Тема урока: Стихотворение Я. Полонского «Песня»
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Орг.момент | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Не волнуйтесь. Вы у меня замечательные, и я надеюсь, что у нас с вами сегодня будет интересный урок. | Учащиеся приветствуют учителя. |
2. Проверка домашнего задания | -Обратите внимание на доску. Кто это? - С творчеством какого поэта мы познакомились на прошлом уроке? -А сейчас проверим, как вы подготовили выразительное чтение этого стихотворения наизусть. -Кто из ребят прочитал стихотворение Фета более выразительно, с чувством? | Учащиеся называют фамилии поэтов (А.С.Пушкин, А.А.Фет, Ю.Лермонтов,С.А.Есенин) - Мы изучали стихотворение А.Фета «Облаком волнистым…» Учащиеся читают наизусть стихотворение А.Фета. Ученики анализируют ответы друг друга. |
3. Сообщение темы и целей урока | - Портрет одного из поэтов вам не знаком. Это – Яков Петрович Полонский! Тема нашего урока знакомство со стихотворением этого поэта, которое называется «Песня». Чтобы вы стали вдумчивыми читателями, сегодня на уроке будем учиться чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения. | |
4. Подготовка к первичному восприятию нового материала | Слово учителя о поэте. Полонский Яков Петрович (1819-1898) — русский поэт и прозаик. Он современник Пушкина, Лермонтова, Плещеева, Фета. Я. П. Полонский родился 6 декабря 1819 года в Рязани, в небогатой патриархальной и богомольной дворянской семье. Окончил гимназию, Московский университет. Несколько лет он служит чиновником сначала в Одессе, а затем в Тифлисе. Четыре года, проведённые поэтом на Кавказе, живописная природа «чудной» страны нашли яркое отражение в его стихах. Будучи известным поэтом, Полонский был домашним учителем в семье, жил несколько лет за границей, занимался живописью. Полонский обладал мягким и простодушным характером Умер он в Петербурге 18 октября 1898 г. Литературное наследие Полонского очень велико, оно включает в себя несколько сборников стихотворений, многочисленные поэмы, романы, рассказы. - Откройте учебник на странице 85. Это рассказ или стихотворение?
- Скажите, ребята, что свойственно поэтическому языку? - Правильно, поэтическому языку свойственны: четкий ритм, рифма, чувства автора. - Ребята, а что называется рифмой? | Дети отвечают, что это стихотворение. Ответы детей. Рифма – это созвучие последних слов в строке. |
5. Первичное восприятие | Учитель выразительно читает стихотворение Полонского. | Прослушивание |
6.Проверка первичного восприятия | -Понравилось ли вам стихотворение? - Что вам представлялось, когда вы слушали стихотворение? - Значение каких слов вам не совсем понятно? (Выясним их значение по толковому словарю). | -да -на улице ночь или раннее утро, молодая девушка ждет милого друга. -«Через куртину», «грезы», «в долину», «с позвонками» |
7.Вторичное восприятие | -Теперь прочитайте стихотворение самостоятельно. -Прочитаем стихотворение выразительно вслух. | Дети читают стихотворение про себя. Чтение вслух поочередно. |
8.Основная работа. Анализ поэтического текста. а).Проверка вторичного восприятия | - Какова тема этого стихотворения? - Каким настроением оно проникнуто? Почему? -Действительно, внутренний мир человека Полонский рисует психологически точно, мастерски передаёт сложную смену душевных состояний - Какие строки и слова помогают нам понять, какое время года описывает поэт? - Почему это стихотворение Полонский назвал песней? Многие из стихотворений Полонского были положены на музыку различными композиторами, а некоторые из них («Песня цыганки», «Узница», «В одной знакомой улице…») стали народными песнями, об авторстве которых не задумывались ни исполнители, ни слушатели. Прослушивание 1 куплета «Песни цыганки» («Мой костёр в тумане светит…») - А можно ли узнать, кто поет эту песню? - Как вы понимаете слова «сердце бредит»? - Какие эпитеты использует поэт? -Олицетворение? -Зачем поэт использует эпитеты, олицетворения? | Ожидание милого друга. Это стихотворение о любви и верности. Грустное настроение. Потому что долго не едет тот, кого ждет девушка. -«Ночь… вербою колышет», «Соловей рыдает», «водой ключевою..» - это лето. - Оно похоже на народную песню. В нем повторяются в каждой из трех частей последние две строки. Как в песне, есть рифма. Девушка, которая ждет милого. -Сердцу кажется… Вода -«ключевая», степь – «широкая», друг «далёкий» - «Сердце бредит», «соловей рыдает», «зорька выплывает-заревом играет», «горе сны уносит», «ночь дышит». Они делают стихотворение красивее. |
б) Словесное рисование | -А теперь работаем в группах. Попробуйте придумать картину, которая могла бы стать иллюстрацией к этому стихотворению. - Какие краски будут преобладать? Почему? | Работа по словесному рисованию в группах. -Темные, потому что на улице ночь. |
9.Подведение итогов | -Понравилось ли вам стихотворение Полонского? -Чем? Почувствовали ли вы образность поэтического языка «Песни»? В чем она? - Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока. Как его можно соотнести с темой урока? | Понравилось. В том, что природа описана, как живая. -Не всегда все понятно в стихотворениях, но они пробуждают чувства, переживания. |
10. Домашнее задание. | Предлагаю вам подготовить выразительное чтение стихотворения Я.П. Полонского «Песня» | Учащиеся записывают задание в дневники. |