kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.С.Пушкин «Станционный смотритель» Значение мотива евангельской притчи о блудном сыне в повести.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для учеников 6 класса по предмету "Русская литература".

Урок составлен по программе PIZA. 

Цели:

  • сопоставить евангельское решение темы “блудного сына” и пушкинского переосмысления этой тематики.
  • совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текстов путём проникновения в художественную “ткань” произведений.
  • воспитание любви к родителям, способности признания своих ошибок
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин «Станционный смотритель» Значение мотива евангельской притчи о блудном сыне в повести.»

Тема: А.С.Пушкин «Станционный смотритель» Значение мотива евангельской притчи о блудном сыне в повести.

Дата:17.03.15

Эпиграф :Путь к исцелению у всех один: прозреть, обвинить себя, иметь мужество признать ошибки и покаяться.

Цели:

  • сопоставить евангельское решение темы “блудного сына” и пушкинского переосмысления этой тематики.

  • совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текстов путём проникновения в художественную “ткань” произведений.

  • воспитание любви к родителям, способности признания своих ошибок

Подготовка к уроку: деление класса по группам: семьи Мюллер, Миллер, Пуллер. 2 мин.

(Звучит песня о семье). 2 мин.

Вступительное слово учителя

-Какую роль играет эта музыкальная композиция на нашем уроке?

-Выделите ключевое слово этой песни.

Задание классу. Составить постер: семья – это ….. (единство, любовь, взаимопонимание, взаимопомощь, тайна, спокойствие, дети и родители, близость интересов) 10 мин

-Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить детей? 3мин

Родители дают жизнь детям, воспитывают их, стараются научить добру, любви, честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми. Но отношения детей и родителей часто складываются непросто из-за разницы взглядов на жизнь, несходства мнений, вкусов, из-за того, что дети хотят быть поскорее самостоятельными и не слушают советов родителей, хотят все делать по-своему. А в конечном итоге чаще всего правы оказываются все-таки родители.

-Какую притчу мы изучали о взаимоотношениях детей и родителей?

 Давайте вспомним определение жанра притчи.

На востоке, в древности, возник жанр притчи. Это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый должен извлечь из нее сам. Притча – это аллегории, в которых слушатели должны узнать себя. Это не просто житейские иллюстрации нравственных истин, а обращение к совести человека: понимаешь ли ты, что с тобой происходит? Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне. Она едва ли не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста. 3 мин.

Выразительное чтение. Послушайте стихотворение украинской поэтессы Полины Довженко, написанной по сюжету притчи о блудном сыне.

Напомню притчу вам о блудном сыне,
Она заставит призадуматься всерьёз
Всех тех, кто не лишён соблазнов в этом мире
И не познал ещё, как любит нас Христос.
У человека было два любимых сына:
Один из них – послушен, кроток, мил,
А меньший был – так, скажем, нерадивый,
Отец же равно ими дорожил.
Вот просит младший сын родителя:
“Отец, дай часть имения ты мне,
Хочу я сам прославить своё имя
В далёкой незнакомой стороне.
Отец не стал перечить понапрасну,
Дал сыну сделать выбор самому,
Чтоб через лишения, невзгоды и ненастья
Сын смог найти пути, ведущие к добру.
Оставил отчий дом сей отрок – блудник,
И в дальней стороне от дома пребывал,
Ел, пил, гулял, кутил “герой” - распутник,
Отца и брата никогда не вспоминал.
Когда же промотал всё до единого гроша,
Настал великий голод в той стране,
Отвержен всеми, всеми позаброшен,
Он, наконец, подумал об отце.
О, сколько слёз он пролил безутешно,
Мечтая в мыслях только об одном:
Раскаяться, припав к груди отца, как в детстве,
Молить его лишь о прощении своём.
И вот однажды, выйдя на дорогу,
Старик почувствовал, как чей-то взгляд пронзил его,
И сжалось сердце в нём от боли и тревоги -
Он в страннике узнал родного сына своего.
И бросились отец и сын в объятья,
От слёз комок стал в горле у двоих:
“Отец, я не достоин твоим сыном называться,
Прими в число наёмников твоих!”
Отцова ж милость, доброта верны, как прежде,
Наказ был слугам дан, чтоб усмотреть
Для сына наилучшие одежды
И лучший перстень на руку надеть.
И заколоть откормленного теленка,
Пир закатить, на сколько хватит сил –
Ведь блудный сын дороже злата, царства,
Когда – то был он мёртв и, наконец, он ожил.
Вот также и Господь нам все грехи прощает,
За каждым блудным сыном Он следит,
И тех, кто оступился – поднимает,
Спасает, бережёт, животворит. 4 мин


Какую мысль на все времена Иисус Христос хотел внушить людям? (Если человек осознал свою вину, его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.)

- Подумаем, почему эта притча получила такое название. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова “блудный

От какого глагола образовано это прилагательное? “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.

- Итак, в слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” - скитаться, сбившись с пути, - и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть блудить, развратничать.

Так почему притча получила такое название? В ней рассказывается о блудном сыне – молодом человеке, сбившемся с пути истинного, блуждающем в нравственных потемках. 4 мин

2. Подача нового материала в форме дискуссии.

К сюжету притчи обращались прославленные художники всех столетий. Отголоски притчи мы слышим и в литературе: в “Станционном смотрителе” Пушкина.

- К кому из героев повести можно задать вопрос темы урока и дать совет эпиграфом ?

- Найдите в повести описание картинок, которые были развешены по стене комнаты Самсона Вырина.

 - Что иллюстрируют эти картины? Историю блудного сына.

- Обращают ли внимание на картинки Дуня и Самсон Вырин? нет

- Извлекла ли Дуня урок из этой притчи? нет

Для чего тогда картинки на стене комнаты? 5 мин

(Для украшения.)

Если провести некоторые параллели в содержании притчи и повести Пушкина то линии будут касаться детей или родителей тоже. Если спроецировать жизнь Выриных на евангельский сюжет то произойдет зеркальное, перевернутое изображении.

Докажем это. Проведем сопоставление истории блудного сына и истории Дуни Выриной и заполним таблицу



(Работа в группах)

Притча

Станционный смотритель”

Блудный сын сам уходит из родного дома, чтобы жить самостоятельно.

Отец сам отправляет дочь из родного дома (случайно, невольно), не предполагая, что расстается с ней навсегда.

Никто не ищет его

Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть её домой

Образ жизни блудного сына после отъезда из родительского дома представляет собой развратное поведение.

Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве.

Радостная встреча сына с отцом

Прошли годы – смотритель умер в нищете и горе. Лишь после смерти отца Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места.

Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что “ недостоин называться сыном” своего отца, и решил вернуться.

Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.

Примирение с отцом

Невозможность встречи и примирения. Смотритель умер, так что покаяние и примирение невозможно.

3. Заполнение таблицы. 10 мин

Кто главный герой повести? (Главным героем повести является станционный смотритель Самсон Вырин)

-Проанализируем образ Самсона Вырина



Вопросы

Ответы

Найдите портрет Самсона Вырина в первой части повести. Каким автор его рисует?


Почему Самсон Вырин, будучи бедняком, считал себя счастливым человеком?



Но прошло несколько лет. Что изменилось? Каким мы видим героя во второй части повести?


Почему Вырин превратился в хилого старика?



Какая деталь характеризует гусара с отрицательной стороны уже тогда, когда он остановился на постоялом дворе?


Почему Вырин поверил гусару и дочери и сам посадил Дуню прокатиться до церкви?



Какой эпизод подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над “хорошо одетыми” людьми привилегированного сословия?





Творческая работа 10 мин

1 группа

Представить историю похищения и жизнь с Минским от лица Дуни Выриной

2 группа Раскрасьте в цвета всю гамму чувств Самсона Вырина после эпизода “ Похищение дочери” и нарисуйте радугу.

Самсон Вырин : испуг –…, тревогу-….; тоску –….; негодование – …., одиночество…. , бессилие помочь- .. и т.д.

3 группа Раскрасьте в цвета всю гамму чувств Дуни после эпизода “ Похищение дочери” и нарисуйте радугу.

Дуня: испуг- любопытство –….; привязанность- …., доверие- …, любовь и счастье – …., богатство- …., рождение детей- ... и т.д.



-Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери?

(Он уверен, что её ждет неминуемое несчастье, что Минский “подержит и бросит” Дуню)

Какую жизнь ведет блудный сын и Дуня, покинув отчий дом?

(Младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. А Дуня не ведет беспутную жизнь. Наоборот, мы видим, что она несомненно любит Минского. Дуня не раскаивается , и, видимо, не желает возвращаться, она вполне счастлива и довольна)

Какими трагическими событиями закончилась жизнь Вырина и почему? (Одиночество и страдания Самсона Вырина привели его к смерти.)

Как характеризуются чувства блудного сына после того, как он растратил все деньги? (глубокая печаль и раскаяние)

Какая встреча ожидала его дома? Почему?

Возвращается ли домой Дуня? (Нет. она лишь однажды , проезжая мимо, остановилась на станции узнать об отце, но он уже умер)

(Мы узнаем, что у нее трое детей. Она богата: шестерка лошадей, моська, но раскаиваться уже не перед кем, так она и останется со своей виной. )

Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая?

(Сын, потому что он успел вернуться к отцу и ,главное, был им прощен, а Дуня – нет)

Кто из родителей оказался счастливее?

(Отец сына – к нему вернулся сын и покаялся , за это он простил его и устроил пир в его честь.) 5 мин

4. Закрепление материала. Выводы.

Как финал повести соотносится с притчей? В чем сходство и различие в образах “отцов” и “ детей” Диаграмма Вена. 3 мин



-Как следует относиться к своим родителям?



-Сегодня мы говорили о трёх героях повести. Попробуйте с помощью 3-4 прилагательных дать каждому характеристику. 3 мин

Вырин Дуня Минский

Бедный Красивая Беспечный 

Несчастный Прелестная Легкомысленный

Добрый Приветливая Удалой

Любящий Хозяйственная Счастливый

Забитый Печальная Богатый



-Какой урок для себя вы извлекли? Продолжите предложение:
Отказ от тех, кто дал нам жизнь, есть …….(грех).

-Прошу всех встать! Мы вместе произнесём клятву, которую, я надеюсь, вы не забудете и будете ей верны.

Любовь к родителям

В душе я сберегу.

Тепло родного дома

Навечно сохраню



Выводы. Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья. Подумайте об этом. Даже если человек совершил дурной поступок, но понял и раскаялся, это не значит, что он плохой человек. Его можно и нужно простить. Главное, чтобы его раскаяние было осознанным и искренним.

И хотя ждут Дуню в карете сыновья – юные барчата, кажется, что не о зарождении новой жизни ведётся рассказ, а о начале новой истории блудного сына. Возможно, повесть “Станционный смотритель” – это предостережение писателя современникам, людям XIX века, для которых евангельские притчи утратили религиозный смысл, перестали быть живым нравственным уроком, превращаясь лишь в часть быта.



Д\з Творческая работа Написать сочинение о дальнейшей судьбе Дуни.





















































Вопросы

Ответы

Найдите портрет Самсона Вырина в первой части повести. Каким автор его рисует?

(“Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, его длинный зеленый сюртюк с тремя медалями на полинялых лентах” Самсон производит впечатление человека бодрого и счастливого.)


Почему Самсон Вырин, будучи бедняком, считал себя счастливым человеком?


(Потому что у него была дочь–красавица, которой он гордился.)


Но прошло несколько лет. Что изменилось? Каким мы видим героя во второй части повести?

(“Я смотрел на его седину, на губокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину..”.


Почему Вырин превратился в хилого старика?


(У него горе. Его боль – дочь Дуня. Проезжий гусар Минский увез любимую дочь Вырина, красавицу Дуню в Петербург. И горе постепенно убивает Вырина. Он постарел, стал много пить и умер: “Старик не снес своего несчастья”.)


Какая деталь характеризует гусара с отрицательной стороны уже тогда, когда он остановился на постоялом дворе?

(он претворился больным)


Почему Вырин поверил гусару и дочери и сам посадил Дуню прокатиться до церкви?


Он не мог предположить, что гусар за добро отплатит злом.)


Какой эпизод подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над “хорошо одетыми” людьми привилегированного сословия?


(ассигнации, брошенные Выриным, подобрал “хорошо одетый молодой человек”, который, увидев возвращение смотрителя, убежал.


















Работа в группах

Притча


Станционный смотритель”


Блудный сын сам уходит из родного дома, чтобы жить самостоятельно.









Никто не ищет его




Образ жизни блудного сына после отъезда из

родительского дома представляет собой развратное поведение.





Радостная встреча сына с отцом




Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что “ недостоин называться сыном” своего отца, и решил вернуться.




Примирение с отцом








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Абенова Карлыгаш Канашевна

Дата: 12.11.2015

Номер свидетельства: 251960


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства