kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок. Стихотворение Я. Полонского «Песня»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура урока:

·         1. Организационный момент – 1 мин.

·         2. Проверка домашнего задания – 3 мин.

·         3. Сообщение темы и целей урока – 2 мин.

·         4. Подготовка к первичному восприятию нового материала – 3мин.

·         5. Первичное восприятие – 3 мин.

·         6.Проверка первичного восприятия-3 мин.

·         7. Вторичное восприятие изучаемого материала.

·         8. Основная работа. Анализ поэтического текста.

А) Проверка вторичного восприятия;

Б) Словесное рисование

·         9. Подведение итогов урока – 2 мин.

·         10. Домашнее задание – 2 мин.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок. Стихотворение Я. Полонского «Песня» »

Тема урока: Стихотворение Я. Полонского «Песня»

Цели урока:

  1. почувствовать и понять созвучие слов “живых”, образный язык поэтического произведения;

  2. учиться высказывать свои мысли и чувства по прочитанному произведению;

  3. развивать технику выразительного чтения..

Задачи:

  1. Обучающие:  видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения;

  2. Развивающие: совершенствовать речь, технику чтения, умение высказывать свои мысли;

  3. Воспитывающие: прививать любовь к русской поэзии, самостоятельность в работе с текстом, внимание, любовь к окружающему миру.

Тип урока: комбинированный

Виды работ:

Оборудование:

  • учебник «Литературное чтение» (О.В.Кубасова);

  • на доске – портреты поэтов (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Фет, С.А.Есенин, Я.П.Полонский);

  • музыкальный фрагмент «Песни цыганки»;

  • листочки на магнитах, фломастеры;

  • на доске – эпиграф:

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

( М.Ю.Лермонтов.)

Структура урока:

  • 1. Организационный момент – 1 мин.

  • 2. Проверка домашнего задания – 3 мин.

  • 3. Сообщение темы и целей урока – 2 мин.

  • 4. Подготовка к первичному восприятию нового материала – 3мин.

  • 5. Первичное восприятие – 3 мин..

  • 6.Проверка первичного восприятия-3 мин..

  • 7. Вторичное восприятие изучаемого материала.

  • 8. Основная работа. Анализ поэтического текста.

А) Проверка вторичного восприятия;

Б) Словесное рисование

  • 9. Подведение итогов урока – 2 мин.

  • 10. Домашнее задание – 2 мин.



Ход урока:



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.момент


Здравствуйте, ребята! Садитесь. Не волнуйтесь. Вы у меня замечательные, и я надеюсь, что у нас с вами сегодня будет интересный урок.

Учащиеся приветствуют учителя.


2. Проверка домашнего задания

-Обратите внимание на доску. Кто это?





- С творчеством какого поэта мы познакомились на прошлом уроке?



-А сейчас проверим, как вы подготовили выразительное чтение этого стихотворения наизусть.


-Кто из ребят прочитал стихотворение Фета более выразительно, с чувством?



Учащиеся называют фамилии поэтов (А.С.Пушкин, А.А.Фет, Ю.Лермонтов,С.А.Есенин)


- Мы изучали стихотворение А.Фета «Облаком волнистым…»


Учащиеся читают наизусть стихотворение А.Фета.



Ученики анализируют ответы друг друга.

3. Сообщение темы и целей урока

- Портрет одного из поэтов вам не знаком. Это – Яков Петрович Полонский!

Тема нашего урока знакомство со стихотворением этого поэта, которое называется «Песня».

Чтобы вы стали вдумчивыми читателями, сегодня на уроке будем учиться чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения.



4. Подготовка к первичному восприятию нового материала

Слово учителя о поэте.

Полонский Яков Петрович (1819-1898) — русский поэт и прозаик. Он современник Пушкина, Лермонтова, Плещеева, Фета. Я. П. Полонский родился 6 декабря 1819 года в Рязани, в небогатой патриархальной и богомольной дворянской семье. Окончил гимназию, Московский университет. Несколько лет он служит чиновником сначала в Одессе, а затем в Тифлисе. Четыре года, проведённые поэтом на Кавказе, живописная природа «чудной» страны нашли яркое отражение в его стихах. Будучи известным поэтом, Полонский был домашним учителем в семье, жил несколько лет за границей, занимался живописью. Полонский обладал мягким и простодушным характером

Умер он в Петербурге 18 октября 1898 г.

Литературное наследие Полонского очень велико, оно включает в себя несколько сборников стихотворений, многочисленные поэмы, романы, рассказы.

- Откройте учебник на странице 85. Это рассказ или стихотворение?





- Скажите, ребята, что свойственно поэтическому языку?

- Правильно, поэтическому языку свойственны: четкий ритм, рифма, чувства автора.

- Ребята, а что называется рифмой?























Дети отвечают, что это стихотворение.



Ответы детей.





Рифма – это созвучие последних слов в строке.

5. Первичное восприятие

Учитель выразительно читает стихотворение Полонского.

Прослушивание



6.Проверка первичного восприятия

-Понравилось ли вам стихотворение?


- Что вам представлялось, когда вы слушали стихотворение?





- Значение каких слов вам не совсем понятно?

(Выясним их значение по толковому словарю).

-да


-на улице ночь или раннее утро, молодая девушка ждет милого друга.

-«Через куртину», «грезы», «в долину», «с позвонками»


7.Вторичное восприятие

-Теперь прочитайте стихотворение самостоятельно.



-Прочитаем стихотворение выразительно вслух.


Дети читают стихотворение про себя.

Чтение вслух поочередно.

8.Основная работа. Анализ поэтического текста.

а).Проверка вторичного восприятия

- Какова тема этого стихотворения?








- Каким настроением оно проникнуто? Почему?


-Действительно, внутренний мир человека Полонский рисует психологически точно, мастерски передаёт сложную смену душевных состояний





- Какие строки и слова помогают нам понять, какое время года описывает поэт?








- Почему это стихотворение Полонский назвал песней?


Многие из стихотворений Полонского были положены на музыку различными композиторами, а некоторые из них («Песня цыганки», «Узница», «В одной знакомой улице…») стали народными песнями, об авторстве которых не задумывались ни исполнители, ни слушатели.


Прослушивание 1 куплета «Песни цыганки» («Мой костёр в тумане светит…»)


- А можно ли узнать, кто поет эту песню?




- Как вы понимаете слова «сердце бредит»?


- Какие эпитеты использует поэт?






-Олицетворение?











-Зачем поэт использует эпитеты, олицетворения?


Ожидание милого друга. Это стихотворение о любви и верности.



Грустное настроение. Потому что долго не едет тот, кого ждет девушка.




-«Ночь… вербою колышет», «Соловей рыдает», «водой ключевою..» - это лето.


- Оно похоже на народную песню. В нем повторяются в каждой из трех частей последние две строки.

Как в песне, есть рифма.


Девушка, которая ждет милого.


-Сердцу кажется…

Вода -«ключевая», степь – «широкая», друг «далёкий»


- «Сердце бредит», «соловей рыдает», «зорька выплывает-заревом играет», «горе сны уносит», «ночь дышит».


Они делают стихотворение красивее.

б) Словесное рисование

-А теперь работаем в группах. Попробуйте придумать картину, которая могла бы стать иллюстрацией к этому стихотворению.


- Какие краски будут преобладать? Почему?

Работа по словесному рисованию в группах.

-Темные, потому что на улице ночь.

9.Подведение итогов

-Понравилось ли вам стихотворение Полонского?

-Чем?

Почувствовали ли вы образность поэтического языка «Песни»? В чем она?



- Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока. Как его можно соотнести с темой урока?

Понравилось.


В том, что природа описана, как живая.

-Не всегда все понятно в стихотворениях, но они пробуждают чувства, переживания.

10. Домашнее задание.

Предлагаю вам подготовить выразительное чтение стихотворения Я.П. Полонского «Песня»

Учащиеся записывают задание в дневники.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Урок. Стихотворение Я. Полонского «Песня»

Автор: Чернышева Ольга Александровна

Дата: 09.08.2015

Номер свидетельства: 224785

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века (Барабынский Е.А., Я.Полонский, А.Толстой) "
    ["seo_title"] => string(92) "rodnaia-priroda-v-stikhotvorieniiakh-poetov-19-vieka-barabynskii-ie-a-ia-polonskii-a-tolstoi"
    ["file_id"] => string(6) "145632"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418969368"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Разработка урока «А.Блок. Детские годы. Мотив единения человека и природы в стихотворении «Летний вечер»"
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_a_blok_dietskiie_ghody_motiv_iedinieniia_chielovieka_i_prirody_"
    ["file_id"] => string(6) "354231"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478010201"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок-творческая мастерская "Символика цветов" "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-tvorchieskaia-mastierskaia-simvolika-tsvietov"
    ["file_id"] => string(6) "149777"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420301860"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "6 класс рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной"
    ["seo_title"] => string(73) "6-klass-rabochaia-proghramma-po-litieraturie-po-uchiebniku-v-ia-korovinoi"
    ["file_id"] => string(6) "222768"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436792824"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства