Русская словесность 5 класс Урок № 2 Дата ________
Тема: Виды искусства слова. Фольклор и литература: сходство, различия, взаимосвязь.
Цели:
-ознакомление с видами искусства слова, их взаимодействием и и взаимообогащением;
-развитие навыков аналитического мышления и обучение работе со статьями учебника;
-воспитание и развитие эстетического чувства.
Тип урока: урок новых знаний
Методы: информационно-развивающий, творчески - репродуктивный
Оборудование: рабочие тетради, телеграмма
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент
Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.
II. Актулизация
Выставка и презентация книжек-малышек.
Беседа по вопросам
- Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о словесности как искусстве сова. Помните ли вы историю первобытного охотника, который простое слово превратил в волшебное, рождающее художественные образы?
- Был ли рассказ охотника правдой?
- Почему ему поверили?
- Можем ли мы назвать его рассказ сказкой?
- Сказка – один из древнейших видов устного народного творчества. Сегодня
Мы с вами поговорим о народном творчестве (фольклоре) и литературе, их
сходстве, различиях и взаимосвязи.
ΙII. Формирование новых понятий и способов действия.
Слово учителя
Виды искусства слова. Миф и система первобытных верований.
- А теперь продолжим историю о встрече в лесу Охотника с белоснежным Единорогом. Послушайте же, что было дальше.
Вождь племени был очень удивлен и встревожен рассказом. Все мужчины племени промышляли охотой, и если бы бог Леса, о котором рассказал Охотник, запретил добывать дичь, люди могли бы умереть с голоду. Поразмыслив, Вождь приказал охотникам взять по куску мяса и отнести их в лес. Здесь, в лесу, из камней сложили очаг и на огне сожгли принесенное мясо. Таким образом Вождь решил накормить Бога и получить у него разрешение охотиться. А чтобы Бог Леса понял, что делают люди, вождь велел женщинам восхвалять его и просить о помощи их племени. И вот горел огонь, от мяса вверх поднимался дым. Женщины, встав вокруг очага, запели, умоляя Бога Леса одарить людей племени своей милостью. Одна из женщин начинала обращение, а когда нужные слова не приходили ей в голову, песню подхватывала вторая женщина.
Так люди племени сложили песню, славящую Бога, и решили петь её всякий раз, когда они в благодарностьза удачную охоту станут сжигать н^; сложенном очаге куски мяса, чтобы накормить Бога. Это была обрядовая песня. Её пели не для того, чтобы повеселиться, а чтобы совершить обряд: вызвать Бога леса и, накормив его мясом, попросить о помощи. Обрядовые песни служили магии. С помощью магических действий люди хотели повлиять на природу.
Словарная работа.
Магия - вера в действие и силу связанных с этим действием слов; колдовство, волшебство.
А между тем, пока женщины пели хвалу богу, к ним вышел из леса Воин соседнего племени. Он очень удивился, услышав пение, потому что никогда прежде не сталкивался с подобными действиями. Он вежливо попросил Вождя объяснить ему смысл происходящего. ' И тогда Вождь рассказал Воину то, что сам недавно услышал от Охотника, но не стал говорить о гневе Бога. Напротив, он сказал, что бог явился Охотнику, чтобы сообщить о своем покровительстве племени. Вождь также добавил в рассказе, что Бог якобы пообещал наказать охотников всех других племен, если они посмеют добывать дичь в этом лесу. А для того чтобы Воин не усомнился в словах Вождя, хитрый предводитель племени рассказал, что' Бог открыл Охотнику великую тайну. Оказывается, Охотник принадлежит к племени потомков самого Бога, сын которого когда-то взял себе в жены земную женщину.
Удивленный и испуганный, Воин поспешил к своим сородичам, чтобы скорее поведать им обо всем увиденном и услышанном. Так зародился миф, то есть рассказ, на основе вымысла поэтически объясняющий законы природы, происхождение людей, животных и растений. А мифология - это система мьшления первобытного человека, самый примитивный уровень мышления. Мифическое сознание не знало границы между реальным и нереальным. Древний человек думал, что все вокруг наделено, как и он, разумом, чувствами и действиями.
Словарная работа.
Перенесение человеческих качеств на явления природы, животных, предметы называется антропоморфизмом (от греческого - человек) - очеловечивание.
Самостоятельная работа
- Прочитайте статью учебника на стр. 6-9 и запишите в тетрадь, что такое анимизм, тотем, табу, эвфемизмы.
3. Слово учителя
-Теперь давайте продолжим рассказ.
Вскоре Охотник, первым рассказавший о встрече с белоснежным Единорогом, умер. И тогда мудрый и хитрый Вождь рассказал, что Охотник вновь встретил в лесу Бога, который поведал Охотнику о своей прекрасной
дочери, случайно увидевшей Охотника и полюбившей его. Она попросила своего отца забрать Охотника из племени, чтобы он мог стать её мужем. Бог выполнил просьбу своей дочери, и теперь, по словам вождя, у племени появился еще один могучий покровитель, которому тоже следует приносить
жертвы, чтобы он не забыл бывших сородичей.
Прошло много лет. Давно умерли Вождь и Воин соседнего племени, и их дети, и дети их детей, а люди продолжали рассказывать о встрече Охотника с Белоснежным Единорогом и о любви дочери Бога к простому человеку.
Но теперь к этим рассказам прибавилось много других фантастических историй об Охотнике, которые люди рассказывали друг другу. Это были легенды.
Словарная работа.
Легенда - это рассказ о реально жившем человеке или историческом событии, но с такими фантастическими дополнениями, что создается
Поэтический художественный мир, в котором правда и вымысел сливаются и
Переплетаются настолько тесно, что их уже невозможно различить.
IV. Применение. Формирование умений и навыков. Экспресс-опрос.
Рабочая тетрадь, задание 1. Дайте определения следующим терминам:
Миф -….
Мифология - ….
Рабочая тетрадь, задание 2. Закончите данные определения.
Перенесение человеческих качеств на явления природы, на животных, на предметы называют__________
________________________________________________________________________________.
Человек одухотворял деревья, реки, ветер и все природе. Такая вера получила название________________.
Рабочая тетрадь, задание 3. Вставьте пропущенные слова в данные определения.
Тотем (род) – это вид животных, растений, предметов, стихий, которые являются ___________________
________________________________.
Рабочая тетрадь, задание 4. Соотнесите термины и их определения (при помощи стрелок).
Система правил поведения,
Включая запреты. Эвфемизмы
Слова-заменители, употребляемые
вместо слов, которые запрещалось
употреблять Табу
V. Домашнее задание.
I . Чтение статьи учебника, стр. 6-9.
2. Выучить термины, записанные на уроке в тетрадь.
VΙΙ. Рефлексия. - Урок
привлек меня тем…
показался интересным…
взволновал…
заставил задуматься…
навел меня на размышления…