kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русской литературы в 7 классе по теме: "Судьба человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока учащиеся, руководимые учителем, рассуждают о таком понятии, как "судьба", используя при этом толковые словари и прочую дополнительную литературу. Урок начинается со вступительной беседы именно по этой теме. Коллективно обсуждаются все смыслы понятия "судьба" с использованием примеров из прочитанных текстов, жизненных наблюдений. По ходу урока учащиеся работают в группах по выбору  - разбирают, какой смысл считают для себя наиболее значимым, объединяются в группах по интересам.

Дети сравнивают рассказы "Судьба человека" Шолохова и "Старик и море" Э. Хэмингуэя, приходят к выводу, что герои преодолевают различные трудности, выходя на сверхчеловеческие возможности. Акцентируется внимание на несломимую силу духа и твёрдый внутренний стержень.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы в 7 классе по теме: "Судьба человека" »

Вступительная беседа


Ребята, рассказ называется “Судьба человека” и в других произведениях судьбы людские. Давайте попробуем с вами определиться с пониманием слова судьба, какой смысл вкладываете вы?


Давайте посмотрим, как это слово, его значение объясняется в словаре (уч-ся работают с толковым словарем).


“Судьба” - 1. Складывающийся независимо от воли человека ход событий, предопределяющий все, что происходит в жизни.


Участь, доля, жизненный путь (словарь русского языка).


От человека в годы Великой Отечественной войны, в минуты особых испытаний, проверок требуются особые усилия, душевные затраты, выдержка, проявление собственной позиции, но во благо других, определенный выбор. А можно ничего не выбирать, не предпринимать, а просто принимать как должное, мириться, не поднимать головы. И это тоже судьба.




Стягивание смыслов.


Ребята, давайте, из этих смыслов попробуем выделить общие, главные.


Судьба - испытание для человека, судьба - это выбор, который должен сделать человек. (От этого зависит: потеряет он себя или возродится с новой силой).

Судьбе можно сопротивляться, а можно подчиняться.

Зори у каждой судьбы свои, только нельзя давать, чтобы они потухли, угасли.

Вера в добрые чувства, в торжество жизни

Дискуссия по выделенным ведущим смыслам (работа ведется на основании выбора уч-ся)


Коллективно обсуждаются все смыслы с использованием примеров из

прочитанных текстов, жизненных наблюдений.


Предложить работать в группах по выбору уч-ся - какой смысл считают

для себя наиболее значимым, объединиться в группах по интересам.


Подведение итогов урока


Протолковать высказывания, которые подобрали учащиеся о человеке, о

смысле его жизни, о его назначении, о его выборе, о его определении. Например:


“Человек - самая слабая в природе тростинка, но это тростинка мыслящая” (Паскаль)

“Человек отличается от всех других созданий способностью смеяться” (Аддисон





ЧЕМ ЖИВ ЧЕЛОВЕК?





Цель: учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста.


Задачи: формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, развивать навыки анализа художественного произведения, показать роль антитезы в тексте, воспитывать неприятие войны.


Оборудование: портрет М. А. Шолохова, текст произведения, запись фильма


С. Бондарчука “Судьба человека”, иллюстрации к рассказу Б. Алимова и


О. Верейского.


Ход урока.


I. Организационный момент.


II.Вступительное слово учителя.


Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. На сегодняшнем нашем уроке мы обратимся к одному из самых важных событий в истории нашей Родины. Это Великая Отечественная война.


Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ “Судьба человека”. Проследив жизненный путь Андрея Соколова, Главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и, надеюсь, научимся у него беззаветно любить свою Отчизну так же прямо, открыто и беззаветно.


IV. Основная часть урока. Работа с текстом рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека”.


1. История создания произведения.


(Сообщение, подготовленное учеником).


В первый послевоенный год на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за “своего брата-шофёра”, рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал Судьбу человека”. В 1956 году, под самый Новый год, “Правда” напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года — его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую.


2 .Слово учителя.


- Так в чём же смысл популярности этого произведения? Чем этот рассказ привлёк внимание многих читателей? О чём он?


(ответы учащихся).


- От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова?


(О судьбе Андрея Соколова мы узнаём от него самого. Он рассказывает историю своей жизни автору, с которым встретился случайно на переправе).


- А весь ли рассказ ведётся от лица главного героя?


(Нет. В начале и в конце рассказа повествование ведётся от лица автора).


- В чём своеобразие композиции рассказа?


З. Сообщение учащегося.


Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками — Андреем Соколовым и Ванюшкой — и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя, что позволяет не только проследить за событиями его жизни, но и увидеть их его глазами, осмыслить его собственную оценку совершённых им поступков, понять его переживания.


4. Анализ эпизода встречи автора с героями произведения.


(выразительное чтение эпизода)


-Мы узнаём, что мужчина идёт с мальчиком. Что заинтересовало автора в этой паре? (В одежде мальчика всё выдаёт материнскую заботу, а мужчина выглядит неухожено).


- Глаза. “Глаза словно, присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них даже трудно смотреть”.


- Глаза — это зеркало души. Что можно сказать о нашем герое? Почему у него именно такие глаза?


(Автору “стало не по себе” от таких глаз. Они явно говорили о нелёгкой, трагической жизни его собеседника, который решил рассказать о себе своему “брату-шофёру”. давайте и мы с вами проследим за судьбой Андрея Соколова вслед за Шолоховым).


5.Слово учителя.


- На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни?


(На три части: до войны, война, после войны).


- Как жил до войны наш герой? В чём же видит своё счастье Соколов в довоенной жизни?


( Довоенная жизнь героя небогата событиями. Гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а потом на заводе и за баранкой машины, женитьба, дети, домишко о двух комнатах — всё это приметы самой обычной биографии человека того поколения, к которому принадлежал Андрей Соколов. Но именно в этой хоть и небогатой, но вполне устроенной жизни видит герой простое человеческое счастье: “Чего ещё надо? дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, всё в порядке”.


-Как рассказывает Андрей о себе и как — о своих близких?


(Рассказывая о счастливых годах довоенной жизни, герой с воодушевлением говорит о жене, о детях, а о себе — скупо, при этом, не скрывая своих слабостей, например грубости по отношению к жене, пристрастия к выпивке. Более того, он чувствует себя виноватым за то, за что винить никак нельзя.)


- Что происходит с Андреем Соколовым на фронте?


(На фронте Андрей Соколов — шофёр, возит снаряды для артиллерийской батареи. В мае 1942 он едет на передовую, торопится, потому что его товарищи погибают без снарядов. На минном поле его грузовик подрывается, Соколова контузило. Когда он очнулся, то оказался в тылу у немцев. Так он оказался в плену.)


6. Анализ эпизода в церкви.


-Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене (солдат — христианин, Крыжнёв, взводный, доктор)? Какая позиция ближе Соколову?


(В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловеческих обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. Но только позиция доктора, “который и в плену и в потёмках своё великое дело делал”, вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу — это и позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнёва, чтобы спасти взводного. Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего. Тяжко у него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасении).


7.Анализ эпизода поединка Андреи Соколова с лагерфюрером Мюллером.


(Выразительное чтение эпизода).


- О чём думает Соколов, готовясь к смерти?


- Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время


торжественного ужина?


- Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?


- Почему он соглашается выпить, а отказывается от закуски?


- Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод?


- Кто и в какой момент побеждает в этом поединке? В чём смысл этой победы?


- Как расширяется за счёт этой параллели содержание образа главного героя?


В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека. Мужчины. Солдата?


(Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова — события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная. Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственному русскому народу. Готовность выстоять, “выдюжить” становиться жизненным кредо Соколова: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала”.)


8.Слово учителя.


- Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?


- Как автор раскрывает душевное состояние героя, у которого война отняла


всё?


(Самым страшным стала для Соколова потеря близких. Дважды он прерывает свой рассказ, и оба раза — когда вспоминает с погибшей жене и детях .Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки: “Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы”; “Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже другим, прерывистым голосом: “Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит”. Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” на столько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)


- Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.


9. Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Встреча Соколова с Ванюшкой.


(Анализ эпизода).


- Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?


- После встречи с мальчишкой, у которого “ глазёнки — как звёздочка после дождя”, у Соколова “сердце отходит, становится мягче”, “на душе стало легко и как-то светло” Как видите, отогрел. Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл”.


Итак. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем?(Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку — школа).


10. Слово учителя.


Осталось сомнение в том, что ждёт впереди наших героев. А как думаете вы? Выдюжит ли Андрей Соколов? Что ждёт их впереди?


(“ Да, справится. Впереди — жизнь, семья, внуки. Потому что доказал своей жизнью Соколов, что он несгибаемый человек. И поможет ему в этом Ваня.”)


V.Подведение итогов.


Любовь к Родине — это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.


Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда уже после мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и маленький мальчик с символичным русским именем Иван. А за ними вслед пойдёт весь русский народ, вся Россия.


VI. Домашнее задание. (По выбору учащихся).


Написать отзыв на прочитанную книгу.


Ответить на вопрос письменно: “Можно считать личность Соколова героической?”


ЮБИЛЕЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ...


Прошла война, прошла страда,


Но боль взывает к людям:


Давайте, люди, никогда


Об этом не забудем... А.Т.Твардовский



Сегодня, когда духовные ценности размыты, рассказ заслуживает более пристального внимания, потому что не только служит срезом исторического времени, не теряют значения художественное своеобразие и философия произведения.


Основу изучения должна составлять учебная, школьная метода, считающая главной воспитательную функцию. Разбор должен широко включать текст, быть доказательным, непосредственным, живым, эмоциональным. В ряде случаев преподаватель сам может выразительно прочитать некоторые сцены, чтобы заразить детей чувством и словом большого художника. Если не будет личного участия и увлеченности, разбор может приобрести формальный характер.


Преподаватель должен стремиться к своему прочтению, имея в виду непреходящую актуальность слова Шолохова.


Рассказ написан в 1956 году. Время оттепели в общественно-политической жизни великой страны, борьбы за мир и прогресс.


Но замысел рассказа возник еще десять лет назад, непосредственно после встречи с человеком, послужившим прототипом Андрея Соколова.


Сама жизнь преподнесла художнику такой сюжет, который трудно было придумать. Однако потребовались годы, чтобы реальная история после напряженных раздумий, черновой работы, шлифовки воплотилась в законченное художественное произведение. Детище вынашивалось десятилетие, а написан рассказ за несколько дней.


Поначалу, да и продолжительное время после, критика относила "Судьбу человека" к разряду военной прозы. Действительно, общий и частный планы связаны с изображением человека на войне. Но все же батальный элемент не главный. Не с ним связана ведущая трагическая интонация рассказа. Когда автор обнажает перед нами мысли и чувства героя, состояние и переживания, все остальное отходит на задний план.


Ядро - история жизни Андрея Соколова, его внутренний мир.


Шолохов пользуется обычным, традиционным приемом - рассказ в рассказе. Сделано это для того, чтобы показать, насколько необычна сама судьба героя-рассказчика. Одно дело, когда художник повествует о своем персонаже, другое же, когда герой, пользуясь случайной встречей, которая располагает к откровенности, что характерно для русского человека в дороге, изливает перед незнакомым душу. Тем более что чуткий и тактичный слушатель выдает себя за брата-шофера. Устанавливаются полное взаимопонимание и доверие.


В самом начале рассказа через отдельные детали, портретную зарисовку перед нами предстает обыкновенный простой человек: "Высокий, сутуловатый мужчина", "большие темные руки", "...прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан...". Но вот глаза... Ведь ничто не определяет суть человека, хлебнувшего горя до края, как глаза. "Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?" Так от простого, обычного - к поражающему своей глубиной и масштабностью начинает звучать трагический мотив, то усиливаясь, то затихая, чтобы возникнуть с новой силой.


Тяжелое ранение, плен, побег, гибель семьи, память о любимой жене как незаживающая рана, гибель сына 9 мая 1945 года, гордости и последней надежды отца. Эпизод следует за эпизодом. Кажется, человек не может уже физически и психически выдержать перегрузки. "Он на полуслове резко оборвал рассказ, и в наступившей тишине я услышал, как у него что-то клокочет и булькает в горле". Волнение передается не только слушателю, автору-повествователю, но, конечно, и читателю. Мы физически ощущаем пережитое, чужую боль. "Не надо, друг, не вспоминай! - тихо проговорил я..." То же самое чувствует и читатель.


Значительную часть пространства емкого и все-таки краткого рассказа занимают так называемые бытовые сцены плена. Они достаточно подробны, просты и незабываемы. Без них нельзя понять силу характера Андрея Соколова, русского человека.


"Били за то, что ты - русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь... Печей-то, наверное, на всех нас не хватало в Германии..."


Но парадоксально: чем сильнее гнет, чем беспощаднее к герою обстоятельства, пытающиеся вытравить в нем человеческое, тем ярче и полнее обнаруживается противоположное: мужество, сила духа, чувство товарищества. Причем это


стр. 36



--------------------------------------------------------------------------------


происходит естественно, органически, как-то буднично. Герой не чувствует себя героем.


Вот хрестоматийный пример. Кульминацией драматической линии рассказа, на наш взгляд, служит сцена диалога лагерфюрера Мюллера с Андреем Соколовым. Вначале вспомним подобный эпизод из книги Б. Полевого "Мы - советские люди". Немецкий штаб, офицеры, переводчица. На носилках вносят сбитого русского летчика. Переводчица задает необходимые вопросы. Лежа, летчик просит ее подойти поближе. Молча плюет в лицо. Не каждый может сделать подобное. Проблема разрешена однозначно, прямолинейно. По существу, перед нами мужественный, достойный высокой оценки поступок. Но за кадром остается состояние человека, мысли, чувства. Господствует идея.


Проследим состояние Андрея Соколова в подобном эпизоде. Он сразу понял, зачем вызывает его Мюллер, любивший заниматься "профилактикой от гриппа". Герой попрощался с товарищами. Вздохнул. "Что-то жалко стало Ирину и детишек". Да, именно так. Ведь каждый человек, оказавшись в подобном положении, испытывает нечто подобное. Стал собираться с духом, то есть момент напряженной работы ума и сердца. С жизнью расставаться все-таки трудно, но уйти надо достойно.


Диалог. "Так что же, русс Иван, четыре кубометра выработки - это много?" - "Так точно, говорю, герр комендант, вполне хватит и даже останется". Тут важен подтекст. С одной стороны, соблюдается субординация: "так точно", "герр комендант", а с другой - Соколов не отказывается от своих слов, за что может получить тут же пулю. Да еще и смешинка горькая: "вполне хватит и даже останется". Мужество Андрея Соколова, готового достойно принять смерть, как-то останавливает Мюллера. Не случайно после диалога он предлагает "русс Ивану" выпить перед смертью за победу немецкого оружия.


Голодный человек может пойти на все, и можно как-то понять подобное состояние. "Я было из его рук и стакан взял и закуску". Обратим внимание на словосочетание "из его рук". Голодный Соколов, да и столько добра на столе, но слова Мюллера "за победу" ставят все на место. Наконец, третий стакан, "...я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба". А вот маленький штрих, но с таким глубоким подтекстом: "остаток положил на стол". По существу, в целом обыденно и психологически достоверно изображен человек в точке наивысшего напряжения духовных и физических сил. Несмотря ни на что, он остается человеком не утратившим мужества, достоинства, чувства долга. Маленькая, беспафосная сцена становится символом огромного духовного наполнения. По существу, перед нами поединок двух противоположных миров. И русский солдат выигрывает схватку. Его можно взять в плен, измываться над ним, уничтожить, но нельзя превратить в раба, унизить, сломить.


Категория парадоксальности составляет подводное течение рассказа. В ряде эпизодов она представлена в виде своеобразных контрапунктов, несущих интенсивную эмоциональную нагрузку и вызывающих ответную читательскую реакцию.


Андрей Соколов в трех шагах от гибели и сохраняет чувство юмора. Он очень любит жену и не может простить себе, что оттолкнул ее, расставаясь... Судьба немилостива к нему, но герой оказывается сильнее ее. Мало этого, находит в себе силы поддержать малое, несчастное существо.


Лирическая подоснова рассказа связана с историей встречи героя с Ванюшей.


Казалось бы, человек уже обречен до конца нести свой крест мученика, ничто не может изменить его положения, да и силы уже не те, "пора менять поршня". А кто осудит, зная, что пришлось ему пережить, если он пройдет мимо чужого горя.


Все-таки тут ощущается какая-то закономерность: срабатывает сила притяжения. Страдающее сердце одного тянется к другому, тоже ни за что битому жизнью. Между ними возникает особая родственная близость. Другому челове-


стр. 37



--------------------------------------------------------------------------------


ку, не битому, удачливому, просто не хватит духовных ресурсов, чтобы прочувствовать и осознать положение одинокого ребенка.


По Шолохову, ребенок - та ниточка, что крепче привязывает человека к жизни, придавая ей смысл, когда позади одна горечь, а впереди нет просвета. Отношение к ребенку есть мера нравственной оценки.


Кульминация лирической линии рассказа - краткая, потрясающая сцена. "Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: "Ванюша, а ты знаешь, кто я такой?" Он спросил, как выдохнул: "Кто?" Я ему и говорю так же тихо: "Я - твой отец".


Андрей Соколов делает добро не по рассудку, а инстинктивно, так, как дышит. Обжигающая совесть получает удовлетворение. Для него дать человеку что-то, помочь в беде, важнее, чем взять. Тут голоса автора и рассказчика сливаются. Естественно, что поведение героя диктует необходимость более пристального прочтения. Где же истоки его мужества и человечности?


На всем протяжении рассказа, в любом эпизоде, Андрей Соколов не предстает перед нами как одиночка. Взять ли бытовой план, или войну, или более широкий, общественный. Работает день и ночь как "дьявол", чтобы в семье был достаток.


Не раздумывая, не сомневаясь, спешит на выручку бойцам в жестоком бою.


Или сцена после пребывания в комендантской. Представьте себе состояние голодного человека. "Как будем харчи делить?" - спрашивает мой сосед по нарам, а у самого голос дрожит. "Всем поровну", - говорю ему". Любимые слова героя - "мы", "наше", "нас", "всем".


Необыкновенное терпение, выносливость, спокойное воображение, способность, не отчаиваясь ни при каких обстоятельствах, выдюжить - все это черты русского национального характера, характера Андрея Соколова.


За плечами героя стоит родина. Просто Шолохов не любит прописей. Чувство родины - понятие ключевое, глубинное. Чем оно сильнее, тем глубже скрыто. Андрей Соколов не говорит нигде о родине, как сын не говорит о любви к матери.


Как русский человек герой типологически близок Звягинцеву ("Они сражались за родину") и Василию Теркину Твардовского. Надо думать, что и время накладывает печать на характер героя.


Жизнь была трудной, но в великой стране были успехи, подъем, вера, что не могло не формировать социально-психологический характер героя, сына своего времени.


В гражданскую был в Красной армии. Еще факт: Соколов убивает Крыжнева, обещавшего выдать немцам своего взводного, коммуниста. Читаем дальше: "Спросили, кто коммунисты, командиры, комиссары, но таковых не оказалось. Не оказалось и сволочи, какая могла бы выдать, потому что и коммунистов среди нас (опять "нас", т.е. единство, подчеркиваем) было чуть не половина..."


Известно, что немцы не брали в плен евреев и коммунистов. За 6 месяцев войны в 41-м погибло 500000 коммунистов. Все это тоже бросает свет на мироощущение шолоховского героя.


Есть смысл соотнести рассказ с повестью Хэмингуэя "Старик и море". Сантьяго ловит большую рыбу. В длину она была больше его лодки. Громадная, умная рыба. Половина повести посвящена поединку между нею и рыбаком. Чаша весов склоняется то на одну, то на другую сторону. Наступает момент, когда Сантьяго начинает любить рыбу, потому что это достойный противник, дающий возможность показать, кто сильнее. "Рыба - она тоже мне друг, - сказал он. - Я никогда не видел такой рыбы и не слышал, что такие бывают. Но я должен ее убить. Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды".


Битву сопровождают внутренние монологи Сантьяго. Ими насыщена повесть. Он сам себе не дает пасть духом, чтобы выиграть схватку.


"Ты должен держаться, старик. И не смей даже думать иначе". "Послужи мне еще, голова! Послужи мне. Ты ведь никогда меня не подводила". "Послушай, рыба! - сказал ей старик. - Ведь тебе все


стр. 38



--------------------------------------------------------------------------------


равно умирать. Зачем же тебе надо, чтобы и я тоже умер?" Рефреном идут слова о мальчике. "Эх, был бы со мной мальчик!.. Но мальчика с тобой нет... ты можешь рассчитывать только на себя..."


Картина приобретает символическое значение: герой наедине с жизнью. Сантьяго в конце концов выигрывает поединок с большой рыбой. Но дальше противостояние переходит в другую плоскость. Появляются акулы. "Самые гнусные вонючие убийцы". Реалии переходят в символы. Акулы - символ тупой силы и зла. Сантьяго берет верх над ними.


От большой рыбы остался обглоданный остов. Но мы понимаем, что старик волей, опытом и разумом оказался сильнее обстоятельств и победил. Как говорит он сам: "Просто я слишком далеко ушел в море".


Сантьяго в море один. Если бы был мальчик, все сложилось бы иначе. Андрей Соколов в реальной жизни всегда в гуще людей, он так же неотделим от них, как старик от моря. Шолоховский герой - тип общественного поведения человека. Есть некоторое сходство в финале произведений. После поединка Сантьяго почувствовал всю меру своей усталости, болели руки, тело. Единственное его утешение - мальчик.


Горячее, особенное сочувствие к себе вызывает Андрей Соколов на последних страницах рассказа. Кончилась война. Победа. Люди думали, что начнется новая, достойная их жизнь. Но прошли мировые катаклизмы, а жизнь простого человека не стала лучше. Шагают по русской земле два человека, и с тяжелой грустью смотрит им вслед автор.


В заключение рассмотрим три важных, на наш взгляд, вопроса.


Как Шолохову в сравнительно небольшом произведении удалось воплотить целую историю жизни человека? "Судьба человека" - рассказ с романным мышлением. Таких кратких и художественно законченных эпических произведений, повествующих о судьбе героя от начала и до конца, не так уж много в мировой литературе. Реальное время - два часа, а художественное - объемно и бесконечно. Автор не стремится к полному, масштабному изображению жизни, а через отдельные временные отрезки, подтекст, детали, ретроспективно выделяет главное: масштабность духа и человечность Андрея Соколова, а они придают произведению эпическое содержание. Молчание, паузы не только усиливают эмоциональную напряженность, но и расширяют художественное пространство. Чувство говорит больше, чем слова.


В литературной критике 90-х годов иногда рассказ расценивается как "совершенно лубочный", язык стертый, "вплоть до "скупой мужской слезы". Можно ли с этим согласиться?


Основу составляет реальная трагическая история. Искусственность отсутствует, рассказ первичен. Исповедальная интонация постоянно держит читателя в напряжении. С героем-рассказчиком сливаются в своих чувствах не только автор, но и читатель. Познакомимся с одним письмом. "Дорогая редакция газеты "Правда", просим сообщить нам, где находится Соколов Андрей и его сын приемный Ванюша, живы ли, и если живы и здоровы, то чем занимаются они" (Литература в школе. - М., 1985. - N 2. - С. 68). Лубок не обладает обжигающей экспрессивностью. В этом смысле он более нейтрален, спокоен.


Что касается языка, он народный по своему духу, образности, крепости. Явно ощущается его народно-поэтическая основа: друзья-товарищи, жена-подруга, путь-дорога. Слово Андрея Соколова нагружено глубоким смыслом, предельно лаконично. Оно выражает мироощущение русского человека, впитавшего народное представление о жизни. "Со стороны глядеть - не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивей и желанней ее, не было на свете и не будет!"


Критики вырывают из контекста отдельные слова, традиционные устойчивые сочетания, сравнения и делают обобщение. Действительно, "скупая мужская слеза" - образ распространенный. Но что ему предшествует в финале рассказа? "Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем расстава-


стр. 39



--------------------------------------------------------------------------------


нье, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой... Мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся... Тут главное - не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза...". В сцеплении традиционный образ вовсе не выглядит стертым. Кроме того, повествование в основном ведет шофер, а он не может говорить языком Тургенева или Бунина.


Исследование рассказа заканчиваем вопросом: может ли наше время выдвинуть героя, подобного в чем-то Андрею Соколову, если иметь в виду вечные нравственные категории, которые дороги великому художнику - отношение человека к человеку, совесть, мужество, семья, любовь в самом широком значении понятия?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русской литературы в 7 классе по теме: "Судьба человека"

Автор: Литвинова Светлана Павловна

Дата: 13.11.2014

Номер свидетельства: 130325

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Урок по русской литературе на тему "Что такое счастье?" по повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_russkoi_litieraturie_na_tiemu_chto_takoie_schast_ie_po_poviesti_v_g_koro"
    ["file_id"] => string(6) "418496"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495713445"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "конспект урока русской литературе на тему В.Катаев. "Цветик-семицветик""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekturokarusskoilitieraturienatiemuvkataievtsvietiksiemitsvietik"
    ["file_id"] => string(6) "290397"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454948952"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "конспект урока по литературе на тему М. Ю. Лермонтов.  Личность поэта. Стихотворе¬ние «Тучи». Мотивы оди¬ночества и тоски поэта-изгнанника."
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-m-iu-liermontov-lichnost-poeta-stikhotvorie-niie-tuchi-motivy-odi-nochiestva-i-toski-poeta-izghnannika"
    ["file_id"] => string(6) "303959"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457626026"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Урок по литературе на тему "М.Ю. Лермонтов."Бородино" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-po-litieraturie-na-tiemu-m-iu-liermontov-borodino"
    ["file_id"] => string(6) "122409"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414243043"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) ""Герой нашего времени" Михаила Юрьевича Лермонтова -первый психологический роман в русской литературе"
    ["seo_title"] => string(116) "gieroi-nashiegho-vriemieni-mikhaila-iur-ievicha-liermontova-piervyi-psikhologhichieskii-roman-v-russkoi-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "272549"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452004066"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства