kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка на тему «Использование кейс-технологий на уроках внеклассного чтения во 2 классе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический комментарий

1. Актуальность тематики представленного материала, его соответствие современным профессиональным требованиям.

В настоящее время, в век новых информационных технологий, в век прогресса науки и техники, очень прискорбно заметить, что дети перестали читать. Поэтому они не могут работать с информацией, не способны креативно мыслить, применять практические навыки и умения, находить неординарные решения.

Работая в рамках новых стандартов второго поколения, используя новые образовательные технологии, обращаю внимание на необычную технологию – кейс. Эта технология очень актуальна сейчас, так как она учит работать с информацией, даёт возможность развивать у ребёнка креативное мышление, имеет практическую значимость, способно каждого ученика лично проектировать на решение проблемы.

2. Новизна и оригинальность представленного материала.

Я предлагаю на основе детских рассказов о Великой Отечественной войне применять в образовательном процессе кейс-технологии, которые впервые были введены в США в 1908 году, а к нам в Россию пришли в восьмидесятые годы (МГУ им. Ломоносова).

 Кейс-технологии  классифицируются по следующим методам:

  • метод разбора деловой корреспонденции;
  • метод инцидента; •      
  • игровое проектирование;
  • ситуационно-ролевая игра;
  • метод дискуссий;
  • метод ситуационного анализа.

Наиболее распространён в моей практике метод ситуационного анализа, который позволяет осознанное изучение проблемы, детального разбора конкретных ситуаций, требующих решения. Хочу обратить внимание, что иногда можно использовать готовое решение, особенно в начальной школе, и предложить ребятам дать оценочную характеристику проблемы, спроектировать ситуацию на себя, выразить своё видение этой проблемы.

Формы проведения могут быть различные: индивидуальные, в парах, групповые.

Каждый ученик получает карточку (кейс - пакет документов) с текстом, вопросами и заданием.

Оригинальность предложенного материала в том, что у детей не сформированы представления о Великой Отечественной войне, военных событиях, её героях, условиях жизни военного поколения, именно использование кейс- технологий при знакомстве с произведениями на патриотическую тему, способствуют созданию условий для ознакомления с информацией, развития аналитического ума, формированию собственной гражданской позиции, развитию креативного мышления учащихся.

3. Практическая значимость материала.

Систематическое использование на уроках внеклассного чтения кейс-технологий позволило повысить результаты качества чтения учащихся. Средняя скорость чтения в 1 классе -43слова в минуту, а во 2 классе- 72слова в минуту. Чтение стало более осознанным, выразительным, чувствуется эмоциональное восприятие. Всё это мотивировало детей на создание исследовательских проектов на военную тематику, посвященных своим родным и близким, способствовало развитию детского творчества.

Примечание: разрабатывая каждый кейс, учителю необходимо учитывать возрастные особенности, уровень базовых знаний и творческие способности учащихся. Только после этого можно выбирать уровень сложности заданий.

4. Основная цель кейс-технологий – это создание условий для самообразования и саморазвития ученика.

Для достижения цели нужно выполнить следующие задачи: научить работать с информацией, анализировать ситуацию,  делать выводы, давать оценку и находить решение проблемы, искать дополнительную информацию, учитывать  мнение и опыт других людей, научить формулировать свои мысли, выработать умение критично оценивать различные мнения по ситуациям.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему «Использование кейс-технологий на уроках внеклассного чтения во 2 классе» »

Методическая разработка на тему

«Использование кейс-технологий

на уроках внеклассного чтения во 2 классе,

как основного инструмента для повышения качества чтения учащихся»

Методическое объяснение.

  1. Актуальность тематики представленного материала, его соответствие современным профессиональным требованиям.

В настоящее время, в век новых информационных технологий, в век прогресса науки и техники, очень прискорбно заметить, что дети перестали читать. Поэтому они не могут работать с информацией, не способны креативно мыслить, применять практические навыки и умения, находить неординарные решения.

Работая в рамках новых стандартов второго поколения, используя новые образовательные технологии, обращаю внимание на необычную технологию – кейс. Эта технология очень актуальна сейчас, так как она учит работать с информацией, даёт возможность развивать у ребёнка креативное мышление, имеет практическую значимость, способно каждого ученика лично проектировать на решение проблемы.

  1. Новизна и оригинальность представленного материала.

Я предлагаю на основе детских рассказов о Великой Отечественной войне применять в образовательном процессе кейс-технологии, которые впервые были введены в США в 1908году, а к нам в Россию пришли в восьмидесятые годы (МГУ им. Ломоносова).

Кейс-технологии классифицируются по следующим методам:

  • метод разбора деловой корреспонденции;

  • метод инцидента; •

  • игровое проектирование;

  • ситуационно-ролевая игра;

  • метод дискуссий;

  • метод ситуационного анализа.

Наиболее распространён в моей практике метод ситуационного анализа, который позволяет осознанное изучение проблемы, детального разбора конкретных ситуаций, требующих решения. Хочу обратить внимание, что иногда можно использовать готовое решение, особенно в начальной школе, и предложить ребятам дать оценочную характеристику проблемы, спроектировать ситуацию на себя, выразить своё видение этой проблемы.

Формы проведения могут быть различные: индивидуальные, в парах, групповые.

Каждый ученик получает карточку (кейс - пакет документов) с текстом, вопросами и заданием.

Оригинальность предложенного материала в том, что у детей не сформированы представления о Великой Отечественной войне, военных событиях, её героях, условиях жизни военного поколения, именно использование кейс- технологий при знакомстве с произведениями на патриотическую тему, способствуют созданию условий для ознакомления с информацией, развития аналитического ума , формированию собственной гражданской позиции, развитию креативного мышления учащихся.

  1. Практическая значимость материала.

Систематическое использование на уроках внеклассного чтения кейс-технологий позволило повысить результаты качества чтения учащихся. Средняя скорость чтения в 1 классе -43слова в минуту, а во 2 классе- 72слова в минуту. Чтение стало более осознанным, выразительным, чувствуется эмоциональное восприятие. Всё это мотивировало детей на создание исследовательских проектов на военную тематику, посвященных своим родным и близким, способствовало развитию детского творчества.

Примечание: разрабатывая каждый кейс, учителю необходимо учитывать возрастные особенности, уровень базовых знаний и творческие способности учащихся. Только после этого можно выбирать уровень сложности заданий.

  1. Основная цель кейс-технологий – это создание условий для самообразования и саморазвития ученика.

Для достижения цели нужно выполнить следующие задачи: научить работать с информацией, анализировать ситуацию, делать выводы, давать оценку и находить решение проблемы, искать дополнительную информацию, учитывать мнение и опыт других людей, научить формулировать свои мысли, выработать умение критично оценивать различные мнения по ситуациям.

Методическая разработка кейсов

Кейс № 1

Прочитайте рассказ «Генерал Панфилов». Автор: Сергей Алексеев.

Многие войска отличились в боях под Москвой. Особенно дивизия, которой командовал генерал Панфилов. 28 героев-панфиловцев как раз из дивизии генерала Панфилова.

Немолод уже Панфилов. К вискам седина подбежала. В морщинках лицо и лоб. По-солдатски подтянут всегда Панфилов. Шапка-ушанка. Полушубок сибирский. Грудь ремнями от пистолета, от командирской сумки схвачена крест-накрест.

Не знает Панфилов усталости. Часто бывает в кругу солдат. Любят солдаты Панфилова. Вот и сейчас генерал на боевых позициях.

Трудно панфиловцам. Пять дивизий врага штурмуют одну, советскую, 30 дней. И всё бой и бой.

Приехал Панфилов к артиллеристам:

— Привет, бомбардиры-кудесники!

Улыбаются артиллеристы. Приятно такое слышать.

— Бейте, сынки, — наставляет Панфилов, — фашиста прямой наводкой. Не забывайте — пушки колёса имеют. Пушку, сынки, подкатить к самому дьяволу можно.

— Так точно, можно, — смеются артиллеристы.

Так и поступают артиллеристы. Навстречу врагу выдвигают пушки. Разят фашистов огнём и сталью.

Приехал генерал к пулемётчикам:

— Привет, глаза молодые, острые!

В улыбке цветут пулемётчики. Похвала, теплота в словах генерала. Наставляет солдат Панфилов:

— Не томите, сынки, дальним полётом пулю. Бей врага с расстояния близкого.

— Есть, товарищ генерал! — весело отвечают пулемётчики.

Выполняют совет генерала в бою солдаты. Подпускают фашистов на близкую дистанцию.

Приехал Панфилов к истребителям танков, к гранатомётчикам:

— Привет, дрессировщики Дуровы, укротители фашистского зверя!

Улыбаются гранатомётчики. Ведь недаром слова такие. И вправду они укротители. Не знают солдаты страха.

Наставляет Панфилов солдат:

— Фашист сидит за бронёй. Потому он и храбрый. А вы скорлупку с него срывайте. Скорлупку, скорлупку, сынки, срывайте.

Смеются солдаты. Нравится им про скорлупку. Сражаются отважно гранатомётчики. Бьют в упор по фашистским танкам. Скорлупку с врагов срывают.

Любят солдаты генерала Панфилова. Заботливый он генерал. Накормлен солдат, напоен, тепло ли одет, обут? Нет ли задержек с куревом? Давно ли в бане вымылся солдат? Всё беспокоит Панфилова. Любят солдаты своего генерала. С ним хоть в огонь, хоть в бездну.

Генерал-майор Иван Васильевич Панфилов не дожил до победы. Защищая Москву от фашистов, смертью храбрых погиб генерал Панфилов. Погиб генерал, да оставил панфиловцев — отважных и стойких воинов. Не раз отличились в боях под Москвой панфиловцы.

Скажешь «панфиловцы» — сразу героев рождает память.

Вопрос: «Почему мы гордимся панфиловцами?»

Для решения этого кейса необходимо ответить на следующие вопросы и выполнить задания:

  1. Выделите основной замысел рассказа. В чём его «изюминка»?

  2. Определите основные качества отношений генерала и солдат. Сформулируйте черты характера Ивана Васильевича Панфилова.

  3. Каково ваше отношение к содержанию рассказа?

  4. Оцените актуальность этой темы рассказа.

  5. Сформулируйте свою позицию по душевным принципам общения генерала и рядовых солдат.

  6. Сформулируйте свои предположения, почему генерала так волновали проблемы боевого настроя солдат, их моральный дух, условия жизни в армии.

  7. Предложите ваши решения этой проблемы.

  8. Проанализируйте: какие чувства вызвала у вас работа над кейсом.

  1. Что нового вы открыли, исследуя данную тему. Чему научила вас данная работа? Почему мы гордимся подвигами панфиловцев?

  1. Составьте словесное описание генерала И. В. Панфилова, как человека с русской душой и горячим сердцем.

Кейс № 2

Познакомьтесь с рассказом « Ольга Ковалева». Автор: Владимир Богомолов.

Вpaг в полутора километрах от тракторного завода, в поселке Мелиоративный.

Отряд ополченцев получил задание выбить немцев из поселка.

Бой завязался у поселка, на подступах к нему.

Ополченцы пошли в атаку. Среди них была и командир отделения — Ольга Ковалева.

Гитлеровцы открыли по атакующим сильный огонь из пулеметов и минометов...

Пришлось залечь.

Прижались ополченцы к земле, поднять головы не могут. Смотрят — немцы пошли в атаку. Вот-вот обойдут их.

В это время по цепи бойцов сообщили, что погиб командир отряда.

И тогда Ольга Ковалева решила поднять бойцов в контратаку. Встала она во весь рост и крикнула:

— За мной, товарищи! Не пропустим врага к нашему заводу! В наш город!!!

Услышали рабочие призыв Ольги Ковалевой, поднялись и устремились навстречу врагу.

— За родной завод! За наш город! За Родину! Ура!..

Выбили гитлеровцев из поселка.

Много ополченцев полегло в том бою. Погибла

и Ольга Кузьминична Ковалева.

* * *

В честь героев-ополченцев у заводских проходных установлены памятники.

На мраморных плитах имена тех, кто отдал жизнь в боях за город, за родной завод.

Идут на завод рабочие и клянутся павшим трудиться так, чтобы не опозорить их воинской чести.

Возвращаются со смены — мысленно докладывают, что сделано за трудовой рабочий день.

* * *

На тракторном заводе у центральной проходной установлен настоящий танк Т-34.

Такие боевые машины выпускали здесь в войну.

Когда враг подошел к городу, танки прямо с конвейера направлялись в бой.

Немало героических подвигов совершили советские танкисты в дни великой битвы на Волге.

Вопрос: «Что могло случиться, если бы не было героического поступка Ольги Ковалёвой?»

Для решения этого кейса необходимо ответить на следующие вопросы и выполнить задания:

  1. Подумайте, какая проблема возникла, когда гитлеровские войска подошли на расстояние полутора километрах от тракторного завода, в поселке Мелиоративный. Проанализируйте и расскажите, какая беда могла произойти.

  2. Как воспринимаете вы решение ополченцев?

  3. Каково ваше отношение к данной проблеме?

  4. Оцените значимость поступка Ольги Ковалёва, почему она приняла такое решение?

  5. Объясните, почему люди в наши дни помнят о героях-ополченцах?

  6. Сформулируйте свою позицию по этой проблеме, приведите примеры из жизни.

  7. Предложите ваши решения в данной ситуации.

  8. Проанализируйте: какие чувства вызвала у вас работа над кейсом? Что нового вы открыли, исследуя этот рассказ. Чему научила вас поисковая работа?

  9. Оформите творческую работу, где вы можете выразить своё отношение к этой теме (рисунок, стихотворение, пословицы, мини-сочинения).



Кейс № 3

Познакомьтесь с рассказом « Рейс «Ласточки». Автор: Владимир Богомолов.

Днем и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики.

Они гонялись не только за буксирами, самоходками, но и за рыбацкими лодками, за маленькими плотиками — на них иногда переправляли раненых.

Но речники города и военные моряки Волжской флотилии несмотря ни на что доставляли грузы.

Однажды был такой случай...

Вызывают на командный пункт сержанта Смирнова и дают задание: добраться до того берега и передать начальнику тыла армии, что ночь еще у центральной переправы войска продержатся, а утром отражать атаки противника будет нечем. Нужно срочно доставить боеприпасы.

Кое-как добрался сержант до начальника тыла, передал приказ командарма генерала Чуйкова.

Быстро нагрузили бойцы большую баржу и стали ждать баркас.

Ждут и думают: «Подойдет мощный буксир, подцепит баржу и быстренько через Волгу перебросит».

Глядят бойцы — плюхает старый пароходишко, и назван-то он как-то неподходяще — «Ласточка». Шум от него такой, что уши затыкай, а скорость, как у черепахи. «Ну, думают, — на таком и до середины реки не добраться».

Но командир баржи постарался успокоить бойцов:

— Не глядите, что пароходишко тихоходный. Он таких барж, как наша, не одну перевез. Команда у «Ласточки» боевая.

Подходит «Ласточка» к барже. Смотрят бойцы, а команды-то на ней всего три человека: капитан, механик и девушка.

Не успел пароходик к барже подойти, девушка, дочь механика Григорьева — Ирина, ловко зацепила крюк троса и кричит:

— Давайте несколько человек на баркас, помогать будете от фашистов отбиваться!

Сержант Смирнов и двое бойцов прыгнули на палубу, и «Ласточка» потащила баржу.

Только вышли на плес — закружили в воздухе немецкие самолеты-разведчики, над переправой повисли на парашютах ракеты.

Стало вокруг светло как днем.

За разведчиками налетели бомбардировщики и начали пикировать то на баржу, то на баркас.

Бойцы из винтовок бьют по самолетам, бомбардировщики чуть не задевают крыльями трубы, мачты баркаса. Справа и слева по бортам столбы воды от взрывов бомб. После каждого взрыва бойцы с тревогой оглядываются: «Неужели всё. Попали?!» Смотрят — баржа двигается к берегу.

Капитан « Ласточки», Василий Иванович Крайнов, старый волгарь, знай рулевое колесо вправо-влево крутит, маневрирует — уводит баркас от прямых попаданий. И всё — вперед, к берегу.

Заметили пароходик и баржу немецкие минометчики и тоже начали обстреливать.

Мины с воем пролетают, шмякаются в воду, свистят осколки.

Одна мина попала на баржу.

Начался пожар. Пламя побежало по палубе.

Что делать? Перерубить трос? Огонь вот-вот подберется к ящикам со снарядами. Но капитан баркаса круто повернул штурвал, и... «Ласточка» пошла на сближение с горящей баржей.

Кое-как причалили к высокому борту, схватили багры, огнетушители, ведра с песком — и на баржу.

Первой — Ирина, за ней бойцы. Засыпают огонь на палубе. Сбивают его с ящиков. И никто не думает, что каждую минуту любой ящик может взорваться.

Бойцы сбросили шинели, бушлаты, накрывают ими языки пламени. Огонь обжигает руки, лица. Душно. Дым. Дышать трудно.

Но бойцы и команда «Ласточки» оказались сильнее огня. Боеприпасы были спасены и доставлены на берег.

* * *

Таких рейсов у всех баркасов и катеров Волжской флотилии было столько, что не счесть. Героические рейсы.

Вскоре в городе на Волге, там, где была центральная переправа, поставили памятник всем речникам-героям.

Вопрос: «Как поступил бы ты, если бы оказался на месте героев в военных событий тех лет?»

Для решения этого кейса необходимо ответить на следующие вопросы и выполнить задания:

  1. Определите проблему, с которой столкнулись речники города и военные моряки Волжской флотилии при транспортировке военного груза и раненых. Сформулируйте её.

  2. Какие чувства испытывали бойцы, получив важное задание?

  3. Каково ваше отношение к сложившейся ситуации, когда военные увидели старый пароход «Ласточка»?

  4. Каково ваше отношение к команде и к решению данной проблемы?

  5. Проанализируйте и оцените, смогли бы вы так поступить?

  6. Предложите ваш выход из подобной ситуации.

  7. Какие похожие случаи из прочитанных книг вы могли бы привести?

  8. Сформулируйте качественную характеристику героям рассказа. Какие черты характера вам особенно понравились и почему?

  9. Проанализируйте: какие чувства вызвала у вас работа над кейсом? Какие уроки мужества вы испытали, выполняя задания? Попробуйте объяснить, как вы поступите, если окажитесь в такой ситуации?

  10. Составьте логическую цепочку действий героев, опираясь на содержание рассказа.

Кейс № 4

Внимательно прочитайте рассказ «Зоя». Автор: Сергей Алексеев.

Сизой лентой на запад бежит шоссе. Мчат по шоссе машины. 85-й километр от Москвы. Присмотрись налево. Мраморный пьедестал. На пьедестале застыла девушка. Связаны руки. Гордый, открытый взгляд.

Это памятник Зое. Зое Космодемьянской.

Зоя училась в московской школе. Когда враг стал подходить к Москве, она вступила в партизанский отряд. Девушка перешла линию фронта и присоединилась к народным мстителям. Многие жители Подмосковья против фашистов тогда поднялись.

Полюбили в отряде Зою. Отважно переносила она все тяготы и невзгоды опасной жизни. «Партизанка Таня» — так называли в отряде Зою.

В селе Петрищево остановился большой фашистский отряд. Ночью Зоя проникла в Петрищево, перерезала телефонные провода и подожгла дома, в которых остановились гитлеровцы. Через два дня Зоя снова пришла в Петрищево. Но враги схватили юную партизанку.

Допрашивал Зою сам командир дивизии подполковник Рюдерер:

— Кто вы?

— Не скажу.

— Это вы подожгли дома?

— Да, я.

— Ваши цели?

— Уничтожить вас.

Зою начали избивать. Требовали, чтобы она выдала своих товарищей, сказала, откуда пришла, кто послал её на задание.

«Нет», «Не знаю», «Не скажу», «Нет», — отвечала Зоя.

И снова пошли побои.

Ночью Зою подвергли новым мучениям. Почти раздетую, в одном нижнем белье, её несколько раз выгоняли на улицу и заставляли босую ходить по снегу.

И снова:

— Скажите, кто вы? Кто вас послал? Откуда пришли?

Зоя не отвечала.

Утром Зою повели на казнь. Устроили её в центре деревни на деревенской площади. К месту казни согнали жителей.

Девушку повели к виселице. Поставили на ящик. Набросили петлю на шею.

Последняя минута, последний миг молодой жизни. Как использовать этот миг? Как остаться бойцом до конца?

Вот комендант приготовился дать команду. Вот занёс руку, но остановился. Кто-то из фашистов в это время припал к фотоаппарату. Комендант приосанился — нужно получиться достойным на снимке. И в это время...

— Товарищи! Не бойтесь, — прозвучал голос Зои. — Будьте смелее, боритесь, бейте фашистов, жгите, травите!

Стоявший рядом фашист подбежал к Зое, хотел ударить, но девушка оттолкнула его ногой.

— Мне не страшно умирать, товарищи, — говорила Зоя. — Это счастье — умереть за свой народ. — И, чуть повернувшись, прокричала своим мучителям: — Нас двести миллионов. Всех не перевешаете. Всё равно победа будет за нами!

Комендант дёрнулся. Подал рукой команду...

Минское шоссе. 85-й километр от Москвы. Памятник героине. Люди, пришедшие поклониться Зое. Синее небо. Простор. Цветы...

Вопрос: «Что было бы, если бы Зоя не погибла?»

Для решения этого кейса необходимо ответить на следующие вопросы и выполнить задания:

1. Найдите проблемную ситуацию, с которой столкнулись фашисты? Что их поразило и удивило? Сформулируйте её.

2. Как могли бы развиваться дальше события, если бы фашисты не поймали Зою?

3. Каково ваше отношение к варварским действиям гитлеровцев?

4. Оцените значение подвига юной партизанки.

5. Подумайте и объясните, почему Зоя до последней минуты жизни была опасна для фашистов?

6. Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите ваши решения, можно ли было избежать этой проблемы?

7. Проанализируйте: какие чувства вызвала у вас работа над кейсом. Какую характеристику героине вы дадите? Что необычного вы узнали? Что вас потрясло?

8. Пофантазируйте и напишите маленький рассказ о девочке Зое, представьте, что она учится в вашем классе.

Кейс № 5

Внимательно прочитайте рассказ «Злая фамилия». Автор: Сергей Алексеев.

Стеснялся солдат своей фамилии. Не повезло ему при рождении. Трусов его фамилия.

Время военное. Фамилия броская.

Уже в военкомате, когда призывали солдата в армию, — первый вопрос:

— Фамилия?

— Трусов.

— Как-как?

— Трусов.

— Д-да... — протянули работники военкомата.

Попал боец в роту.

— Как фамилия?

— Рядовой Трусов.

— Как-как?

— Рядовой Трусов.

— Д-да... — протянул командир.

Много бед от фамилии принял солдат. Кругом шутки да прибаутки:

— Видать, твой предок в героях не был.

— В обоз при такой фамилии!

Привезут полевую почту. Соберутся солдаты в круг. Идёт раздача прибывших писем. Называют фамилии:

— Козлов! Сизов! Смирнов!

Всё нормально. Подходят солдаты, берут свои письма.

Выкрикнут:

— Трусов!

Смеются кругом солдаты.

Не вяжется с военным временем как-то фамилия. Горе солдату с этой фамилией.

В составе своей 149-й отдельной стрелковой бригады рядовой Трусов прибыл под Сталинград. Переправили бойцов через Волгу на правый берег. Вступила бригада в бой.

— Ну, Трусов, посмотрим, какой из тебя солдат, — сказал командир отделения.

Не хочется Трусову оскандалиться. Старается. Идут солдаты в атаку. Вдруг слева застрочил вражеский пулемёт. Развернулся Трусов. Из автомата дал очередь. Замолчал неприятельский пулемёт.

— Молодец! — похвалил бойца командир отделения.

Пробежали солдаты ещё несколько шагов. Снова бьёт пулемёт.

Теперь уже справа. Повернулся Трусов. Подобрался к пулемётчику. Бросил гранату. И этот фашист утих.

— Герой! — сказал командир отделения.

Залегли солдаты. Ведут перестрелку с фашистами. Кончился бой. Подсчитали солдаты убитых врагов. Двадцать человек оказалось у того места, откуда вёл огонь рядовой Трусов.

— О-о! — вырвалось у командира отделения. — Ну, брат, злая твоя фамилия. Злая!

Улыбнулся Трусов.

За смелость и решительность в бою рядовой Трусов был награждён медалью.

Висит на груди у героя медаль «За отвагу». Кто ни встретит — глаза на награду скосит.

Первый к солдату теперь вопрос:

— За что награждён, герой?

Никто не переспросит теперь фамилию. Не хихикнет теперь никто. С ехидством словцо не бросит.

Ясно отныне бойцу: не в фамилии честь солдатская — дела человека красят.

Вопрос: «В чём состоит солдатская честь?»

Для решения этого кейса необходимо ответить на следующие вопросы и выполнить задания:

1. Выявите основную проблему рассказа. Сформулируйте её.

2. Каково ваше отношение к содержанию этой проблемы?

3. Дайте оценку этой проблеме сегодня в современном обществе?

4. Выскажите своё мнение по отношению к фамилии человека, приведите примеры из прочитанных рассказов, из жизни.

5. Предложите ваши решения одной из проблем.

6. Проанализируйте: какие чувства вызвала у вас работа над кейсом? Что нового вы узнали, исследуя данную проблему. Чему научила вас данная работа?

7. Напишите несколько предложений о том, в чём состоит для вас солдатская честь, какую роль играет человек в звучании своей фамилии.



Кейс № 6

Внимательно прочитайте рассказ «Бул-буль». Автор: Сергей Алексеев.

Не стихают бои в Сталинграде. Рвутся фашисты к Волге.

Обозлил сержанта Носкова какой-то фашист. Траншеи наши и гитлеровцев тут проходили рядом. Слышна из окопа к окопу речь.

Сидит фашист в своём укрытии, выкрикивает:

— Рус, завтра буль-буль!

То есть хочет сказать, что завтра прорвутся фашисты к Волге, сбросят в Волгу защитников Сталинграда.

Сидит фашист, не высовывается. Лишь голос из окопа доносится:

— Рус, завтра буль-буль. — И уточняет: — Буль-буль у Вольга.

Действует это «буль-буль» на нервы сержанту Носкову.

Другие спокойны. Кое-кто из солдат даже посмеивается. А Носков:

— Эка ж, проклятый фриц! Да покажись ты. Дай хоть взглянуть на тебя.

Гитлеровец как раз и высунулся. Глянул Носков, глянули другие солдаты. Рыжеват. Осповат. Уши торчком. Пилотка на темени чудом держится.

Высунулся фашист и снова:

— Буль-буль!

Кто-то из наших солдат схватил винтовку. Вскинул, прицелился.

— Не трожь! — строго сказал Носков.

Посмотрел на Носкова солдат удивлённо. Пожал плечами. Отвёл винтовку.

До самого вечера каркал ушастый немец: «Рус, завтра буль-буль. Завтра у Вольга».

К вечеру фашистский солдат умолк.

«Заснул», — поняли в наших окопах. Стали постепенно и наши солдаты дремать. Вдруг видят, кто-то стал вылезать из окопа. Смотрят — сержант Носков. А следом за ним лучший его дружок рядовой Турянчик. Выбрались дружки-приятели из окопа, прижались к земле, поползли к немецкой траншее.

Проснулись солдаты. Недоумевают. С чего это вдруг Носков и Турянчик к фашистам отправились в гости? Смотрят солдаты туда, на запад, глаза в темноте ломают. Беспокоиться стали солдаты.

Но вот кто-то сказал:

— Братцы, ползут назад.

Второй подтвердил:

— Так и есть, возвращаются.

Всмотрелись солдаты — верно. Ползут, прижавшись к земле, друзья. Только не двое их. Трое. Присмотрелись бойцы: третий солдат фашистский, тот самый — «буль-буль». Только не ползёт он. Волокут его Носков и Турянчик. Кляп во рту у солдата.

Притащили друзья крикуна в окоп. Передохнули и дальше в штаб.

Однако дорогой сбежали к Волге. Схватили фашиста за руки, за шею, в Волгу его макнули.

— Буль-буль, буль-буль! — кричит озорно Турянчик.

— Буль-буль, — пускает фашист пузыри. Трясётся как лист осиновый.

— Не бойся, не бойся, — сказал Носков. — Русский не бьёт лежачего.

Сдали солдаты пленного в штаб.

Махнул на прощание фашисту Носков рукой.

— Буль-буль, — прощаясь, сказал Турянчик.

Вопрос: «Объясните, как и почему подходит пословица «Смеётся тот, кто смеётся последним!» к теме этого рассказа?»

Для решения этого кейса необходимо ответить на следующие вопросы и выполнить задания:

1. Определите проблему, о которой говорит автор. Сформулируйте её.

2. Каково ваше отношение к содержанию данной проблемы?

3. Какое значение вы отведёте этой теме?

4. Выскажите своё мнение к этой ситуации. Почему к этому рассказу подходит пословица «Смеётся тот, кто смеётся последним!»?

5. Сформулируйте предположение, как бы вы поступили в таком случае.

6. Проанализируйте: какие чувства вызвала у вас работа над кейсом? Что нового вы открыли. Чему научила вас данная работа?

7. Подумайте и подберите высказывания и пословицы, которые подходят к данной проблеме. Напишите свои мысли.

Кейс № 7

Прочитайте рассказ «Особое задание». Автор: Сергей Алексеев.

Задание было необычным. Называлось оно особым. Командир бригады морских пехотинцев полковник Горпищенко так и сказал:

— Задание необычное. Особое. — Потом переспросил: — Понятно?

— Понятно, товарищ полковник, — ответил старшина-пехотинец — старший над группой разведчиков.

Был он вызван к полковнику один. Вернулся к своим товарищам. Выбрал в помощь двоих, сказал:

— Собирайтесь. Задание выпало нам особое.

Однако что за особое, пока старшина не говорил.

Дело было под новый, 1942 год. Ясно разведчикам: в такую-то ночь, конечно, задание сверхособое. Идут разведчики за старшиной, переговариваются:

— Может, налёт на фашистский штаб?

— Бери выше, — улыбается старшина.

— Может, в плен генерала схватим?

— Выше, выше, — смеётся старший.

Переправились ночью разведчики на территорию, занятую фашистами, продвинулись вглубь. Идут осторожно, крадучись.

Опять разведчики:

— Может, мост, как партизаны, идём взрывать?

— Может, на фашистском аэродроме произведём диверсию?

Смотрят на старшего. Улыбается старший.

Ночь. Темнота. Немота. Глухота. Идут в фашистском тылу разведчики. Спускались с кручи. На гору лезли. Вступили в сосновый лес. Крымские сосны вцепились в камни. Запахло приятно хвоей. Детство солдаты вспомнили.

Подошёл старшина к одной из сосенок. Обошёл, посмотрел, даже ветви рукой пощупал.

— Хороша?

— Хороша, — говорят разведчики.

Увидел рядом другую.

— Эта лучше?

— Сдаётся, лучше, — кивнули разведчики.

— Пушиста?

— Пушиста.

— Стройна?

— Стройна!

— Что же — к делу, — сказал старшина. Достал топор и срубил сосенку. — Вот и всё, — произнёс старшина. Взвалил сосенку себе на плечи. — Вот и управились мы с заданием.

— Вот те и на, — вырвалось у разведчиков.

На следующий день разведчики были отпущены в город, на новогоднюю ёлку к детям в детский дошкольный подземный сад.

Стояла сосенка. Стройна. Пушиста. Висят на сосенке шары, гирлянды, разноцветные фонарики горят.

Вы спросите: почему же сосна, не ёлка? Не растут в тех широтах ёлки. Да и для того, чтобы сосенку добыть, надо было к фашистам в тылы пробраться.

Не только здесь, но и в других местах Севастополя зажглись в тот нелёгкий год для детей новогодние ёлки.

Видать, не только в бригаде морских пехотинцев у полковника Горпищенко, но и в других частях задание для разведчиков в ту предновогоднюю ночь было особым.

Вопрос: «Почему доставка обычной сосны в детский дом была особым боевым заданием?»

Для решения этого кейса необходимо ответить на следующие вопросы и выполнить задания:

1. Определите проблему, которая возникла в предновогодние дни в Севастополе во время Великой Отечественной войны. Сформулируйте её.

2. Каково ваше отношение к содержанию этой проблемы?

3. Почему это задание было сверхособым?

4. Выскажите своё мнение по разрешению этой ситуации. Что означало для детей войны эта новогодняя ёлка?

5. Предложите свои варианты ответов.

6. Подумайте: какие чувства вызвала у вас работа над кейсом? Что нового вы узнали? Чему научила вас данная работа?

7. Выполните иллюстрации к рассказу.

Кейс № 8

Внимательно прочитайте рассказ «Выходное платье». Автор: Сергей Алексеев.

Было это ещё до начала войны с фашистами. Кате Извековой подарили родители новое платье. Платье нарядное, шёлковое, выходное.

Не успела Катя обновить подарок. Грянула война. Осталось платье висеть в шкафу. Думала Катя: завершится война, вот и наденет она своё выходное платье.

Фашистские самолёты не переставая бомбили с воздуха Севастополь.

Под землю, в скалы ушёл Севастополь.

Военные склады, штабы, школы, детские сады, госпитали, ремонтные мастерские, даже кинотеатр, даже парикмахерские — всё это врезалось в камни, в горы.

Под землёй организовали севастопольцы и два военных завода.

На одном из них и стала работать Катя Извекова. Завод выпускал миномёты, мины, гранаты. Затем начал осваивать производство авиационных бомб для севастопольских лётчиков.

Всё нашлось в Севастополе для такого производства: и взрывчатка, и металл для корпуса, даже нашлись взрыватели. Нет лишь одного. Порох, с помощью которого подрывались бомбы, должен был засыпаться в мешочки, сшитые из натурального шёлка.

Стали разыскивать шёлк для мешочков. Обратились на различные склады.

На один:

— Нет натурального шёлка.

На второй:

— Нет натурального шёлка.

Ходили на третий, четвёртый, пятый.

Нет нигде натурального шёлка.

И вдруг... Является Катя. Спрашивают у Кати:

— Ну что — нашла?

— Нашла, — отвечает Катя.

Верно, в руках у девушки свёрток.

Развернули Катин свёрток. Смотрят: в свёртке — платье. То самое. Выходное. Из натурального шёлка.

— Вот так Катя!

— Спасибо, Катя!

Разрезали на заводе Катино платье. Сшили мешочки. Засыпали порох. Вложили мешочки в бомбы. Отправили бомбы к лётчикам на аэродром.

Вслед за Катей и другие работницы принесли на завод свои выходные платья. Нет теперь перебоев в работе завода. За бомбой готова бомба.

Поднимаются лётчики в небо. Точно бомбы ложатся в цель.

Вопрос: «Какую роль сыграл поступок Кати для военных лётчиков?»

Для решения этого кейса необходимо ответить на следующие вопросы и выполнить задания:

1. Найдите проблемы, которые прослеживаются в тексте. Сформулируйте их.

2. Как вы относитесь к содержанию данных проблем?

3. Определите значение этих проблем для севастопольцев?

4. Сформулируйте своё мнение, как вы поступили бы на месте Кати.

5.Проанализируйте, какую роль сыграл поступок девочки в решении проблем?

6. Подумайте: какие чувства вызвала у вас работа над кейсом? Что нового вы открыли, исследуя данную тему. Чему научила вас данная работа?

7. Придумайте и составьте кроссворд по содержанию рассказа.

Кейс № 9

Прочитайте рассказ «Жало». Автор: Сергей Алексеев.

Наши войска освобождали Молдавию. Оттеснили фашистов за Днепр, за Реут. Взяли Флорешты, Тирасполь, Оргеев. Подошли к столице Молдавии городу Кишинёву.

Тут наступали сразу два наших фронта — 2-й Украинский и 3-й Украинский. Под Кишинёвом советские войска должны были окружить большую фашистскую группировку. Выполняют фронты указания Ставки. Севернее и западнее Кишинёва наступает 2-й Украинский фронт. Восточнее и южнее — 3-й Украинский фронт. Генералы Малиновский и Толбухин стояли во главе фронтов.

— Фёдор Иванович, — звонит генерал Малиновский генералу Толбухину, — как развивается наступление?

— Всё идёт по плану, Родион Яковлевич, — отвечает генералу Малиновскому генерал Толбухин.

Шагают вперёд войска. Обходят они противника. Сжимать начинают клещи.

— Родион Яковлевич, — звонит генерал Толбухин генералу Малиновскому, — как развивается окружение?

— Нормально идёт окружение, Фёдор Иванович, — отвечает генерал Малиновский генералу Толбухину и уточняет: — Точно по плану, в точные сроки.

И вот сомкнулись гигантские клещи. В огромном мешке под Кишинёвом оказалось восемнадцать фашистских дивизий. Приступили наши войска к разгрому попавших в мешок фашистов.

Довольны советские солдаты:

— Снова капканом прихлопнут зверь.

Пошли разговоры: не страшен теперь фашист, бери хоть руками голыми.

Однако солдат Игошин другого держался мнения:

— Фашист есть фашист. Змеиный характер и есть змеиный. Волк и в капкане — волк.

Смеются солдаты:

— Так это было в какое время!

— Нынче другая цена фашисту.

— Фашист есть фашист, — опять о своём Игошин.

Вот ведь характер вредный!

Всё труднее в мешке фашистам. Стали они сдаваться в плен. Сдавались они и на участке 68-й Гвардейской стрелковой дивизии. В одном из её батальонов и служил Игошин.

Группа фашистов вышла из леса. Всё как положено: руки кверху, над группой выброшен белый флаг.

— Ясно — идут сдаваться.

Оживились солдаты, кричат фашистам:

— Просим, просим! Давно пора!

Повернулись солдаты к Игошину:

— Ну чем же фашист твой страшен?

Толпятся солдаты, на фашистов, идущих сдаваться, смотрят. Есть новички в батальоне. Впервые фашистов так близко видят. И им, новичкам, тоже совсем не страшны фашисты — вот ведь, идут сдаваться.

Всё ближе фашисты, ближе. Близко совсем. И вдруг автоматная грянула очередь. Стали стрелять фашисты.

Полегло бы немало наших. Да спасибо Игошину. Держал оружие наготове. Сразу ответный открыл огонь. Потом помогли другие.

Отгремела пальба на поле. Подошли солдаты к Игошину:

— Спасибо, брат. А фашист, смотри, со змеиным и вправду, выходит, жалом.

Немало хлопот доставил Кишинёвский «котёл» нашим солдатам. Метались фашисты. Бросались в разные стороны. Шли на обман, на подлость. Пытались уйти. Но тщетно. Зажали их богатырской рукой солдаты. Зажали. Сдавили. Змеиное жало вырвали.

Вопрос: «Почему, когда фашисты сдавались, солдат Игошин держал автомат наготове?»

Для решения этого кейса необходимо ответить на следующие вопросы и выполнить задания:

1. Определите проблему, которая вырисовывается в рассказе. Сформулируйте её.

2. Каково ваше отношение к описанию данной проблемы?

3. Выразите актуальность этой проблемы? Почему солдат Игошин не потерял бдительность?

4. Выскажите свою позицию по недоверию к врагу, приведите примеры из практики, опираясь на исторические факты и примеры из жизни.

5. Предложите ваши варианты решения этого вопроса.

6. Подумайте: какие чувства вызвала у вас работа над кейсом? Что нового вы узнали. Чему научила вас данная работа?

7. Подумайте и подберите пословицы по данной проблеме. Попробуйте придумать свои высказывания. Напишите их.



Кейс № 10

Прочитайте рассказ «Берлинская знаменитость». Автор: Сергей Алексеев.

Много прославленных снайперов было на Сталинградском фронте: Виктор Медведев, Гильфан Авзалов, Анатолий Чехов… Самый известный — Василий Зайцев. Почти триста убитых фашистов на счету у знаменитого снайпера.

Решили фашисты уничтожить меткого стрелка. Назначили большую награду тому, кто убьёт советского снайпера. Только осмотрителен, опытен Зайцев. Никак не удаётся определить фашистам, откуда, с какого места солдат стреляет. Меняет боец позиции. Сегодня сидит в окопе. Завтра за каменной кладкой подвала укроется. Из окон разбитого дома стреляет он на третий день. Забравшись под брюхо сгоревшего танка, бьёт по врагу на четвёртый.

Не помогает обещанная награда. Нет среди фашистов под Сталинградом стрелка, который был бы равен Василию Зайцеву.

Увеличили фашисты награду. Рыщут повсюду охотники. Только нет никому удачи. Нет среди немцев под Сталинградом стрелка, который смог бы осилить Зайцева.

Досадно фашистам. Вспомнили гитлеровские командиры, что в Берлине есть знаменитый немецкий стрелок майор Конингс — руководитель школы фашистских снайперов. Вызвали срочно Конингса в Сталинград. На специальном самолёте прибыл берлинский снайпер.

Узнал Конингс фамилию русского умельца.

— Зайцев? Хо-хо! — рассмеялся.

Сыскался среди немецких солдат находчивый:

— Господин майор, есть среди них и Медведев!

А Виктор Медведев и вправду после Василия

Зайцева был самым метким стрелком на фронте.

Понял шутку берлинский гость:

— О-о!

Конингс рослый, плечистый. На шее — Железный крест.

Смотрят немецкие солдаты на Конингса — вот кто покончит с Зайцевым. А заодно и с Медведевым, Авзаловым, Чеховым...

И вот сошлись майор Конингс и Василий Зайцев в снайперской схватке.

Осторожен, сама осторожность Конингс. Зайцев ещё осторожнее.

Глазаст Конингс. Зайцев ещё глазастее.

Терпелив Конингс. Зайцев ещё терпеливее.

Четыре дня сидели стрелки друг перед другом. Ждали, кто первым выдаст себя, кто первым допустит промах.

Идёт Конингс на разные хитрости. Всё пытается сделать так, чтобы советский снайпер хоть бы на секунду из-за укрытия высунулся. И Зайцев о том же думает: как бы заставить майора Конингса на секунду оставить своё укрытие.

Хитёр Конингс. Зайцев ещё хитрее. Подозвал он к себе солдата Николая Куликова, наставляет: сиди, мол, со мною рядом. Возьми палку, надень каску на палку, чуть высунь её из окопа. Если грянет выстрел, вскинь руки, вскрикни и падай.

— Ясно?

— Ясно! — солдат ответил.

Высунул Куликов из окопа каску, и сразу по каске — пуля. Вскинул, как договорились, Куликов руки, вскрикнул и повалился на дно окопа. Рад Конингс своей удаче. Уверен, что поразил Зайцева. Любопытно ему посмотреть: высунул голову из-за укрытия, глянул. Глянул, и тут же пуля Василия Зайцева сразила майора Конингса.

Лежит неподвижно на Сталинградской земле берлинская знаменитость. На шее Железный крест надгробным крестом торчит.

Вопрос: «Как ты думаешь, в чём причина поражения немецкого снайпера?»

Для решения этого кейса необходимо ответить на следующие вопросы и выполнить задания:

1. Определите проблему, которая прослеживается в рассказе. Сформулируйте её.

2. Каково ваше отношение к описанию данной проблемы?

3. Выразите актуальность этой проблемы? Почему снайпер Зайцев выдержал и обхитрил немца?

4. Выскажите свою позицию по самооценке врага. Приведите примеры из практики, опираясь на исторические факты и примеры из жизни, когда фашистские захватчики угрожали и хвастались лёгкой победой над Советским народом.

5. Предложите ваши варианты решения этого вопроса.

6. Подумайте: какие чувства вызвала у вас работа над кейсом? Что нового вы узнали. Чему научила вас данная работа?

7. Подумайте и подберите характеристики героям рассказа. Объясните, почему немец не смог убить нашего снайпера? Напишите, в чём была сила русского снайпера Зайцева.

Список литературы

  1. http://1941-1945.at.ua/forum/18-1369-1?

  2. http://vk.com/page-66240859_47419723

  3. http://74202s083.edusite.ru/p82aa1.html?

  4. http://clubdruzey.ru/meet/index.php?topic=372.0

  5. http://superdetsad29.jimdo.com/поклонимся-великим-тем-год...ы-о-войне-для-детей/?

  6. http://ayakyan.ru/den-pobedy/2015-03-28/chitaem-detyam-o-voyne

  7. http://1941-1945.at.ua/forum/18-1369-2?

  8. http://5fan.info/yfsbewqasqasotrmer.html























Выявите педагогические проблемы, которые вырисовываются в этих текстах. Сформулируйте их. Проанализи-

руйте.

2. Каково ваше отношение к содержанию данных проблем?

3. Оцените актуальность этих проблем?

4. Сформулируйте свои позиции по этим проблемам, аргументируйте примерами из практики.

5. Предложите ваши решения этих проблем.

6. Проанализируйте: какие чувства вызвала у вас работа над кейсом? Что нового вы открыли, исследуя данную

тему. Чему научила вас данная работа?

7. Оформите письменный вариант решения кейса. (3 – 5 страничек). Аргументируйте свое решение.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Семина Светлана Геннадьевна

Дата: 03.05.2015

Номер свидетельства: 207740

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства