kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русской литературы по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» (6-й класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Понимаешь ли ты, что с тобой происходит?»

Цель: Определить отражение евангельской притчи о блудном сыне в пушкинском «Станционном смотрителе».

Задачи:

·       сопоставить евангельское решение темы “блудного сына” и пушкинского переосмысления этой тематики;

·       совершенствовать навыки проблемно-сопоставительного анализа текстов путём проникновения в художественную “ткань” произведений;

·       создать условие для воспитания духовно-нравственных качеств, в частности, любви к родителям, способности признания своих ошибок.

  • Путь к исцелению у всех один: прозреть, обвинить себя, иметь мужество признать ошибки и покаяться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» (6-й класс) »

Урок русской литературы

по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» (6-й класс)


Тема урока: «Понимаешь ли ты, что с тобой происходит?»


Цель: Определить отражение евангельской притчи о блудном сыне в пушкинском «Станционном смотрителе».

Задачи:

  • сопоставить евангельское решение темы “блудного сына” и пушкинского переосмысления этой тематики;

  • совершенствовать навыки проблемно-сопоставительного анализа текстов путём проникновения в художественную “ткань” произведений;

  • создать условие для воспитания духовно-нравственных качеств, в частности, любви к родителям, способности признания своих ошибок.

Эпиграф: Путь к исцелению у всех один: прозреть, обвинить себя, иметь мужество признать ошибки и покаяться.


Ход урока:


  1. Организационный момент.

Цель этапа: психологическая подготовка учащихся к аналитической деятельности.

Сообщение учителем темы урока, цели и задач.

  1. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним определение жанра притчи. (Это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый должен извлечь из нее сам. Притча – это аллегории, в которых слушатели должны узнать себя. Это не просто житейские иллюстрации нравственных истин, а обращение к совести человека: понимаешь ли ты, что с тобой происходит?)

III. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя

- Уважаемые ребята, хочу начать наше занятие со следующего задания:

Продолжите ассоциативный ряд : семья – это ….. (единство, любовь, взаимопонимание, взаимопомощь, тайна, спокойствие, дети и родители, близость интересов).

- Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? (Родители дают жизнь нам, детям, воспитывают нас, оберегают от всяческих страданий и т.п.).

- Чему они стремятся научить детей? тараются научить добру, любви, честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми).

- Как чаще всего складываются отношения детей и родителей? (Обычно хорошо, но часто и непросто из-за разницы взглядов на жизнь, несходства мнений, вкусов, из-за того, что дети хотят быть поскорее самостоятельными и не слушают советов родителей, хотят все делать по-своему. А в конечном итоге чаще всего правы оказываются все-таки родители).

2. Выразительное чтение.

- Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне. Она едва ли не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста. Послушайте стихотворение украинской поэтессы Полины Довженко, написанной по сюжету притчи о блудном сыне (ученик читает стихотворение наизусть):


Напомню притчу вам о блудном сыне,

Она заставит призадуматься всерьёз

Всех тех, кто не лишён соблазнов в этом мире

И не познал ещё, как любит нас Христос.

У человека было два любимых сына:

Один из них – послушен, кроток, мил,

А меньший был – так, скажем, нерадивый,

Отец же равно ими дорожил.

Вот просит младший сын родителя:

«Отец, дай часть имения ты мне,

Хочу я сам прославить своё имя

В далёкой незнакомой стороне».

Отец не стал перечить понапрасну,

Дал сыну сделать выбор самому,

Чтоб через лишения, невзгоды и ненастья

Сын смог найти пути, ведущие к добру.

Оставил отчий дом сей отрок – блудник,

И в дальней стороне от дома пребывал,

Ел, пил, гулял, кутил «герой» - распутник,

Отца и брата никогда не вспоминал.

Когда же промотал всё до единого гроша,

Настал великий голод в той стране,

Отвержен всеми, всеми позаброшен,

Он, наконец, подумал об отце.

О, сколько слёз он пролил безутешно,

Мечтая в мыслях только об одном:

Раскаяться, припав к груди отца, как в детстве,

Молить его лишь о прощении своём.

И вот однажды, выйдя на дорогу,

Старик почувствовал, как чей-то взгляд пронзил его,

И сжалось сердце в нём от боли и тревоги –

Он в страннике узнал родного сына своего.

И бросились отец и сын в объятья,

От слёз комок стал в горле у двоих:

«Отец, я не достоин твоим сыном называться,

Прими в число наёмников твоих!»

Отцова ж милость, доброта верны, как прежде,

Наказ был слугам дан, чтоб усмотреть

Для сына наилучшие одежды

И лучший перстень на руку надеть.

И заколоть откормленного теленка,

Пир закатить, на сколько хватит сил –

Ведь блудный сын дороже злата, царства,

Когда-то был он мёртв и, наконец, ожил.

Вот также и Господь нам все грехи прощает,

За каждым блудным сыном Он следит,

И тех, кто оступился – поднимает,

Спасает, бережёт, животворит.

 

- Какую мысль на все времена Иисус Христос хотел внушить людям? (Если человек осознал свою вину, его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.)

- Подумаем, почему эта притча получила такое название. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова «блудный» то прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить).

- Итак, в слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” - скитаться, сбившись с пути, - и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть блудить, развратничать.

Так почему эта притча получила такое название? (В ней рассказывается о блудном сыне – молодом человеке, сбившемся с пути истинного, блуждающем в нравственных потемках).

3. Дискуссия.

К сюжету притчи обращались прославленные художники всех столетий. Отголоски притчи мы слышим и в литературе, в частности, в повести «Станционный смотритель» А.С.Пушкина, с содержанием которой вы познакомились дома.

- К кому из героев повести можно задать вопрос темы урока и дать совет эпиграфом? (Дуне).

- Найдите в повести описание картинок, которые были развешены по стене комнаты Самсона Вырина. Что иллюстрируют эти картины? (Картинки изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему на встречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости).

- Обращают ли внимание на картинки Дуня и Самсон Вырин? (Нет, не обращают).

- Извлекла ли Дуня урок из этой притчи? (Думаем, что нет).

- Для чего тогда картинки на стене комнаты? (Для украшения.)

- Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и повести Пушкина? (Да, можно, тем более что мотивы сюжетов совпадают).

- Эти линии будут касаться только детей или родителей тоже? Если спроецировать жизнь Выриных на евангельский сюжет, что произойдет? (Зеркальное, перевёрнутое изображение.)

- Давайте докажем это. Проведем сопоставление истории блудного сына и истории Дуни Выриной и заполним таблицу (работа в парах).


Заполнение таблицы (Письменная самостоятельная работа):



Притча



«Станционный смотритель»

Блудный сын сам уходит из родного дома, чтобы жить самостоятельно.

Отец сам отправляет дочь из родного дома (случайно, невольно), не предполагая, что расстается с ней навсегда.

Никто не ищет его.

Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть её домой.

Образ жизни блудного сына после отъезда из родительского дома представляет собой развратное поведение.

Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве.

Радостная встреча сына с отцом

Прошли годы – смотритель умер в нищете и горе. Лишь после смерти отца Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места.

Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что «недостоин называться сыном» своего отца, и решил вернуться.

Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.

Примирение с отцом

Невозможность встречи и примирения. Смотритель умер, так что покаяние и примирение невозможно.


3. Анализ образа Вырина.

- Кто главный герой повести(Главным героем повести является станционный смотритель Самсон Вырин).

- Вспомните, что говорит автор об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям? (Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто на почитал их извергами человеческого рода…? Боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и в слякоть принужден он бегать по дворам, …уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца).

- Как видим, защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли.

- Найдите портрет Самсона Вырина в первой части повести. Каким автор его рисует? («Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, его длинный зеленый сюртюк с тремя медалями на полинялых лентах». Самсон производит впечатление человека бодрого и счастливого).

- Почему Самсон Вырин, будучи бедняком, считал себя счастливым человеком? (Потому что у него была дочь–красавица, которой он гордился).

- Но прошло несколько лет. Что изменилось? Каким мы видим героя во второй части повести? («Я смотрел на его седину, на губокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину...»).

- Почему Вырин превратился в хилого старика? (У него горе. Его боль – дочь Дуня. Проезжий гусар Минский увез любимую дочь Вырина, красавицу Дуню в Петербург. И горе постепенно убивает Вырина. Он постарел, стал много пить и умер: «Старик не снес своего несчастья».)

- Какая деталь характеризует гусара с отрицательной стороны уже тогда, когда он остановился на постоялом дворе? (Он претворился больным, тем самым обманывая смотрителя).

- Почему Вырин поверил гусару и дочери и сам посадил Дуню прокатиться до церкви? (Он не мог предположить, что гусар за добро отплатит злом).

- Пробовал ли Вырин бороться с Минским, вернуть Дуню? (Да, он пешком идет искать дочь, встречается с Минским, хочет вернуть Дуню, но у него ничего не получилось).

- Почему его попытки не увенчались успехом? (Бороться с Минским он не может, они не ровня друг другу . Минский богач и аристократ, а Вырин – «маленький чин, бедный смотритель почтовой станции». У него нет прав и связей. Он беззащитен).

- Что вызвало слезы негодования у Самсона Вырина в первое посещение дома ротмистра Минского? (Деньги, которые ему дал Минский за дочь).

- Какой эпизод подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми» людьми привилегированного сословия? (Ассигнации, брошенные Выриным, подобрал «хорошо одетый молодой человек», который, увидев возвращение смотрителя, убежал).


4. Анализ жизни Дуни после ее похищения Минским.

- Прочитайте отрывок, в котором Вырин видит, как живет его дочь в Петербурге. (Учащийся зачитывает отрывок вслух от слов «Двери были заперты; он позвонил…» до слов «..вытолкнул его на лестницу»).

- Какие выводы о Дуне мы можем сделать? (Дуня живет хорошо, у нее есть слуги, большая, прекрасно убранная квартира, она роскошно одета. Дуня любит Минского, «с нежностью смотрит на него»).

- Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери? (Он уверен, что её ждет неминуемое несчастье, что Минский «подержит и бросит» Дуню).

- Что поддерживает Вырина в его убеждении? (Притча о блудном сыне, известная по евангельским сказаниям: «она обязательно плохо кончит»).

- Какую жизнь ведет блудный сын и Дуня, покинув отчий дом? (Младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. А Дуня не ведет беспутную жизнь. Наоборот, мы видим, что она несомненно любит Минского. Дуня не раскаивается , и, видимо, не желает возвращаться, она вполне счастлива и довольна).

- Разве смотритель не понимал этого? Почему он не счастлив счастьем дочери? (Понимает, поэтому и возвращается из Петербурга домой. Но он понимает и то, что Дуня теперь потеряна для него навсегда, и не хочет в это верить. Поэтому он думает только о неминуемом несчастье).

- Какими трагическими событиями закончилась жизнь Вырина и почему? Как эти события отражены в пейзаже? (Пейзаж - осень, серенькие тучи. Одиночество и страдания Самсона Вырина привели его к смерти.)

- Найдите слова, характеризующие чувства блудного сына после того, как он растратил все деньги? (Глубокая печаль и раскаяние).

- Какая встреча ожидала его дома? Почему? (Отец очень обрадовался его возвращению и простил его, потому что блудный сын раскаялся и решил изменить свою жизнь, а ведь и сам Господь прощает тех, кто кается).

- Возвращается ли домой Дуня? (Нет, она лишь однажды , проезжая мимо, остановилась на станции узнать об отце, но он уже умер).

- Счастлива ли Дуня? Почему она плачет? (Мы узнаем, что у нее трое детей. Она богата: шестерка лошадей, моська, но раскаиваться и попросить прощение уже не перед кем, так она и останется со своей виной).

- Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая? (Блудный сын, потому что он успел вернуться к отцу и, главное, был им прощен, а Дуня – нет).

- Кто из родителей оказался счастливее? (Отец блудного сына – к нему вернулся сын и покаялся , за это он простил его и устроил пир в его честь).

IY. Закрепление материала. Выводы.

  • Как финал повести соотносится с притчей? (Раскаяние детей присутствует в обоих сюжетах).

  • В чем сходство и различие в образах «отцов» и « детей»? (В конце притчи счастливы и сын и отец, а в повести отец умирает в горе, дочь – раскаивается на могиле отца, но не получает прощения, так и остается жить, чувствуя свою вину перед отцом).

- Для чего в повесть введена тема «блудного сына»? (Притча о блудном сыне введена, чтобы ярче выделить разницу в судьбах героев. Не несчастная «блудная» Дуня вернулась на станцию, а несчастный странствующий пешком Вырин).

- Каков основной прием, используемый автором при таком построении сюжета? (Основной прием – противопоставление. Счастье Дуни противопоставлено несчастью ее отца).

- Каковы главные сюжетные линии? частливая судьба Дуни и несчастная – станционного смотрителя).

Y. Рефлексия. Подведение итога урока.

1. Творческая работа на ассоциации.

- Раскрасьте в цвета всю гамму чувств Самсона Вырина и Дуни после эпизода «Похищение дочери» и нарисуйте радугу.

Самсон Вырин : испуг –…, тревогу-….; тоску –….; негодование – …., одиночество…. , бессилие помочь- .. и т.д.

Дуня: испуг- любопытство –….; привязанность- …., доверие- …, любовь и счастье – …., богатство- …., рождение детей- ... и т.д.

2. Мини-опрос.

- Как следует относиться к своим родителям?(Любить, уважать, всегда помнить о них, заботиться и т.п.).

- Как автор отвечает на вопросы: «Что является истинным счастьем для человека?» (Счастье его детей; умение понять, что с тобой происходит; раскаяние, прощение, умение изменить себя и свою жизнь).

- Как следует относиться к человеку? (Человека надо уважать, понимать, прощать… Нужно помнить, что путь к исцелению у всех один: прозреть, обвинить себя, иметь мужество признать ошибки и покаяться).

3. Выводы:

- Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья. Подумайте об этом. Даже если человек совершил дурной поступок, но понял и раскаялся, это не значит, что он плохой человек. Его можно и нужно простить. Главное, чтобы его раскаяние было осознанным и искренним.

И хотя ждут Дуню в карете сыновья – юные барчата, кажется, что не о зарождении новой жизни ведётся рассказ, а о начале новой истории блудного сына. Возможно, повесть «Станционный смотритель» – это предостережение писателя современникам, людям XIX века, для которых евангельские притчи утратили религиозный смысл, перестали быть живым нравственным уроком, превращаясь лишь в часть быта. И в повести все могло быть по-другому. Напиши Дуня отцу хотя бы одно письмо.

YI. Домашнее задание.

- Написать письмо Самсону Вырину от лица Дуни.

YII. Оценки за урок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русской литературы по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» (6-й класс)

Автор: Гечер Светлана Михайловна

Дата: 04.06.2015

Номер свидетельства: 217676

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) ""Всепрощающая сила родительской любви" А.С.Пушкин "Станционный смотритель" "
    ["seo_title"] => string(83) "vsieproshchaiushchaia-sila-roditiel-skoi-liubvi-a-s-pushkin-stantsionnyi-smotritiel"
    ["file_id"] => string(6) "167343"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423068439"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Комментарии к уроку"Судьба «маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»"
    ["seo_title"] => string(100) "kommientarii-k-uroku-sud-ba-malien-kogho-chielovieka-v-poviesti-a-s-pushkina-stantsionnyi-smotritiel"
    ["file_id"] => string(6) "269336"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450800409"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Урок литературы в 6 классе по теме А.С. Пушкин  «Станционный смотритель»"
    ["seo_title"] => string(63) "uroklitieraturyv6klassiepotiemieaspushkinstantsionnyismotritiel"
    ["file_id"] => string(6) "311713"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459248223"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Конспект урока: Значение мотива евангельской притчи о блудном сыне в повести "Станционный смотритель" А.С. Пушкина "
    ["seo_title"] => string(122) "konspiekt-uroka-znachieniie-motiva-ievanghiel-skoi-pritchi-o-bludnom-synie-v-poviesti-stantsionnyi-smotritiel-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "127435"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415300831"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "А.С.Пушкин «Станционный смотритель» Значение мотива евангельской притчи о блудном сыне в повести."
    ["seo_title"] => string(105) "a-s-pushkin-stantsionnyi-smotritiel-znachieniie-motiva-ievanghiel-skoi-pritchi-o-bludnom-synie-v-poviesti"
    ["file_id"] => string(6) "251960"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447318651"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства