Урок внеклассного чтения "Эхо войны. Рассказ Б. Ефимова "Ночь исцеления"
Урок внеклассного чтения "Эхо войны. Рассказ Б. Ефимова "Ночь исцеления"
Гацкая Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы, школа №20,
город Подольск Московской области
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ
ТЕМА: Эхо войны. Рассказ Б.Ефимова «Ночь исцеления»
ЦЕЛЬ:
Обучающие:
- познакомить учащихся с основными приемами анализа мотивов в художественном произведении;
- углубить представление учеников о характере героя, данном в развитии;
- показать роль художественной детали в произведении.
Воспитательные:
- воспитание гуманного отношения к страдающему человеку.
Развивающие:
- словарная работа над новыми словами;
- составление устного рассказа об услышанном;
- коммуникативная деятельность в ходе выполнения групповой исследовательской работы.
ХОД УРОКА:
Вступительное слово учителя. Учитель говорит о тех произведениях, в которых о войне говорится не напрямую, а косвенно. (Например, таких как «Уроки французского» В. Распутина, «Третий в пятом ряду» А. Алексина, «Реликвия» Ю. Яковлева).
Выявление восприятия и постановка задачи.
Беседа:
- Определите тему произведения. Какие проблемы затронуты в нем? (На доске делаются соответствующие записи. Учитель пока оставляет предложенное учащимися без комментариев. Однако в конце урока он снова обратит внимание учеников на эти записи.)
- Кого бы вы назвали главным героем рассказа? Почему? (Учителю необходимо по возможности выявить различные точки зрения.)
- Чтобы убедиться, что ваши определения темы произведения, его проблематики, главного героя рассказа верны, обратимся к тексту. Затем снова вернемся к записям и либо оставим их без изменения, либо внесем необходимые уточнения.
4. Аналитическая работа по тексту.
- Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука? («А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме…», «И снова баба Дуня осталась одна, но то было не одиночество…». По этим фразам можно предположить, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество. Можно обратить внимание учеников на различие в значениях слов «одна» - «одинокая» - «одиночество».)
- Почему баба Дуня нечасто гостила у Гришиных родителей? («Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, которую баба Дуня провела… Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, не спали…» Одного понимания болезни бабы Дуни оказалось недостаточно, для того чтобы помочь ей. «Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало.» Следовательно, «болезнь» бабы Дуни нужно было лечить не лекарством. Был найден способ воздействия на нее: окрик «Молчать!» Именно так советовала поступить Гришина мама.)
- Как баба Дуня относилась к происходящему с ней? Найдите в тексте слова, которые наиболее точно передают отношение героини к своим недугам. («…совестясь… чувствовала себя виноватой… горевала».)
5. Письменно выполните следующие задания:
Опираясь на текст, подготовьте рассказ от третьего лица о том, что пришлось пережить бабе Дуне во время войны. (При обсуждении ученических работ необходимо обратить внимание на: а) детали, которые помогают представить происходившее много лет назад (продуктовая карточка, желуди); б) сны бабы Дуни. Это позволяет коснуться последствий, которые могут переносить мирные люди в ситуации вооруженного конфликта: голод, болезни, потеря близких. Одновременно эти сны дают читателю возможность понять и то, что последствия войны могут причинять не только физический и материальный ущерб, но и могут явиться причиной психологических страданий человека спустя долгие годы после окончания войны.)
6. Самостоятельная работа учащихся.
- Проследите, как Гриша приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке. (В виде групповой работы учащихся. Предлагаются задания разного уровня сложности: а) сравните реакцию Гриши на увиденное, услышанное сразу после пробуждения бабушки и спустя некоторое время; б) подумайте, как взаимосвязаны между собой слова бабушки после пробуждения и слезы Гриши; в) почему в конце рассказ Гриша принимает решение не говорить бабе Дуне о том, как он ей помог).
7. Итоговые задания.
- Рассказ называется «Ночь исцеления». Подберите к слову «исцеление» синонимы. Как вы понимаете заглавие рассказа? О каком и чьем исцелении идет речь в произведении?
- Чтобы помочь бабушке, Грише приходится выбирать один из двух способов. Чем они отличаются?
- Как вы думаете, какие вопросы о военном детстве мог бы задать Гриша своему отцу?
- Обратитесь к записям на доске, которые были сделаны в начале урока. Перечитайте формулировки темы рассказа, его проблематики. Внесите коррективы. (Тема рассказа: как внук помог бабушке. Проблемы: гуманное отношение к страдающему человеку, последствия войны для мирных людей, нравственное взросление. Главный герой – Гриша. Именно этот образ дан в развитии.)
8. Домашнее задание.
Подготовить устный рассказ «Нравственное взросление Гриши»
9. Подведение итогов. Выставление оценок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения "Эхо войны. Рассказ Б. Ефимова "Ночь исцеления" »
Гацкая Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы, школа №20,
город Подольск Московской области
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ
ТЕМА: Эхо войны. Рассказ Б.Ефимова «Ночь исцеления»
ЦЕЛЬ:
Обучающие:
- познакомить учащихся с основными приемами анализа мотивов в художественном произведении;
- углубить представление учеников о характере героя, данном в развитии;
- показать роль художественной детали в произведении.
Воспитательные:
- воспитание гуманного отношения к страдающему человеку.
Развивающие:
- словарная работа над новыми словами;
- составление устного рассказа об услышанном;
- коммуникативная деятельность в ходе выполнения групповой исследовательской работы.
ХОД УРОКА:
Вступительное слово учителя. Учитель говорит о тех произведениях, в которых о войне говорится не напрямую, а косвенно. (Например, таких как «Уроки французского» В. Распутина, «Третий в пятом ряду» А. Алексина, «Реликвия» Ю. Яковлева).
Выявление восприятия и постановка задачи.
Беседа:
- Определите тему произведения. Какие проблемы затронуты в нем? (На доске делаются соответствующие записи. Учитель пока оставляет предложенное учащимися без комментариев. Однако в конце урока он снова обратит внимание учеников на эти записи.)
- Кого бы вы назвали главным героем рассказа? Почему? (Учителю необходимо по возможности выявить различные точки зрения.)
- Чтобы убедиться, что ваши определения темы произведения, его проблематики, главного героя рассказа верны, обратимся к тексту. Затем снова вернемся к записям и либо оставим их без изменения, либо внесем необходимые уточнения.
4. Аналитическая работа по тексту.
- Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука? («А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме…», «И снова баба Дуня осталась одна, но то было не одиночество…». По этим фразам можно предположить, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество. Можно обратить внимание учеников на различие в значениях слов «одна» - «одинокая» - «одиночество».)
- Почему баба Дуня нечасто гостила у Гришиных родителей? («Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, которую баба Дуня провела… Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, не спали…» Одного понимания болезни бабы Дуни оказалось недостаточно, для того чтобы помочь ей. «Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало.» Следовательно, «болезнь» бабы Дуни нужно было лечить не лекарством. Был найден способ воздействия на нее: окрик «Молчать!» Именно так советовала поступить Гришина мама.)
- Как баба Дуня относилась к происходящему с ней? Найдите в тексте слова, которые наиболее точно передают отношение героини к своим недугам. («…совестясь… чувствовала себя виноватой… горевала».)
5. Письменно выполните следующие задания:
Опираясь на текст, подготовьте рассказ от третьего лица о том, что пришлось пережить бабе Дуне во время войны. (При обсуждении ученических работ необходимо обратить внимание на: а) детали, которые помогают представить происходившее много лет назад (продуктовая карточка, желуди); б) сны бабы Дуни. Это позволяет коснуться последствий, которые могут переносить мирные люди в ситуации вооруженного конфликта: голод, болезни, потеря близких. Одновременно эти сны дают читателю возможность понять и то, что последствия войны могут причинять не только физический и материальный ущерб, но и могут явиться причиной психологических страданий человека спустя долгие годы после окончания войны.)
6. Самостоятельная работа учащихся.
- Проследите, как Гриша приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке. (В виде групповой работы учащихся. Предлагаются задания разного уровня сложности: а) сравните реакцию Гриши на увиденное, услышанное сразу после пробуждения бабушки и спустя некоторое время; б) подумайте, как взаимосвязаны между собой слова бабушки после пробуждения и слезы Гриши; в) почему в конце рассказ Гриша принимает решение не говорить бабе Дуне о том, как он ей помог).
7. Итоговые задания.
- Рассказ называется «Ночь исцеления». Подберите к слову «исцеление» синонимы. Как вы понимаете заглавие рассказа? О каком и чьем исцелении идет речь в произведении?
- Чтобы помочь бабушке, Грише приходится выбирать один из двух способов. Чем они отличаются?
- Как вы думаете, какие вопросы о военном детстве мог бы задать Гриша своему отцу?
- Обратитесь к записям на доске, которые были сделаны в начале урока. Перечитайте формулировки темы рассказа, его проблематики. Внесите коррективы. (Тема рассказа: как внук помог бабушке. Проблемы: гуманное отношение к страдающему человеку, последствия войны для мирных людей, нравственное взросление. Главный герой – Гриша. Именно этот образ дан в развитии.)
8. Домашнее задание.
Подготовить устный рассказ «Нравственное взросление Гриши»