Тема: «А.Блок. Детские годы. Мотив единения человека и природы в стихотворении «Летний вечер»
Цель: - углубить представление учащихся о жизни и творчестве А.Блока;
- обучение анализу лирического произведения;
- развитие творческих способностей учащихся;
- воспитание любви к Родине.
Оборудование: репродукции картин, учебник,
- Ну что ж, звонок прозвенел, начнем наш урок. Добрый день, ребята! Садитесь. Но сначала мы проверим, как вы справились с домашним заданием. Вы получили задание написать сочинение-миниатюру на тему «удивительное рядом» о необычном в мире природы, что поражает вас. По желанию вам было предложено сделать иллюстрации к рассказу. Сейчас я попрошу некоторых из вас (по усмотрению учителя) прочитать свои работы.
(Чтение 3-4 работ и обсуждение их по примерной схеме: Оцените работу товарища.
- Удалось ли автору увидеть необычное в обыкновенном?
- Переданы ли в сочинении чувства и эмоции автора?
- Насколько яркой, образной с точки зрения языка получилась работа?
- Удается ли нам при чтении живо представить изображаемое? (критерии тоже можно вывести на СЛАЙД)
Учитель: Хорошо, молодцы! Продолжаем с вами погружение в мир литературы. Тема нашего урока: «Александр Блок. Детские годы. Мотив единения человека и природы в стихотворении «Летний вечер» (СЛАЙД). Запишите тему.
Подумайте и скажите, какие цели мы перед собой поставим на этом уроке? После обсуждения СЛАЙД: Цели урока
Познакомиться с личностью поэта.
Уяснить роль имения Шахматово в личной и творческой судьбе Блока
Понять идею стихотворения «Летний вечер»
Выявить, при помощи каких художественных средств она воплощается.
Итак, сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством великого русского поэта А. А. Блока. Знакомо ли вам это имя? Знаете ли вы его стихотворения?
(Ответы детей)
Хорошо. Сейчас мы с вами попытаемся погрузиться в мир детства поэта.
Итак, великий русский поэт (СЛАЙД, годы жизни) родился 1880 г., 12 ноября (28 ноября) В Санкт-Петербурге. Ребенком Блок Саша был ангелочек прелестный. Все вообще его любят.» Отец поэта – Александр Львович Блок, - профессор Варшавского университета (СЛАЙД) Мать поэта-Александра Андреевна, литератор, переводчица, дочь Андрея Николаевича Бекетова (СЛАЙД) известного ученого-ботаника Счастливые детские годы писателя прошли в Шахматово (московская область), родовом имении Бекетовых (СЛАЙД) Вот как выглядело родовое имение Блока по воспоминаниям М. А. Бекетовой (его тетушка): Старый шахматовский дом был невелик, но крепок. Он стоял на высоком нагорье. К дому подъезжали широким двором с круглыми клумбами шиповника. Кусты черёмухи и сирени вплотную подступали к дому. Перед домом — песчаная площадка с цветниками, а за ней — развесистые вековые липы и две высокие, прямые, как натянутые струны, сосны. Летом под липами ставили длинный стол. Здесь собиралась вся большая и дружная бекетовская семья. Много времени проводил Саша Блок с дедушкой в далеких пеших прогулках по окрестностям, занятый поиском трав и цветов для ботанических коллекций. Дедушка надеялся увлечь внука делом своей жизни. Но этому не суждено было осуществиться. Однако эти прогулки внушали поэту любовь к родной природе, ко всему живому. Атмосфера шахматовского дома была проникнута любовью к слову. Книги очень рано вошли в жизнь будущего поэта. «Лет в шесть появился у Саши вкус к героическому, к фантастике, а также к лирике. Ему читали много сказок — и русских, и иностранных». С раннего детства юному писателю бабушка читала сказки Пушкина, стихотворения Полонского, баллады Жуковского. Маленький Саша заучивал понравившиеся стихи наизусть, С 5 лет Блок научился читать самостоятельно, где-то в то же время начал и писать. И сразу принялся за литературные опыты. Поэт стал выпускать свои рукописные журналы, которые посвящал горячо любимой матери, иногда они так и назывались: мамулин альбом (СЛАЙД). Саша сочинял коротенькие рассказы, стихи, о животных, которых любил горячо, ребусы. Мать поэта с любовью читала их гостям, собирающимся в имении за столом под липами.
Представим, что и у нас сегодня есть возможность также услышать стихотворение Блока. Сейчас я попрошу вас закрыть глаза и попытаться представить то, что вы сейчас услышите. (Чтение учителем стихотворения с музыкальным сопровождением).
«Летний вечер» Александр Блок
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошенной межи.
Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей — красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины
Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!
Хорошо, откройте глаза, опишите картину, которую представили в своем воображении.
(ответы детей, по ходу ответов демонстрация нескольких тематических картин) И Левитан «Лунная ночь в деревне», «Восход луны. Деревня», «Сумерки. Стога». Художник делал, казалось бы, простейший деревенский русский мотив выражением стремления к слиянию с «божественным нечто, разлитом во всем».
Какое настроение вызывает у вас прочитанное стихотворение? Почему? Меняется ли настроение на протяжении текста? Найдите подтверждающие это слова
- Спокойствие, умиротворение (розовая дремота). в целом в первом четверостишии, возможно. Светлая грусть, во втором – некоторое ощущение тревожно-настороженной природы, замирающей жизни (замирает песня жницы, зловещая красная луна) в последнем – светлая радость, человек и природа находятся в гармонии, стремятся слиться друг с другом
Все ли слова вам в стихотворении понятны и знакомы?
Лексическая работа: (СЛАЙДЫ) межа – граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли
Жница (жнец) – тот, кто убирает в поле рожь
Беседа с учащимися
• Какое время года рисует поэт?
(лето)
• Как вам кажется, какой месяц лета запечатлен в стихотворении? • Объясните свой выбор
(Конец июля, август, так как рожь уже сжали)
• Перечислите приметы вечера
(последние лучи заката, засыпающее поле, вечерняя тишина, диск луны, навстречу ночи)
Давайте попробуем определить, какие цвета преобладают в стихотворении? (слайд после обсуждения)
Жёлтый
(золотой)
Розовый
Зелёный
Красный
Лучи заката
Сжатая рожь
Дремота
Трава межи
Луговые дали
Диск луны
Какие чувства будят в вас эти цвета?
(Розовый, золотой, но больше красного. Вызывает чувство тревоги)
• В каких строках чувство тревоги особенно заметно?
(И замирает песня жницы среди вечерней тишины, над рощей красный диск луны)
• Почему автор передает нам чувство тревоги?
(день кончается, а вместе с ним уходит и лето. Впереди – осень)
• Прочтите внимательно последнюю строфу. Меняется ли настроение?
(Да. Появляется ощущение радости, полета, свободы, пусть лето и кончается, жизнь продолжается, и природа прекрасна в любое время года, она лечит, успокаивает душу)
Можем ли мы сказать, что эти описания, эти части стихотворения противопоставлены друг другу? Как в литературе называется такой прием?
(Антитеза)
Учитель: Хорошо, молодцы. Какие мы слышим звуки? Что это значит? К чему стремится природа?
- звуков слышим очень мало, тишину и замирающую песню. Стремление к покою, отдыху.
Верно. Прочитаем последнее четверостишие. К чему стремится лирический герой? Можем ли сказать, что поэт говорит о единении человека и природы?
_Да, можем, человек стремится успокоиться, избавиться от тревог, черпает это умиротворение в природе, в стремлении слиться с ней. Он открыт всему новому, готов двигаться вперед, несмотря на то, что будущее окутано туманом (после обсуждения можно вывести слайд)
ПРИРОДА
ЧЕЛОВЕК
ТИШИНА
ЗАКАТ
КРАСОТА
ГАРМОНИЯ
РАДОСТЬ
СПОКОЙСТВИЕ
СВОБОДА
УМИРОТВОРЕНИЕ
СЧАСТЬЕ
• Прослушайте стихотворение еще раз (чтение учеником). Как вам кажется, какая картина из тех, что вы рассматривали раньше, больше всего подходит к этому произведению? Объясните свой выбор.
Выставление оценок и домашнее задание
Молодцы. Теперь запишем домашнее задание
- Выучить стихотворение «Летний вечер» наизусть.
- Читаем сами, обсуждаем вместе: биография писателя (стр. 56-62)
- По желанию: нарисуйте пейзажную зарисовку по мотивам стихотворения.
- Наш урок окончен. Я благодарю вас за работу.