kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русской словесности на тему "Исторические песни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Исторические песни

Цель: дать понятие о жанре  исторической песни

Задачи: 

1. знакомство с историческими песнями, составом действующих лиц

2. показать отличие исторических песен от других жанров фольклора

3. нравственное воспитание учащихся

Оборудование:  иллюстрации, презентация

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядный

Межпредметная связь: искусство, история

                                           Ход урока

I.   Организационный момент

II. Проверка домашнего задания. Былина "Вольга и Микула"

  • Что необычного в образе Микулы?
  • Найдите доказательства чудесного происхождения Вольги.
  • Кто противопоставлен в былине?
  • Кто побеждает в этом противопоставлении?
  • В чем смысл этой победы?

III. Повторение

  • Что называется былиной?
  • Чем былина отличается от сказки?
  • Какие виды былин вы знаете?

IV. Сообщение темы урока, знакомство с целью урока.

V. Работа по теме урока.

  • Первые песни появились в 13-14 вв., развитие жанра продолжалось до 19 в.
  • Темы исторических песен
  1. Военно-героическая (борьба с врагами за свою независимость, о воинах и полководцах)
  2. Повстанческая (народные восстания под предводительством Степана Разина и Е. Пугачева)
  • Отличие от былин:
  1. Нет фантастического
  2. Описываются реальные факты
  • Цикл – ряд, группа песен, посвященных какому- либо историческому деятелю
  1. Ранние былины – «Авдотья Рязаночка»
  2. 16 в. – царь Иван Грозный
  3. 17 в. – Степан Разин
  4. 18 в. военные события, Суворов, Петр 1

VI. Закрепление.

  • Чтение и анализ исторических песен с.65-69
  1. Как царь Иван Казань-город брал
  2. Есаул сообщает о казни Разина
  3. Суворов приказывает армии переплыть море
  • Заполнить таблицу «Отличие исторических песен от былин»

Историческая песня

1. Описаны реальные факты, нет ничего фантастического, действие развивается вполне конкретно.

2. Герой – обыкновенный человек, действительно когда-то живший и прославившийся.

Былина

1. В основе лежит художественный вымысел, время и пространство условное.

2. Герой – богатырь, наделенный необыкновенной силой, изображен гиперболично.

VII. Подведение итогов.

  • Назовите основные темы исторических песен.
  • Чем историческая песня отличается от былины?

VIII. Домашнее задание.

  • с. 65-70
  • нарисовать иллюстрацию к одной из исторических песен

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русской словесности на тему "Исторические песни" »

Тема: Исторические песни


Цель: дать понятие о жанре исторической песни

Задачи:

1. знакомство с историческими песнями, составом действующих лиц

2. показать отличие исторических песен от других жанров фольклора

3. нравственное воспитание учащихся

Оборудование: иллюстрации, презентация

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядный

Межпредметная связь: искусство, история


Ход урока

I. Организационный момент


II. Проверка домашнего задания

  • Что необычного в образе Микулы?

  • Найдите доказательства чудесного происхождения Вольги.

  • Кто противопоставлен в былине?

  • Кто побеждает в этом противопоставлении?

  • В чем смысл этой победы?


III. Повторение

  • Что называется былиной?

  • Чем былина отличается от сказки?

  • Какие виды былин вы знаете?


IV. Сообщение темы урока, знакомство с целью урока.


V. Работа по теме урока.

  • Первые песни появились в 13-14 вв., развитие жанра продолжалось до 19 в.

  • Темы исторических песен

  1. Военно-героическая (борьба с врагами за свою независимость, о воинах и полководцах)

  2. Повстанческая (народные восстания под предводительством Степана Разина и Е. Пугачева)

  • Отличие от былин:

  1. Нет фантастического

  2. Описываются реальные факты

  • Цикл – ряд, группа песен, посвященных какому- либо историческому деятелю

  1. Ранние былины – «Авдотья Рязаночка»

  2. 16 в. – царь Иван Грозный

  3. 17 в. – Степан Разин

  4. 18 в. военные события, Суворов, Петр 1


VI. Закрепление.

  • Чтение и анализ исторических песен с.65-69

  1. Как царь Иван Казань-город брал

  2. Есаул сообщает о казни Разина

  3. Суворов приказывает армии переплыть море


  • Заполнить таблицу «Отличие исторических песен от былин»

Историческая песня

Былина

Описаны реальные факты, нет ничего фантастического, действие развивается вполне конкретно.

В основе лежит художественный вымысел, время и пространство условное.

Герой – обыкновенный человек, действительно когда-то живший и прославившийся.

Герой – богатырь, наделенный необыкновенной силой, изображен гиперболично.


VII. Подведение итогов.

  • Назовите основные темы исторических песен

  • Чем историческая песня отличается от былины?


VIII. Домашнее задание.

  • с. 65-70

  • нарисовать иллюстрацию к одной из исторических песен






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок русской словесности на тему "Исторические песни"

Автор: Попова Наталья Дмитриевна

Дата: 15.11.2014

Номер свидетельства: 131057

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Презентация к уроку словесности в 5 классе на тему "Исторические и лирические песни" "
    ["seo_title"] => string(96) "priezientatsiia-k-uroku-sloviesnosti-v-5-klassie-na-tiemu-istorichieskiie-i-lirichieskiie-piesni"
    ["file_id"] => string(6) "117990"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412995476"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока литературы в 5 классе В. А. Жуковский. «Светлана» "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-v-a-zhukovskii-svietlana"
    ["file_id"] => string(6) "209349"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431100620"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Тема:  Виды искусства слова. Фольклор и литература: сходство, различия, взаимосвязь. "
    ["seo_title"] => string(82) "tiema-vidy-iskusstva-slova-fol-klor-i-litieratura-skhodstvo-razlichiia-vzaimosviaz"
    ["file_id"] => string(6) "109650"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404847913"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Тема родины в лирике С.Есенина "
    ["seo_title"] => string(34) "tiema-rodiny-v-lirikie-s-iesienina"
    ["file_id"] => string(6) "139325"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417698862"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Конспект урока по русской словесности по теме " Русские народные сказки. Виды сказок. Волшебная сказка. Исторические корни. Поэтика сказок". "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-po-russkoi-sloviesnosti-po-tiemie-russkiie-narodnyie-skazki-vidy-skazok-volshiebnaia-skazka-istorichieskiie-korni-poetika-skazok"
    ["file_id"] => string(6) "197298"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428231648"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства