Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи и творческих способностей по литературе для 5 класса »
Урок литературы в 5 классе.
Тема. Творческая мастерская. Как стать писателем сказочником.
Секреты волшебства, открытые тобой,
Помогут стать волшебником немножко.
А жанр у нас сегодня не простой.
Ведь это сказка!
Цель. Урок – путешествие в мир литературоведения
Умение представить свое произведение – сказку.
I.Слушаем отрывок из произведения «Руслан и Людмила»
«У лукоморья…»
На доске слова. Словарная работа. Объясняем значение слов.
Читатель, сказитель, писатель – сказочник
II. Начинаем разминку.
Итак, мы с вами читатели, мы старались с вами внимательно прочитывать сказки, чтобы « почувствовать» героев, оценить их поступки, услышать автора в произведении.
Сейчас проведем разминку и проверим, внимательны ли вы были при чтении.
-Назовите мне страну Литературии, где живут сказки, загадки, пословицы , поговорки, песни, частушки, небылицы, игры. Мы не можем назвать их автора.
Ответ. Устное народное творчество Фольклорные произведения.
Начинаем представление загадки, пословицы, небылицы, игры.
(это домашнее задание)
1.Узнай сказку
-1 « Попрощался с женой и пошёл в поход, куда было велено.
Месяца три погодя родила баба двух близнецов – мальчиков и назвала их…»
2. –Эй, старик, погляди-ка , медведь корову рвет.
- Молчи, жена! Это черт с нашего барина шкуру дерет.
3. «Стоял там стол, накрытый белой скатертью, а на нём стояла маленькая тарелочка, возле тарелочки по ложечке, а ещё семь маленьких ножей и вилочек»
Учитель. Почему я задала вам только три вопроса?
2.Переходим в страну Литературоведение.
Цель. Вспомним, по каким принципам строится сказка в устном народном творчестве. Составляем блок-схему. Сравниваем народную сказку и литературную.
Народная сказка Сказитель
Зачин Сюжет Концовка
«В некотором царстве..». События счастливая
а. Тип сказок: волшебные, о животных, бытовые.
б. Герои: наделены определёнными качествами. Делятся на положительных и отрицательных
в. Характерны повторы, общие места и постоянные эпитеты.
,
Литературная сказка
Автор из народной сказки читатель
авторская вымысел сюжет чувства настоящие,
позиция поиграть последовательность основанные на
помечтать событий жизненной правде
герои сказочные
3.Как же стать писателем сказочником? Делаем вывод.
А. Мы познакомились с народными и литературными сказками.
Выяснили, чем они отличаются, чем похожи. Наблюдали, как народная сказка может влиять на литературную.
Б. А сейчас давайте попытаемся выяснить разницу между сказителем и писателем - сказочником. И поможет вам в этом
собственный литературный опыт: сказка, созданная вами.
Наставление
(учитель и гном - беседа –представление)
Если вы, сочиняя сказку, старались, чтобы она как можно больше была похожа на сказку народную, то
Зачин вы не придумывали сами, эпитеты использовали постоянные сказочные. Герой преодолевал препятствие да не одно, а целых три. Концовку взяли традиционную. Если так, то вы настоящий сказитель, потому что следовали многовековым традициям русской народной сказки. От себя
ничего не добавляли, чего-то нового, необычного не придумывали.
2.Ну вот герои у вас хоть и сказочные, вымышленные, но придумали вы их сами. И препятствия, которые они преодолевают, тоже придуманы вами. И речь героев, и
место действия – вы это всё вообразили себе, описали сами.
Теперь вас можно назвать писателем – сказочником.
Гном:
-Ребята, а как вы думаете, чем так сильно отличаются
Эти две части нашей работы над сказкой?
-Тем, что когда мы придумываем всё сами, опираясь на своё воображение, мы считаемся писателем.
Учитель: Что такое вымысел в литературе, вы уже знаете.
Без него не обходится ни одно художественное произведение.
Итак, художественный вымысел – это отражение воображения автора в его произведении.
Гном:
-Ой, я понял. У народной сказки нет автора. Значит и вымысел там не меняется сказителем, он лишь подчёркивается его манерой говорить.
Учитель:
Таким образом, вы видите, что воображение - умение видеть необычное в обычном, придумать что-то новое, интересное – это одно из важнейших качеств писателя.
Запомните, воображение тесно связано с наблюдательностью.