить учащихся с основными приемами анализа мотивов в художественном произведении;

- углубить представление учеников о характере героя, данном в развитии;

- показать роль художественной детали в произведении.

Воспитательные:

- воспитание гуманного отношения к страдающему человеку.

Развивающие:

- словарная работа над новыми словами;

- составление устного рассказа об услышанном;

- коммуникативная деятельность в ходе выполнения групповой исследовательской работы.



ХОД УРОКА:

  1. Вступительное слово учителя. Учитель говорит о тех произведениях, в которых о войне говорится не напрямую, а косвенно. (Например, таких как «Уроки французского» В. Распутина, «Третий в пятом ряду» А. Алексина, «Реликвия» Ю. Яковлева).

  2. Выявление восприятия и постановка задачи.

  3. Беседа:

- Определите тему произведения. Какие проблемы затронуты в нем? (На доске делаются соответствующие записи. Учитель пока оставляет предложенное учащимися без комментариев. Однако в конце урока он снова обратит внимание учеников на эти записи.)

- Кого бы вы назвали главным героем рассказа? Почему? (Учителю необходимо по возможности выявить различные точки зрения.)

- Чтобы убедиться, что ваши определения темы произведения, его проблематики, главного героя рассказа верны, обратимся к тексту. Затем снова вернемся к записям и либо оставим их без изменения, либо внесем необходимые уточнения.

4. Аналитическая работа по тексту.

- Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука? («А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме…», «И снова баба Дуня осталась одна, но то было не одиночество…». По этим фразам можно предположить, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество. Можно обратить внимание учеников на различие в значениях слов «одна» - «одинокая» - «одиночество».)

- Почему баба Дуня нечасто гостила у Гришиных родителей? («Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, которую баба Дуня провела… Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, не спали…» Одного понимания болезни бабы Дуни оказалось недостаточно, для того чтобы помочь ей. «Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало.» Следовательно, «болезнь» бабы Дуни нужно было лечить не лекарством. Был найден способ воздействия на нее: окрик «Молчать!» Именно так советовала поступить Гришина мама.)

- Как баба Дуня относилась к происходящему с ней? Найдите в тексте слова, которые наиболее точно передают отношение героини к своим недугам. («…совестясь… чувствовала себя виноватой… горевала».)

5. Письменно выполните следующие задания:

Опираясь на текст, подготовьте рассказ от третьего лица о том, что пришлось пережить бабе Дуне во время войны. (При обсуждении ученических работ необходимо обратить внимание на: а) детали, которые помогают представить происходившее много лет назад (продуктовая карточка, желуди); б) сны бабы Дуни. Это позволяет коснуться последствий, которые могут переносить мирные люди в ситуации вооруженного конфликта: голод, болезни, потеря близких. Одновременно эти сны дают читателю возможность понять и то, что последствия войны могут причинять не только физический и материальный ущерб, но и могут явиться причиной психологических страданий человека спустя долгие годы после окончания войны.)

6. Самостоятельная работа учащихся.

- Проследите, как Гриша приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке. (В виде групповой работы учащихся. Предлагаются задания разного уровня сложности: а) сравните реакцию Гриши на увиденное, услышанное сразу после пробуждения бабушки и спустя некоторое время; б) подумайте, как взаимосвязаны между собой слова бабушки после пробуждения и слезы Гриши; в) почему в конце рассказ Гриша принимает решение не говорить бабе Дуне о том, как он ей помог).

7. Итоговые задания.

- Рассказ называется «Ночь исцеления». Подберите к слову «исцеление» синонимы. Как вы понимаете заглавие рассказа? О каком и чьем исцелении идет речь в произведении?

- Чтобы помочь бабушке, Грише приходится выбирать один из двух способов. Чем они отличаются?

- Как вы думаете, какие вопросы о военном детстве мог бы задать Гриша своему отцу?

- Обратитесь к записям на доске, которые были сделаны в начале урока. Перечитайте формулировки темы рассказа, его проблематики. Внесите коррективы. (Тема рассказа: как внук помог бабушке. Проблемы: гуманное отношение к страдающему человеку, последствия войны для мирных людей, нравственное взросление. Главный герой – Гриша. Именно этот образ дан в развитии.)

8. Домашнее задание.

Подготовить устный рассказ «Нравственное взросление Гриши»

9. Подведение итогов. Выставление оценок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок внеклассного чтения "Эхо войны. Рассказ Б. Ефимова "Ночь исцеления"

Автор: Гацкая Ирина Викторовна

Дата: 08.10.2014

Номер свидетельства: 117463


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства