kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока «А.Блок. Детские годы. Мотив единения человека и природы в стихотворении «Летний вечер»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «А.Блок. Детские годы. Мотив единения человека и природы в стихотворении «Летний вечер»

Цель: - углубить представление учащихся о  жизни и творчестве А.Блока;

- обучение анализу лирического произведения;

- развитие творческих способностей учащихся;

- воспитание любви к Родине.

Оборудование: репродукции картин, учебник,

- Ну что ж, звонок прозвенел, начнем наш урок. Добрый день, ребята! Садитесь. Но сначала мы проверим, как вы справились с домашним заданием. Вы получили задание написать сочинение-миниатюру на тему «удивительное рядом» о необычном в мире природы, что поражает вас. По желанию вам было предложено сделать иллюстрации к рассказу. Сейчас я попрошу некоторых из вас (по усмотрению учителя) прочитать свои работы.

(Чтение 3-4 работ и обсуждение их по примерной схеме: Оцените работу товарища.

  1. Удалось ли автору увидеть необычное в обыкновенном?
  2. Переданы ли в сочинении чувства и эмоции автора?
  3. Насколько яркой, образной с точки зрения языка получилась работа?
  4. Удается ли нам при чтении живо представить изображаемое? (критерии тоже можно вывести на СЛАЙД)

Учитель: Хорошо, молодцы! Продолжаем с вами погружение в мир литературы.  Тема нашего урока: «Александр Блок. Детские годы. Мотив единения человека и природы в стихотворении «Летний вечер» (СЛАЙД). Запишите тему.

 Подумайте и скажите, какие цели мы перед собой поставим на этом уроке? После обсуждения СЛАЙД: Цели урока

Познакомиться с личностью поэта.

Уяснить роль имения Шахматово в личной и творческой судьбе Блока

Понять идею стихотворения «Летний вечер»

Выявить, при помощи каких художественных средств она воплощается.

 Итак, сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством  великого русского поэта А. А. Блока. Знакомо ли вам это имя? Знаете ли вы его стихотворения?

(Ответы детей)

Хорошо. Сейчас мы с вами попытаемся погрузиться в мир детства поэта.

Итак, великий русский поэт (СЛАЙД, годы жизни) родился 1880 г., 12 ноября (28 ноября) В Санкт-Петербурге. Ребенком Блок Саша был ангелочек прелестный. Все вообще его любят.» Отец поэта – Александр Львович Блок, - профессор Варшавского университета (СЛАЙД) Мать поэта-Александра Андреевна, литератор, переводчица, дочь Андрея Николаевича Бекетова (СЛАЙД) известного ученого-ботаника Счастливые детские годы писателя  прошли в Шахматово (московская область), родовом имении Бекетовых (СЛАЙД) Вот как выглядело родовое имение Блока  по воспоминаниям М. А. Бекетовой (его тетушка): Старый шахматовский дом был невелик, но крепок. Он стоял на высоком нагорье. К дому подъезжали широким двором с круглыми клумбами шиповника. Кусты черёмухи и сирени вплотную подступали к дому. Перед домом — песчаная площадка с цветниками, а за ней — развесистые вековые липы и две высокие, прямые, как натянутые струны, сосны. Летом под липами ставили длинный стол. Здесь собиралась вся большая и дружная бекетовская семья. Много времени проводил Саша Блок с дедушкой в далеких пеших прогулках по окрестностям, занятый поиском трав и цветов для ботанических коллекций. Дедушка надеялся увлечь внука делом своей жизни. Но этому не суждено было осуществиться. Однако эти прогулки внушали поэту любовь к родной природе, ко всему живому. Атмосфера шахматовского дома была проникнута любовью к слову. Книги очень рано вошли в жизнь будущего поэта. «Лет в шесть появился у Саши вкус к героическому, к фантастике, а также к лирике. Ему читали много сказок — и русских, и иностранных». С раннего детства юному писателю бабушка читала сказки Пушкина, стихотворения Полонского, баллады Жуковского. Маленький Саша заучивал понравившиеся стихи наизусть, С 5 лет Блок научился читать самостоятельно, где-то в то же время начал  и писать. И сразу принялся за литературные опыты.  Поэт стал выпускать свои рукописные журналы, которые посвящал горячо любимой матери, иногда они так и назывались: мамулин альбом (СЛАЙД). Саша сочинял коротенькие рассказы, стихи, о животных, которых любил горячо, ребусы. Мать поэта с любовью читала их гостям, собирающимся в имении за столом под липами.

Представим, что и у нас сегодня есть возможность также услышать стихотворение Блока. Сейчас я попрошу вас закрыть глаза и попытаться представить то, что вы сейчас услышите. (Чтение учителем стихотворения с музыкальным сопровождением).

«Летний вечер» Александр Блок

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошенной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,

Над рощей — красный диск луны,

И замирает песня жницы

Среди вечерней тишины

Забудь заботы и печали,

Умчись без цели на коне

В туман и в луговые дали,

Навстречу ночи и луне!

Хорошо, откройте глаза, опишите картину, которую представили в своем воображении. 

(ответы детей, по ходу ответов демонстрация нескольких тематических картин) И Левитан «Лунная ночь в деревне»,  «Восход луны. Деревня», «Сумерки. Стога». Художник делал, казалось бы, простейший деревенский русский мотив выражением стремления к слиянию с «божественным нечто, разлитом во всем».

Какое настроение вызывает у вас прочитанное стихотворение? Почему? Меняется ли настроение на протяжении текста? Найдите подтверждающие это слова

- Спокойствие, умиротворение (розовая дремота).  в целом в первом четверостишии, возможно. Светлая грусть, во втором – некоторое ощущение тревожно-настороженной природы, замирающей жизни (замирает песня жницы, зловещая красная луна) в последнем – светлая радость, человек и природа находятся в гармонии, стремятся слиться друг с другом

Все ли слова вам в стихотворении понятны и знакомы?

Лексическая работа: (СЛАЙДЫ)  межа – граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли

 Жница (жнец) – тот, кто убирает в поле рожь

Беседа с учащимися

• Какое время года рисует поэт?

 (лето)

Как вам кажется, какой месяц лета запечатлен в стихотворении? • Объясните свой выбор

 (Конец июля, август, так как рожь уже сжали)

• Перечислите приметы вечера

(последние лучи заката, засыпающее поле, вечерняя тишина, диск луны, навстречу ночи)

Давайте попробуем определить, какие цвета преобладают в стихотворении? (слайд после обсуждения)

Жёлтый

(золотой)

Розовый

Зелёный

Красный

Лучи заката

Сжатая рожь

      Дремота

   Трава межи

Луговые дали

Диск луны

Какие чувства будят в вас эти цвета?

(Розовый,  золотой, но больше красного. Вызывает чувство тревоги)

• В каких строках чувство тревоги особенно заметно?

(И замирает песня жницы среди вечерней тишины, над рощей красный диск луны)

• Почему автор передает нам чувство тревоги?

(день кончается, а вместе с ним уходит и лето. Впереди – осень)

Прочтите внимательно последнюю строфу. Меняется ли настроение?

 (Да. Появляется ощущение радости, полета, свободы, пусть лето и кончается, жизнь продолжается, и природа прекрасна в любое время года, она лечит, успокаивает душу)

Можем ли мы сказать, что эти описания, эти части стихотворения  противопоставлены друг другу? Как в литературе называется такой прием?

 (Антитеза)

Учитель: Хорошо, молодцы. Какие мы слышим звуки? Что это значит? К чему стремится природа?

- звуков слышим очень мало, тишину и замирающую песню. Стремление к покою, отдыху.

Верно. Прочитаем последнее четверостишие. К чему стремится лирический герой? Можем ли сказать, что поэт говорит о единении человека и природы?

_Да, можем, человек стремится успокоиться, избавиться от тревог, черпает это умиротворение в природе, в стремлении слиться с ней. Он открыт всему новому, готов двигаться вперед, несмотря на то, что будущее окутано туманом (после обсуждения можно вывести слайд)

            ПРИРОДА

ЧЕЛОВЕК

ТИШИНА

ЗАКАТ

КРАСОТА

ГАРМОНИЯ

РАДОСТЬ

СПОКОЙСТВИЕ

СВОБОДА

УМИРОТВОРЕНИЕ

СЧАСТЬЕ

• Прослушайте стихотворение еще раз (чтение учеником). Как вам кажется, какая картина из тех, что вы рассматривали раньше, больше всего подходит к этому произведению? Объясните свой выбор.

 Выставление оценок и домашнее задание

Молодцы. Теперь запишем домашнее задание

  1. Выучить стихотворение «Летний вечер» наизусть.
  2. Читаем сами, обсуждаем вместе: биография писателя  (стр. 56-62)
  3. По желанию: нарисуйте пейзажную зарисовку по мотивам стихотворения.
  4. Наш урок окончен. Я благодарю  вас за работу.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ПО БЛОКУ»

Тема: «А.Блок. Детские годы. Мотив единения человека и природы в стихотворении «Летний вечер»

Цель: - углубить представление учащихся о жизни и творчестве А.Блока;

- обучение анализу лирического произведения;

- развитие творческих способностей учащихся;

- воспитание любви к Родине.

Оборудование: репродукции картин, учебник,

- Ну что ж, звонок прозвенел, начнем наш урок. Добрый день, ребята! Садитесь. Но сначала мы проверим, как вы справились с домашним заданием. Вы получили задание написать сочинение-миниатюру на тему «удивительное рядом» о необычном в мире природы, что поражает вас. По желанию вам было предложено сделать иллюстрации к рассказу. Сейчас я попрошу некоторых из вас (по усмотрению учителя) прочитать свои работы.

(Чтение 3-4 работ и обсуждение их по примерной схеме: Оцените работу товарища.

  • Удалось ли автору увидеть необычное в обыкновенном?

  • Переданы ли в сочинении чувства и эмоции автора?

  • Насколько яркой, образной с точки зрения языка получилась работа?

  • Удается ли нам при чтении живо представить изображаемое? (критерии тоже можно вывести на СЛАЙД)

Учитель: Хорошо, молодцы! Продолжаем с вами погружение в мир литературы. Тема нашего урока: «Александр Блок. Детские годы. Мотив единения человека и природы в стихотворении «Летний вечер» (СЛАЙД). Запишите тему.

Подумайте и скажите, какие цели мы перед собой поставим на этом уроке? После обсуждения СЛАЙД: Цели урока

Познакомиться с личностью поэта.

Уяснить роль имения Шахматово в личной и творческой судьбе Блока

Понять идею стихотворения «Летний вечер»

Выявить, при помощи каких художественных средств она воплощается.

Итак, сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством великого русского поэта А. А. Блока. Знакомо ли вам это имя? Знаете ли вы его стихотворения?

(Ответы детей)

Хорошо. Сейчас мы с вами попытаемся погрузиться в мир детства поэта.

Итак, великий русский поэт (СЛАЙД, годы жизни) родился 1880 г., 12 ноября (28 ноября) В Санкт-Петербурге. Ребенком Блок Саша был ангелочек прелестный... Все вообще его любят...» Отец поэта – Александр Львович Блок, - профессор Варшавского университета (СЛАЙД) Мать поэта-Александра Андреевна, литератор, переводчица, дочь Андрея Николаевича Бекетова (СЛАЙД) известного ученого-ботаника Счастливые детские годы писателя прошли в Шахматово (московская область), родовом имении Бекетовых (СЛАЙД) Вот как выглядело родовое имение Блока по воспоминаниям М. А. Бекетовой (его тетушка): Старый шахматовский дом был невелик, но крепок. Он стоял на высоком нагорье. К дому подъезжали широким двором с круглыми клумбами шиповника. Кусты черёмухи и сирени вплотную подступали к дому. Перед домом — песчаная площадка с цветниками, а за ней — развесистые вековые липы и две высокие, прямые, как натянутые струны, сосны. Летом под липами ставили длинный стол. Здесь собиралась вся большая и дружная бекетовская семья. Много времени проводил Саша Блок с дедушкой в далеких пеших прогулках по окрестностям, занятый поиском трав и цветов для ботанических коллекций. Дедушка надеялся увлечь внука делом своей жизни. Но этому не суждено было осуществиться. Однако эти прогулки внушали поэту любовь к родной природе, ко всему живому. Атмосфера шахматовского дома была проникнута любовью к слову. Книги очень рано вошли в жизнь будущего поэта. «Лет в шесть появился у Саши вкус к героическому, к фантастике, а также к лирике. Ему читали много сказок — и русских, и иностранных». С раннего детства юному писателю бабушка читала сказки Пушкина, стихотворения Полонского, баллады Жуковского. Маленький Саша заучивал понравившиеся стихи наизусть, С 5 лет Блок научился читать самостоятельно, где-то в то же время начал и писать. И сразу принялся за литературные опыты. Поэт стал выпускать свои рукописные журналы, которые посвящал горячо любимой матери, иногда они так и назывались: мамулин альбом (СЛАЙД). Саша сочинял коротенькие рассказы, стихи, о животных, которых любил горячо, ребусы. Мать поэта с любовью читала их гостям, собирающимся в имении за столом под липами.

Представим, что и у нас сегодня есть возможность также услышать стихотворение Блока. Сейчас я попрошу вас закрыть глаза и попытаться представить то, что вы сейчас услышите. (Чтение учителем стихотворения с музыкальным сопровождением).

«Летний вечер» Александр Блок

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошенной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,

Над рощей — красный диск луны,

И замирает песня жницы

Среди вечерней тишины

Забудь заботы и печали,

Умчись без цели на коне

В туман и в луговые дали,

Навстречу ночи и луне!

Хорошо, откройте глаза, опишите картину, которую представили в своем воображении.

(ответы детей, по ходу ответов демонстрация нескольких тематических картин) И Левитан «Лунная ночь в деревне», «Восход луны. Деревня», «Сумерки. Стога». Художник делал, казалось бы, простейший деревенский русский мотив выражением стремления к слиянию с «божественным нечто, разлитом во всем».

Какое настроение вызывает у вас прочитанное стихотворение? Почему? Меняется ли настроение на протяжении текста? Найдите подтверждающие это слова

- Спокойствие, умиротворение (розовая дремота). в целом в первом четверостишии, возможно. Светлая грусть, во втором – некоторое ощущение тревожно-настороженной природы, замирающей жизни (замирает песня жницы, зловещая красная луна) в последнем – светлая радость, человек и природа находятся в гармонии, стремятся слиться друг с другом

Все ли слова вам в стихотворении понятны и знакомы?

Лексическая работа: (СЛАЙДЫ) межа – граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли

Жница (жнец) – тот, кто убирает в поле рожь

Беседа с учащимися

Какое время года рисует поэт?

(лето)

Как вам кажется, какой месяц лета запечатлен в стихотворении? • Объясните свой выбор

(Конец июля, август, так как рожь уже сжали)

Перечислите приметы вечера

(последние лучи заката, засыпающее поле, вечерняя тишина, диск луны, навстречу ночи)

Давайте попробуем определить, какие цвета преобладают в стихотворении? (слайд после обсуждения)

Жёлтый

(золотой)

Розовый

Зелёный

Красный

Лучи заката

Сжатая рожь

Дремота

Трава межи

Луговые дали

Диск луны

Какие чувства будят в вас эти цвета?

(Розовый, золотой, но больше красного. Вызывает чувство тревоги)

В каких строках чувство тревоги особенно заметно?

(И замирает песня жницы среди вечерней тишины, над рощей красный диск луны)

Почему автор передает нам чувство тревоги?

(день кончается, а вместе с ним уходит и лето. Впереди – осень)

Прочтите внимательно последнюю строфу. Меняется ли настроение?

(Да. Появляется ощущение радости, полета, свободы, пусть лето и кончается, жизнь продолжается, и природа прекрасна в любое время года, она лечит, успокаивает душу)

Можем ли мы сказать, что эти описания, эти части стихотворения противопоставлены друг другу? Как в литературе называется такой прием?

(Антитеза)

Учитель: Хорошо, молодцы. Какие мы слышим звуки? Что это значит? К чему стремится природа?

- звуков слышим очень мало, тишину и замирающую песню. Стремление к покою, отдыху.

Верно. Прочитаем последнее четверостишие. К чему стремится лирический герой? Можем ли сказать, что поэт говорит о единении человека и природы?

_Да, можем, человек стремится успокоиться, избавиться от тревог, черпает это умиротворение в природе, в стремлении слиться с ней. Он открыт всему новому, готов двигаться вперед, несмотря на то, что будущее окутано туманом (после обсуждения можно вывести слайд)


ПРИРОДА

ЧЕЛОВЕК

ТИШИНА

ЗАКАТ

КРАСОТА

ГАРМОНИЯ

РАДОСТЬ

СПОКОЙСТВИЕ

СВОБОДА

УМИРОТВОРЕНИЕ

СЧАСТЬЕ

• Прослушайте стихотворение еще раз (чтение учеником). Как вам кажется, какая картина из тех, что вы рассматривали раньше, больше всего подходит к этому произведению? Объясните свой выбор.

Выставление оценок и домашнее задание

Молодцы. Теперь запишем домашнее задание

  1. Выучить стихотворение «Летний вечер» наизусть.

  2. Читаем сами, обсуждаем вместе: биография писателя (стр. 56-62)

  3. По желанию: нарисуйте пейзажную зарисовку по мотивам стихотворения.

  4. Наш урок окончен. Я благодарю вас за работу.









4


Просмотр содержимого презентации
«Блок презентация»

Удалось ли автору увидеть необычное в обыкновенном? Переданы ли в сочинении чувства и эмоции автора? Насколько яркой, образной с точки зрения языка получилась работа? Удается ли нам при чтении живо представить изображаемое?
  • Удалось ли автору увидеть необычное в обыкновенном?
  • Переданы ли в сочинении чувства и эмоции автора?
  • Насколько яркой, образной с точки зрения языка получилась работа?
  • Удается ли нам при чтении живо представить изображаемое?
Тема урока  «А.Блок. Детские годы. Мотив единения человека и природы в стихотворении «Летний вечер»

Тема урока  «А.Блок. Детские годы. Мотив единения человека и природы в стихотворении «Летний вечер»

Цели урока:

Цели урока:

  • Познакомиться с личностью поэта.
  • Уяснить роль имения Шахматово в личной и творческой судьбе Блока
  • Понять идею стихотворения «Летний вечер»
  • Выявить, при помощи каких художественных средств она воплощается.
Блок  Александр  Александрович   (1880 — 1921)

Блок Александр Александрович (1880 — 1921)

Родители писателя.

Родители писателя.

«Здесь собиралась дружная семья Бекетовых…»

«Здесь собиралась дружная семья Бекетовых…»

Детские рукописные журналы А.Блока

Детские рукописные журналы А.Блока

Детские рукописные журналы А.Блока

Детские рукописные журналы А.Блока

Репродукция картины И.И.Левитана «Лунная ночь в деревне»

Репродукция картины И.И.Левитана «Лунная ночь в деревне»

Репродукция картины И.Левитана «Сумерки. Луна»

Репродукция картины И.Левитана «Сумерки. Луна»

Репродукция картины И.Левитана «Сумерки. Стога»

Репродукция картины И.Левитана «Сумерки. Стога»

Межа – граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли  Жница (жнец) – тот, кто убирает в поле рожь
  • Межа – граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли
  • Жница (жнец) – тот, кто убирает в поле рожь
Цветовая гамма стихотворения  Жёлтый Розовый Лучи заката Зелёный  Трава межи Сжатая рожь Красный  Дремота Луговые дали Диск луны

Цветовая гамма стихотворения

Жёлтый

Розовый

Лучи заката

Зелёный

Трава межи

Сжатая рожь

Красный

Дремота

Луговые дали

Диск луны

«ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР» ТИШИНА РАДОСТЬ ЗАКАТ  ПРИРОДА НОЧЬ СПОКОЙСТВИЕ ЛУНА СВОБОДА ЧЕЛОВЕК КРАСОТА  УМИРОТВОРЕНИЕ СЧАСТЬЕ е ЕДИНЕНИЕ

«ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР»

ТИШИНА

РАДОСТЬ

ЗАКАТ

ПРИРОДА

НОЧЬ

СПОКОЙСТВИЕ

ЛУНА

СВОБОДА

ЧЕЛОВЕК

КРАСОТА

УМИРОТВОРЕНИЕ

СЧАСТЬЕ

е

ЕДИНЕНИЕ

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Выучить стихотворение «Летний вечер» наизусть.
  • Читаем сами, обсуждаем вместе: биография писателя (стр. 56-62)
  • По желанию: нарисуйте пейзажную зарисовку по мотивам стихотворения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Веретенникова Елена Владимировна

Дата: 01.11.2016

Номер свидетельства: 354231


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства