kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения "Эхо войны. Рассказ Б. Ефимова "Ночь исцеления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гацкая Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы, школа №20,

город Подольск Московской области

 

 

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ

 

ТЕМА: Эхо войны. Рассказ Б.Ефимова «Ночь исцеления»

ЦЕЛЬ:

Обучающие:

- познакомить учащихся с основными приемами анализа мотивов в художественном произведении;

- углубить представление учеников о характере героя, данном в развитии;

- показать роль художественной детали в произведении.

Воспитательные:

- воспитание гуманного отношения к страдающему человеку.

Развивающие:

- словарная работа над новыми словами;

- составление устного рассказа об услышанном;

- коммуникативная деятельность в ходе выполнения групповой исследовательской работы.

 

ХОД УРОКА:

  1. Вступительное слово учителя. Учитель говорит о тех произведениях, в которых о войне говорится не напрямую, а косвенно. (Например, таких как «Уроки французского» В. Распутина, «Третий в пятом ряду» А. Алексина, «Реликвия» Ю. Яковлева).
  2. Выявление восприятия и постановка задачи.
  3. Беседа:

- Определите тему произведения. Какие проблемы затронуты в нем? (На доске делаются соответствующие записи. Учитель пока оставляет предложенное учащимися без комментариев. Однако в конце урока он снова обратит внимание учеников на эти записи.)

- Кого бы вы назвали главным героем рассказа? Почему? (Учителю необходимо по возможности выявить различные точки зрения.)

- Чтобы убедиться, что ваши определения темы произведения, его проблематики, главного героя рассказа верны, обратимся к тексту. Затем снова вернемся к записям и либо оставим их без изменения, либо внесем необходимые уточнения.

4. Аналитическая работа по тексту.

- Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука? («А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме…», «И снова баба Дуня осталась одна, но то было не одиночество…». По этим фразам можно предположить, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество. Можно обратить внимание учеников на различие в значениях слов «одна» - «одинокая» - «одиночество».)

- Почему баба Дуня нечасто гостила у Гришиных родителей? («Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, которую баба Дуня провела… Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, не спали…» Одного понимания болезни бабы Дуни оказалось недостаточно, для того чтобы помочь ей. «Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало.» Следовательно, «болезнь» бабы Дуни нужно было лечить не лекарством. Был найден способ воздействия на нее: окрик «Молчать!» Именно так советовала поступить Гришина мама.)

- Как баба Дуня относилась к происходящему с ней? Найдите в тексте слова, которые наиболее точно передают отношение героини к своим недугам. («…совестясь… чувствовала себя виноватой… горевала».)

5. Письменно выполните следующие задания:

Опираясь на текст, подготовьте рассказ от третьего лица о том, что пришлось пережить бабе Дуне во время войны. (При обсуждении ученических работ необходимо обратить внимание на: а) детали, которые помогают представить происходившее много лет назад (продуктовая карточка, желуди); б) сны бабы Дуни. Это позволяет коснуться последствий, которые могут переносить мирные люди в ситуации вооруженного конфликта: голод, болезни, потеря близких. Одновременно эти сны дают читателю возможность понять и то, что последствия войны могут причинять не только физический и материальный ущерб, но и могут явиться причиной психологических страданий человека спустя долгие годы после окончания войны.)

6. Самостоятельная работа учащихся.

- Проследите, как Гриша приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке. (В виде групповой работы учащихся. Предлагаются задания разного уровня сложности: а) сравните реакцию Гриши на увиденное, услышанное сразу после пробуждения бабушки и спустя некоторое время; б) подумайте, как взаимосвязаны между собой слова бабушки после пробуждения и слезы Гриши; в) почему в конце рассказ Гриша принимает решение не говорить бабе Дуне о том, как он ей помог).

7. Итоговые задания.

- Рассказ называется «Ночь исцеления». Подберите к слову «исцеление» синонимы. Как вы понимаете заглавие рассказа? О каком и чьем исцелении идет речь в произведении?

- Чтобы помочь бабушке, Грише приходится выбирать один из двух способов. Чем они отличаются?

- Как вы думаете, какие вопросы о военном детстве мог бы задать Гриша своему отцу?

- Обратитесь к записям на доске, которые были сделаны в начале урока. Перечитайте формулировки темы рассказа, его проблематики. Внесите коррективы. (Тема рассказа: как внук помог бабушке. Проблемы: гуманное отношение к страдающему человеку, последствия войны для мирных людей, нравственное взросление. Главный герой – Гриша. Именно этот образ дан в развитии.)

8. Домашнее задание.

Подготовить устный рассказ «Нравственное взросление Гриши»

9. Подведение итогов. Выставление оценок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения "Эхо войны. Рассказ Б. Ефимова "Ночь исцеления" »

Гацкая Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы, школа №20,

город Подольск Московской области



УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ


ТЕМА: Эхо войны. Рассказ Б.Ефимова «Ночь исцеления»

ЦЕЛЬ:

Обучающие:

- познакомить учащихся с основными приемами анализа мотивов в художественном произведении;

- углубить представление учеников о характере героя, данном в развитии;

- показать роль художественной детали в произведении.

Воспитательные:

- воспитание гуманного отношения к страдающему человеку.

Развивающие:

- словарная работа над новыми словами;

- составление устного рассказа об услышанном;

- коммуникативная деятельность в ходе выполнения групповой исследовательской работы.



ХОД УРОКА:

  1. Вступительное слово учителя. Учитель говорит о тех произведениях, в которых о войне говорится не напрямую, а косвенно. (Например, таких как «Уроки французского» В. Распутина, «Третий в пятом ряду» А. Алексина, «Реликвия» Ю. Яковлева).

  2. Выявление восприятия и постановка задачи.

  3. Беседа:

- Определите тему произведения. Какие проблемы затронуты в нем? (На доске делаются соответствующие записи. Учитель пока оставляет предложенное учащимися без комментариев. Однако в конце урока он снова обратит внимание учеников на эти записи.)

- Кого бы вы назвали главным героем рассказа? Почему? (Учителю необходимо по возможности выявить различные точки зрения.)

- Чтобы убедиться, что ваши определения темы произведения, его проблематики, главного героя рассказа верны, обратимся к тексту. Затем снова вернемся к записям и либо оставим их без изменения, либо внесем необходимые уточнения.

4. Аналитическая работа по тексту.

- Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука? («А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме…», «И снова баба Дуня осталась одна, но то было не одиночество…». По этим фразам можно предположить, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество. Можно обратить внимание учеников на различие в значениях слов «одна» - «одинокая» - «одиночество».)

- Почему баба Дуня нечасто гостила у Гришиных родителей? («Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, которую баба Дуня провела… Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, не спали…» Одного понимания болезни бабы Дуни оказалось недостаточно, для того чтобы помочь ей. «Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало.» Следовательно, «болезнь» бабы Дуни нужно было лечить не лекарством. Был найден способ воздействия на нее: окрик «Молчать!» Именно так советовала поступить Гришина мама.)

- Как баба Дуня относилась к происходящему с ней? Найдите в тексте слова, которые наиболее точно передают отношение героини к своим недугам. («…совестясь… чувствовала себя виноватой… горевала».)

5. Письменно выполните следующие задания:

Опираясь на текст, подготовьте рассказ от третьего лица о том, что пришлось пережить бабе Дуне во время войны. (При обсуждении ученических работ необходимо обратить внимание на: а) детали, которые помогают представить происходившее много лет назад (продуктовая карточка, желуди); б) сны бабы Дуни. Это позволяет коснуться последствий, которые могут переносить мирные люди в ситуации вооруженного конфликта: голод, болезни, потеря близких. Одновременно эти сны дают читателю возможность понять и то, что последствия войны могут причинять не только физический и материальный ущерб, но и могут явиться причиной психологических страданий человека спустя долгие годы после окончания войны.)

6. Самостоятельная работа учащихся.

- Проследите, как Гриша приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке. (В виде групповой работы учащихся. Предлагаются задания разного уровня сложности: а) сравните реакцию Гриши на увиденное, услышанное сразу после пробуждения бабушки и спустя некоторое время; б) подумайте, как взаимосвязаны между собой слова бабушки после пробуждения и слезы Гриши; в) почему в конце рассказ Гриша принимает решение не говорить бабе Дуне о том, как он ей помог).

7. Итоговые задания.

- Рассказ называется «Ночь исцеления». Подберите к слову «исцеление» синонимы. Как вы понимаете заглавие рассказа? О каком и чьем исцелении идет речь в произведении?

- Чтобы помочь бабушке, Грише приходится выбирать один из двух способов. Чем они отличаются?

- Как вы думаете, какие вопросы о военном детстве мог бы задать Гриша своему отцу?

- Обратитесь к записям на доске, которые были сделаны в начале урока. Перечитайте формулировки темы рассказа, его проблематики. Внесите коррективы. (Тема рассказа: как внук помог бабушке. Проблемы: гуманное отношение к страдающему человеку, последствия войны для мирных людей, нравственное взросление. Главный герой – Гриша. Именно этот образ дан в развитии.)

8. Домашнее задание.

Подготовить устный рассказ «Нравственное взросление Гриши»

9. Подведение итогов. Выставление оценок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок внеклассного чтения "Эхо войны. Рассказ Б. Ефимова "Ночь исцеления"

Автор: Гацкая Ирина Викторовна

Дата: 08.10.2014

Номер свидетельства: 117463


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства