Конспект урока: Значение мотива евангельской притчи о блудном сыне в повести "Станционный смотритель" А.С. Пушкина
Конспект урока: Значение мотива евангельской притчи о блудном сыне в повести "Станционный смотритель" А.С. Пушкина
Цели:
сопоставить евангельскую притчу о “блудном сыне” с пушкинской историей;
совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текстов;
воспитывать почитание и уважение к родителям, умение признавать свои ошибки и прощать других.
Оборудование:
Проектор, презентация, иллюстрации к повести «Станционный смотритель», раздаточный материал.
Источники: Ресурсы Интернета festival.1september.ru/articles/565798/? Журнал «Русская литература в казахстанской школе», журнал «Внеклассная работа в школе».
1. Вступительное слово учителя.
Слайд. Добрый день, уважаемые ребята и наши гости. Сегодня мы с вами обратимся к одному из самых проблематичных и поучительных произведений в русской литературе – к повести “Станционный смотритель” А.С.Пушкина, проанализируем яркие эпизоды, сопоставим их с евангельской притчей и извлечем свои уроки нравственности.
2 слайд - …Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Библия
2. Беседа по вопросам:
Вы только что прослушали историю “Музея станционного смотрителя”, она нам поможет ответить на вопрос. Прочтем эпиграф. Кто такой коллежский регистратор? 9 слайд -Коллежский регистратор – самый младший гражданин чин 14 класса. (подготовленный ученик, Ваня).
11 слайд - Найдите портрет Самсона Вырина в первой части повести. Каким его рисует автор? (с.201)
Счастлив ли был Вырин, несмотря на многочисленные проблемы, с которыми он ежедневно сталкивался на службе?
Но прошло несколько лет. Что изменилось? Каким мы видим героя во второй части повести? (с. 202)
Почему Вырин превратился в хилого старика, кто в этом виноват? На эти вопросы мы попытаемся ответить подробнее. Найдите самый яркий по эмоциональному накалу эпизод первой встречи Вырина и Минского. Прочитайте его выразительно. (Стр.205. “Что сделано, того не воротишь…Он сжал бумажки в комок”).
Можно ли считать данное покаяние Минского настоящим? (…Виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть…)
12 слайд – Эпизод «Вырин у Минского». Почему от этой встречи наворачиваются слезы у бедного отца. Смотри слайд №5. Кого называют маленьким человеком?
13 слайд - “Маленький человек” – это человек, который относится к среднему или низшему социальному слою, но обладает высокими душевными и духовными качествами. (подготовленный ученик, Вова)
14 слайд - Почему Вырин делает вторую попытку встретиться с дочерью?
Как живет его дочь в Петербурге?
Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери? (Не верит в продолжительность и серьезность отношений между Минским и дочерью, помня историю блудного сына, расклеенную на своих стенах, и причисляя дочь к их числу; по ее беззаботному лицу Вырин понял, что Дуня забыла его, а ему нет места в этом мире.)
15 слайд – эпизод «2 прихода Вырина к Минскому». Почему Дуня, увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала просить прощения, как это произошло в известной библейской притче, развешанной у них на стене, а испугалась и упала в обморок?
4. 19 слайд - Составление таблицы. Работа в группах.
Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и истории Дуни? Докажем это.
20 слайд (заполненная таблица)
Основания для сравнения
Притча
История Дуни
Как уходит из дома?
1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.
1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.
Ищет ли кто-то?
2. Никто не ищет его.
2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации
Как живет после ухода из дома?
3. Ведет разгульный образ жизни.
3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…
Каково возвращение?
4. Радостная встреча сына с отцом.
4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.
Было ли раскаяние
5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.
5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.
Произошло ли примирение?
6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.
6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.
Вывод: есть общее, но есть и различия. Главное отличие – это покаяние блудного сына перед отцом и примирение.
21 слайд - фрагмент «На могиле отца»
22 слайд - 5. Аналитическая работа. Художники-иллюстраторы Венециан, Шмаринов, Добужинский в разные годы иллюстрировали повесть. На доске представлены иллюстрации к различным эпизодам повести.
Прокомментируй картину А.В Венециана. Какой эпизод изображен на картине?
Почему Пушкин не закончил повесть столь же радостно, как Рембрандт свою картину?
Кто оказался счастливее: блудный сын или блудная дочь?
Чей отец оказался счастливее: блудного сына или блудной дочери? Сравните историю отца блудного сына с историей Самсона Вырина.
История Самсона Вырина. История отца блудного сына
Сам отправляет Дуню в поездку.
Разыскивает и оплакивает бедную дочь.
Живет в труде, а потом в нищете.
Терпит предательство от близкого человека.
Теряет всякий интерес и смысл жизни.
Не дожидается возвращения дочери.
Предпочитает свести счеты с жизнью.
23 слайд - 6. Беседа по просмотренным фрагментам кинофильма.
Получили ли вы удовольствие от просмотра фрагментов кинофильма? А от чтения повести?
Совпадают ли ваши представления о киногероях с образами, которые присутствуют в повести?
Помогли ли кадры из фильма лучше понять драматическую историю Самсона Вырина?
Если была бы возможность обратиться к литературному или киногерою, что бы вы им сказали или написали?
24 слайд - 7. Подведение итогов урока. Работа с эпиграфом. Уроки нравственности сегодня и в прошлом.
Итак, ребята, наш урок по изучению повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель” подходит к концу. Давайте еще раз прочитаем наш эпиграф.
…Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Библия
Откуда взяты строки нашего эпиграфа?
Как вы понимаете их смысл?
25слайд – 8. Какие выводы мы можем вынести из этого произведения?
Нравственные уроки по священному писанию:
9. Выставление оценок за урок.
26 слайд - 10. Домашнее задание. Написать письмо Самсону Вырину от лица Дуни.
27 слайд - 11. Рефлексия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Значение мотива евангельской притчи о блудном сыне в повести "Станционный смотритель" А.С. Пушкина »
1 слайд - Значение мотива евангельской притчи о блудном сыне в повести "Станционный смотритель" А.С. Пушкина
Цели:
сопоставить евангельскую притчу о “блудном сыне” с пушкинской историей;
совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текстов;
воспитывать почитание и уважение к родителям, умение признавать свои ошибки и прощать других.
Оборудование:
Проектор, презентация, иллюстрации к повести «Станционный смотритель», раздаточный материал.
Источники: Ресурсы Интернета festival.1september.ru/articles/565798/? Журнал «Русская литература в казахстанской школе», журнал «Внеклассная работа в школе».
1. Вступительное слово учителя.
Слайд. Добрый день, уважаемые ребята и наши гости. Сегодня мы с вами обратимся к одному из самых проблематичных и поучительных произведений в русской литературе – к повести “Станционный смотритель” А.С.Пушкина, проанализируем яркие эпизоды, сопоставим их с евангельской притчей и извлечем свои уроки нравственности.
2 слайд - …Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Библия
2. Беседа по вопросам:
3 слайд - Кто главный герой повести, чем он занимался? (Главным героем повести являетсястанционный смотритель Самсон Вырин). Давайте совершим экскурсию в единственный музей литературного героя, история возникновения которого занимательна и по сей день. Слайд
4 слайд - Музей “Дом станционного смотрителя” (индивидуальное задание)
Игорь: Путешествия по почтовым трактам становились для современников Пушкина настоящим событием, тему дороги можно встретить у Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. А.С. Пушкин много путешествовал. Около 34 тысяч верст проехал он по дорогам России, не менее 13-ти раз бывал поэт и на Вырской станции. Предполагают, что и имя главному герою повести "Станционный смотритель" Пушкин дал от названия этой станции – древнерусского села Выра.
История Вырской почтовой станции берет свое начало в 1800 году. В то время здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была третьей по счету станцией от Петербурга. Типичная почтовая станция, отнесенная по "Табелям о рангах" к третьему разряду (18 ямщиков, 55 лошадей), она имела два корпуса: северный и южный – два одноэтажных домика, выложенных из кирпича, оштукатуренных и выкрашенных в розовый цвет. Домики выходили фасадом на дорогу и соединялись между собой кирпичной оградой с большими воротами посередине. 5 слайд - Внутри находились две деревянные конюшни, сараи, кузница, амбар, пожарная каланча и колодец. Северный корпус станции служил также жилищем смотрителя, за ним и сохранилось название – "Дом станционного смотрителя". Полосатый верстовой столб с цифрами "69" на тракте официально зафиксировал расстояние до Петербурга.
6 слайд - Амина: "Дом станционного смотрителя" – первый музей литературного героя, где сделана попытка исторически достоверно воссоздать образ и подобие той обстановки, которую видел каждый, "входя в бедное его жилище", и которую описал Пушкин.
…Из небольших сеней, освещенных фонарем со свечой, – вход на "чистую половину для приезжающих", интерьер которой воспроизводит "смиренную обитель" станционного смотрителя и его дочери. На стене при входе правила, указы и постановления: "Какому чину и по скольку выдавать лошадей", "О подорожных и сборе с оных". Здесь же расписание: "В какое время, и по скольку лошадей, и в какие экипажи запрягать должно".
В "красном" углу – стол смотрителя. На нем бронзовый подсвечник, ящик для денег, чернильница с гусиным пером, две шнуровые книги.
Когда-то существовала злая эпиграмма, подчёркивающая ничтожное положение чиновника 14 класса: "Коллежский регистратор – чуть-чуть не губернатор".
7 слайд - А вот и комната за перегородкой. Убранство ее воссоздает светелку девушки: диван, сундук для приданого, столик для рукоделия с пяльцами; на комоде портреты отца, зеркало, а рядом – портрет Дуни.
8 слайд - Всюду – приметы "смиренной, но опрятной обители": дорожные сундуки, чемоданы, "кровать с пестрой занавеской", на окнах "горшки с бальзамином", лубочные картинки – "История блудного сына”,– всё это воскрешает в памяти строки пушкинской повести.
Вы только что прослушали историю “Музея станционного смотрителя”, она нам поможет ответить на вопрос. Прочтем эпиграф. Кто такой коллежский регистратор? 9 слайд -Коллежский регистратор – самый младший гражданин чин 14 класса. (подготовленный ученик, Ваня).
А.С.Пушкин в своем эпиграфе к повести шутливо и иронично станционного смотрителя называет “диктатором”. 10 слайд - Обратимся к значению этого слова: Значение слова Диктатор по Ожегову: Диктатор - тот, кто ведет себя по отношению к другим властно и нетерпимо (подготовленный ученик, Киноят) Какова жизнь смотрителя на самом деле? (…Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто не почитал их извергами человеческого рода”? с. 199)
11 слайд - Найдите портрет Самсона Вырина в первой части повести. Каким его рисует автор? (с.201)
Счастлив ли был Вырин, несмотря на многочисленные проблемы, с которыми он ежедневно сталкивался на службе?
Но прошло несколько лет. Что изменилось? Каким мы видим героя во второй части повести? (с. 202)
Почему Вырин превратился в хилого старика, кто в этом виноват? На эти вопросы мы попытаемся ответить подробнее. Найдите самый яркий по эмоциональному накалу эпизод первой встречи Вырина и Минского. Прочитайте его выразительно. (Стр.205. “Что сделано, того не воротишь…Он сжал бумажки в комок”).
Можно ли считать данное покаяние Минского настоящим? (…Виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть…)
12 слайд – Эпизод «Вырин у Минского». Почему от этой встречи наворачиваются слезы у бедного отца. Смотри слайд №5.(Происходит психологическая схватка между Минским и станционным смотрителем. Минский хотел купить свое благополучие и заглушить работу проснувшейся совести. Деньги, мятые и небрежно врученные смотрителю, оскорбляют его (Вырина) человеческое достоинство. Впервые в русской критике вместе с образом Вырина рождается определение “маленький человек”). Кого называют маленьким человеком?
13 слайд - “Маленький человек” – это человек, который относится к среднему или низшему социальному слою, но обладает высокими душевными и духовными качествами. (подготовленный ученик, Вова)
14 слайд - Почему Вырин делает вторую попытку встретиться с дочерью? (Хочет лично увидеть дочь и убедить ее вернуться домой, но и посмотреть ей в глаза, понять, как она без него живет: ест и спит…)
Как живет его дочь в Петербурге? (с. 206“ Дуня, одетая со всею роскошью моды, сиделана ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского…Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною”.) (Она здорова, богата и нисколько не горюет от тех перемен, которые с ней произошли…)
Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери? (Не верит в продолжительность и серьезность отношений между Минским и дочерью, помня историю блудного сына, расклеенную на своих стенах, и причисляя дочь к их числу; по ее беззаботному лицу Вырин понял, что Дуня забыла его, а ему нет места в этом мире.)
15 слайд – эпизод «2 прихода Вырина к Минскому». Почему Дуня, увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала просить прощения, как это произошло в известной библейской притче, развешанной у них на стене, а испугалась и упала в обморок? (Ей стыдно за то, что она живет с любимым мужчиной без венчания и родительского благословения, теперь богата и обеспечена, а отец очень нуждается в куске хлеба; Дуня предала то хорошее, что было в прошлом: отца, память о себе – контакта “ глаза в глаза” не получилось…)
Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне. Напомним ее содержание (подготовленный ученик, Катя)
17 слайд - ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ.
Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он пошел к одному из жителей страны той, а тот послал его пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного пеленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк.15,11-32).
Эта притча едва ли не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна как для простого смертного, так и для художников.18 слайд - Экскурсия по картине Рембрандта “Возвращение блудного сына”(подготовленный ученик, Анель)
Картины Рембрандта являются вершиной голландской живописи, а одной из таких вершин стала картина "Возвращение блудного сына". Он писал ее в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным.
Темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний блудный сын вернулся к отцу. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий. А отец, склонившись к "бродяге", с бережной нежностью прижимает его к себе. Эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед ними обоими проходят годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук. Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще. Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади. Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Старик производит впечатление слепого, хотя в притче ничего не сказано о его слепоте.
Искусствовед М. Алпатов считает главным героем картины отца, а блудный сын – лишь повод для того, чтобы отец мог проявить свое великодушие. Он даже считает, что картина могла бы называться "Отец, прощающий блудного сына.
4. 19 слайд - Составление таблицы. Работа в группах. (1 группа- Гавриленко Е., Валиева А., Дайнес С., Будрина Ю., Гордиевский В., 2 группа: Киноятова А., Лемешко И., Петрусенко В., Мизамиев К., Гордиевский И.)
Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и истории Дуни?Докажем это.
20 слайд (заполненная таблица)
Основания для сравнения
Притча
История Дуни
Как уходит из дома?
1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.
1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.
Ищет ли кто-то?
2. Никто не ищет его.
2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации
Как живет после ухода из дома?
3. Ведет разгульный образ жизни.
3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…
Каково возвращение?
4. Радостная встреча сына с отцом.
4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.
Было ли раскаяние
5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.
5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.
Произошло ли примирение?
6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.
6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.
Вывод: есть общее, но есть и различия. Главное отличие – это покаяние блудного сына перед отцом и примирение. 21 слайд - фрагмент «На могиле отца» 22 слайд - 5. Аналитическая работа. Художники-иллюстраторы Венециан, Шмаринов, Добужинский в разные годы иллюстрировали повесть. На доске представлены иллюстрации к различным эпизодам повести.
Прокомментируй картину А.В Венециана. Какой эпизод изображен на картине?
Почему Пушкин не закончил повесть столь же радостно, как Рембрандт свою картину?
Кто оказался счастливее: блудный сын или блудная дочь?
Чей отец оказался счастливее: блудного сына или блудной дочери? Сравните историю отца блудного сына с историей Самсона Вырина.
История Самсона Вырина. История отца блудного сына
Сам отправляет Дуню в поездку.
Разыскивает и оплакивает бедную дочь.
Живет в труде, а потом в нищете.
Терпит предательство от близкого человека.
Теряет всякий интерес и смысл жизни.
Не дожидается возвращения дочери.
Предпочитает свести счеты с жизнью.
23 слайд - 6. Беседа по просмотренным фрагментам кинофильма.
Получили ли вы удовольствие от просмотра фрагментов кинофильма? А от чтения повести?
Совпадают ли ваши представления о киногероях с образами, которые присутствуют в повести?
Помогли ли кадры из фильма лучше понять драматическую историю Самсона Вырина?
Если была бы возможность обратиться к литературному или киногерою, что бы вы им сказали или написали?
24 слайд - 7. Подведение итогов урока. Работа с эпиграфом. Уроки нравственности сегодня и в прошлом.
Итак, ребята, наш урок по изучению повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель” подходит к концу. Давайте еще раз прочитаем наш эпиграф.
…Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Библия
Откуда взяты строки нашего эпиграфа?
Как вы понимаете их смысл?
слайд – 8. Какие выводы мы можем вынести из этого произведения?
Нравственные уроки по священному писанию:
Уважай и чти своих родителей за то, что они дали тебе жизнь и воспитали тебя.
Словом и делом выражай свое почтение.
Будь послушный.
Не ропщи на наказание.
Вовремя покайся в своих ошибках.
В нужде и старости ухаживай и корми их.
Дуня не смогла найти в новой жизни место для отца, тем самым оставила будущее поколение без прошлого, настоящего и будущего…
9. Выставление оценок за урок. 26 слайд - 10. Домашнее задание. Написать письмо Самсону Вырину от лица Дуни. 27 слайд - 11. Рефлексия. Учитель открывает скрытые на слайде слова, и просит учеников хором произнести их: «ДОБРОТА», «ЗАБОТА», «ВНИМАНИЕ», «СОСТРАДАНИЕ», «ЛЮБОВЬ», «УМЕНИЕ ПРОЩАТЬ»…
Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и истории Дуни?Докажем это.
Основания для сравнения
Притча
История Дуни
Как уходит из дома?
1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.
Ищет ли кто-то?
Как живет после ухода из дома?
Каково возвращение?
Было ли раскаяние
Произошло ли примирение?
Индивидуальные задания
Всем: Чтение повести «Станционный смотритель» с. 199-210, перечитать притчу о блудном сыне с. 198-199, повторить понятие притча, подумать о том какие вы дети и какие у вас родители, каковы ваши взаимоотношения.
Юля: нарисовать иллюстрации к повети «Станционный смотритель»
Диктатор - тот, кто ведет себя по отношению к другим властно и нетерпимо (Киноят) ____________________________________________________________________________
“Маленький человек” – это человек, который относится к среднему или низшему социальному слою, но обладает высокими душевными и духовными качествами. (Вова)
Музей “Дом станционного смотрителя” (Игорь, пересказ близко к тексту)
Путешествия по почтовым трактам становились для современников Пушкина настоящим событием, тему дороги можно встретить у Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. А.С. Пушкин много путешествовал. Около 34 тысяч верст проехал он по дорогам России, не менее 13-ти раз бывал поэт и на Вырской станции. Предполагают, что и имя главному герою повести "Станционный смотритель" Пушкин дал от названия этой станции – древнерусского села Выра.
История Вырской почтовой станции берет свое начало в 1800 году. В то время здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была третьей по счету станцией от Петербурга. Станция имела два корпуса: северный и южный – два одноэтажных домика, выложенных из кирпича, оштукатуренных и выкрашенных в розовый цвет. Домики выходили фасадом на дорогу и соединялись между собой кирпичной оградой с большими воротами посередине. Внутри находились две деревянные конюшни, сараи, кузница, амбар, пожарная каланча и колодец. Северный корпус станции служил также жилищем смотрителя, за ним и сохранилось название – "Дом станционного смотрителя". Полосатый верстовой столб с цифрами "69" на тракте официально зафиксировал расстояние до Петербурга.
Притча - краткий поучительный иносказательный рассказ
Катя – пересказ притчи о блудном сыне
Амина: пересказ близко к тексту
"Дом станционного смотрителя" – первый музей литературного героя, где сделана попытка исторически достоверно воссоздать образ и подобие той обстановки, которую видел каждый, "входя в бедное его жилище", и которую описал Пушкин.
…Из небольших сеней, освещенных фонарем со свечой, – вход на "чистую половину для приезжающих", интерьер которой воспроизводит "смиренную обитель" станционного смотрителя и его дочери. На стене при входе правила, указы и постановления: "Какому чину и по скольку выдавать лошадей", "О подорожных и сборе с оных". Здесь же расписание: "В какое время, и по скольку лошадей, и в какие экипажи запрягать должно".
В "красном" углу – стол смотрителя. На нем бронзовый подсвечник, ящик для денег, чернильница с гусиным пером, две шнуровые книги.
Когда-то существовала злая эпиграмма, подчёркивающая ничтожное положение чиновника 14 класса: "Коллежский регистратор – чуть-чуть не губернатор".
А вот и комната за перегородкой. Убранство ее воссоздает светелку девушки: диван, сундук для приданого, столик для рукоделия с пяльцами; на комоде портреты отца, зеркало, а рядом – портрет Дуни.
Всюду – приметы "смиренной, но опрятной обители": дорожные сундуки, чемоданы, "кровать с пестрой занавеской", на окнах "горшки с бальзамином", лубочные картинки – "История блудного сына”,– всё это воскрешает в памяти строки пушкинской повести.
Картины Рембрандта являются вершиной голландской живописи, а одной из таких вершин стала картина "Возвращение блудного сына". Он писал ее в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным.
Темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний блудный сын вернулся к отцу. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий. А отец, склонившись к "бродяге", с бережной нежностью прижимает его к себе. Эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед ними обоими проходят годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук. Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще. Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади. Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Старик производит впечатление слепого, хотя в притче ничего не сказано о его слепоте.
Искусствовед М. Алпатов считает главным героем картины отца, а блудный сын – лишь повод для того, чтобы отец мог проявить свое великодушие. Он даже считает, что картина могла бы называться "Отец, прощающий блудного сына.
Открытый урок по русской литературе в 6 классе
Значение евангельской притчи о блудном сыне в повести