kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века (Барабынский Е.А., Я.Полонский, А.Толстой)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе
Класс 6
Тема:  Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века (Барабынский Е.А., Я.Полонский, А.Толстой)
Цели:

- понять мысли, чувства, настроения поэтов Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого;
- развитие навыков определения средств художественной выразительности в тексте;
- прививать любовь к родной природе.
Задачи:
- ознакомиться с краткими биографическими справками  поэтов;
- проанализировать поэтические тексты Баратынского, Полонского, Толстого;
- выявить художественные особенности произведений;
- повторить теоретические сведения (определения: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение);
- познакомиться с понятием «аллитерация».
Методы и приёмы:
Слово учителя, опрос, беседа, выразительное чтение, чтение по ролям, работа с текстом, работа с презентацией.

Ход урока

  1. Орг.момент
    - проверка готовности;
    - проверка присутствующих
  2. Проверка д\з
    - Прежде чем приступить к нашей теме, нужно вспомнить основные средства художественной  выразительности.
    * проверка теоретического материала
    - какие мы знаем средства художественной выразительности (Дать определение)
    Эпитет- образное определение предмета, преимущественно выраженное прилагательным.
    Сравнение – изображение одного предмета с помощью сопоставления его с другим.
    Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевлённый предметы и явления.
    Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другими.
    Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета для большей выразительности.
    - какой композиционный проём мы уже знаем?
    Антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий.
  3. Актуализация темы
    Наша природа – это наша Родина. Наша земля – это частица нас. Человек любит свою землю, восхищается красотой  родной природы. Родная природа – неисчерпаемый источник поэзии. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха – всё подмечают поэты.
    - Скажите, а как мы называем описание природы в художественном тексте?
    Пейзажная лирика передаёт настроения, чувства человека, созвучна его душе
    - Мы недаром вспомнили  основные средства художественной  выразительности.
    *Сообщение темы и целей урока
    - Скажите, с какой целью писатели и поэты используют пейзаж в своих произведениях?
     * «Бежин луг» - где происходили события
     Это фон, на котором происходят события;

* Кода герою плохо и погода плохая в произведении, как это можно назвать
Это отображение чувств героев;
* В произведениях поэты описывают природные явления, времена года

Это сам предмет для изображения
- Произведения каких поэтов мы уже с вами знаем?
(Пушкин «Зимнее утро», Лермонтов «Туча», Фет «Листья», Тютчев, Некрасов и др.)
-Сегодня мы с вами познакомимся еще с несколькими поэтами. Это Баратынский, Полонский, Толстой и с их произведениями

  1. Работа с текстом
    - Прежде чем преступить к анализу стихотворения какого- либо, нужно сначала узнать о б авторе этого произведения
    Первый поэт с произведением которого мы познакомимся это Евгений Абрамович Баратынский
    Краткая биографическая справка
    -Посмотрите с какими поэтами он был знаком, да и сам он был знаменит. Давайте посмотрим , что же такого интересного было в его произведениях.
    *ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ чтение стихотворения
    Анализ

    1.  О чем это стихотворение? 

2.    Какие приметы ранней весны видит поэт?     (Чистый воздух, ясный небосвод, поднятый лёд на реке, бегущие ручьи, песня жаворонка)

  1.  

4.    Каким настроением проникнуто стихотворение?       (Чувство радости, восхищения пробуждающейся природой)

5.    Какие слова в этом стихотворении передают ощущение всеобщего движения и жизни?        (Поэт все внимание отдает описанию природы, использует много глаголов (слепит, летают, шумят, блестят, несет) и кратких прилагательных и причастий (чист, ясен, обнажены, шумен, душист), что создает впечатление быстрого движения)

6. Какие литературные приёмы помогают сделать картину живой? ( Олицетворение: « Ласкаясь к солнечным лучам,/ Летают облака», « река несёт»/ На торжествующем хребте/ Поднятый ею лёд!»

  • « на крыльях ветерка», «с ручьем она ручей / И с птичкой птичка!»
  • воздух чист», «небосклон ясен», «лазурию живой», «на торжествующем хребте», «ветхий лист», «незримый жаворонок», «заздравный гимн».)

7.  Какие краски использует поэт, изображая радостную картину весны? (Лазурь « ослепительна», небосвод   «ясен», в вышине «яркой». )
8.    Какой настрой придают стихотворению восклицательные предложения?  (Экспрессивный ( выразительный) настрой. Оно звучит как  « заздравный гимн весне)

  • Новое по теме :
    Ласковые звуки плавных «Л» (небосклон, слепит, на крыльях) сменяются гремящими , рокочущими «р», передающими звучания ледохода (ручьи, взревев, река), а затем шипящими, шуршащими, как листья под ногами (обнажены, в роще ветхий лист, как прежде …и шумен и душист).
    Аллитерация –это повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием

                                        АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ
Биографическая справка
Постановка Стихотворения

- Какой пейзаж рисует Толстой в стихотворении?

  1. Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы?
  2. Какая опасность подстерегает ребёнка, заслушавшегося пение стрекоз?
  3. Удалось ли автору передать атмосферу чарующей и пугающей красоты?
        Поэт рисует красоту летнего дня с солнечными    бликами, хороводом бирюзовых стрекоз,  пением о красоте сказочного мира, куда они зовут ребёнка.

 Большую часть стихотворения занимает песня стрекоз. Они рассказывают мальчику о том, как красиво вокруг. Предлагают посмотреть на омут сверху, взлетев вместе с ними.

Силы природы вовлекают человека в свой чарующий мир, чтобы погубить его.

                                         ЯКОВ ПЕТРОВИЧ ПОЛОНСКИЙ
Чтение стихотворения
Анализ

- Какую картину рисует поэт?

- Какие мысли рождаются у поэта при наблюдении за предгрозовым пейзажем?

- Что вы можете сказать об отношении туч между собой?

- Как отозвалась скала на ссору двух туч у её подножия?

- Можно ли перенести описание явления природы на человеческие отношения?
В стихотворении образы двух туч и скалы напоминают детей и мать. Повздорив между собой, они огласили пустыню «яркой молнии ударом». Ссора детей стоном отдалась в сердце матери-скалы. Дети-тучи осознали горе, которое причинили матери, поэтому успокоились и мирно улеглись у её ног, признав свою вину.
— Выделите и произнесите глаголы в этом стихотворении (Тучи блуждали, сползали, сошлись, не уступили, огласили, не смели повторить, улеглись, обомлели )

- Какую, по-вашему, роль они играют? (Глаголы в основном обозначают движение туч)

- Зачем автор приписывает тучам движения, свойственные человеку? (Глаголы помогают нам представить за образами скалы и туч переживания людей.)

- Разобьем стихотворение на четверостишия и определим в каждом вид рифмы. Почему меняется вид рифмы? (После трех строф с перекрестной рифмовкой следует одна строфа с кольцевой (опоясывающей) рифмовкой. Изменение рифмовки помогает автору изменить интонацию и завершить стихотворение)

  1. Выводы и итоги
    - Мы с вами сегодня проанализировали три стихотворения? Скажите, какие настроения присутствуют в стихотворениях у поэтов?
    -  С помощью каких средств поэты передают нам своё восприятие пейзажа?
    - Какой новый приё мы сегодня узнали?
  2. Выставление оценок с комментарием
  3. Д\з наизусть по выбору любое стихотворение о природе  с анализом ИВС
     
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века (Барабынский Е.А., Я.Полонский, А.Толстой) »

Конспект урока по литературе
Класс 6
Тема: Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века (Барабынский Е.А., Я.Полонский, А.Толстой)
Цели:

- понять мысли, чувства, настроения поэтов Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого;
- развитие навыков определения средств художественной выразительности в тексте;
- прививать любовь к родной природе.
Задачи:
- ознакомиться с краткими биографическими справками поэтов;
- проанализировать поэтические тексты Баратынского, Полонского, Толстого;
- выявить художественные особенности произведений;
- повторить теоретические сведения (определения: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение);
- познакомиться с понятием «аллитерация».
Методы и приёмы:
Слово учителя, опрос, беседа, выразительное чтение, чтение по ролям, работа с текстом, работа с презентацией.

Ход урока

  1. Орг.момент
    - проверка готовности;
    - проверка присутствующих

  2. Проверка д\з
    - Прежде чем приступить к нашей теме, нужно вспомнить основные средства художественной выразительности.
    * проверка теоретического материала
    - какие мы знаем средства художественной выразительности (Дать определение)
    Эпитет- образное определение предмета, преимущественно выраженное прилагательным.
    Сравнение – изображение одного предмета с помощью сопоставления его с другим.
    Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевлённый предметы и явления.
    Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другими.
    Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета для большей выразительности.
    - какой композиционный проём мы уже знаем?
    Антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий.

  3. Актуализация темы
    Наша природа – это наша Родина. Наша земля – это частица нас. Человек любит свою землю, восхищается красотой родной природы. Родная природа – неисчерпаемый источник поэзии. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха – всё подмечают поэты.
    - Скажите, а как мы называем описание природы в художественном тексте?
    Пейзажная лирика передаёт настроения, чувства человека, созвучна его душе
    - Мы недаром вспомнили основные средства художественной выразительности.
    *Сообщение темы и целей урока
    - Скажите, с какой целью писатели и поэты используют пейзаж в своих произведениях?
    * «Бежин луг» - где происходили события
    Это фон, на котором происходят события;

* Кода герою плохо и погода плохая в произведении, как это можно назвать
Это отображение чувств героев;
* В произведениях поэты описывают природные явления, времена года

Это сам предмет для изображения
- Произведения каких поэтов мы уже с вами знаем?
(Пушкин «Зимнее утро», Лермонтов «Туча», Фет «Листья», Тютчев, Некрасов и др.)
-Сегодня мы с вами познакомимся еще с несколькими поэтами. Это Баратынский, Полонский, Толстой и с их произведениями

  1. Работа с текстом
    - Прежде чем преступить к анализу стихотворения какого- либо, нужно сначала узнать о б авторе этого произведения
    Первый поэт с произведением которого мы познакомимся это Евгений Абрамович Баратынский
    Краткая биографическая справка
    -Посмотрите с какими поэтами он был знаком, да и сам он был знаменит. Давайте посмотрим , что же такого интересного было в его произведениях.
    *ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ чтение стихотворения
    Анализ
    1. О чем это стихотворение?

2. Какие приметы ранней весны видит поэт? (Чистый воздух, ясный небосвод, поднятый лёд на реке, бегущие ручьи, песня жаворонка)

3. Что особенно восхищает поэта? (. Поэта особенно восхищают весной чистота воздуха, ясность, легкий ветер, облака, торжество пробуждающейся природы)

4. Каким настроением проникнуто стихотворение? (Чувство радости, восхищения пробуждающейся природой)

5. Какие слова в этом стихотворении передают ощущение всеобщего движения и жизни? (Поэт все внимание отдает описанию природы, использует много глаголов (слепит, летают, шумят, блестят, несет) и кратких прилагательных и причастий (чист, ясен, обнажены, шумен, душист), что создает впечатление быстрого движения)

6. Какие литературные приёмы помогают сделать картину живой? ( Олицетворение: « Ласкаясь к солнечным лучам,/ Летают облака», « река несёт»/ На торжествующем хребте/ Поднятый ею лёд!»

Метафоры: « на крыльях ветерка», «с ручьем она ручей / И с птичкой птичка!»

Эпитеты: воздух чист», «небосклон ясен», «лазурию живой», «на торжествующем хребте», «ветхий лист», «незримый жаворонок», «заздравный гимн».)

7. Какие краски использует поэт, изображая радостную картину весны? (Лазурь « ослепительна», небосвод «ясен», в вышине «яркой». )
8. Какой настрой придают стихотворению восклицательные предложения? (Экспрессивный ( выразительный) настрой. Оно звучит как « заздравный гимн весне)

  • Новое по теме :
    Ласковые звуки плавных «Л» (небосклон, слепит, на крыльях) сменяются гремящими , рокочущими «р», передающими звучания ледохода (ручьи, взревев, река), а затем шипящими, шуршащими, как листья под ногами (обнажены, в роще ветхий лист, как прежде …и шумен и душист).
    Аллитерацияэто повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ
Биографическая справка
Постановка Стихотворения

- Какой пейзаж рисует Толстой в стихотворении?

  1. Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы?

  2. Какая опасность подстерегает ребёнка, заслушавшегося пение стрекоз?

  3. Удалось ли автору передать атмосферу чарующей и пугающей красоты?
    Поэт рисует красоту летнего дня с солнечными бликами, хороводом бирюзовых стрекоз, пением о красоте сказочного мира, куда они зовут ребёнка.

Большую часть стихотворения занимает песня стрекоз. Они рассказывают мальчику о том, как красиво вокруг. Предлагают посмотреть на омут сверху, взлетев вместе с ними.

Силы природы вовлекают человека в свой чарующий мир, чтобы погубить его.

ЯКОВ ПЕТРОВИЧ ПОЛОНСКИЙ
Чтение стихотворения
Анализ
- Какую картину рисует поэт?

- Какие мысли рождаются у поэта при наблюдении за предгрозовым пейзажем?

- Что вы можете сказать об отношении туч между собой?

- Как отозвалась скала на ссору двух туч у её подножия?

- Можно ли перенести описание явления природы на человеческие отношения?
В стихотворении образы двух туч и скалы напоминают детей и мать. Повздорив между собой, они огласили пустыню «яркой молнии ударом». Ссора детей стоном отдалась в сердце матери-скалы. Дети-тучи осознали горе, которое причинили матери, поэтому успокоились и мирно улеглись у её ног, признав свою вину.
— Выделите и произнесите глаголы в этом стихотворении (Тучи блуждали, сползали, сошлись, не уступили, огласили, не смели повторить, улеглись, обомлели )

- Какую, по-вашему, роль они играют? (Глаголы в основном обозначают движение туч)

- Зачем автор приписывает тучам движения, свойственные человеку? (Глаголы помогают нам представить за образами скалы и туч переживания людей.)

- Разобьем стихотворение на четверостишия и определим в каждом вид рифмы. Почему меняется вид рифмы? (После трех строф с перекрестной рифмовкой следует одна строфа с кольцевой (опоясывающей) рифмовкой. Изменение рифмовки помогает автору изменить интонацию и завершить стихотворение)

  1. Выводы и итоги
    - Мы с вами сегодня проанализировали три стихотворения? Скажите, какие настроения присутствуют в стихотворениях у поэтов?
    - С помощью каких средств поэты передают нам своё восприятие пейзажа?
    - Какой новый приё мы сегодня узнали?

  2. Выставление оценок с комментарием

  3. Д\з наизусть по выбору любое стихотворение о природе с анализом ИВС









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века (Барабынский Е.А., Я.Полонский, А.Толстой)

Автор: Карпушина Инна Владимировна

Дата: 19.12.2014

Номер свидетельства: 145632


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства